Личность, как объект социологического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 16:33, реферат

Описание работы

Особое место в социальной структуре общества занимает человек как основной, изначальный элемент этой структуры, без которого нет и быть не может ни социальных действий, связей и взаимодействий, ни социальных отношений, общностей и групп, ни социальных институтов и организаций. Человек одновременно и субъект и объект всех общественных отношений. Правильно говорят: каковы люди – таково и общество; но не менее верно и то, что каково общество - таковы и члены этого общества. Как справедливо замечает видный югославский социолог Эр.Лукач, “Человек есть продукт общества и его законов, но и общество является таким, каким оно есть, именно потому, что оно есть общество людей, потому что в нем объединены люди, а не другие существа”. Это не значит, отмечает он далее, что общество всецело определяется человеком или даже в первую очередь человеком; но это значит, что человек является одним из факторов, которые определяют общество.

Содержание работы

Введение 2
§1. Понятие личности в социологии 3
§2. Активность и социализация личности 11
§3. Понятие социальной структуры личности 13
§4. Типология личностей 17
§5. Ролевая и статусная концепция личности 21
Заключение 25
Литература 26

Файлы: 1 файл

реферат, социалогия.docx

— 70.68 Кб (Скачать файл)

Интроверсия и экстраверсия наблюдаются  в душе любого человека и в естественном жизненном процессе закономерно  сменяют друг друга, чередуются, подобно  фазам систолы (сокращение сердца, тогда  кровь нагнетается в артерии) и диастолы (расширение полостей сердца вследствие расслабления его мышц, сердце "отдыхает"). Интровертированность или экстравертированность означают лишь преимущественную направленность сознания. (Отметим, что понимание Юнга не совпадает полностью с трактовками интроверсии и экстраверсии, положенными Г. Айзенком в основу его знаменитого теста).

Второй значимый фактор дифференциации психологических типов - максимальная выраженность одной из четырех психических  функций, к которым относятся: мышление, чувство, ощущение и интуиция. Та или  иная функция становится определяющей в жизни индивида, другая оказывается  подчиненной и вспомогательной, еще две - остаются недифференцированными (неразвитыми) и действуют преимущественно  на бессознательном уровне. В зависимости  от этого фактора человек в  своем восприятии мира и поведении  преимущественно опирается либо на рациональное суждение, либо на эмоциональную  и этическую оценку событий; либо на факты и впечатления, либо на интуитивное (целостное и до конца не осознанное) понимание.

По данному критерию выделяются следующие типы:

    * мыслительный,

    * эмоциональный,

    * сенсорный и

    * интуитивный.

Каждый тип может быть интровертированным или экстравертированным, поэтому всего Юнгом детально описаны восемь возможных типов личности.

Типологии личности могут строиться  по самым разным критериям, например, по характеру направленности личности, ее интересов, идейных ориентиров и  убеждений, а также в соответствии с культурно обусловленными типами мировоззрения.

К данной группе относятся «идеологические» типологии, в частности, классификация  Эдуарда Шпрангера. В ней выделяются шесть типов личности, на основе шести универсальных ценностных ориентаций. Выделенные Шпрангером ценности присущи в определенной мере всем людям и являются стержневыми в человеческой жизни. У различных людей наблюдаются те или иные комбинации приведенных ниже ценностей, с преобладанием какой-либо одной из них.

    * Теоретическая. Человек,  придающий приоритетное значение  этой ценности, прежде всего, заинтересован  в раскрытии истины.

    * Экономическая. «Экономический»  человек, в первую очередь,  ценит то, что полезно и выгодно,

    * Эстетическая. Такой человек  преимущественно ориентирован на  совершенную форму и гармонию.

    * Социальная. Наивысшей  ценностью для «социального»  человека является любовь и  признание людей.

    * Политическая. Доминирующий  интерес политического типа - впасть. Ему соответствует «человек силы».

    * Религиозная. Люди этого  типа, главным образом, заинтересованы  в понимании мира как единого  целого, управляемого высшими силами, Богом, абсолютом или первопринципом.

Аналогичного аксиологического (ценностного) подхода придерживался и Гордон (Уиллард) Олпорт, полагавший, что типы личности должны определяться в соответствии с различиями в ценностных системах разных индивидуумов. По Олпорту, ценности можно представить как наиболее сложные, глубинные личностные черты или диспозиции, служащие главным критерием отнесения человека к определенному типу.

Другими примерами типологии, могут  служить классификации, построенные  на основе различий в профессиональных ориентациях, или социально-психологические  классификации, в которых критерием  выступают социальные роли личности, стиль лидерства (классификация К. Левина) и т.д.

Специфика современных разработок проблем психологической типологии  в отечественной науке (исследования К.А. Абульхановой-Славской, Б.С. Братуся, А.И. Крупнова и др.) заключается в стремлении анализировать личность не как автономный комплекс устойчивых свойств, но в плане личностной активности, носящей типологический характер, в свете сложного отношения «человек - жизненный путь». В этом направлении создаются качественно новые типологии: инициативы, ответственности, семантического интеграла активности личности, личностной способности к организации времени, социального мышления и ряд других.»6

 

 

 

 

 

 

 


  1. http://psychology.filolingvia.com/publ/tipologija_lichnosti_psikhologicheskie_tipy_lichnosti/42-1-0-660

             §5.Ролевая и статусная концепция личности.

 

Какова же структура общества, состоящего из нескольких миллиардов личностей?

Ответ на этот вопрос дает Рэлф Линтон в работе «Исследование человека».

Элементами социальной структуры  выступают социальные статусы и  роли. Социальные статусы характеризуют  устойчивость общества, преемственность  его жизнедеятельности. Социальные роли характеризуют изменчивость общества.

Социальный статус — позиция (положение) индивида (группы) в социальной системе, определяемая по некоторым признакам (этническим, профессиональным и т. д.).

Каждый человек обладает рядом  статусов. Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором. Главный статус в статусном наборе – это наиболее характерный для данного человека статус, с которым его идентифицируют (отождествляют) другие люди или с  которым он сам себя идентифицирует.

«Существует несколько классификаций статусов:

  1. Различают социальный статус и личный статус.

Социальный статус — положение  человека в обществе, которое он занимает как представитель большой  социальной группы (профессии, класса, национальности, пола, возраста, религии).

Личный статус — положение человека в обществе, которое он занимает как представитель малой социальной группы.

     2. Различают предписываемый  статус и достигаемый статус.

Предписываемым является любой  полученный не по своей воле статус, над которым индивид не имеет  контроля, например, в котором человек  рожден (прирожденный статус), но который  позже обязательно признан обществом или группой.»7

Система родства дает набор прирожденных статусов и предписываемых статусов. Сын, дочь, сестра, брат, мать, отец, племянник, тетя, кузина, дедушка и т.д. — прирожденные статусы. Их получают кровные родственники.

Некровные родственники (теща, тесть, свояк, свояченица, шурин, деверь и пр.) — это предписываемые, но не прирожденные статусы, поскольку их приобретают  благодаря браку. Таковы также статусы пасынка и падчерицы, получаемые через усыновление.

Достигаемый статус приобретается  в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека.

Таковы статусы президента, банкира, студента, профессора, православного, члена консервативной партии, мужа, жены, крестного отца и матери.

Их получают по собственному желанию. Иногда вид статуса определить


  1. Добреньков В. И., Кравченко А.И.  Социология. М.: Инфра-М, 2010. - 623 с.

 

трудно. В таких случаях говорят о смешанном статусе, обладающем чертами предписываемого и достигаемого.

Например, гендерный статус — социальное выражение пола.

Помимо своей воли человек от природы получает тот или иной пол, но в процессе социализации может  выбрать по собственному желанию  традиционную или нетрадиционную сексуальную ориентацию.

Статусы также подразделяются на:

- постоянные и временные,

- формальные и неформальные.

Формальные статусы предусмотрены  в нормативных документах социальных институтов.

Неформальные существуют по взаимному соглашению самих людей.

Ни в какой момент времени  ни один человек не существует вне статуса или статусов.

В общественном мнении со временем вырабатывается, передается изустно, поддерживается, но, как правило, ни в каких документах не регистрируется иерархия статусов и социальных групп, где одни ценятся и уважаются больше других.

Место в такой незримой иерархии называется рангом.

Человек может иметь высокий  социальный и низкий личный статус, и наоборот.

Социальный статус, которого человек  в данный момент не имеет, но очень  хочет занять называется референтным статусом.

Человек смотрит на мир и относится  к другим людям в соответствии со своим статусом. Бедные завидуют богатым, а богатые с пренебрежением относятся к бедным. Владельцы  собак не понимают невладельцев, жалующихся на то, что они стали хозяевами лесопарка. Статусы человека определяют интенсивность, продолжительность, направленность и содержание социальных отношений людей. Статус определяет тот интерес, который данный человек явно или неявно, постоянно или временно будет преследовать и защищать. Статусы определяют характер, содержание, продолжительность, интенсивность человеческих взаимоотношений — и межличностных, и социальных.

«Социальная роль — модель поведения, ориентированная на данный статус, шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу.»8

Между статусом и ролью есть промежуточное  звено — ожидания людей (экспектации). Ожидания могут как-то фиксироваться и тогда становятся социальными нормами, если их рассматривают как обязательные требования (предписания). А могут не фиксироваться, но от этого не перестают быть ожиданиями.

Поведение, которое соответствует  ожиданиям тех, кто функционально  связан с данным статусом, называется социальной ролью. Иное поведение ролью  не


  1. Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. - 383 с.

является. Социальная роль — индивидуальное поведение человека в соответствии с занимаемым статусом.Совокупность ролей (ролевой комплекс), ассоциируемых с одним статусом, называется ролевым набором. Каждый статус обычно предполагает исполнение ряда ролей. Каждая роль из ролевого набора требует особой манеры поведения. У каждой роли свой тип реализации социальных отношений. Ролевой набор формирует набор социальных отношений. Готовность, предрасположенность к социальному отношению принято называть установкой. «Ролевой набор» — все виды и все многообразие шаблонов поведения (ролей), закрепленных за одним статусом.

Мы в разной степени отождествляем  себя со своими статусами и соответствующими им ролями. Иногда мы буквально сливаемся  с ролью, переносим стереотип  поведения с одного статуса на другие, даже не задумываясь. Максимальное слияние с ролью называется ролевой  идентификацией, а среднее или  минимальное — дистанционированием  от роли. Дистанцирование от роли надо отличать от сокращения межстатусной дистанции. Чем выше общество ценит какой-то статус, тем сильнее степень идентификации с ним. Обладатели высокого статуса стремятся при помощи символических атрибутов (орденов, формы, титулов) даже внешне отличаться от носителей низших статусов.

Большинство ролей являются личностно  не значимыми для человека. Их отсутствие или наличие человек воспринимает незаметно, в них не вкладывается частичка души и своего «Я». Другие роли (их меньшинство), прежде всего  связанные с главным статусом, воспринимаются как часть «Я». Их потеря переживается особенно глубоко, как внутренняя трагедия. Социальная роль — это маска, в которую  облачается человек, попадая на люди. Она может срастись с ним: роль станет неотделимой частью собственного «Я», все зависит от степени идентификации с ролью.

Поведение человека в соответствии с социальной ролью делает его  поступки предсказуемыми, что упорядочивает  общественные отношения. Наиболее предсказуемо поведение в случае статусной  и ролевой идентификации, т.е. когда  имеет место чисто (или преимущественно) ролевое поведение. Чисто ролевое  поведение — модель поведения, основывающегося  только на статусных и ролевых  предписаниях, на которую не влияют личностные особенности субъекта или  особенности ситуации. Реальное поведение  людей чаще всего не сводится к  чисто ролевому, оно значительно богаче.

Во-первых, человек одновременно исполняет  несколько ролей. Вступая в самые  различные взаимоотношения (дополнения, отрицания и т. д.) между собой, они порождают многоцветность, мозаичность  поведения. Во-вторых, характер исполнения роли зависит от групповых и личностных особенностей. В-третьих, исполнение роли зависит от обстоятельств, времени  и места. Чисто ролевое добровольное поведение не навязано личности извне  и во многом является результатом  ее свободного выбора. Такое поведение  при всех издержках и деформациях  обычно не приводит к нарушению нравственных основ личности.

Бывают случаи, когда чисто ролевое  поведение навязывается личности извне  в результате давления группы или  социальных обстоятельств. Личность сама определяет какие статусы занимать и какие роли играть. К выбору статусно-ролевого набора нужно подходить ответственно. Во-первых, необходима адекватная самооценка собственных физических и умственных способностей. Во-вторых, следует избегать возникновения статусно-ролевого конфликта. Для этого следует стремиться не занимать статусы со взаимно исключающими социальными ролями

 

                                                  Заключение.

 

Человек – существо деятельное. Включившись  в систему общественных отношений  и видоизменяясь в процессе деятельности, человек приобретает личностные качества и становится социальным субъектом.

Мы не говорим “личность новорожденного”, понимая его как индивида. Мы всерьез  не говорим даже о личности двухлетнего  ребёнка, хотя он многое приобрёл из общественного  окружения. Поэтому личность не есть продукт перекрещивания биологических и социальных факторов.

Информация о работе Личность, как объект социологического исследования