Личность, как объект социологического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 16:33, реферат

Описание работы

Особое место в социальной структуре общества занимает человек как основной, изначальный элемент этой структуры, без которого нет и быть не может ни социальных действий, связей и взаимодействий, ни социальных отношений, общностей и групп, ни социальных институтов и организаций. Человек одновременно и субъект и объект всех общественных отношений. Правильно говорят: каковы люди – таково и общество; но не менее верно и то, что каково общество - таковы и члены этого общества. Как справедливо замечает видный югославский социолог Эр.Лукач, “Человек есть продукт общества и его законов, но и общество является таким, каким оно есть, именно потому, что оно есть общество людей, потому что в нем объединены люди, а не другие существа”. Это не значит, отмечает он далее, что общество всецело определяется человеком или даже в первую очередь человеком; но это значит, что человек является одним из факторов, которые определяют общество.

Содержание работы

Введение 2
§1. Понятие личности в социологии 3
§2. Активность и социализация личности 11
§3. Понятие социальной структуры личности 13
§4. Типология личностей 17
§5. Ролевая и статусная концепция личности 21
Заключение 25
Литература 26

Файлы: 1 файл

реферат, социалогия.docx

— 70.68 Кб (Скачать файл)

К. Маркс выделял двойственную природу  труда. Конкретная трудовая деятельность есть одновременно и деятельность, в ходе которой люди вступают в  определенные связи и отношения  друг с другом. Труд приобретает  человеческую характеристику, становясь  целесообразной деятельностью. Труд также  выступает как всеобщее условие  обмена веществ между человеком  и природой. Труд есть не только средство удовлетворения потребностей, но и сам по себе является одной из ключевых общественных потребностей, поскольку ни одно общество не может существовать без труда.

Общественный характер труда выражается в том, что он выступает как  форма кооперации людей и представляет собой единство живого и прошлого труда, а значит и реализацию способностей к труду не только конкретного  человека, но и других людей, которые  принимали участие в освоении им способов труда. Труд не следует  связывать только с материальным производством. К. Маркс в «Философско-экономических  рукописях 1861 – 1863 годов» рассматривает  духовный и материальный труд как  две сферы единого материального  производства, целью которого является создание материальных и духовных благ, общественного богатства и развитие личности.

На ранних этапах жизни общества труд представлял нерасчлененный, синкретичный процесс, но постепенно по мере развития общества он становится все более  разнообразным, сложным, многосторонним, совершенным. Происходит так называемое разделение труда, под которым понимается дифференциация и сосуществование  различных и вместе с тем связанных  между собой видов и форм трудовой деятельности, разделение занятий.

Разделение труда включает два  типа разделения форм и видов деятельности: собственно социальное разделение труда  и специализацию, которая связана  с профессиональным разделением  общества, самого труда. В процессе специализации человек имеет  дело с различными предметами, применяет  разные орудия и приемы труда, что  придает его деятельности специфический  характер, вызывает разделение общества на профессиональные группы.

Профессиональное разделение труда  показывает, что в обществе существуют разные виды труда, которые определили деление людей на различные профессиональные группы, каждая из которых занята постоянно  своим видом деятельности. Профессиональное разделение труда является показателем  того, что в обществе профессиональное деление закрепляется и социально-экономическими отношениями (например, отношениями  собственности, распределения). Разделение труда по профессиям, по роду занятий  образует устойчивые общности людей, которые  оформляются в профессиональные группы под воздействием ряда факторов: трудового опыта, навыков, определенного  круга знаний, использования сходных методов.

Общность трудовых функций, основных принципов, норм профессиональной этики  и трудовой деятельности характеризует  профессиональные группы в обществе.

Трудовая деятельность включена в  определенные социально-экономические  условия, связана с той или  иной социально-профессиональной группой, локализована, ограничена во времени  и пространстве (рабочим местом). Однако само общественное и профессиональное разделение труда – это объективный  процесс, который имеет свою логику и свои законы, он не может быть ограничен временными рамками. Профессиональное разделение труда одновременно разделяет и сплачивает людей, изменяет их жизненный мир. Статусы отдельных профессий изменяются под влиянием информационной и технологической революции, социально-экономических условий и зависят как от степени квалификации, так и от общественного мнения. Характер профессии определяется ее содержанием, что связано со спецификой предмета труда, средств, целей труда и конкретных профессиональных требований.

Итак, возникнув на основе разделения труда, социально-классовое деление  приобретает известную относительную  самостоятельность. Наиболее значимым и распространенным понятием здесь  выступает понятие «класс», которое  в социологии употребляется для  обозначения совокупности людей, обладающих определенными существенными, общественно-значимыми  чертами. В Древнем Риме, например, классом называли людей, которые облагались налогом.

В наше время можно встретить  самые разные подходы к определению  классов. В отечественной социологии до недавнего времени общепринятым было следующее определение классов (на основе марксистской методологии): классы - это большие группы людей, различающихся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают [4].

Активизация социальных сил, обусловленная  потребностями модернизации общества, сегодня вывела на первый план такие  противоречия, которые далеко не совпадают  с нашими традиционными представлениями  о социальной действительности, требуют  поиска новых подходов к анализу  социальной структуры населения и системы неравенства.

Классы – сложные общественные образования. Но выделение их – это  только часть проблемы, если даже верно  их охарактеризовать. Кроме них в  социальной структуре общества выделяется множество социальных слоев и  групп, часть которых находится  на границе между классами. Именно этой сложностью социальной структуры  общества и объясняется введение в научный обиход понятия социальной дифференциации.

Люди в обществе могут быть дифференцированы на основе различных качественных особенностей, например, биологических, интеллектуальных и т. д.. Люди могут отличаться друг от друга ростом или цветом волос, но нет в цивилизованном мире установленной  и урегулированной системы неравенства, определяющей, что толстые лучше  тонких, и что высокие ростом могут  пользоваться большими общественными  привилегиями, чем те, кто не очень «вышел ростом».

Социальная дифференциация в отличие, например, от биологической, создает систему социальной иерархии.

Некоторые социальные характеристики могут быть не очень значимыми, а  некоторые, например, владение средствами производства, политической властью  и т. д. могут быть настолько значимыми, что создают возможность воздействия  на других членов общества, на массовое поведение людей.

Система оценок, значимости и возможности  действия создает иерархию ценностей  и неравенства социальных ролей  и позиций. Социальные группы, слои, классы располагаются друг относительно друга выше или ниже в признанной в обществе иерархии.

Если посмотреть на то, как расположены  различные социальные группы в нашем  обществе, то нетрудно увидеть своеобразную социальную пирамиду, где общественные блага распределяются в зависимости  от позиции социальной группы по этой пирамиде.

                                  Социальная лестница

На рисунке сплошной линией обозначено расположение различных групп населения  по социальной иерархической лестнице, а пунктирной – распределение общественных благ.

Даже такой далекий от совершенства рисунок позволяет увидеть существенную особенность строения социальной пирамиды общества:

1.              Чем ниже группа населения  по социальной иерархии, тем больше ее численность, и наоборот.

2.              Чем выше группа населения  по социальной иерархии, тем больше  часть общественного богатства,  которая приходится на ее долю.

Как видим, социальная пирамида устроена таким образом, что большая часть  населения пользуется меньшим количеством  благ и, наоборот, той небольшой группе, которая находится на верхушке пирамиды, доступны практически все общественные блага.

Необходимо отметить, что такая  социальная пирамида – это далеко не изобретение нашего общества. Страны мира тоже расположены пирамидально: наверху пирамиды находятся экономически развитые страны, внизу – развивающиеся. Население США, например, составляет всего лишь чуть больше 4% от населения  земли, но находится на верхних этажах этой пирамиды: оно пользуется примерно 40% богатства мира.

Так же пирамидально располагаются  «бедные» и «богатые» территории (районы) в пределах отдельных стран, республик.

«Основной проблемой социальной структуры, тем не менее, является не то, что она устроена пирамидально, где одни группы населения занимают более высокое положение, чем другие. Главное заключается в принципе устройства пирамиды: в силу каких обстоятельств, причин и условий та или иная социальная группа занимает именно эту позицию на этой пирамиде, которую она занимает, насколько эта позиция соответствует ее вкладу в дело создания общественного богатства, которая в каждый конкретный исторический момент распределяется между представителями этих социальных групп; и, наконец, как организовать общественную систему таким образом, чтобы каждая социальная группа занимала то место на иерархической лестнице, которое она заслужила своим вкладом в общественное развитие.

На основе общественного разделения труда и образа жизни можно  выделить территориально-поселенческую  структуру общества, которая представляет собой совокупность устойчивых общностей  людей, формирующихся на основе социальной неоднородности условий жизнедеятельности  в разных территориальных образованиях, и отношений между этими общностями.»5

 

                                 §4. Типология личностей.                                                 

 

«Типология личности - фундаментальная проблема психологического познания. Одним из первых ее постановку и тщательный анализ осуществил Карл Густав Юнг в классическом труде «Психологические типы». Следует отметить, что вопросы типологии не ограничиваются общими принципами группировки отдельных личностных свойств и подструктур, но предполагают рассмотрение личности как цельного субъекта, отличающегося от других субъектов не только по темпераменту и характерологическим проявлениям, но и по специфическому образу жизни, способу восприятия окружающего мира, мировоззрению, системе ценностей и т.д.

Как видно из краткого обзора классификаций  темперамента и характера, при выделении  типов личности учитываются ее устойчивые индивидные или

социально сформированные характеристики, такие как особенности телесной конституции, свойства нервной системы, акцентуации и т.д. Однако наряду с психофизиологическими и психиатрическими критериями оценки, могут

быть выделены наиболее общие основания, позволяющие типизировать


  1. А. Г. Спиркин. Основы философии. Издательство политическая литература 1988.

личность в ее целостности и  специфике психической деятельности.

Одна из таких попыток была осуществлена Иваном Петровичем Павловым, который, наряду с описанием четырех типов  темперамента, выделил три «сугубо  человеческих типа» высшей нервной  деятельности: мыслительный, художественный, средний. В основе павловской типологии  лежит соотносительное участие  первой и второй сигнальной системы  в восприятии мира и организации активности человека.

По Павлову, представители мыслительного  типа, характеризующегося преобладанием  активности второй сигнальной системы  левого полушария головного мозга, весьма рассудительны, склонны к  детальному анализу жизненных явлений, к отвлеченному абстрактно-логическому  мышлению. Их чувства отличаются умеренностью, сдержанностью и обычно выражаются вовне, лишь пройдя через «фильтр  разума». Люди этого типа, как правило, интересуются математикой, философией, их увлекает научная деятельность.

У людей художественного типа преобладает  активность первой сигнальной системы  правого полушария головного  мозга и наблюдается развитое образное мышление, на которое накладывают  отпечаток высокая эмоциональность, яркость воображения, непосредственность и живость восприятия действительности. Их интересуют, прежде всего, искусство, поэзия, музыка, театр, они успешно  реализуют себя в писательском и  художественном творчестве. В противоположность  скептицизму мыслительного типа, личности художественного склада нередко  оказываются «романтическими натурами».

Большинство людей (до 80%) относятся  к «золотой середине», среднему типу. В их характере незначительно  преобладает рациональное или эмоциональное  начало, и это зависит, главным  образом, от воспитания и жизненных  обстоятельств. Проявляться указанные  типологические особенности начинают к 12-16 годам: одни подростки большую  часть времени отдают литературе, музыке, искусству, другие - шахматам, физике, математике, поэтому подростковый возраст  вполне благоприятен для предварительной профориентации.

Другой пример системной разработки проблем типологии личности - теория психологических типов К.Г. Юнга. Юнг связывал типологические различия с двумя факторами: 1) преобладание определенной установки сознания в  психической деятельности индивида; 2) доминирование одной из основных психических функций.

В теории Юнга выделяются две установки  или ориентации сознания, соответствующие  двум направлениям психической энергии: интроверсия и экстраверсия.

Интроверсия предполагает направленность психической активности на феномены и содержания внутреннего мира субъекта, его мысли, фантазии, переживания. В  данном случае мотивирующая сила поступков  исходит от самого субъекта и в  меньшей степени зависит от внешних («объективных») обстоятельств. Интроверт - это человек, обращенный вглубь себя, прислушивающийся к «внутреннему голосу», ведущий интенсивную внутреннюю жизнь и проявляющий незначительный интерес к окружающему.

Экстраверсия, наоборот, обращает человека к миру внешних явлений и событий. При этом наблюдается преимущественная направленность вовне, на объект: зависимость  от него или повышенный интерес к  нему. Экстраверт в своих мыслях, чувствах и поступках склонен подчиняться «объективным» внешним требованиям или «притягательной силе» объекта. Юнг подчеркивал, что эти два типа не являются жестко закрепленными.

Информация о работе Личность, как объект социологического исследования