Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 17:09, реферат
Проблемы лидерства и управления имеют давнее и тесное взаимодейст¬вие.Впервые лидерство как явление попало в фокус экспериментального иссле¬дования в начале 30-х годовXX в. в научной школе известного психолога Курта Левина, которая занималась изучением влияния группы на индивидуальное по¬ведение человека
Лидерство и стили руководства
В чем различия между лидером и руководителем?
Проблемы лидерства и управления имеют давнее и тесное взаимодействие.Впервые лидерство как явление попало в фокус экспериментального исследования в начале 30-х годовXX в. в научной школе известного психолога Курта Левина, которая занималась изучением влияния группы на индивидуальное поведение человека. Выяснилось,что группа может оказывать значительное управляющее влияние, как на действия,так и на мнение отдельного ее члена и что становление и развитие группы происходит,в том числе через постепенную кристаллизацию функций ее лидера- человека,на которого ориентируются другие члены группы и который успешнее других выражает групповое мнение.
Часто даже в профессиональной
литературе авторы смешивают понятия
«лидер»и «руководитель»,употребляя их
через запятую как синонимы.
Первое отличие- это происхождение.Лидерство
возникает естественным образом
в том смысле, что является результатом
внутригрупповых процессов в
малой группе,определяющих ее структурирование.Назначение
руководителя чаще всего происходит
извне, например,с более высокого
уровня управления,и новый
Второе важное отличие касается способов осуществления лидерских и руководящих функций. Лидерские функции чаще всего носят неформальный характер. Они нигде не прописаны,распоряжения лидера никем не оформляются письменно в приказы, что,впрочем, не означает, что их исполнение не обязательно для членов группы. Иногда они более эффективны и действенны,а санкции за неисполнение могут наступить с гораздо большей оперативностью и неотвратимостью.В то же время руководитель обязан официально оформлять свои распоряжения.
Третье отличие связано
со сферами влияния лидеров и
руководителей.Как правило,
Три указанных отличия можно подытожить с помощью различения понятий «формальный»и «неформальный»аспекты группы.Каждая реально взаимодействующая группа имеет формальную и неформальную структуры,которые могут совпадать или не совпадать.Для каждой из названных структур есть лицо или лица,осуществляющие координирующие функции, являющиеся своего рода«цементом»,удерживающим других людей в составе группы.Для формальной структуры таковым является руководитель,а для неформальной- лидер. Наиболее простой для рассмотрения случай, когда формальная и неформальная структуры совпадают. В этом случае можно говорить о руководителе-лидере.Быть таким человеком -большая удача и для него, и для членов подобной группы.Такой руководитель-лидер обладает более широким спектром инструментов воздействия на членов группы.Для выполнения его указаний нет нужды использовать официальные санкции, группа гораздо лучше управляема.
На практике,однако, чаще всего бывает иначе. Формальные и неформальные аспекты не совпадают, и более компетентный руководитель нуждается в установлении и поддержании хороших отношений с неформальными лидерами групп,входящих в руководимую им организацию.Менее компетентный руководитель вынужден наиболее полно использовать властные полномочия,предоставленные ему сверху, для того чтобы добиваться решения внешних по отношению к группе и ее членам управленческих задач. Это приводит к разным стилям руководства.
КОНЦЕПЦИИ РУКОВОДСТВА.
На сегодняшний день можно выделить четыре основных подхода к рассмотрению концепций руководства:
1. Характерологический подход или подход с позиции личностных качеств.
2. Поведенческий подход.
3. Ситуационный подход.
4. Подход с точки зрения социального обмена. Рассмотрим каждый из подходов в порядке хронологии.
I. Подход с позиции личностных качеств.
Поскольку данный подход- первый на путиисследования эффективного руководства и стилей управления,он не предполагает дифференциация между руководством и лидерством,т.е. здесь руководство== лидерство,руководитель= лидер. Потребность и очевидность разделения этих понятий возникла позже.
Итак, объектом одной из первых попыток определения сущности руководства в организациях были менеджеры высшего звена.Работа Честера Барнарда («Функции руководителя»,1938) остается классической в этой области.Организации- это системы,и Барнард полагал,что в первую очередь руководители должны отвечатьза проектирование и поддержание этих систем,осуществляя функции:
1) координирования действий
и систем, необходимых для
2) привлечения в организацию нужных людей и обеспеченияих взаимодействия;
3) определения задач и целей организации.
Когда люди,подобно Барнарду,
рассуждают о том, как должны действовать
руководители,они предполагают,что существуют
правильные(эффективные)и неправильные(неэффективные)
1. Теория«выдающегося человека».Этот ранний характерологический подход к исследованию руководства часто называют теорией «выдающегося человека»в силу его направленности на поиск лидера,которого ждет явный успех.Исследователи надеялись, что они смогут улучшить функционирование организации относительно простым способом:определив характеристики оптимальных лидеров, подобрав людей с такими характеристиками и поставив их на руководящие должности.
Общая методология ранних исследований,использовавших характерологическую теорию, сводилась к поиску существенных различий между личностными характеристиками удачливых и неудачливых лидеров. В публикациях тех лет определение успеха варьирует от показателей деятельности возглавляемой лидером группы до личного успеха лидера.В своем обзоре сотен характерологических исследований,проведенных более чем за70 лет, Стогдилл(1974) суммирует результаты этого направления исследований.
«Лидера характеризует сильное стремление принять на себя ответственность и выполнить задачу. Решимость и упорство в достижении целей, смелость и оригинальность при разрешении проблем. Стремление проявить инициативу в социальных ситуациях,уверенность в себе и целостность личности. Готовность отвечать за последствия своих решении и действий,умение снимать межличностное напряжение.Толерантность к фрустрации и различным проволочкам.Способность влиять на поведение других людей и умение структурировать системы социальных взаимодействий,подчиняя их выполнению данной задачи».
На основании образного описания Стогдилла,поиск черт,которыми обладают хорошие лидеры и не обладают плохие, был успешен в том плане, что позволил прийти к согласию в отношении этих черт. К сожалению, этот перечень не слишком полезен,если нужно идентифицировать хороших лидеров заранее, поскольку он состоит главным образом из характеристик,которые можно оценить, только наблюдая за чьими-то действиями в течение определенного времени.
2. Пол лидерства.На протяжении всей истории проявления формального интереса к лидерству ни одну характеристику не связывали более тесно с представлением большинства людей о настоящем лидере, чем мускулистость.
Удачливых управленцев больше
соотносят в целом с мужчинами,
Несмотря на большую схожесть
поведения удачливых
И тем не менее,несмотря на все различия в психологии мужчин и женщин данные исследований показывают,что женщины и мужчины, успешно управляющие производством,ведут себя очень схожим образом. Чтобы занять высшие посты в большинстве организаций,человек (мужчина или женщина)должен вести себя в соответствии с этими ценностями,тем самым,увековечивая этот стиль.
' Толерантность к фрустрации=способность переносить неудачи. Толерантность(от лат. tolerantio- терпение) -способность переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора.
Фрустрация(от лат. frustratio- обман - неудача)- психологическое состояние,которое возникает в ситуации разочарования,неосуществления какой-либо значимой для человека цели,потребности.
3. Идеальный лидер. Рассмотрим три характеристики,с помощью которых в литературе описывают идеального лидера и его стиль руководства.
1) Активно руководящий лидер.
Беннис и Нанус(1995) пытались
выявить характеристики хороших
лидеров,проводя
Пример 1. Приемы, помогающие лидеру активно руководить.
Внимательность за счет ясности представлений.
Удачливые лидеры имеют ясное представлениео том, чего они хотят достичь,и подчиняют свои действия реализации своих планов.
Значимость за счет внушения своих представлений.
Удачливые лидеры способны внушить другим свои представленияи добиться того, чтобы люди осознали значимость достижения желательных результатов.
Доверие за счет проведения своей линии.
Удачливые лидеры завоевывают доверие людей,проявляя упорство,демонстрируя стабильность и действуя в такой манере,которая подкрепляет выдвинутую ими точку зрения.
Самоутверждение за счет позитивного образа мысли.
Удачливые лидеры сохраняют позитивное представление о собственной личности, даже не рассматривают возможность неудачи и способны учиться па ошибках.
2) Трансформационный лидер.
Деловой лидер рассматривает
отношения между лидером и
следующими за ним людьми как деловое
соглашение.Подчиненный,
Трансформационный лидер
понимает необходимость организационных
изменений,создает какой-то идеал, добивается
от людей верности этому идеалу,формирует
организационную культуру таким образом,
чтобы она поддерживала изменения, и следит
за появлением сигналов, оповещающих о
необходимости новых изменений.Средством
трансформационного лидера являются ораторские(коммуникативные)
3) Харизматический лидер.
Харизматические лидеры, «в силу своих личных качеств, способны оказывать на своих последователей сильное и экстраординарное воздействие».Люди идентифицируют себя с таким лидером и с готовностью идут за ним. К харизматическим лидерам прошлых лет можно отнести руководителя партии большевиков Ленина В.П., Джона Ф.Кеннеди, Элеонору Рузвельт, Ли Якокку, бывшего главу корпорации Крайслер, Мартина Лютера Кинга и др.
До сих пор еще продолжается работа над средствами формального измерения и изучения харизмы* как определенного набора характеристик или моделей поведения лидера (а не какого-то таинственного качества, которое дано некоторым людям от рождения,а большинству не дано). Среди аспектов поведения,которые, по-видимому,создают харизму,- видение идеала и умение четко обрисовать его, готовность пойти на риск и восприимчивость к индивидуальным потребностям.
В примере2 сравниваются трансформационное
и харизматическое лидерство.
Пример 2.Сравнение трансформационного и харизматического лидерства.
Трансформационное лидерство начинается с образа.Трансформационный лидер рисует картину изменений,побуждает последователей их добиваться и внедряет эти изменения в организацию.
Харизматическое лидерство начинается с человека.Харизматический лидер завоевывает доверие людей и заставляет их принять его ценности и цели посредством личного контакта и своей индивидуальности.Отношения с этим лидером и идентификация с его миссией способствуют повышению самооценки его последователей.
Основные выводы:
1. Старый подход к лидерству,