Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 16:33, реферат
Особое место в социальной структуре общества занимает человек как основной, изначальный элемент этой структуры, без которого нет и быть не может ни социальных действий, связей и взаимодействий, ни социальных отношений, общностей и групп, ни социальных институтов и организаций. Человек одновременно и субъект и объект всех общественных отношений. Правильно говорят: каковы люди – таково и общество; но не менее верно и то, что каково общество - таковы и члены этого общества. Как справедливо замечает видный югославский социолог Эр.Лукач, “Человек есть продукт общества и его законов, но и общество является таким, каким оно есть, именно потому, что оно есть общество людей, потому что в нем объединены люди, а не другие существа”. Это не значит, отмечает он далее, что общество всецело определяется человеком или даже в первую очередь человеком; но это значит, что человек является одним из факторов, которые определяют общество.
Введение 2
§1. Понятие личности в социологии 3
§2. Активность и социализация личности 11
§3. Понятие социальной структуры личности 13
§4. Типология личностей 17
§5. Ролевая и статусная концепция личности 21
Заключение 25
Литература 26
Министерство образования
Российской Федерации
СПБГАСУ
Кафедра: политологии и правоведения
Предмет: социология.
Реферат.
«Личность, как объект социологического исследования»
Работу выполнил студент гр. СД–IV
Круглов Илья Константинович
Работу принял преподаватель
Балтовский Леонид Васильевич
Санкт-Петербург
2012 г.
План.
Введение
§1. Понятие личности в социологии
§2. Активность и социализация личности 11
§3. Понятие социальной структуры личности 13
§4. Типология личностей
§5. Ролевая и статусная концепция личности 21
Заключение
Литература
Введение
Вся история мировой социальной
мысли отражает главное в происходящих
в обществе процессах: жизнедеятельность
человека, вступающего во взаимоотношения
с другими людьми с целью удовлетворения
возникающих потребностей. Но не только
жизнедеятельность человека характеризует
качественную определённость общества,
но и общество формирует человека
как существо мыслящее, обладающее
речью и способное к
Особое место в социальной структуре общества занимает человек как основной, изначальный элемент этой структуры, без которого нет и быть не может ни социальных действий, связей и взаимодействий, ни социальных отношений, общностей и групп, ни социальных институтов и организаций. Человек одновременно и субъект и объект всех общественных отношений. Правильно говорят: каковы люди – таково и общество; но не менее верно и то, что каково общество - таковы и члены этого общества. Как справедливо замечает видный югославский социолог Эр.Лукач, “Человек есть продукт общества и его законов, но и общество является таким, каким оно есть, именно потому, что оно есть общество людей, потому что в нем объединены люди, а не другие существа”. Это не значит, отмечает он далее, что общество всецело определяется человеком или даже в первую очередь человеком; но это значит, что человек является одним из факторов, которые определяют общество.
§1.Понятие личности в социологии.
Понятие личности в социологии - предметная область социологии, занимающаяся:
- исследованием социокультурной обусловленности человеческой сущности,
- механизмов, способов и институционализируемых
стратегий индивидуально-
Может пониматься как:
- специальная социологическая теория , объектно-ориентированная на изучение индивидуального уровня (само)организации и структурации социума, а также протекающих на этом уровне социокультурных процессов (так или иначе связанных с предельно широко понимаемыми процессами социализации и социальной адаптации);
- совокупность разнопарадигмальных социологически ориентированных теорий личности (статусно-ролевые, диспозиционные, психологизированные, культурологизированные и т.д. теории личности);
- метатеоретический уровень рефлексии, ориентированный на выявление и критический анализ возможностей и ограничений социологических средств и социологии как научной дисциплинарности в целом в исследовании личностной проблематики (в этом случае необходим анализ и внедисциплинарной критики основных социологических парадигм и исследовательских стратегий).
«Соотношение индивида (личности) и социума
(общества) как одно из основных направлений
научного анализа было изначально декларировано
в проекте социологии как особой социальной
науки О. Контом. Оно явилось одним из основных
"камней преткновения" для британской
версии социологии в силу необходимости
согласования установок социологического
анализа с доминировавшим в стране индивидуалистически-
Таким образом, в дискурсах социальных
наук и (в значительной мере) социальной
философии специфику подхода
в понимании человека задает тематика
и проблематика самореализации последнего
в контекстах социальных отношений,
предметной деятельности и общения,
в которых через индивидуальное
проявляется типическое (социально
значимые черты, связи и отношения
конкретного социума и
воспитания и
Стало очевидным, что в конкретно-исторических социумах и культурах в понятие "личность" вкладывается существенно различающееся содержание. Традиционное общество предполагало слитость, единство человека с родом, общиной, выступавших как социальное целое, вне которого индивид не мыслился как самостоятельный социально действующий агент. В этом случае речь можно вести скорее только о коллективной личности. Собственно же единичная личность предполагает ту или иную степень автономности и свободы человека (в рамках юридически закрепленных и/или религиозно санкционированных прав и обязанностей) в своих действиях и поведении, персональную ("личностную") ответственность за них. Таким образом, личности нет вне самореализации индивида, проявления им своей неповторимой индивидуальности. Следствием сказанного становится применение термина "личность" на уровне здравого смысла только для характеристики человека, обладающего развитой индивидуальностью. Как целостность и индивидуальность трактует личность психология. В культурологическом подходе актуализируется вопрос о применимости понятия "личность" за пределами культурного ареала, сформированного под влиянием традиций античности и христианства, с установкой на посюстороннюю самореализацию человека, наиболее полно воплотившейся в идеалах гражданского общества. В социологическом же анализе вводится представление о необходимости учета "трехуровневости" этого понятия, применяемого для характеристики индивида:
как носителя социальности вообще;
как представителя
как индивидуальности.
Эти уровни по-разному учитываются
и соотносятся в конкретных социологических
теориях личности, присутствуя в
явном (эксплицированном) или неявном
(имплицитном, латентном) виде в любой
из них при определении
В частности, они задают разное определение еще одной основополагающей абстракции социальной теории - понятию "базисной личности". Последняя фиксирует репрезентативный для данной культуры, социума, общности, группы тип личности, т.е. комплекс черт, проявляющихся у индивидов к ним принадлежащим чаще всего. Частота же проявления может быть зафиксирована трояко:
как статистическая
как типологический комплекс черт, присущих большому количеству индивидов при всем различии их поведения;
как воплощение в поведении
ценностей данной культуры, даже
если они проявляются в
«Соотносимым с понятием "базисной личности" является понятие "культурный идеал личности", фиксирующее комплекс принятых, нормированных и санкционированных представлений о том, какие черты должен воплощать в себе представитель определенной группы, общности, социума, чтобы снискать себе их положительную оценку, пользоваться их поддержкой и чувствовать себя комфортно в тех или иных социокультурных условиях и ситуациях. Если "базисная личность" отражает реально наличенствующие в действительности черты индивида, то "культурный идеал личности" - скорее желаемую модель, которая задает шкалы оценок реального поведения людей. То или иное сочетание и соотнесение реального и модельного формируют представления о норме и отклонении от нее. Представления о "нормальности" индивида для данной группы, общности, социума имплицитно содержат в себе обозначение допустимых пределов в компромиссе социума и личности, позволяющие им относительно беспроблемно и бесконфликтно взаимодействовать в рамках принятой модели конформистского поведения.»2
Для социологии личности, особенно для психологически ориентированных ее версий, большое значение имеет выделение и анализ так называемых личностных структур. Под последними имеются в виду целостные "внутренние"комплексы, мотивирующие и побуждающие изменения как в самом индивиде, так и в формах его предметной и коммуникативной активности, и находящиеся в свою очередь под тем или иным стимулирующим эти изменения воздействием "внешней" социокультурной среды, надындивидуальных факторов человеческого бытия. Становление данных структур и анализ механизмов саморегуляции личности на их основе являются предметом анализа прежде всего психологических наук. Социологию же эта проблематика интересует в той мере, в какой она помогает описывать и анализировать процессы самоопределения индивида и различных социокультурных условиях и ситуациях и "простраивать" системы межличностных и надличностных взаимодействий в рамках групп, общностей и социальных институтов. С этой точки зрения необходим анализ трех взаимопроникающих друг в друга систем представлений, лежащих в основе формирования так называемых субъективного, отраженного (зеркального) и ролевого "Я".
«Система субъективного "Я" есть комплекс представлений индивида о своей внутренней подлинной сущности, о своей выделенности из среды и противопоставленности другим "Я", структурам "не-Я" в целом. Субъективное "Я" формируется в процессе социализации человека на основе развития его задатков и способностей, накопления индивидуального опыта и выполнения социально значимых функций, под воздействием социального окружения индивида. Однако конечная "цель" субъективного "Я" - автономизировать человека, сформировать его экзистенциальные установки и ориентации, систему его личностных смыслов, т.е., по сути, - его индивидуальность. Оно предполагает наличие механизмов самоидентификации и самозащиты личности, их выражение (в той или иной мере) в самосознании. Самоидентификация опирается на "глубинные" индивидуальные ценности, ее механизмы максимально скрыты от "внешнего наблюдателя", практически не поддаются фиксации средствами социологического анализа. В этом аспекте личность становится предметом философской и религиозно-теологической рефлексий, будь то в аспекте выявления имманентного и трансцендентного (божественного и тварного) начал в индивиде, задающих ее сущность, будь то в аспекте обоснования нравственного поведения (взаимоотношение сущего и должного), будь то в аспекте проявления индивидуальности человека в пограничных жизненных ситуациях. Однако самоидентификация может быть оценена и эмпирически (на степень адекватности различным ситуациям деятельности) и особо явно проявляться в конфликтах личности в ситуациях, предполагающих выбор
Информация о работе Личность, как объект социологического исследования