Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 16:54, курсовая работа
Основная цель работы сводится к тому, чтобы изучить понятия и сущность лидерства, провести анализ теорий лидерства. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть сущность и понятие лидерства, рассмотреть типологии лидерства;
определение существующих основных теорий о лидерстве;
раскрыть особенности управления лидерством в организации;
Введение 2-3
1. Лидерство как регулятор управленческой деятельности 3-10
1.1. Основа и сущность лидерства 3-6
1.2. Типология лидерства 6-10
2. Теории лидерства…………………………………………………….….10-22
2.1. Теория черт 10-13
2.2. Концепция харизматического лидера 13-15
2.3. Факторно-аналитическая и ситуационная теория лидерства 15-18
2.4. Теория конституентов и интерактивный анализ 18-20
2.5. Психологические теории лидерства 20-22
3.Управление лидерством в организации………………………………..22-28
Заключение 28-29
Список использованой литературы 30-31
1) непрерывное самосовершенствование;
2) ориентация на служение другим;
3) излучение
положительной энергии,
4) вера в других;
5) рациональное
распределение времени и
6) внутренняя уверенность, оптимизм, свежий взгляд на события,
восприятие жизни как приключения;
7) самокритичность, толерантность (терпимость), признание заслуг
других и их равного права на самовыражение;
8) забота о физическом здоровье, интеллектуальном и духовном развитии.
2. Развитие
лидерства — целенаправленное
формирование и углубление
соответствующих качеств
и навыков. Данный аспект
проблемы управления лидерством
в организации учитывает
возможности в большей
или меньшей степени
a) выработка личной мотивированности,
устойчивого желания быть
лидером, уверенности в
себе, готовности принимать
решения и брать на
себя ответственность,
b) развитие индивидуальных
интеллектуальных и нравственных
лидерских качеств. Как уже
частично отмечалось, к таким
качествам относятся прежде
всего профессиональная
компетентность, порядочность
(честность, соблюдение
c) обеспечение социальной компетентности лидера и его доброжелательности в отношениях с членами группы полагает культуру общения, умение ясно и четко выражать мысли, корректно выслушивать сотрудников, делать замечания, давать советы, внимательность, уважение достоинства других людей, умение понимать их, проникаться их заботами и проблемами, оказывать им поддержку и т.п.;
d) приобретения умения и навыков быстро и правильно оценивать ситуацию, знать и учитывать особенности, интересы, запросы и ожидания всех членов группы. Не менее важна для лидерства и правильная оценка ситуации, своих сил и возможностей группы. Без этого успех групповой деятельности не достижим. Повторяющиеся неудачи обычно ведут к утрате веры в лидера.
3. Тесная увязка и интеграция индивидуальных целей и интересов членов группы с организационными целями, реализация потребностей, представительство и защита интересов как отдельных членов группы, так коллектива в целом. Это устраняет почву для возникновения деструктивных групп и лидеров, деятельность которых наносит ущерб организации, а также повышает авторитет руководителя в глазах сотрудников и значимость делового лидерства по отношению к эмоциональному лидерству.
4. Сочетание в деятельности руководителя формального и неформального
лидерства. Подчиненные всегда желают видеть в руководителе не только начальника или лишенного эмоций и переживаний сухого технократа, но и человека, обладающего лучшими нравственными качествами, заботящегося не только об эффективности организации и о себе лично, но и о сотрудниках
5. Организационная интеграция лидеров, обеспечение конструктивной
направленности их деятельности и устранение деструктивного лидерства. Интеграция лидеров предполагает обеспечение лояльности существующих руководителей, отбор наиболее способных работников, мотивированных на реализацию целей организации, поощрение их профессионально-должностного роста, налаживание добрых отношений и сотрудничества со стихийно сложившимися группами и их лидерами, формализация, если это возможно и целесообразно, лидерства.
Большой ущерб управлению персоналом и деятельности организации в целом способны нанести деструктивные лидеры, например лидеры групп противников нововведений, собутыльников, расхитителей собственности, взяточников и т.п. Для устранения такого рода лидерства возможны различные способы действий.
Первый и самый простой из них — разрушение системы «лидер —
последователи» с помощью административных мер. С этой целью могут использоваться разные средства: увольнение деструктивного лидера или перевод его на другое место работы, изменение его социальной роли за счет перераспределения функций или через включение в группу лиц-соперников, изоляция лидера, расформирование группы последователей и прежде всего перевод на другие участки работы людей, особенно близких к деструктивному лидеру. Ослаблению влияния негативного лидера может способствовать сокращение коммуникаций между ним и группой, в частности за счет перевода лидера в другое помещение, загрузки его работой, затрудняющей неформальное общение, и т.д. Второй способ устранения деструктивного лидерства — изменение его характера, направленности и использование способностей и авторитета лидера с пользой для организации. Это может быть достигнуто с помощью
индивидуальных бесед, «приближения» лидера к руководству, проявления к нему особого внимания, назначение его на руководящую должность и т.п. Такой способ борьбы с деструктивным лидерством обычно не вызывает болезненной реакции у сотрудников, их протеста. Однако он не всегда возможен, а эффективен лишь тогда, когда неформальный лидер готов изменить свои ориентации и подчинить свою активность целям организации.
Третий способ ликвидации деструктивного лидерства — перехват его
основополагающих функций формальным руководителем, реализация им тех потребностей группы, которые осуществляет или пытается осуществлять лидер. Такого рода лидерство может быть устранено, например, за счет повышения внимания к неформальному общению с людьми, своевременному и полному информированию сотрудников, рассеиванию необоснованных опасений относительно их будущего.
Четвертый способ устранения негативного для организации лидерства — подрыв репутации лидера, его компрометация в его собственных глазах и особенно в глазах его последователей, всего коллектива. Это может быть достигнуто, в частности, за счет вежливого, но постоянного показа на собраниях низкой профессиональной компетентности лидера, сомнительности его нравственных качеств, беспер-спективности или опасности тех действий, к которым он побуждает, и т.п.
Внешние и внутренние условия лидерства постепенно меняются,
обусловливая новые
потребности в
. изменение внешних условий;
. возникновение новых проблем;
. внутренние изменения
. изменения индивидуальных и групповых ожиданий и интересов в
организации;
. изменение ожиданий и
Специалисты обратили внимание на связь между продолжительностью пребывания у власти и развитием определенных качеств у лидера. Исследование этой зависимости позволило выделить три основных этапа лидерства:
1) повышение эффективности
2) постепенное падение
3) полная утрата лидером способности к выполнению собственных
функций.
Профессиональное долголетие лидера и продолжительность каждого из
этапов его лидерства зависят от многих социально-психологических факторов, но можно сознательно уберечься от столь печального развития ситуации: (1)постоянно самосовершенствоваться, развивая собственную компетентность,сомоконтроль и самокритичность; (2) поощрять творческую атмосферу и командный дух в организации.
И тем не менее для любого лидера наступает время, когда надо
освободить место для нового лидера, в котором нуждается организация. Для самого лидера и организации будет лучше, если это произойдет вовремя.
Заключение.
Готовность многих людей брать
на себя инициативу, выполнять функции
лидера, выявляя проблемы на своем
уровне и решая их, определяется
как важнейшее условие
Организации, добившиеся успеха, отличаются от противоположных им главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. Синонимами слов руководство и руководитель являются слова лидерство и лидер.
С одной стороны, лидерство
рассматривается как наличие
определенных наборов качеств, приписываемых
тем, кто успешно оказывается
влияние или взаимодействует
на других, с другой, лидерство –
это процесс преимущественно
несилового воздействия в направлении
достижения группой или организацией
своих целей. Лидерство представляет
собой специфический тип
Лидерство как тип отношений
управления отлично от собственно управления
и строится больше на отношениях
типа «лидер-последователь», чем «начальник
подчиненный». Лидер осуществляет непринудительное
влияние. Лидерство не связано с
возможностью применения силы, принуждением,
давлением, обусловленными положением
в организации (должность, позиция)
или официальными полномочиями. Оно
предполагает взаимодействие людей
и поддержку лидера членами группы,
в которую он включен. Все перечисленное
относится к неформальному
Подходы к изучению лидерства
различаются комбинацией трех основных
переменных, привлекающих внимание исследователей
по сей день: лидерские качества,
лидерское поведение и
Ранние традиционные концепции
предлагали определять эффективное
лидерство на основе каких-либо качеств
лидера, либо образцов его поведения.
Ни подход с позиции личных качеств,
ни поведенческий подход не смогли
выявить логического
Список, использованной литературы.
1. Гладышев А.Г., В.Н. Иванов, В.И.Патрушев и др. - Основы социального управления:Учебное пособие под редакцией Иванова
2. Кравченко А.И., Тюрина И.О. Социология управления: фундаментальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений – 3-е изд., испр. и доп. – М: Академический проект, 2006
3. Николаев А.А.Социология управления: учебное пособие/ А.А. Николаев- М:Альфа ,2011
4.Ричард Холл Организации:
5. Социологическая энциклопедия
в 2т.Т1. Национальный общественно-
6. Таранов П.С. Золотая книга руководителя. М., 2002.
7. Удальцова М.В.Социология
8. Фролов С.С. – Социология
организаций: Учебник –М:
9. Харченко К.В.Социология
10. Щербова Т.В.Стили руководства:
Интернет-ресурсы.
11.
Ладанов И.Д. Практический Менеджмент
М. 1995 http://www.twirpx.com/file/
12.
Кравченко А. И. История
http://www.twirpx.com/file/
Статьи.
13.
Кретов Б. И. Типология
1 Социологическая энциклопедия В. 2т. Т1. Национальный общественный научный фонд/ Руководитель научного проекта Г.Ю. Семитин, главный редактор В.Н.Иванов – М:Мысль, 2003