Курс лекций по "Социология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 14:34, курс лекций

Описание работы

ЛЕКЦИЯ № 1. Социология как наука
1. Предмет, объект, функции и методы социологии
Термин социология происходит от двух слов: латинского «социетес» – «общество» и греческого «логос» – «слово», «понятие», «учение». Таким образом, социологию можно определить как науку об обществе.
Такое же определение этого термина дает известный американский ученый Дж. Смелзер. Однако это определение довольно абстрактно, так как общество в различных аспектах изучают и многие другие науки.

Файлы: 1 файл

конспек лекции по социологии.docx

— 254.63 Кб (Скачать файл)

1) распределение существующих в обществе форм и способов создания и передачи объектов культуры;

2) устойчивые и изменчивые процессы в культурной жизни;

3) обуславливающие их социальные факторы и механизмы.

Культурное содержание можно  выделить в любой целенаправленной деятельности социальных субъектов: труде, политике, быту и т. п.

При социологическом изучении культуры особое значение имеет выделение  ценностного компонента, что позволяет  объединить культуру в систему, обеспечивающую их связь на различных уровнях: общество в целом; социальные группы; личности.

Понятие «культура» в современном  социологическом знании обозначает созданную людьми искусственную  среду существования и самореализации: это обычаи, верования, ценности, нормы, символы, находящие свое выражение  в предметной среде, моделях поведения, которые устанавливаются людьми, передаются из поколения в поколение  и являются важными источниками  регулирования социального взаимодействия и поведения. Каждое конкретное общество создает свою собственную культуру, которая передается из поколения  в поколение в результате исторического  развития, что ведет к возникновению  различных видов культур.

Важным направлением в  социологии культуры является анализ такого явления, как культурные универсалии. Культурные универсалии – это нормы и ценности, которые присущи всем культурам независимо от географического положения, исторического периода или социальных условий.

Американский социолог Дж. Мердок выделил более 70 культурных универсалий, существующих потому, что они удовлетворяют наиболее важные потребности. К таким универсалиям относятся: язык, религия, символы, этика, искусство, образование, обычаи, ритуалы, правила поведения и т. д.

Очевидно, что каждая культура включает в себя тысячи культурных элементов, сливающихся в некоторое  единое целое. Культурные элементы –  это совокупность основных составляющих культуры.

Впервые понятие культурного  элемента сформулировал американский исследователь Э. Хоббель в 1949 г. Он определил культурный элемент как первичную, считающуюся более неделимой единицу поведенческого образца или неделимый материальный предмет.

Элементами материальной культуры могут быть, например, такие  предметы, как отвертка, карандаш, носовой  платок. Элементами нематериальной культуры может быть пожатие руки или езда по левой стороне дороги.

Культурные элементы комбинируются  в культурный комплекс, все части  которого взаимосвязаны. Культурный комплекс является промежуточным звеном между  культурными элементами и институциональной  культурой. Каждый вид человеческой деятельности содержит культурные специфические  комплексы, которые аналитическим  путем можно разложить на ряд  отдельных культурных элементов.

Важной проблемой социологии культуры являются такие широко распространенные явления, как этноцентризм и культурный релятивизм.

Этноцентризм – это тенденция оценивать другие культуры через призму своей, с позиции ее превосходства. Проявление этой тенденции может принимать различные формы (миссионерская деятельность, крестовые походы).

В условиях нестабильности общества, ослабления государственной  власти этноцентризм может перерасти  в ксенофобию, воинствующий национализм.

Историческая практика показывает, что этноцентризм проявляется в  более терпимых формах, что дает социологам основание находить в  нем положительные моменты, увязывая их с патриотизмом, национальным самосознанием, групповой солидарностью.

Культурный релятивизм – самобытность любой культуры. Как отмечает американский исследователь Р. Бенедикт, ни одна ценность, ни одна особенность культуры не может быть полностью понята, если анализировать ее в отрыве от целого. Культурный релятивизм смягчает действие этноцентризма и способствует поиску путей сотрудничества и взаимного обогащения различных культур.

Наиболее рациональный путь развития и восприятия культуры в  обществе – сочетание черт как  этноцентризма, так и группового релятивизма, когда индивид, испытывая  чувство гордости за культуру своей  группы, в то же время способен понять другие культуры, поведение членов иных социальных групп, оценить их самобытность и значение.

2. Основные элементы и функции культуры

Рассматривая культуру в  виде сложной системы, социологи  выделяют в ней базисные элементы. Они подразделяются на два вида: материальные и нематериальные.

Материальная  культура – это то, в чем материализуются знания, умения и верования людей.

Духовная культура включает язык, знания, верования, нормы, ценности, многое другое, т. е. все то, что возникает в сознании людей и определяет их поведение.

В социологии культуры основное внимание уделяется исследованию культуры как символической, нормативной, ценностной системы, направляющей и регулирующей деятельность людей.

Культура как ценностно-нормативный  механизм регулирования социальных взаимодействий обеспечивает целостность  общества и социальный порядок.

В качестве основных и наиболее устойчивых элементов культуры выделяют язык, социальные ценности, социальные нормы, традиции и обряды.

Язык – система знаков и символов, наделенных определенным смыслом. Он является исходным условием образования любых сообществ и выполняет разнообразные функции, главная из которых – создание, хранение и передача информации. Язык также выполняет роль ретранслятора культуры, т. е. ее распространителя.

Социальные ценности – это общественно одобряемые и принятые убеждения по поводу основных стремлений человека. В механизме влияния культуры на общественные отношения особенно важно то, что культура устанавливает системы ценностей и определяющие их критерии. Поведение человека определяется его потребностями, на основе которых формируется интерес, т. е. некоторым потребностям придается большее значение. Индивиды и группы должны постоянно выбирать способы удовлетворения своих потребностей.

В таких ситуациях выбора вступают в силу ценности и критерии, определяющие шкалу ценностей.

Следует отметить, что ценностно-регулятивный механизм представляет собой сложную  организованную систему, в которой  общую регуляцию поведения человека, помимо ценностей, осуществляют еще  нормы – своеобразные правила  поведения.

Социальные нормы – это правила, образцы и стандарты поведения в соответствии с ценностями определенной культуры. Нормы по своему происхождению и содержанию тесно связаны с ценностями.

В норме та или иная культурная ценность представляется как желательный  конкретный образец поведения. Поэтому  нормы выражают специфику, своеобразие  той культуры, в рамках которой  формируются и функционируют. Культуру, которая указывает на стандарты  правильного поведения, т. е. на то, что человек должен (или не должен) делать, называют нормативной культурой.

Таким образом, культурная норма  является системой поведенческих ожиданий, образцом того, как люди предполагают действовать.

С этой точки зрения нормативная  культура – это тщательно разработанная  система таких норм и стандартизированных  способов чувствования и действия, которым члены общества следуют  более или менее точно. Нормы  устанавливают и допустимую границу  деятельности, выступающую условием принадлежности к группе.

Следовательно, нормы –  это средство социальной регуляции  поведения индивидов и социальных групп.

Обычаи – это привычные, наиболее удобные и достаточно распространенные способы групповой деятельности, которые рекомендуются выполнять.

К нарушениям социальных обычаев  применяются неформальные санкции  – замечания, порицания и т. д. Если обычаи переходят от одного поколения к другим, то они приобретают характер традиций.

Традиции – это элементы социального и культурного наследия, которые передаются из поколения в поколение и сохраняются в течение длительного времени.

Как правило, традиции порождают  консервативность и вызывают застой в жизни общества. Например, передача власти по наследству в монархиях.

Обряды – это совокупность символических коллективных действий, обусловленных обычаями и традициями и воплощающих в себе нормы и ценности.

Обряды сопровождают важные моменты человеческой жизни: крещение, помолвку, свадьбу и т. д. Сила и значимость обрядов заключается в их эмоционально-психологическом влиянии на поведение людей.

С обрядами тесно связаны  церемонии и ритуалы. Под церемонией понимается определенная последовательность символических действий по поводу какого-либо торжественного события, например, посвящения в студенты. Ритуалы связаны с  символическими действиями по отношению  к священному или сверхъестественному.

Это, как правило, стилизованный  набор слов и жестов, цель которых  – вызвать определенные коллективные эмоции и чувства.

Таким образом, культурные элементы образуют ядро социальной культуры как  ценностно-нормативной системы поведения  людей.

Наряду с основными  элементами существуют и другие, выполняющие  определенные функции в обществе. В частности, привычки – стереотипы поведения в тех или иных ситуациях; манеры – внешние формы поведения, подлежащие оценке окружающих; этикет – особые формы поведения, принятые в определенных социальных кругах; мода – как проявление индивидуальности и стремления поддержать свой социальный престиж.

Основываясь на анализе основных элементов, составляющих культуру, можно  сделать определенные выводы о функциях, выполняемых данным социальным явлением. В социологической литературе выделяются основные функции, выполняемые социальной системой:

1) познавательная. Данная функция проявляется в том, что культура выступает как способ, метод ценностного освоения действительности. Освоение действительности воплощается в практической деятельности людей (в производстве, быту, политической, научной, учебной деятельности). Отсюда логически вытекает другая функция культуры – практически-преобразовательная;

2) практически-преобразовательная. Призвана организовать, определить содержание и направленность практической деятельности людей;

3) регулятивная, нормативная. Культура посредством социальных норм, ценностей, традиций, знаний создает устойчивые социальные условия жизни людей, упорядочивает опыт и регулирует поведение людей в обществе и той или иной социальной группе. Поэтому большинство исследователей случайное, спорадическое не относят к культуре;

4) коммуникативная. Основой ее является язык, общение. Они помогают индивидам, группам, обществам понять друг друга. Проблемы понимания получили глубокую разработку в социально-экономических работах представителей герменевтики (от греч. – истолкование, разъяснение). В социологии эти взгляды были развиты и конкретизированы в «понимающей социологии»;

5) функция социализации человека. Социализация является важнейшим средством его становления как члена общества, субъекта деятельности, общественных отношений. Культура воспитывает ответственность, внутреннее, нравственное ограничение, в процессе социализации формируется индивидуальность, неповторимость личности;

6) гедонистическая. Культура выступает средством развлечения, удовлетворением эстетических и моральных потребностей.

3. Формы культуры

Итак, культура состоит из множества элементов и выполняет  в обществе различные функции.

Более того, каждое общество, каждая группа имеют свою уникальную культуру.

Именно в связи с  этим в социологической науке  актуализируется вопрос о разнообразных  формах культуры. В зависимости от того, кто создает культуру, ее разделяют  на массовую, элитарную и народную.

Массовая, или общедоступная, культура появилась в середине XX в., когда средства массовой информации проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев.

В современной социологии массовая культура рассматривается  как коммерческая, поскольку произведения науки, искусства, религии и т. п. выступают в ней в качестве предметов потребления, способных при продаже приносить прибыль, если они учитывают вкусы и запросы массового зрителя.

Важным направлением исследования массовой культуры современной социологией  является ее воздействие на становление  личности.

Так, австрийский психолог З. Фрейд указывал на то, что при  потреблении массовой культуры действуют  механизмы внушения и заражения.

Человек как бы перестает  быть самим собой, а становится частью массы, сливаясь с ней.

Предпосылками возникновения  массовой культуры были следующие явления: демократизация, индустриализация, развитие средств массовой коммуникации, становление  нового типа индустриально-коммерческого  производства и распространение  стандартизированных духовных благ.

К примерам массовой культуры можно отнести эстрадную музыку.

Она, как правило, имеет  достаточно широкую аудиторию, но по сравнению с элитарной культурой  обладает меньшей художественной ценностью.

Элитарная культура создается привилегированной частью общества или по ее заказу профессиональными творцами. К ней относят специфические формы культуры, создаваемые в расчете на то, что они будут поняты лишь небольшой группой людей, обладающих особой художественной восприимчивостью и называемых в силу этого элитой общества.

Информация о работе Курс лекций по "Социология"