Механизм реализации социальной политики в отношении молодой семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 05:29, курсовая работа

Описание работы

Актуальность, этой проблемы объясняется нестабильностью положения молодой семьи в современном российском обществе, связанное с социально-экономическими реформами, с трансформацией самого института, а также недостаточным. уровнем материальной и финансовой базой обеспеченности, вследствие. чего увеличивается количество бракоразводных процессов и неполных семей, снижается рождаемость..

Содержание работы

Введение 2
Глава 1.Институционализация проблем молодых семей. 5
1.1. Определение, структура молодой семьи 5
1.2.Проблемы молодой семьи 6
Глава 2. Сущность семейной политики РФ 9
2.1 Нормативно-правовая основа. Понятие направления реализации государственной политики в отношении молодых семей. 10
2.2. Основные государственные программы в отношении молодой семьи в РФ. 14
Глава 3. Механизм реализации социальной политики в отношении молодой семьи. 22
3.1. Реализации социальной политики в отношении молодой семьи в РФ. 22
3.2. Реализации социальной политики в отношении молодой семьи в Хабаровском крае. 28
Заключение 30
Библиографический список 33

Файлы: 1 файл

курсовая №2 (Автосохраненный).docx

— 75.20 Кб (Скачать файл)

Необходимо повышать качество окружающей среды, бороться с заболеваниями, недоеданием, снижать коэффициент смертности, совершенствовать социальные услуги, разорвать порочный круг нищеты.

4Молодые семьи/Социальная работа - http://soc-work.ru/article/515.


 

Глава 2. Сущность семейной политики РФ

2.1 Нормативно-правовая  основа. Понятие направления реализации  государственной политики в отношении молодых семей.

На сегодняшний момент в современной России имеется широкий массив нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере государственной молодежной политики. Среди них международные документы, федеральные и региональные законы, постановления Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ, подзаконные акты Президента РФ и Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств РФ, нормативно-правовые акты законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, муниципальные правовые акты. Совокупность всех этих нормативно-правовых актов и составляет законодательство Российской Федерации в сфере государственной молодежной политики.

Впервые понятие государственная молодежная политика прозвучало в «Основных направлениях государственной молодежной политики Российской Федерации», одобренных Верховным Советов РФ в июне 1993 г.,  и рассматривалось как деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежной объединений, движений и инициатив.

Аналогичное определение было дано и Правительством РФ в 2006 г. в Стратегии государственной молодежной политики в РФ, там понятие трактуется как система формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности.

Уровень развития государственной молодежной политики зависит от ее нормативно-правового обеспечения. Создание нормативно-правовой базы, законодательно закрепляющей государственную молодежную политику, защищает ее от изменений во внешней и внутренней политике государства, интересов отдельных личностей, определяющих и организующих реализацию молодежной политики.

Основы государственной молодежной политики заложены в Конституции Российской Федерации, но как такового указания о молодежной политике в ней нет, что, несомненно, является одной из главных причин медленного развития процесса формирования законодательной базы государственной молодежной политики.

Одним из основных федеральных конституционных законов, нормы которого касаются государственной молодежной политики, является ФКЗ «О Правительстве» от 17 декабря 1993 г., ст. 16 которого относит к полномочиям Правительства РФ в социальной сфере содействие решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принимает меры по реализации молодежной политики.

 Комплекс действующих  кодексов закрепляет ряд норм, имеющих большое значение для  развития законодательства о  государственной молодежной политике. Гражданский кодекс РФ (часть  первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 06.04.2011) определяет такие важные понятия, как правоспособность, дееспособность  и эмансипация. В Семейном кодексе  РФ от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 04.05.2011) перечислены  многие права несовершеннолетних. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 18.07.2011) устанавливает особенности  правового регулирования труда  молодых лиц, не достигших 18 лет. Кроме того, он содержит важное  положение об обязательности  включения в коллективный договор  вопросов улучшения условий и  охраны труда молодежи. Статья 21 (п. 3) Бюджетного кодекса РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 06.04.2011) в рамках  классификации расходов бюджетов  по разделу «Образование» выделяет  специальный подраздел «Молодежная политика и оздоровление детей». Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 № 177-ФЗ (ред. от 19.07.2011) в статье 217 (п. 31) предусматривает освобождение от налогообложения выплат, производимых молодежными и детскими организациями своим членам за счет членских взносов на покрытие расходов, связанных с проведением культурно-массовых, физкультурных и спортивных мероприятий.

Из основных федеральных законов в сфере государственной молодежной политики можно выделить Федеральный закон от 28.06.1995 № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (в ред. от 01.07.2011), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений РФ.

Однако на сегодняшний день нет единого мнения по формированию системы законодательства, в которой были бы изложены основные вопросы государственной молодежной политики. Вызывает особую тревогу факт отсутствия базового федерального закона в сфере государственной молодежной политики. В настоящее время обсуждается законопроект федерального закона о государственной молодежной политике, но до сих пор не ясно, в какие сроки он будет принят.

Приоритетные направления государственной молодежной политики на среднесрочную перспективу определены в следующих документах:

  • Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2016 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р (в редакции распоряжений Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 997-р);
  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р;
  • Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р.

 Ключевыми приоритетами  государственной молодежной политики на среднесрочную перспективу в соответствии с перечисленными документами являются:

  • создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи;
  • развитие потенциала молодежи и использование его в интересах инновационного развития страны;
  • вовлечение молодежи в социальную практику;
  • обеспечение эффективной социализации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации.

Итак, на всех уровнях публичной власти Российской Федерации реализуются задачи в области государственной молодежной политики: осуществляется правовое регулирование; функционируют специализированные органы власти и бюджетные учреждения; производится бюджетное финансирование программ. Но при этом отсутствуют конституционно-правовые нормы и специальный закон о государственной молодежной политике на федеральном уровне.

 Принятие федерального  закона о государственной молодежной  политике не противоречит действующей  Конституции, но прямо вытекает  из ее смысла во взаимосвязи  различных норм Конституции и  действующего федерального законодательства.

При этом Правительственной комиссией РФ по делам молодежи было признано, что осуществление государственной молодежной политики в субъектах РФ значительно опережает этот процесс на федеральном уровне, как по разнообразию форм, так и по глубине решения проблем.

Главная проблема стратегического характера в анализируемой теме – установление четкого конституционно-правового статуса государственной молодежной политики в России. Действующие федеральные законы и подзаконные акты, касающиеся молодежи и ее объединений, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ в сфере государственной молодежной политики содержат немало норм, дающих возможность очертить контуры ее конституционно-правового статуса и определить основные положения, на которых строится реализация данной политики в нашей стране. Вместе с тем целостной картины в этом вопросе не наблюдается, и, как следствие, российское законодательство в сфере государственной молодежной политики до сих пор находится на этапе становления.

 

2.2. Основные государственные программы в отношении молодой семь в РФ.

На данный момент в России, к счастью, действуют сразу несколько государственных программ, направленных на материальную поддержку молодых супругов (с детьми или без), а их реализация является существенной помощью молодым семейным парам в решении жилищной проблемы.

Сегодня для реализации выделено несколько направлений, которые нацелены на вовлечение молодежи в общественную жизнь и ее инфор- мирование о потенциальных возможностях развития в России. В Стратегии государственной молодежной политики предусмотрены следующие проекты:

    • «Российская молодежная информационная сеть «Новый взгляд»»;
    • «Доступное и комфортное жилье гражданам России»;
    • «Молодежь России»;
    • «Молодежный бизнес России»
    • «Карьера»;
    • «Молодая семья России».

1). Акцент на молодежь сделан, однако из всех проблем, которые так или иначе затрагивают интересы молодых семей, основной является проблема жилья. Проект «Доступное и комфортное жилье гражданам России» ориентирован на оказание бюджетной поддержки молодым семьям в приобретении жилья. Механизмы этой инициативы содержаться в программе «Молодой семье доступное жилье» в рамках ФЦП «Жилище». Эта проблема заняла особое положение в программе реализации приоритетных национальных проектов, однако концентрация усилий в одном направлении не сможет дать результата. Большая подверженность молодых рискам в современном и будущем обществе требует всесторонней поддержки института молодой семьи, не выделяя каких-либо приоритетов. Сегодня необходима тщательно продуманная долгосрочная семейная политика, содержащая в себе особые меры поддержки молодой семьи.

Работа в этом направлении должна быть построена системно:

  • подготовка молодежи к семейной жизни;
  • информационное сопровождение молодой семьи по основным программам, реализующимся в регионах;
  • развитие форм семейного досуга;
  • поддержка объединений молодых семей;
  • стимулирование активности молодой семьи в определении и осуществлении жизненной стратегии;
  • формирование ответственности молодых за рождение детей, за осуществление родительских обязанностей;
  • социально-правовая защита и поддержка молодой семьи в решении жилищных вопросов, в обеспечении занятости, в повышении социально-профессионального статуса, в формировании здорового образа жизни.

 

     2). Федеральная целевая программа «Молодежь России» на 2011–2015 годы  (далее – Программа), утвержденной постановлением Правительства РФ от 25 ноября 1994 г. № 1279, рассматривает в качестве ключевых проблем:

  • несоответствие жизненных установок, ценностей и моделей поведения молодых людей потребностям страны;
  • отсутствие комплексной системы выявления и продвижения инициативной и талантливой молодежи;
  • отсутствие у молодежи интереса к участию в общественно-политической жизни общества;
  • социальную изолированность молодых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, отсутствие возможностей для полноценной социализации и вовлечения в трудовую деятельность;
  • отсутствие национальной и социокультурной самоидентификации молодежи;
  • отсутствие знаний о других народах, культурах и религиях, наличие негативных этнических и религиозных стереотипов;
  • несоответствие кадрового состава и материально-технической базы работающих с молодежью организаций современным технологиям работы и ожиданиям молодых людей.

Перечисленные проблемы требуют системного решения, так как проявляются во всех сферах жизнедеятельности молодежи на фоне ухудшения здоровья молодого поколения, роста социальной апатии молодежи, снижения экономической активности, криминализации молодежной среды, роста в ее среде нетерпимости, этнического и религиозно-политического экстремизма.

Программа разработана с учетом задач, определенных в основных стратегических документах страны, и включает в себя в качестве основных направлений:

  • формирование системы продвижения инициативной и талантливой молодежи;
  • вовлечение молодежи в социальную практику;
  • обеспечение эффективной социализации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации;
  • формирование у молодежи российской идентичности (россияне) и профилактика этнического и религиозно-политического экстремизма в молодежной среде;
  • совершенствование инфраструктуры по работе с молодежью.

Программой предусмотрен комплекс мер по реализации инновационного потенциала молодежи, гражданскому образованию, патриотическому воспитанию, формированию толерантности, поддержке молодежных инициатив, развитию волонтерского (добровольческого) движения, включению молодежи в социальную практику, поддержке молодых семей, инициативной и талантливой молодежи.

Информация о работе Механизм реализации социальной политики в отношении молодой семьи