Механизм реализации социальной политики в отношении молодой семьи
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 05:29, курсовая работа
Описание работы
Актуальность, этой проблемы объясняется нестабильностью положения молодой семьи в современном российском обществе, связанное с социально-экономическими реформами, с трансформацией самого института, а также недостаточным. уровнем материальной и финансовой базой обеспеченности, вследствие. чего увеличивается количество бракоразводных процессов и неполных семей, снижается рождаемость..
Содержание работы
Введение 2 Глава 1.Институционализация проблем молодых семей. 5 1.1. Определение, структура молодой семьи 5 1.2.Проблемы молодой семьи 6 Глава 2. Сущность семейной политики РФ 9 2.1 Нормативно-правовая основа. Понятие направления реализации государственной политики в отношении молодых семей. 10 2.2. Основные государственные программы в отношении молодой семьи в РФ. 14 Глава 3. Механизм реализации социальной политики в отношении молодой семьи. 22 3.1. Реализации социальной политики в отношении молодой семьи в РФ. 22 3.2. Реализации социальной политики в отношении молодой семьи в Хабаровском крае. 28 Заключение 30 Библиографический список 33
просвещения, обеспечивающей
информированность молодежи о правах
на
государственную поддержку
всех членов молодой семьи в сферах
труда,
здравоохранения, образования,
социального обеспечения, социального
обслуживания и др.
Финансовое
обеспечение реализации
Концепции достигается
механизмом целевого финансирования
государственной семейной политики,
включающего специальные
инструменты решения специфических
проблем молодой семьи, и призванного
в полной мере выполнить федеральные и
региональные социальные гарантии
за счет федерального бюджета
и федеральных внебюджетных фондов, а
также за счет региональных бюджетов и
привлечения внебюджетных средств.
Дополнительным инструментом финансового
обеспечения реализации Концепции могут
стать федеральные и региональные
фонды поддержки молодой семьи,
в том числе частные и благотворительные,
и страховые фонды.
Информационно-аналитическое
обеспечение реализации Концепции
достигается:
формированием системы постоянного мониторинга демографических, социально-экономических,
правовых, социально-психологических, воспитательно-образовательных
и других проблем молодой
семьи при проблемно-целевой и
содержательно-тематической координации
научных исследований различных
научных и научно-исследовательских учреждений федерального и регионального
уровней;
подготовкой ежегодных
национальных докладов о
положении
российских семей с
обязательным выделением в них раздела
о молодых
семьях в целях информирования
федеральных органов исполнительной
власти, органов государственной
власти субъектов Российской Федерации,
органов местного управления,
общественных организаций и населения
о
проблемах семей;
совершенствованием
социальной и демографической
статистики,
отражающей положение
семей, с включением в
реестр ежегодной
государственной статистики
информации о состоянии и
тенденциях
развития молодых семей;
разработкой и реализацией
внеэкономических мер по усилению
мотивации к рождению
детей в российских семьях и обеспечению
более
благоприятных условий
для их воспитания, образования, физического
и
духовного развития, предусмотрев
периодическое наращивание этих мер с
целью постоянного подкрепления
их стимулирующего влияния; созданием
государственной системы
духовно-нравственного воспитания
молодежи в
целях возрождения семейных,
родовых традиций;
проведением на регулярной основе информационно пропагандистских мероприятий, направленных
на повышение информированности
органов власти и населения о демографической
ситуации в стране, ее тенденциях на пропаганду
здорового образа жизни и
опыта жизнедеятельности
социально-благополучных молодых
семей; на профилактику разводов,
заболеваний, алкоголизации,
наркомании,
курения;
совершенствованием
социальной рекламы на
основе конкурсов
телевизионных программ
и материалов периодической печати по
освещению
положительного опыта
деятельности государственных
структур и
общественных учреждений
в реализации Концепции государственной
политики в отношении молодых
семей.
Кадровое обеспечение
реализации Концепции достигается:
совершенствованием
подготовки и переподготовки научных и
научно-педагогических кадров,
а также специалистов широкого профиля
с
целью профессиональной реализации
государственной семейной политики;
включением в государственный
образовательный стандарт высшего профессионального образования
по специальности "Организация работы
с молодежью" учебных
дисциплин по работе с молодой
семьей, а также введением в рамках данной специальности
специализаций, направленных на подготовку специалистов по
работе с молодой семьей;
введением в структуру
социальных институтов, ориентированных на работу с семьями,
должностей "семейный социальный
работник" и "семейный социальный педагог", осуществив специализированную подготовку специалистов
этого профиля в
системе высшего профессионального образования.
Результатами реализации данной
Концепции выступят:
повышение ценности семьи
и семейного образа жизни, что будет
способствовать минимизации
доли "гражданских" браков
в общем числе
браков, приводящих к созданию
молодых семей;
повышение уровня
рождаемости, что будет
способствовать
стабилизации и улучшению демографической
ситуации в стране;
повышение уровня благополучия
молодой семьи, что приведет к
повышению качества жизни,
досуга, снижению младенческой смертности
и
улучшению здоровья
детей, уменьшению числа
случаев проявления
жестокости и насилия в семье;
укрепление молодой семьи, что
будет способствовать снижению числа разводов и уменьшению
числа неполных семей, решению
проблемы беспризорности и детской подростковой девиантности;
стабилизация молодой
семьи, что позволит снизить
уровень
социального сиротства,
внебрачных детей и количество
отказов от
новорожденных детей среди
молодых родителей;
значительное развитие
семейных форм воспитания: увеличение
количества семей с
усыновленными детьми, опекунских,
приемных и
патронатных семей.
Концепция государственной
политики в отношении молодой
семьи
является рамочным документом,
на основе которого разрабатываются
и
реализуются конкретные
целевые программы по всему комплексу
проблем
молодой семьи
либо по отдельным
аспектам ее становления и
жизнедеятельности на
федеральном, региональном и
местном уровнях.
Реализация программ
должна осуществляться посредством
конкретных
мероприятий с критериальным
оцениванием их эффективности и целевого
назначения. Данная Концепция
призвана оказать помощь в определении
целей, принципов и
критериев деятельности органов
государственной
власти, местного самоуправления,
общественных объединений по решению
проблем молодой семьи.
3.2. Реализации
социальной политики в отношении
молодой семь в Хабаровском
крае.
Механизмы реализации Концепции
Реализация семейной политики в крае обеспечивается
следующими механизмами:
правовыми - разработка и реализация
нормативных правовых актов, направленных
на поддержку и развитие семьи, осуществление
экспертизы нормативных правовых документов
с точки зрения их влияния на жизнедеятельность
семьи, проведение мероприятий по повышению
правовой культуры населения и, в частности,
семей с детьми;
финансовыми - выделение финансовых ресурсов на реализацию семейной политики за счет средств краевого бюджета и осуществление контроля за их целевым использованием, привлечение внебюджетных средств, средств бизнес-сообщества и др.;
материально-техническими - развитие инфраструктуры учреждений, реализующих семейную политику, укрепление их материально-технической базы, создание новых учреждений, реализующих различные направления семейной политики;
социально-экономическими - создание материальной базы и формирование условий для решения приоритетных задач жизнеобеспечения семьи, привлечение бизнеса к решению задач семейной политики;
информационно-пропагандистскими - информирование общественности о ходе реализации семейной политики, формирование общественного мнения о ценности семьи и семейного образа жизни;
кадровыми - создание системы
подготовки, переподготовки специалистов
социальной сферы на базе высших учебных
заведений края, проведение конкурсов
профессионального мастерства среди специалистов
учреждений социальной сферы, работающих
с семьей и детьми;
научными - привлечение научного потенциала края для организации мониторинга положения семьи в крае, создание информационно-аналитической базы по вопросам семейной политики.
Основными результатами проводимой
семейной политики в крае должны стать:
упрочение престижа семьи, укрепление
ее социального статуса;
снижение доли семей с денежными
доходами ниже региональной величины
прожиточного минимума;
увеличение количества зарегистрированных
браков;
увеличение количества семей,
обеспеченных благоустроенным жильем;
повышение уровня рождаемости;
снижение младенческой и материнской
смертности;
сокращение числа абортов;
сокращение масштабов социального
сиротства, развитие семейных форм жизнеустройства
детей, лишившихся родительского попечения;
уменьшение детской безнадзорности,
преступности среди несовершеннолетних;
снижение количества семей,
находящихся в социально опасном положении;
увеличение количества детей
и семей, охваченных услугами учреждений
социального обслуживания;
создание условий для интеграции
детей-инвалидов в обществе;
увеличение количества детей,
занятых внешкольной деятельностью, культурно-досуговыми
и спортивными мероприятиями.
Заключение
В настоящее время на федеральном
уровне уделяется особое значение укреплению
и развитию института молодой семьи. Существует
ряд нормативных документов и государственных
программ, особое внимание в которых уделено
вопросам становления, укрепления и развития
благополучной молодой семьи, улучшения
качества ее жизни, обеспечения условий
для выполнения молодой семьей социальных
функций, стимулирования рождаемости
детей и т.д. К ним относятся: Концепция
государственной политики в отношении
молодой семьи, утвержденная Минобрнауки
России, Стратегия государственной молодежной
политики в Российской Федерации, разработанная
на период до 2016 г.
Концепция является ориентиром
для органов государственной власти, а
также для органов местного самоуправления
при решении вопросов, касающихся социальной
поддержки молодой семьи.
Семейная политика, основанная
на консервативном взгляде на построение
семейно-брачных отношений, не может быть
эффективной. Необходимо пересмотреть
отношение к семье, так как современный
брак существенно отличается от традиционного,
а требования к нему остались прежними.
А что уж говорить о нашем времени, где
субъективное благополучие ставится на
первое место.
Таким образом, система государственных
мероприятий по поддержке молодой семьи
носит комплексный характер, основными
целями которых являются: поддержание
достойного качества жизни молодой семьи,
укрепление института семьи, улучшение
демографической ситуации в обществе.
В то же время политика государства
в отношении молодой семьи все еще четко
не сформулирована и имеет ряд отрицательных
моментов. «Среди них можно выделить бессистемный
характер осуществления этой политики
на различных уровнях, а, следовательно,
невысокую степень ее эффективности».
Отмечаются факты противоречивости и
нарушения координации государственной
семейной политики на федеральном и
региональном уровнях. В
настоящее время задача государства, общества
и самих индивидов заключается в том, чтобы
сделать более прочными внутренние семейные
силы, развить и укрепить их.
В связи с вышеизложенными проблемами
очевидными становятся приоритетные роли
различных социальных служб помощи молодой
семьи в ее укреплении и стабилизации:
Социальная поддержка молодой
семьи на муниципальном уровне; Укрепление
института семьи является одним из главных
факторов социально - экономического развития
территории. Отсюда важно оптимизировать
семейную политику муниципального образования.
Для того, чтобы реализовывать принципы
адресности, комплексности и гуманности,
семейная политика в муниципалитетах
должна всесторонне учитывать потребности
семей в различного рода услугах, быть
ближе к реалиям повседневной жизни людей;
Социальное обслуживание, на
мой взгляд, является наиболее востребованным
направлением семейной политики и предполагает
новый вид социальной помощи, который
носит нематериальный характер и выступает
в виде индивидуальной поддержки молодой
семьи в решении социально-психологических,
педагогических, правовых, медико-социальных
и других проблем, возникающих в процессе
реализации ими семейных функций, и осуществляется
через сеть специализированных социальных
служб.
На местном уровне получили
распространение территориальные центры
социальной помощи семье и детям, центры
психолого-педагогической помощи населению,
центры экстренной психологической помощи
по телефону. Работа в подобных центрах
должна строиться на комплексном подходе
в решении проблем семьи, и быть направлена
на профилактику семейного неблагополучия,
улучшение внутрисемейных отношений.
Задача местных властей и сотрудников
социальных служб донести до будущих и
нынешних супругов плодотворность и полезность
предлагаемых мероприятий и программ
для гармонизации и стабилизации семьи
и брака. Важно, чтобы результат был ощутимым
и наглядным, только тогда учреждения
по работе с молодыми семьями будут восприниматься
в качестве полноправного партнѐра, способного
реально содействовать семьям на пути
к благополучию. О роли муниципальной
семейной политики и ее достижениях можно
судить по данным о реальных изменениях
в личной жизни и настроениях людей в отношении
настоящего и будущего своего брака и
семьи. Показателями эффективности работы
социальных служб могут служить формирование
у клиентов позитивных установок на брак
и семью, приобретение навыков разрешения
межличностных конфликтов, информированность
по вопросам воспитания и адекватного
поведения в кризисные периоды семейной
жизни, а также активности, ответственности
за судьбу всех членов семьи.