Механизм реализации социальной политики в отношении молодой семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 05:29, курсовая работа

Описание работы

Актуальность, этой проблемы объясняется нестабильностью положения молодой семьи в современном российском обществе, связанное с социально-экономическими реформами, с трансформацией самого института, а также недостаточным. уровнем материальной и финансовой базой обеспеченности, вследствие. чего увеличивается количество бракоразводных процессов и неполных семей, снижается рождаемость..

Содержание работы

Введение 2
Глава 1.Институционализация проблем молодых семей. 5
1.1. Определение, структура молодой семьи 5
1.2.Проблемы молодой семьи 6
Глава 2. Сущность семейной политики РФ 9
2.1 Нормативно-правовая основа. Понятие направления реализации государственной политики в отношении молодых семей. 10
2.2. Основные государственные программы в отношении молодой семьи в РФ. 14
Глава 3. Механизм реализации социальной политики в отношении молодой семьи. 22
3.1. Реализации социальной политики в отношении молодой семьи в РФ. 22
3.2. Реализации социальной политики в отношении молодой семьи в Хабаровском крае. 28
Заключение 30
Библиографический список 33

Файлы: 1 файл

курсовая №2 (Автосохраненный).docx

— 75.20 Кб (Скачать файл)

просвещения,  обеспечивающей  информированность  молодежи  о правах на

государственную  поддержку  всех  членов молодой семьи в сферах труда,

здравоохранения,  образования,  социального  обеспечения,  социального

обслуживания и др.

     Финансовое    обеспечение    реализации   Концепции   достигается

механизмом  целевого финансирования государственной семейной политики,

включающего  специальные  инструменты  решения  специфических  проблем молодой  семьи,  и  призванного  в полной мере выполнить федеральные и региональные  социальные  гарантии  за  счет  федерального  бюджета  и федеральных внебюджетных фондов, а также за счет региональных бюджетов и   привлечения   внебюджетных  средств.  Дополнительным  инструментом финансового обеспечения реализации Концепции могут стать федеральные и региональные  фонды  поддержки  молодой  семьи,  в том числе частные и благотворительные, и страховые фонды.

     Информационно-аналитическое   обеспечение   реализации  Концепции

достигается:

  • формированием  системы  постоянного  мониторинга демографических, социально-экономических,      правовых,     социально-психологических, воспитательно-образовательных  и  других  проблем  молодой  семьи  при проблемно-целевой  и  содержательно-тематической  координации  научных исследований  различных  научных и научно-исследовательских учреждений федерального и регионального уровней;
  • подготовкой   ежегодных   национальных   докладов   о   положении

российских  семей  с  обязательным  выделением в них раздела о молодых

семьях  в  целях  информирования  федеральных  органов  исполнительной

власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации,

органов  местного  управления,  общественных организаций и населения о

проблемах семей;

  • совершенствованием   социальной   и  демографической  статистики,

отражающей   положение   семей,   с   включением  в  реестр  ежегодной

государственной   статистики   информации  о  состоянии  и  тенденциях

развития молодых семей;

  • разработкой   и  реализацией  внеэкономических  мер  по  усилению

мотивации  к  рождению  детей  в российских семьях и обеспечению более

благоприятных  условий  для  их воспитания, образования, физического и

духовного  развития, предусмотрев периодическое наращивание этих мер с

целью  постоянного  подкрепления  их стимулирующего влияния; созданием

государственной  системы  духовно-нравственного  воспитания молодежи в

целях возрождения семейных, родовых традиций;

  • проведением  на  регулярной основе информационно пропагандистских мероприятий,   направленных  на  повышение  информированности  органов власти  и населения о демографической ситуации в стране, ее тенденциях на   пропаганду   здорового  образа  жизни  и  опыта жизнедеятельности    социально-благополучных    молодых    семей;   на профилактику   разводов,   заболеваний,   алкоголизации,   наркомании,

курения;

  • совершенствованием   социальной   рекламы   на  основе  конкурсов

телевизионных  программ и материалов периодической печати по освещению

положительного   опыта   деятельности   государственных   структур   и

общественных   учреждений   в   реализации  Концепции  государственной

политики в отношении молодых семей.

     Кадровое обеспечение  реализации Концепции достигается:

  • совершенствованием   подготовки   и   переподготовки   научных  и

научно-педагогических  кадров, а также специалистов широкого профиля с

целью профессиональной реализации государственной семейной политики;

  • включением  в  государственный  образовательный  стандарт высшего профессионального  образования  по специальности "Организация работы с молодежью"  учебных  дисциплин  по  работе  с  молодой семьей, а также введением в рамках данной специальности специализаций, направленных на подготовку специалистов по работе с молодой семьей;
  • введением  в  структуру социальных институтов, ориентированных на работу   с   семьями,  должностей  "семейный  социальный  работник"  и "семейный    социальный    педагог",   осуществив   специализированную подготовку    специалистов    этого    профиля   в   системе   высшего профессионального образования.

Результатами реализации данной Концепции выступят:

  • повышение  ценности  семьи  и  семейного  образа жизни, что будет

способствовать  минимизации  доли  "гражданских"  браков в общем числе

браков, приводящих к созданию молодых семей;

  • повышение    уровня   рождаемости,   что   будет   способствовать

стабилизации и улучшению демографической ситуации в стране;

  • повышение  уровня  благополучия  молодой  семьи,  что  приведет к

повышению  качества  жизни, досуга, снижению младенческой смертности и

улучшению   здоровья   детей,   уменьшению  числа  случаев  проявления

жестокости и насилия в семье;

  • укрепление молодой семьи, что будет способствовать снижению числа разводов   и   уменьшению   числа  неполных  семей,  решению  проблемы беспризорности и детской подростковой девиантности;
  • стабилизация   молодой   семьи,   что  позволит  снизить  уровень

социального  сиротства,  внебрачных  детей  и  количество  отказов  от

новорожденных детей среди молодых родителей;

  • значительное   развитие   семейных  форм  воспитания:  увеличение

количества  семей  с  усыновленными  детьми,  опекунских,  приемных  и

патронатных семей.

Концепция  государственной  политики  в  отношении  молодой семьи

является  рамочным  документом,  на  основе которого разрабатываются и

реализуются  конкретные  целевые  программы по всему комплексу проблем

молодой   семьи   либо   по   отдельным   аспектам  ее  становления  и

жизнедеятельности  на  федеральном,  региональном  и  местном уровнях.

Реализация   программ  должна  осуществляться  посредством  конкретных

мероприятий  с  критериальным  оцениванием их эффективности и целевого

назначения.  Данная  Концепция  призвана  оказать помощь в определении

целей,  принципов  и  критериев  деятельности  органов государственной

власти,  местного  самоуправления, общественных объединений по решению

проблем молодой семьи.

 

3.2. Реализации  социальной политики в отношении  молодой семь в Хабаровском  крае.

 Механизмы реализации Концепции Реализация семейной политики в крае обеспечивается следующими механизмами:

  • правовыми - разработка и реализация нормативных правовых актов, направленных на поддержку и развитие семьи, осуществление экспертизы нормативных правовых документов с точки зрения их влияния на жизнедеятельность семьи, проведение мероприятий по повышению правовой культуры населения и, в частности, семей с детьми;
  • финансовыми - выделение финансовых ресурсов на реализацию семейной политики за счет средств краевого бюджета и осуществление контроля за их целевым использованием, привлечение внебюджетных средств, средств бизнес-сообщества и др.;
  • материально-техническими - развитие инфраструктуры учреждений, реализующих семейную политику, укрепление их материально-технической базы, создание новых учреждений, реализующих различные направления семейной политики;
  • социально-экономическими - создание материальной базы и формирование условий для решения приоритетных задач жизнеобеспечения семьи, привлечение бизнеса к решению задач семейной политики;
  • информационно-пропагандистскими - информирование общественности о ходе реализации семейной политики, формирование общественного мнения о ценности семьи и семейного образа жизни;
  • кадровыми - создание системы подготовки, переподготовки специалистов социальной сферы на базе высших учебных заведений края, проведение конкурсов профессионального мастерства среди специалистов учреждений социальной сферы, работающих с семьей и детьми;
  • научными - привлечение научного потенциала края для организации мониторинга положения семьи в крае, создание информационно-аналитической базы по вопросам семейной политики.

Основными результатами проводимой семейной политики в крае должны стать:

  • упрочение престижа семьи, укрепление ее социального статуса;
  • снижение доли семей с денежными доходами ниже региональной величины прожиточного минимума;
  • увеличение количества зарегистрированных браков;
  • увеличение количества семей, обеспеченных благоустроенным жильем;
  • повышение уровня рождаемости;
  • снижение младенческой и материнской смертности;
  • сокращение числа абортов;
  • сокращение масштабов социального сиротства, развитие семейных форм жизнеустройства детей, лишившихся родительского попечения;
  • уменьшение детской безнадзорности, преступности среди несовершеннолетних;
  • снижение количества семей, находящихся в социально опасном положении;
  • увеличение количества детей и семей, охваченных услугами учреждений социального обслуживания;
  • создание условий для интеграции детей-инвалидов в обществе;
  • увеличение количества детей, занятых внешкольной деятельностью, культурно-досуговыми и спортивными мероприятиями.

 

 

Заключение

В настоящее время на федеральном уровне уделяется особое значение укреплению и развитию института молодой семьи. Существует ряд нормативных документов и государственных программ, особое внимание в которых уделено вопросам становления, укрепления и развития благополучной молодой семьи, улучшения качества ее жизни, обеспечения условий для выполнения молодой семьей социальных функций, стимулирования рождаемости детей и т.д. К ним относятся: Концепция государственной политики в отношении молодой семьи, утвержденная Минобрнауки России, Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, разработанная на период до 2016 г.

Концепция является ориентиром для органов государственной власти, а также для органов местного самоуправления при решении вопросов, касающихся социальной поддержки молодой семьи.

Семейная политика, основанная на консервативном взгляде на построение семейно-брачных отношений, не может быть эффективной. Необходимо пересмотреть отношение к семье, так как современный брак существенно отличается от традиционного, а требования к нему остались прежними. А что уж говорить о нашем времени, где субъективное благополучие ставится на первое место.

Таким образом, система государственных мероприятий по поддержке молодой семьи носит комплексный характер, основными целями которых являются: поддержание достойного качества жизни молодой семьи, укрепление института семьи, улучшение демографической ситуации в обществе.

В то же время политика государства в отношении молодой семьи все еще четко не сформулирована и имеет ряд отрицательных моментов. «Среди них можно выделить бессистемный характер осуществления этой политики на различных уровнях, а, следовательно, невысокую степень ее эффективности». Отмечаются факты противоречивости и нарушения координации государственной семейной политики на федеральном и

региональном уровнях.  В настоящее время задача государства, общества и самих индивидов заключается в том, чтобы сделать более прочными внутренние семейные силы, развить и укрепить их.

В связи с вышеизложенными проблемами очевидными становятся приоритетные роли различных социальных служб помощи молодой семьи в ее укреплении и стабилизации:

Социальная поддержка молодой семьи на муниципальном уровне; Укрепление института семьи является одним из главных факторов социально - экономического развития территории. Отсюда важно оптимизировать семейную политику муниципального образования. Для того, чтобы реализовывать принципы адресности, комплексности и гуманности, семейная политика в муниципалитетах должна всесторонне учитывать потребности семей в различного рода услугах, быть ближе к реалиям повседневной жизни людей;

Социальное обслуживание, на мой взгляд, является наиболее востребованным направлением семейной политики и предполагает новый вид социальной помощи, который носит нематериальный характер и выступает в виде индивидуальной поддержки молодой семьи в решении социально-психологических, педагогических, правовых, медико-социальных и других проблем, возникающих в процессе реализации ими семейных функций, и осуществляется через сеть специализированных социальных служб.

На местном уровне получили распространение территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи по телефону. Работа в подобных центрах должна строиться на комплексном подходе в решении проблем семьи, и быть направлена на профилактику семейного неблагополучия, улучшение внутрисемейных отношений.

Задача местных властей и сотрудников социальных служб донести до будущих и нынешних супругов плодотворность и полезность предлагаемых мероприятий и программ для гармонизации и стабилизации семьи и брака. Важно, чтобы результат был ощутимым и наглядным, только тогда учреждения по работе с молодыми семьями будут восприниматься в качестве полноправного партнѐра, способного реально содействовать семьям на пути к благополучию. О роли муниципальной семейной политики и ее достижениях можно судить по данным о реальных изменениях в личной жизни и настроениях людей в отношении настоящего и будущего своего брака и семьи. Показателями эффективности работы социальных служб могут служить формирование у клиентов позитивных установок на брак и семью, приобретение навыков разрешения межличностных конфликтов, информированность по вопросам воспитания и адекватного поведения в кризисные периоды семейной жизни, а также активности, ответственности за судьбу всех членов семьи.

Информация о работе Механизм реализации социальной политики в отношении молодой семьи