Лидерство в управленческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 16:54, курсовая работа

Описание работы

Основная цель работы сводится к тому, чтобы изучить понятия и сущность лидерства, провести анализ теорий лидерства. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть сущность и понятие лидерства, рассмотреть типологии лидерства;
определение существующих основных теорий о лидерстве;
раскрыть особенности управления лидерством в организации;

Содержание работы

Введение 2-3
1. Лидерство как регулятор управленческой деятельности 3-10
1.1. Основа и сущность лидерства 3-6
1.2. Типология лидерства 6-10
2. Теории лидерства…………………………………………………….….10-22
2.1. Теория черт 10-13
2.2. Концепция харизматического лидера 13-15
2.3. Факторно-аналитическая и ситуационная теория лидерства 15-18
2.4. Теория конституентов и интерактивный анализ 18-20
2.5. Психологические теории лидерства 20-22
3.Управление лидерством в организации………………………………..22-28
Заключение 28-29
Список использованой литературы 30-31

Файлы: 1 файл

чистовик курсовая.docx

— 66.95 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А. И. ГЕРЦЕНА"

 

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

 

КАФЕДРА ИСТОРИИ  И ТЕОРИИ СОЦИОЛОГИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

Лидерство в  управленческой деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

Введение 2-3

 

1. Лидерство как регулятор управленческой деятельности 3-10

1.1. Основа и сущность лидерства 3-6

1.2. Типология лидерства 6-10

 

2. Теории лидерства…………………………………………………….….10-22

2.1. Теория черт 10-13

2.2. Концепция харизматического лидера 13-15

2.3. Факторно-аналитическая и ситуационная теория лидерства 15-18

2.4. Теория конституентов и интерактивный анализ 18-20

2.5. Психологические теории лидерства 20-22

3.Управление лидерством в организации………………………………..22-28

Заключение 28-29

Список использованой литературы 30-31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Лидерство  –  важнейший  компонент   эффективного   руководства.   Оно

встречается  везде,  где  есть  устойчивое  объединение  людей.  Само  слово

«лидер» означает «вождь», «ведущий». Несмотря на  кажущуюся  простоту  этого понятия,  в  современной  науке,  при  наличии  общности  исходных   позиций различных авторов, лидерство характеризуется неоднозначно.

Актуальность темы исследования: вопросы лидерства вызывали интерес людей с древних времен. Однако систематическое, целенаправленное и широкое изучение лидерства началось только со времен Ф. Тейлора было проведено очень много исследований. Тем не менее, все еще не существует полного согласия по поводу того, что такое лидерство и как оно должно изучаться. Изучение проблемы лидерства необходимо для выработки методов эффективного руководства, отбора и формирования лидеров.

Проблеме лидерства посвящено  значительное число исследований. Среди  работ западных исследователей лидерства  можно отметить труды З.Фрейда, Т.Адорно, К.Бирда, М.Вебера, А.Вилдавски, М.Голдсмита, Г.Лассуэла, П.Дракера, Н.Макиавелли, Р.Миллса, Г.Моски, Г.Тарда, Ф.Фидлера, Ф.Хесселбейна, М.Херманн и др. Существенный вклад  в изучение лидерства внесли работы российских мыслителей в конце 19-начале 20 века Н.А.Бердяева, М.М.Ковалевского, В.И.Ленина, Н.К.Михайловского, Г.В.Плеханова  и др., в современных условиях Г.К.Ашина,Г.Г.Дилигенского, Е.В.Егоровой-Гантман, О.В.Крыштановской, О.В.Ольшанского,А.Г. Поршнева, Е.Б.Шестопал и др. Важную роль в формировании социологического подхода к лидерству сыграли  работы М.Вебера. Понимая под лидерством способность отдавать приказы и  вызывать повиновение, он выделил его  три классических типа.

Объект исследования –  феномен лидерства в управленческий деятельности. Предмет исследования составляет изучение, анализ теорий лидерства, управление лидерством в организации.

Основная  цель  работы  сводится  к  тому, чтобы изучить понятия и сущность лидерства, провести анализ теорий лидерства.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. рассмотреть сущность и понятие лидерства, рассмотреть типологии лидерства;
  2. определение существующих основных теорий о лидерстве;
  3. раскрыть особенности управления лидерством в организации;

 

1.1 Основа и сущность лидерства

Лидерство существует с момента  возникновения человеческого общества, распространяется на любые организации  и объединения людей. Наличие  феномена лидерства во всех сферах общества определяется объективными потребностями  организации социальной жизни. В  социальном смысле лидерство – это  отношения и взаимодействия, которые  устанавливаются между лидером  и ведомыми. Лидерство представляет собой один из механизмов интеграции групповой деятельности, когда индивид  объединяет и направляет действия всей группы, ожидающей и поддерживающей такое руководство1.

Выделяют формальное и неформальное лидерство. В первом случае влияние  на подчиненных оказывается с  позиций занимаемой должности. Процесс  влияния на людей через личные способности, умения и другие ресурсы  получил название неформального  лидерства. С одной стороны, лидерство  рассматривается как наличие  определенных наборов качеств, приписываемых  тем, кто успешно оказывается влияние или взаимодействует на других, с другой, лидерство - это процесс преимущественно несилового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей. Лидерство представляет собой специфический тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.

 В ходе изучения проблемы  лидерства учеными было предложено  много различных определений  данного понятия. Согласно Дж. Терри, лидерство-это воздействие  на группы людей, побуждающие  их к достижению общей цели. Р. Танненбаум, И. Вэшлер и Ф.  Масарик определяли лидерство,  как межличностное взаимодействие, проявляемое в определенной ситуации  с помощью коммуникационного  процесса и направленное на  достижение специфической цели  или целей. Г. Кунц и С.  О'Доннел считают, что лидерство  связано с воздействием на  людей, преследующим достижением  общей цели. П.Друкер: “Лидерство – это способность поднять человеческое видение на уровень более широкого кругозора, вывести эффективность деятельности человека на уровень более высоких стандартов, а также способность формировать личность, выходя за обычные, ограничивающие ее рамки”. 2

В целом лидерские отношения  отличает то, что последователи признают лидера составной частью организации  только тогда, когда он доказал свою компетентность и ценность. Лидер  получает свою власть от последователей, поскольку они признают его в  качестве лидера. Для поддержания  своей позиции лидер должен предоставлять  им возможность удовлетворять свои потребности, которые не могут быть достигнуты по-другому. В ответ они  удовлетворяют лидерскую потребность  во властвовании и возвышении над  ними, а также оказывают ему  необходимую поддержку в достижении организационных целей.3

Лидер управления - это особый тип  социального лидера, которому свойственны  определенные социально-психологические  и профессиональные качества. 4Это авторитетный член коллектива, обладающий юридической или фактической властью в группе или организации. Лидер в организации выполняет следующие функции:

· постановка цели перед другими участниками совместной деятельности и нахождение средств для целедостижения;

· побуждение их к определенному типу поведения;

· ориентирование и соорганизация их усилий на достижение цели, формирование единых способов восприятия реальности и норм организационной культуры.

В организации феномен лидерства  представлен тремя механизмами. В формальной структуре организации  лидерство - это нормативно-определенное право на власть, обусловленное должностной  позицией руководителя в жестко очерченных рамках деятельности. В неформальной структуре - это фактическое признание (непризнание) этого права в деловой  сфере со стороны подчиненных, что  связано с личностными характеристиками лидера, занимающего как формальную, так и неформальную позицию. В  социально-психологической сфере  лидерство представляет собой проявление неформального группового лидерства, ориентированного не на цели организации.5

Лидерство – понятие это более  узкое, чем управление. По мнению А.Файли, Р.Хауса и С.Керра, различие между  руководством и лидерством состоит  в следующем: управление (руководство) можно определить как умственный и физический процесс, который приводит к тому, что подчиненные выполняют предписанные им официальные поручения и решают определенные задачи. Лидерство же является процессом, с помощью которого одно лицо оказывает влияние на членов группы. Таким образом можно утверждать, что управляющий становится во главе организации в результате намеренного действия формальной организации – делегирования полномочий. Лидерами же становятся не по воле организации, а в результате фактического признания подчиненными права властвовать в деловой сфере. Лидерство имеет место в тех случаях, когда один член группы изменяет побуждения или компетенцию других членов группы. Это означает, что оно предполагает использование во взаимоотношениях влияния лидера. Кроме того, лидер должен быть способен влиять на действия и характер деятельности своих подчиненных, используя непринудительные формы влияния.6

1.2 Типология лидерства

Богатство  сторон,  аспектов  лидерства  определяет  многообразие  его

типологии.  Наиболее  простой  и  широко   распространенной   классификацией лидерства в  организации  является  выделение  его  трех  типов  (иногда  их называют ролями лидера):

1. Деловое лидерство. Оно характерно  для групп, возникающих на  основе

производственных  целей. В его  основе  лежат  такие  качества,  как  высокая

компетентность, умение лучше других решать организационные  задачи,  деловой авторитет,  опыт  и  т.п.  Деловое  лидерство  наиболее  сильно  влияет   на эффективность руководства.

2. Эмоциональное лидерство. Оно  возникает в  социально-психологических группах на основе  человеческих  симпатий,  притягательности  межличностного общения. Эмоциональный лидер вызывает у  людей   доверие,  излучает  теплоту, вселяет  уверенность,   снимает   психологическую   напряженность,   создает атмосферу психологического комфорта.

3. Ситуативное лидерство. Строго  говоря, по своей  природе   оно  может быть и деловым, и эмоциональным. Однако его  отличительной  чертой  является неустойчивость,  временная  ограниченность,  связь   лишь   с   определенной ситуацией  Ситуационный  лидер  может  повести  за  собой  группу   лишь   в определенной ситуации, например при всеобщей растерянности во время пожара.7

Имеются и  другие  классификации  лидерства  в  зависимости  от  типов лидера. Так, Л.И. Уманский  выделяет  шесть  типов  (ролей)  лидера:  лидер- организатор  (выполняет  функцию  групповой   интеграции);   лидер-инициатор (главенствует при решении новых проблем,  выдвигает идеи);  лидер-генератор эмоционального настроя (доминирует в формировании настроения группы); лидер- эрудит  (отличается  обширностью  знаний);  лидер-эталон  (является  центром эмоционального притяжения, соответствует  роли  «звезды»,  служит  образцом, идеалом); лидер-мастер, умелец (специалист в каком-то виде деятельности).

      Интересной представляется типология  лидерства, предложенная  проф.  Б.Д. Прыгиным. В ее основу положены  три  различных  критерия:  во-первых,  по содержанию;  во-вторых,  по  стилю;  в-третьих,  по  характеру  деятельности лидера.

      По содержанию различают: лидеров-вдохновителей,   разрабатывающих   и   предлагающих   программ поведения; лидеров-исполнителей, организаторов выполнения уже заданной программы; лидеров, являющихся одновременно и вдохновителями и организаторами.

      По стилю различают: Авторитарный - это лидер,  требующий  монопольной  власти.  Он  единолично определяет и формулирует  цели  и  способы  их  достижения.  Связи  между членами группы сведены до минимума и проходят через лидера  или  под  его контролем. Авторитарный лидер пытается  повысить  активность  подчиненных административными   методами.   Его   главное    оружие    –    «железная требовательность»,  угроза  наказания,  чувство  страха.  Отнюдь  не  все авторитарные лидеры грубые, импульсивные люди, по их  роднит  холодность, властность. Психологический климат в группе, где практикуется этот  стиль лидерства, характеризуется  недостатком  доброжелательности  и  взаимного уважения между лидером и его последователями. Авторитарный стиль экономит время и дает возможность предсказать результат, но при его  использовании подавляется инициатива последователей, и  они  превращаются  в  пассивных исполнителей. Демократический - этот  стиль,  по  мнению  большинства  исследователей, оказывается более  предпочтительным.  Подобные  лидеры  обычно  тактичны, уважительны,  объективны  в  общении   с   членами   группы.   Социально-пространственное  положение  лидера  –  внутри   группы.   Такие   лидеры инициируют  максимальное  участие  каждого  в  деятельности  группы,   не концентрируют ответственность, а стараются  распределить  ее  среди  всех членов  группы,   создают   атмосферу   сотрудничества.   Информация   не монополизируется лидером и доступна членам коллектива. При  данном  стиле усиливаются личные  обязательства  последователей  по  выполнению  работы через участие  в  управлении,  однако,  для  принятия  решений  требуется намного больше времени, чем при авторитарном стиле. Пассивный - такого лидера  характеризует  отсутствие  похвалы,  порицаний. Он старается уйти от  ответственности,  перекладывая  ее  на подчиненных. Установка подобного лидера – по возможности  незаметное  пребывание в стороне. Лидер избегает конфликтов с людьми  и  устраняется  от разбора конфликтных дел, передавая их своим заместителям и другим  людям, старается не вмешиваться в ход деятельности группы. Этот стиль  позволяет начать дело так как видится возможно более компетентным  подчиненным  без вмешательства лидера. Однако группа может потерять скорость и направление движения без лидерского вмешательства. Многие исследователи не выделяют этот стиль как особый,  ограничиваясь противопоставлением  авторитарного  и  демократического  стилей,   так   как пассивного лидера трудно назвать лидером.

      По характеру деятельности различают: универсальный тип, т. е. Постоянно проявляющий качества лидера; ситуативный, проявляющий качества лидера лишь в определенной ситуации.

Информация о работе Лидерство в управленческой деятельности