Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 17:09, реферат
Проблемы лидерства и управления имеют давнее и тесное взаимодейст¬вие.Впервые лидерство как явление попало в фокус экспериментального иссле¬дования в начале 30-х годовXX в. в научной школе известного психолога Курта Левина, которая занималась изучением влияния группы на индивидуальное по¬ведение человека
2. Предрассудок«лучшие
3. Эффективные лидеры
получают более высокие баллы,
чем средний человек, при
4. Возможность провести
четкую грань между
* Харизма- особое
качество лидера, открытое Максом Вебером:«Харизматическое
господство основано на эффективной преданности
вождю и на дарованной ему благодати(харизма).
Харизму могут обеспечить магические
способности,откровения,
II. Поведенческий подход.
Именно этот подход создал основу для классификации стилей руководства.Согласно поведенческому подходу, эффективность руководства определяется неличностными качествами руководителя,а скорее его манерой поведения по отношению к подчиненным.Т.е. согласно данному подходу СТИЛЬ РУКОВОДСТВА в контексте управления- это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным,чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации.
Рассмотрим основные концепции руководства в рамках данного подхода.
1. Теория X-Yруководства Д. МакГрегора.Это, пожалуй,самая известная на сегодняшний день теория руководства.Наиболее значительной книгой МакГрегора была «Человеческая сторона предпринимательства»,в которой он и предложил так называемую«теорию X-Y руководства»,ставшую сегодня традиционной.
Теорию Х МакГрегор назвал «традиционным взглядом на управление и контроль».В соответствии с этой точкой зрения руководитель формулирует следующие предположения относительно персонала,который находится под его руководством:
1. Каждый нормальный человек не имеет желания трудиться и стремится уклоняться от работы, насколько это возможно.
2. В силу того,что люди
не расположены к труду, их следует принуждать,контролировать,
3. Каждый нормальный человек
предпочитает,чтобы им
4. Больше всего люди желают личного спокойствия и защищенности.
Вместе с тем лидер,
усвоивший теорию Y,которую МакГрегор
рекомендует как средство«
1. Затраты физических и духовных сил на работе столь естественны,что и при игре или отдыхе.
2. Угроза наказания или
внешний контроль не являются
единственными средствами,
3. Приверженность целям
является функцией
4. Нормальный человек,
поставленный в
5. Склонность к творчеству,
6. В условиях современного
индустриального общества
В таб. 1 представлено описание авторитарного(стиль X) и демократичного(Y) стиля руководства,а так же ситуации,когда каждый из стилей является наиболее эффективным.
АВТОРИТАРНЫЙ (директивный, автократический) |
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ (коллегиальный, кооперативный) |
ЛИБЕРАЛЬНЫЙ (не вмешивающийся, |
1. Полномочия. | ||
Все сосредоточивает у себя (чрезмерная централизация власти) |
Делит с работниками. |
Предпочитает действовать по указанию сверху. |
2. Ответственность. | ||
Замыкает на себе. |
Делит с подчиненными. |
Старается уменьшить свою ответственность. |
3. Принятие решений. | ||
Принимает и отменяет единолично. |
Привлекает подчиненных к подготовке и принятию решений. |
Обходит решение, постоянно откладывает или перекладывает на других. |
4. Отношение к самостоятельности подчиненных. | ||
Навязывает свое мнение, пресекает мнения, взгляды, идеи, противоречащие руководству. |
Предоставляет и поощряет самостоятельность подчиненным , соразмерную их квалификации и выполняемым функциям. |
Предоставляет подчиненных самим себе; Сам несамостоятельный (легко поддается влиянию извне). |
5. Методы руководства. | ||
Чаще приказывает, понуждает, принуждает; часто делает замечания, использует свое волевое давление; исключение методов убеждения, разъяснения, просьбы. |
Чаще обращается за советом, убеждает, стимулирует, служит примером вежливости. |
Уговаривает, чаще просит, запугивает на словах; выполняет преимущественно функции представительства. |
6. Контроль работы. | ||
Вмешивается в действия подчиненных, мелочно опекает, придирается несправедливо. |
Чаще отмечает успехи, хвалит исполнителей, обеспечивает справедливую оценку труда подчиненных. |
Контролирует от случая к случаю, стихийно, система контроля отсутствует. |
7. Характер требовательности. | ||
Не позволяет давать совет, груб и несправедлив в замечаниях. |
Регулярно советуется, прислушивается к мнению коллег, справедливо требует. |
Подчиненные чаще дают советы, требует не регулярно. |
8. Отношение к критике. | ||
Отрицательное , не признает критики в свой адрес. |
Нe обижается, адекватно реагирует, всегда прислушивается. |
Критику выслушивает, но недостатки, поведение не корректирует, работу не исправляет. |
9. Отношение к нововведениям. | ||
Консервативен, признает только свою инициативу. |
Новатор, поддерживает инициативу других. |
Избегает всяческих начинаний, боится инициативы. |
10. Контакт с подчиненными. | ||
Сознательно ограничивает контакты с подчиненными, держит их на расстоянии. |
Общается регулярно, информирует о проблемах. |
Испытывает трудности в общении, общается от случая к случаю, без особого желания. |
11. Такт в общении. | ||
Обращается, не считаясь с нормами морали, груб , унижает личность. |
Вежлив , доброжелателен, не унижает достоинство личности, уважительное отношение к людям. |
В общении равнодушен , не видит личности. |
12. Оценка себя. | ||
Считает себя незаменимым, противопоставляет себя коллективу, отказывается от само корректировки, сниженный самоконтроль. |
Ничем не обнаруживает превосходства, не противопоставляет себя коллективу, адекватная самооценка. |
Терпит позицию зависимого , и идет на поводу у подчиненных. |
13. Продуктивность
работы при отсутствии | ||
Снижается |
Не хуже |
Лучше |
Таб.1 Признаки стилей управления.
2. Либеральный
стиль (невмешательства,
Долгое время в управленческой литературе господствовала точка зрения, .согласно которой либеральный стиль руководства является пагубным для любого коллектива.
Современные специалисты пришли к выводу,что и этот стиль руководства имеет свою область применения:при руководстве людьми творческими и новаторами наиболее эффективным является либеральный метод. Поскольку творческих людей и новаторов вообще нельзя заставлять«отсиживать»все рабочее время, так как лучшие идеи им приходят в голову в то время, когда«нормальные работники»спят глубоким сном.
3. Руководство,сосредоточенное
на работе и человеке. Система оценки стиля руководителя,основанная
на теориях «X»и «Y» МакГрегора,рассматривавшихся
выше, предполагает,что руководитель неизбежно
будет ориентирован либо на работу,либо
на человека.Практически отсутствуют
руководители,проявляющие обе ориентации
одновременно в равной мере,эффективной
для производства.Руководитель,
4. Четыре системы Лайкерта. Как продолжение исследований руководства,сосредоточенного на задаче и на человеке, Лайкерт предложил четыре базовых системы стиля руководства(таб.2), которые как он полагал,помогут классифицировать поведение руководителя.
Система 1 |
Система 2 |
Система 3 |
Система 4 |
Эксплуататорско-авторитарная. |
Благосклонно-авторитарная. |
Консультативно- |
Основанная на участии. |
Таб.2Стили руководства по Лайкерту.
Руководители,относящиеся к системе 1, имеют характеристики автократа.Руководители в системе 2 могут поддерживать авторитарные отношения с подчиненными,но они разрешают подчиненным,хотя и ограниченно,участвовать в принятии решений. Мотивация создается вознаграждением и наказанием.Руководители системы 3 проявляют значительное,но не полное доверие к подчиненным.Важные решения принимаются наверху, но многие конкретные решения принимаются подчиненными.Система 4 подразумевает групповые решения и участие работников в принятии решений. По мнению Лайкерта,она - самая действенная.Эти руководители полностью доверяют подчиненным и соответствуют руководителям,поощряющим участие работников в управлении(теория Y).Кроме того, они ориентированы на человека,в противоположность руководителям системы 1, ориентированным на работу.
5. Классификация
стилей лидерства,
Основные выводы
1. Автократичный стиль руководства(особенно -благосклонный)более эффективен,так как подкрепляет единоличную власть и увеличивает его возможность влиять на подчиненных для достижения определенных целей.
2. Сосредоточение на работе
дает максимальную
3. Потенциальные преимущества
руководства,ориентированного
4. Если не принять меры,
то власть исполнителей может
возрасти и подорвать влияние
руководителя.Этому
5. Ориентация на человека
вызывает доброе отношение
6. В некоторых случаях
(кризисная ситуация, низкий уровень
потребностей исполнителей)
7. Участие работников,
8. Высокая степень
9. Более высокий моральный
настрой и большая
10. Стиль поведения руководителя
повлияет на удовлетворенность
подчиненных,если более
III. Ситуационный подход.
Неспособность более ранних исследований найти постоянную зависимость между стилем руководства,удовлетворенностью и производительностью явилась ярким показателем того, что во всех случаях действуют одни или более дополнительных факторов. Чтобы найти эти факторы,теоретики стали обращать внимание не только на руководителя и исполнителя,но и на всю ситуацию в целом.
Так, ситуационный подход подразумевает изучение всех сторон лидерства в конкретной ситуации и имеет следующие основные модели:
1. Ситуационная
модель руководства Ф. Фидлерав
1) Отношения между руководителем
и членами коллектива(
2) Структура задачи (ее
привычность,четкость
3) Должностные полномочия(объем законной власти, уровень поддержки формальной организации).
Так, отношения между руководителем и членами коллектива могут быть хорошими и плохими, задача может быть структурирована и не структурирована,а должностные полномочия руководителя могут быть большими или малыми. Различные сочетания этих трех размерностей могут дать восемь потенциальных стилей руководства.Наиболее благоприятной ситуацией для руководителя является, когда задача хорошо структурирована,должностные полномочия большие, а отношения между руководителем и подчиненными так же хорошие,что создает максимальную возможность для оказания влияния.