Личность, как объект социологического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 16:33, реферат

Описание работы

Особое место в социальной структуре общества занимает человек как основной, изначальный элемент этой структуры, без которого нет и быть не может ни социальных действий, связей и взаимодействий, ни социальных отношений, общностей и групп, ни социальных институтов и организаций. Человек одновременно и субъект и объект всех общественных отношений. Правильно говорят: каковы люди – таково и общество; но не менее верно и то, что каково общество - таковы и члены этого общества. Как справедливо замечает видный югославский социолог Эр.Лукач, “Человек есть продукт общества и его законов, но и общество является таким, каким оно есть, именно потому, что оно есть общество людей, потому что в нем объединены люди, а не другие существа”. Это не значит, отмечает он далее, что общество всецело определяется человеком или даже в первую очередь человеком; но это значит, что человек является одним из факторов, которые определяют общество.

Содержание работы

Введение 2
§1. Понятие личности в социологии 3
§2. Активность и социализация личности 11
§3. Понятие социальной структуры личности 13
§4. Типология личностей 17
§5. Ролевая и статусная концепция личности 21
Заключение 25
Литература 26

Файлы: 1 файл

реферат, социалогия.docx

— 70.68 Кб (Скачать файл)

 


  1. Социология. Издательство мысль. 1990.

линии поведения вообще. Субъективное "Я" во многом как раз и предопределяет выбираемые индивидом способы самоутверждения  в мире, однако в целом имеет  тенденцию к отграничению от внешних  действий и поведения человека, образуя  зачастую противостоящий и противоречащий им уровень самореализации и самоопределения. Большую роль в соотнесении "внешнего" и "внутреннего" играют выбранные  и/или освоенные индивидом механизмы  психологической самозащиты, предохраняющие его от потери самоуважения и распада структур деятельности при явном расхождении последних между собой. Среди этих механизмов можно назвать следующие: а) сублимации (переключения внимания и перевода активности в другую область, в которой индивид имеет большие шансы добиться успеха); б) рационализации поведенческих схем (подмены истинных мотивов и/или вытеснения мотивов, неприемлемых в данной ситуации); в) перцептуального отрицания (невосприятия информации, оцениваемой как негативная); г) проекции (переноса неприемлемого для индивида на других людей).

Субъективное "Я" часто выполняет  компенсаторские функции, смягчая для индивида неудачи в реальной деятельности и коммуникации, и поэтому может весьма неадекватно репрезентировать как возможности самого человека, так и реальные социальные коллизии, в которые он попадает. Корректирующую функцию в этом случае может выполнить система отраженного (зеркального) "Я", выступающая в целом своеобразным посредником между планами содержания и выражения, индивидуальной замкнутостью и внешним самоутверждением индивида. Отраженное (зеркальное) "Я" характеризует комплекс представлений человека о себе, складывающийся на основе известных ему или предполагаемых им оценок себя другими людьми и своих реакций на эти реальные или предполагаемые оценки. Оно также может быть в разной степени адекватным реальному положению дел. Ведь люди весьма избирательны в отборе информации и субъективны в оценке реакции других людей и часто бывают малопредсказуемы в своих реакциях. Кроме того, отраженное (зеркальное) "Я" может не только корректировать субъективное "Я", но и вступать с ним в открытое противостояние. Однако в целом оно выступает мощным фактором конформизма, включения человека в систему социального контроля, реальных социальных связей и отношений. Детерминантами формирования отраженного (зеркального) "Я" являются микросреда и первичные группы, в которые входит или в которых социализировался индивид, а также референтные (и эталонные) для него группы.

Ответственность за реальное самоутверждение  человека в мире несет его ролевое "Я", формирующееся на основе реально  выполняемых или желаемых индивидом  социальных функций. В рамках этой структуры  он как бы "выносит себя вовне", ориентируясь на достижение внешних, видимых  другими результатов, реализовывая свои интенции через формирование комплекса  черт и свойств, проявления которых  от него ожидают, требуют и санкционируют другие индивиды, группы, общности, институты. Это максимально открытая в социум личностная структура, эксплицирующая внешнюю детерминацию индивидуальных моделей и стратегий поведения. Ее конституирование предполагает активное "задействование" механизмов адаптации к среде не только через процессы воспитания и обучения, но и через прямое внушение, заражение, подражание. Ролевое "Я" также может быть в разной степени согласовано с другими подсистемами личности. Однако его рассогласование с ними ведет не только к возможной дезинтеграции и фрустрации личностных структур, но и к дезорганизации систем социальных взаимодействий, явлениям социальной изоляции или, наоборот, агрессии по отношению к окружению, росту конфликтов, в которые втягивается индивид.

"Наложение" структур субъективного,  отраженного (зеркального) и ролевого "Я" друг на друга, их  проекции вовне лежат в основе  формирования различных моделей  и стратегий индивидуального  и коллективного (в рамках надиндивидуальных взаимодействий) поведения человека, выработки определенной "концепции жизни", латентных и эксплицированных социальных качеств личности, типологизация которых в их соотнесенности с принятыми культурными идеалами является прямой задачей социологии. Неадекватная оценка себя и своих возможностей, реальных социальных условий и ситуаций, рассогласование подструктур личности, базисных и нормативных ее моделей, возрастание индивидуальной и социальной конфликтности могут приводить к формированию структур так называемого "ложного" ("расколотого" и т.п.) "Я", а в социальном плане фиксироваться как рост различного рода отклонений от норм и характеризоваться как девиантное поведение.

Различная степень учета структур личности приводит к поляризации  статусно-ролевых концепций личности, акцентирующих прежде всего "внешнюю" детерминацию индивида и его поведения выполняемыми им социальными функциями (закрепленными в социальных позициях, статусах и ролях индивида), и диспозиционных концепций личности, исходящими из фактора самодетерминации индивида и его поведения его диспозиционными (социальные установки и ценностные ориентации) и мотивационными структурами. В качестве альтернативных им разрабатываются теории, ориентированные на синтез с психологией или культурологией при анализе личностных структур и поведения. В феноменологически ориентированной социологии на первый план выдвигаются понятия интерсубъективного пространства и повседневной жизни, в экзистенционалистски ориентированной социологии (Э.А.Тириакьян и др.) - стратегии ситуативного анализа. Специально становление индивида как социального субъекта (личности), а также формирование личностных структур рассматриваются в различных концепциях социализации, воспитания и образования. Эти различные по своим методологическим основаниям и концептуальному оформлению парадигмальные стратегии изучения личности в целом оформились в неклассический (включая этап неоклассики) период развития социологии, с которым связан "расцвет" личностной проблематики и тематики в социологии (классическая социология в значительной мере маргинализировала данную проблематику и тематику, о чем уже говорилось выше).

Именно становление неоклассических  по своей сути дискурсов Чикагской  школы, а затем и структурно-функционального  анализа способствовало конституированию различных версий статусно-ролевого подхода к пониманию социальной сути человека. Статусно-ролевые концепции личности на долгое время стали ассоциироваться в социологической и внесоциологической традициях как выражающие саму суть С.Л., т.е. социологического видения и понимания личностной проблематики. Они по-новому переоформили классические установки дюркгеймовского социологизма и европейского рационализма, в соответствии с которыми человек в своем личностном аспекте трактовался как: 1) в основе своей редуцируемый к социально-личностной ипостаси, что позволяет отвлечься от психологических компонент личностной структуры; 2) детерминируемый в этом измерении социальными отношениями, взаимодействиями, условиями и ситуациями; 3) принципиально "разумный" (рациональный) при определении стратегий и тактики своего поведения-действования, ориентируемого на институционально транслируемые нормы социальной жизни; 4) предсказуемый ("калькулируемый") в своих социально предопределяемых действиях и поступках.

Предельное основание действий индивида - следование стратегии реализации социальной функции, вменяемой ему  как его социальная позиция в  социальной системе и "под которую" он социализирован и адаптирован. При  этом социальные позиции типологизируются на предписанные (фактом рождения и наследования, например) и достигаемые (в результате личных усилий индивида), соотношение которых в социуме предопределяет параметры возможностей социальной мобильности внутри него (во многом характеризуя степень открытости-закрытости социальной системы). Занятие той или иной социальной позиции предполагает способность и готовность индивида к исполнению определенной социальной роли. Последнюю можно определять: 1) через совокупность требований, транслируемых от социума и его подструктур к данной социальной позиции; 2) через совокупность действий, которые должен выполнять индивид, занимающий ту или иную социальную позицию; 3) через систему внутренне связанных своей ориентацией на других (другие социальные позиции) действий индивида, занимающего данную социальную позицию; 4) как ожидаемое от индивида социальное поведение, соответствующее занимаемой им социальной позиции в социальной иерархии; 5) как личностную (но обезличенную в смысле деперсонализации и задаваемости социальной позицией) проекцию социальных деятельностей и практик (праксисов); 6) как способ (технологию) реализации социальной функции индивидом, в зависимости от занимаемой им социальной позиции; 7) как институционально предписанный данной социальной позиции способ удовлетворения той или иной потребности индивида. Таким образом, акцент в способе задания (предписывания) роли индивиду выступает как демаркатор той или иной версии в статусно-ролевом подходе к личности.

Личностная динамика рассматривается в социологии двояким образом: с одной стороны, как внешне обусловленная и детерминированная деятельность человека, осуществляемая им в процессе социализации, а с другой — как его собственная активность, выраженная в индивидуальном стиле жизни и жизненных стратегиях.»3 

                     §2.Активность и социализация личности.

 

Социализацией называется процесс  становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.

«Социализация выполняет в общество три основных задачи:

1) интегрирует индивида в общество, а также в различные типы  социальных общностей через усвоение  им элементов культуры, норм и  ценностей;

2) способствует взаимодействию  людей вследствии принятия ими социальных ролей;

3) сохраняет общество, производит  и передает культуру поколений  через убеждения и показ соответствующих  образцов поведения.

По мнению Ч. Кули, личность проходит следующие стадии социализации:

1) имитацию - копирование детьми  поведения взрослых;

2) игровую - детское поведение как исполнение роли со значением;

3) групповые игры - роль как ожидаемое  от нее поведение. В процессе  социализации различают ее первичные  и вторичные формы.

Первичная (внешняя) социализация означает приспособление индивида к ролевым  функциям и социальным нормам, складывающимся в различных социальных институтах общества на различных уровнях жизнедеятельности  человека. Происходит это через социальную идентификацию – т.е. осознание  своей принадлежности к данной общности. Агентами здесь выступают семья, школа, сверстники либо субкультуры  и компенсаторы, ведущие к десоциализации.

Вторичная социализация - интериоризация, т.е. означает процесс включения социальных ролей во внутренний мир человека. В результате складывается система внутренних регуляторов поведения личности, что обеспечивает соответствие (либо противодействие) поведения индивида заданным со стороны общественной системы образцам и установкам. Это представляет собой жизненный опыт, способность к оценке норм, тогда как на уровне идентификации они в основном лишь усваивались.

 


  1. Социология. Издательство мысль. 1990.

Важнейшими факторами социализации личности выступает феномен нахождения индивида в группе и самореализации через нее, а также вхождение  индивида в более сложные структуры  общества.

Группа выступает в качестве социальной ниши, обеспечивающей личности определенный уровень комфорта. Но этот уровень обеспечен лишь при  соблюдении необходимых условий  бесконфликтного включения человека в группу - при соответствии личностных ожиданий и требований группы к возможностям личности.»4

Основными определяющими факторами  на внеличностном (групповом) уровне выступают  понятия социальной стратификации: статус, роль, престиж, должность и  т.д.

 На следующем - межличностном (внутригрупповом) уровне важнейшими факторами социализации являются национальные особенности; характер деловых и личностных взаимоотношений между членами группы; сплоченность членов группы на основе общих интересов.


 На личностном уровне проявляются характеристики члена группы как личности через его самооценку, анализ взаимозависимости, потребность в самоутверждении. На данном уровне определяющими факторами, снижающими риск социальных конфликтов в обществе, являются личная ответственность, осознание себя членом группыличный контроль действий. В результате социализации формируются различные типы личности, социальные характеры, разнообразные потребности, ценностные ориентации. Рассмотрим различные подходы к описанию механизмов социализации. Так, согласно Э. Фромму, при различных способах социализации, указанных в левой части, возникают, соответственно, пять способов адаптации к социуму: мазохистский - рецептивный,

садистский - эксплуатируемый,

деструктивный - накопительский,

конформистский - рыночный,

продуктивный - духовный.

Э. Фромм считал, что доминирующий тип социального характера совпадает с типов самоотчуждения личности на различных исторических этапах развития общества, делая тем самым акцент на биопсихологических факторах.

 


  1. http://socio.rin.ru/cgi-bin/article.pl?id=552

 

 

 

 

 

 

 

 

                       §3.Понятие социальной структуры.

 

При рассмотрении общества как системы, мы подчеркивали, что общество структурировано. Социальная структура – это оформленная  система различий в положении, условиях жизни и способах существования  людей. Это также совокупность относительно устойчивых социальных общностей людей, определенного порядка их взаимодействия и отношений.

Необходимо подходить к идее понимания структуры не как статического образования, а как динамического  целого. Такой подход способствует созданию теорий структурной организации  общества по самым разным критериям. Описание населения как субъекта социологического анализа предполагает его группировку по каким-либо признакам. Проблема выбора этих признаков является очень важной в социальной теории. В социологии существуют различные  школы со своими подходами к решению  этой проблемы. Для структурирования населения используется метод социальной стратификации.

Необходимость и актуальность анализа  проблем социальной структуры населения  обусловлена тем, что, во-первых, в  ней сфокусированы основные социальные противоречия, присущие обществу на каждом конкретном этапе развития; во-вторых, социальная структура тесно связана  с демографической структурой; хотя в науке традиционно социально-классовые  и демографические процессы исследуются  обособленно, однако в реальной действительности здесь существует самая тесная взаимосвязь: изменения социальной структуры  общества оказывают огромное влияние  на характер демографических процессов; демографические изменения, в свою очередь, являются природной базой социальной структуры.

Итак, под социальной структурой в  основном понимается система социальных групп населения, слоев и классов  и их отношения по поводу положения в обществе.

         В основе  деления населения на классы  и социальные группы лежит  закон разделения труда. Труд  представляет собой сложно организованный  общественный процесс, первое  и необходимое условие человеческой  жизни, является фундаментальной  и основной формой человеческой  деятельности. Лишь в труде человек  раскрывает законы природы и  общества, выступает подлинным творцом  своих форм общения, создает разнообразный мир культуры.

Информация о работе Личность, как объект социологического исследования