Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 01:34, курсовая работа
Целью работы является обоснование теоретико-эмпирической концепции маргинальности для исследования социальной структуры современного российского общества.
Для достижения поставленной цели были сформулированы и решались следующие задачи:
1. Выявить и систематизировать основные современные теоретические подходы к проблеме маргинальности.
2. Роль маргиналов в формировании социальной структуры российского общества.
3. Определить основные маргинальные группы, дать их социальную характеристику.
4. Выявить представленность индивидов, обладающих маргинальным сознанием и поведением среди населения и определить в его структуре маргинальный сегмент.
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика маргинальности 6
Концепция маргинальности в западной социологии 6
1.2. Теория маргинальности в современной отечественной социологии 8
Глава 2. Маргиналы и социальная структура современного российского общества 16
2.1. Влияние маргинальной среды на адаптацию личности в социуме 16
2.2. Профессиональная маргинальность в контексте проблем современного российского общества 18
2.3. Маргинальность как социальная и духовная проблема 30
2.4. Взаимосвязь качественных характеристик населения и процессов социальной маргинализации 34
Глава 3. Исследование маргинального сознания и поведения населения 41
3.1. Цели и задачи исследования……………………………………………….41
3.2. Описание исследования……………………………………………………42
Заключение 48
Список использованной литературы 51
В настоящее время проблема профессиональной маргинализации находится на стадии общественного признания. Хотя в сфере социальной политики совершаются некоторые попытки решения этой проблемы, реализация их на практике пока затруднена. В службах занятости населения РФ, в практике социальной работы с безработными общепризнанным является выделение следующих стадий переживаний одной из маргинальных групп - незанятого населения:
1)
шок, неприятие
2) гнев - человек испытывает сильное возмущение, негодование;
3) депрессия - переживание подавленности, отчаяния;
4) переоценка ценностей в ту или иную сторону. Последняя стадия может иметь следствием как профессиональную маргинальность, так и обретение новой (или сохранение старой) профессиональной идентичности. Важное значение здесь приобретает социальная политика государства и ее реализация через социальную работу.
Логика
позитивного преобразования общественной
жизни требует построения концепции
социальной работы. Такая концепция
призвана обеспечить необходимый уровень
социальной помощи, создать равные
возможности профессиональной мобильности
для всех групп и слоев населения,
их активного участия в управлении
обществом, что проявляется в
трудовой, предпринимательской
В
социальной работе все клиенты традиционно
рассматриваются
1) социально незащищенные;
2) девиантные;
3)
маргинальные. Следовательно, специалисты
с маргинальной идентификацией
изначально являются объектами
социальной помощи, а планомерная
деятельность социальных
Можно построить две модели профессиональной деятельности:
1)
адаптивное поведение,
2)
профессиональное развитие, основанное
на том, что личность не
Вторая модель определяется как профессиогенез, под которым понимается система внутренних закономерностей развития, описывающих профессиональную динамику в разных координатах: «по вертикали» (индивидуальное формирование профессионализма); «по горизонтали» (изменения социальной и отраслевой структуры профессий); по этапам (историческое становление профессиональных типов и инструментов).
В
контексте социологического знания
профессиональная маргинальность во многом
соотносится как с
В
практической социальной работе с профессиональными
маргиналами следует исходить из
того, что в условиях глобализации
принципиально не возможна стабильная
идентичность - и тогда ее нарушения
можно рассматривать как
По мнению ряда исследователей, социальный маргинальный статус не является однозначно негативной характеристикой, а может стимулировать творческую активность личности и социальный прогресс. Творчески одаренный человек с формальным маргинальным статусом реализует свой потенциал, скорее, не благодаря окраинному положению, а вопреки ему. Он трансцендентен и способен использовать преимущества своего «пограничного» существования, но лишь при наличии соответствующего внутреннего потенциала «творческого разрушения стереотипов». В целом, более устойчивая идентификация с той или иной профессиональной группой может помогать разрешению конфликтов, присущих маргинальности, однако двойная идентификация может иметь результатом скорее обогащение, чем конфликт.
Так,
результаты проведенных нами глубинных
интервью указывают на возможность
перехода (при определенных условиях)
представителей народной медицины из
маргинального положения в
Процесс
социальной работы над профессиональной
идентичностью можно
1) маргинализация;
2) профессионализация;
3)
формирование и расширение
Механизм прохождения данных этапов: бизнес-школы; дополнительное образование; возможности трудоустройства; взаимодействие различных институтов (система образования, рынок труда, конкретные субъекты) и т. д. Ответ на вопрос, можем ли мы сегодня считать вузы профессионализирующими институтами, в специфических российских условиях маргинализации общества будет, скорее всего, отрицательным, поскольку многие выпускники работают не по полученным специальностям, а там, где можно - любым доступным способом - трудоустроиться. Профессиональная занятость, не основанная на свободном самоопределении, препятствует идентификации субъекта труда с его деятельностью.
О
решении социальной проблемы профессиональной
маргинальности и об эффективности
социальной работы по профессиональной
идентификации следует говорить
при ликвидации у общества и специалиста
расхождений в
Проведенные исследования проблемы социальных маргиналов в системе современного общества позволило определить следующие параметры модели социальной маргинализации населения России. Онтологическая парадигма модели – тезис о сущностной маргинализации населения страны. Ключевое представление о социальной реальности современной России заключается, по мнению ряда авторов, в торжестве социального Постмодерна. Его неотъемлемыми атрибутами становятся формирование экономизированного и космополитического общества, крайняя "партикуляризация" индивида, бездумные гедонизм и потребительство ("консьюмеризм"), подмена христианских начал человеколюбия и справедливости неоязыческим культом силы. Главная же болезнь постмодернистского общества - неспособность к созданию высших духовных ценностей, новых идей, способных обеспечить качественный прорыв во всех сферах жизни общества. Колоссальным социальным экспериментом над человеком в нашей стране является искусственное создание бедности как следствие неолиберальных реформ. В 2007 году децильный коэффициент составил по разным оценкам от 15 до 25 раз.
«Россия вышла из системы
Во-первых, в практике использования
самого термина сложилось
В то же время велико значение
и психологических,
Такого «дна» не бывало в
истории человечества ни в
одной стране. Изучение современного
российского «социального дна»
определило такую его