Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 21:34, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение менеджмента в социальных учреждения. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- Определение сущности менеджмента;
- Понятие и значение организации;
- Управление и уровни управления;
- Контроль в социальной работе;
- Программно-целевое управление.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
I. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ…………………………………5
II. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ………….. ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………………….10
III. КОНТРОЛЬ В ОРГАНИЗАЦИЯХ УЧРЕЖДЕНИЙ СИСТЕМЫ………….. СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ………………………………………………………21
IV. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ……..………………………………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...………………………………………………………………..32
СПИОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………...…..33
Помимо отношений субординации типа «руководители – подчиненные» существуют отношения координации или отношения между находящимися на одном иерархическом уровне членами организации. Такие отношения направлены на взаимное согласование действий исходя из совместных задач руководства или исполнения. [2:91]
Понятие организации опирается на фундаментальные положения разделов обществоведения, ряд прикладных отраслей, но ее самостоятельным предметом является специфическая управленческая деятельность в единстве с управленческими отношениями, которые складываются в процессе создания самой системы социального управления, ее построения, функционирования и развития.
Социальное управление рассматривается как вид управления, процесс воздействия на общество, социальные группы, отдельных индивидов с целью упорядочения их деятельности.
Сущность социального управления связана с весьма неоднозначным смыслом, вкладываемым в понятие «социальное». Как известно, это понятие рассматривается и в широком смысле, когда им охватываются все существующие в обществе явления и процессы, во всех сферах (тождественно понятию «общественное»), и в узком смысле как охватывающее явления и процессы, относящиеся лишь к одной сфере общественной жизни – социальной, аккумулирующей в себе экономические, политические и другие сферы.
Соответственно разный смысл придается и социальному управлению: управление в любых общественных системах или разновидность управленческой деятельности, воздействующая на явления и процессы лишь социальной сферы общественной жизни.
Социальным управлением может именоваться вся совокупность видов управленческой деятельности, относящихся к разным сферам общественной жизни, то же, но уже в широком смысле тождественным понятию «управление общественными системами и процессами».
В узком значении социальное управление определяется, как процесс воздействия на социальную среду для достижения поставленных целей, в широком – сфера деятельности людей. Выделим основные признаки социального управления, применяемые в социальной деятельности.
Общие характеристики социального управления:
- существует при наличии совместной деятельности людей или общностей;
- обеспечивает упорядоченное воздействие на участников совместной деятельности;
- направлено на достижение определенной управленческой цели;
- характеризуется наличием субъекта и объекта управления;
- субъект управления наделяется определенным властным ресурсом;
- объект управления подвластен субъекту, сознательно-волевое поведение которого должно изменяться в соответствии с указаниями субъекта;
- реализуется в рамках определенного механизма.
Виды социального управления:
- государственное;
- местное (муниципальное);
- общественное самоуправление;
- элементы социального управления:
- субъект управления;
- объект управления;
- управленческие связи (прямые и обратные).
Стадии процесса управления:
- анализ управленческой ситуации;
- выработка и принятие решения;
- организация и исполнение решения;
- контроль выполнения;
- подведение итогов, внесение коррективов.
Прежде всего, необходимость социального управления обусловлена фактом разделения труда в группах людей, крупных коллективах (ассоциациях), в масштабе государства, а также потребностью его кооперации. Следовательно, как совместный труд людей составляет основу всякого человеческого общества, так и управление является необходимым элементом общего труда, существования и развития общества. [5:77]
Управленческая деятельность призвана обслуживать реализацию целей и функций управления, обеспечивать подготовку и проведение в жизнь управленческих решений. Ее можно определить как набор (совокупность) выработанных историческим опытом, научным познанием и талантом людей навыков, умений, способов, средств целесообразных поступков и действий человека в сфере управления.
Управленческий труд – вид трудовой деятельности по выполнению функций управления в организации. Назначением управленческого труда является обеспечение целенаправленной и скоординированной деятельности трудового коллектива (ассоциации) по решению стоящих перед ним задач. Предметом управленческого труда является информация, средством – организационная и вычислительная техника, результатом – управленческое решение.
Объективная необходимость управленческого труда порождает особую группу работников – управляющих.
В сферу деятельности людей по социальному управлению помимо управленческих работников входят научные работники, занимающиеся исследованиями и разработками в сфере социального управления, а также преподаватели, осуществляющие подготовку, переподготовку и повышение квалификации управленческих кадров.
Социальное управление осуществляется в технических и биологических системах. Сразу скажем, что нас интересует такое воздействие, которое осуществляется в социальных системах и может быть понято как воздействие субъекта управления на объект управления с целью его сохранения или перевода в новое желательное состояние.
Отметим, что воздействие в социальных системах может быть разным по объему, содержанию, направленности, силе власти.
В зависимости от этого меняется содержание понятия «управление».
Управленческая деятельность отличается интеллектуальным характером, поскольку всегда есть процесс выработки, принятия и практической реализации управленческих решений, призванных изменять состояние и течение общественных процессов, уровень использования социальных ресурсов общества, а опосредованно – сознание и поведение людей. Она должна адекватно отражать социальную действительность, вскрывать имеющиеся ресурсы находить средства и резервы, выбирать оптимальные способы совершенствования социальных систем и перевода их на новый уровень. [24:86]
В управленческой деятельности содержится и эмоционально-психологический компонент с ярко выраженной доминантой воли. Каждый человек, занятый управлением, постоянно совершает мыслительные и волевые операции анализа, оценки, решения, подчинения и исполнения, команды и контроля и т. д. Это создает в социальных организациях особый социально-психологический микроклимат, активно влияющий на сознание, чувства, жизненные ориентации человека и формирует определенный тип поведения и деятельности. Постоянное напряжение воли, груз ответственности, дисциплинированность, подчинение собственного «я» управленческой функции – вот естественные компоненты, которые присущи управленческой деятельности в нормальном органе управления. Если этого нет, формируемые и реализуемые таким органом управляющие воздействия вряд ли могут пользоваться авторитетом у людей и в должной мере влиять на их сознание и поведение.
Социальное управление как управление воздействия на социальные процессы, коллективы, классы изучается общественными (социальными науками) и подчиняется законам и принципам.
К законам науки управления относятся общие, существенные и необходимые связи, изучаемые наукой управления. Законы управления выражают важные внутренние устойчивые черты, особенности процесса управления. К последним относятся законы необходимого разнообразия, интеграции и специализации управления, приоритетности социальных целей, возрастания субъективности и интеллектуальности управления, доминирования глобальной цели системы, доктринальности, развития самодеятельной активности каждой подструктуры. Осознанное использование законов позволяет приводить деятельность людей в соответствие с объективными требованиями жизни.
Закон необходимого разнообразия гласит: разнообразие управляющей системы должно быть не меньше разнообразия управляемого объекта. Чем сложнее объект управления, тем сложнее должен быть и орган, который им управляет. Следовательно, суть этого закона в том, что управляющая подсистема должна обладать достаточным разнообразием управляющих воздействий и пропускной способностью для переработки информации и выдачи управляющих решений, с тем чтобы успешно справиться с разнообразием системы и обеспечить ее функционирование и развитие в соответствии с заданной программой. Это означает, что информация должна содержать максимум сведений, позволяющих обеспечить формирование управляющих воздействий, соответствующих разнообразию объекта управления.
Закон специализации управления предполагает, что управление современными общественными делами ведет к расчленению его функций, их специфическому проявлению в конкретных условиях, на разных уровнях управления, различных направлениях. В связи с этим управление требует высокого профессионализма в различных сферах: экономической, социальной, политической, психологической, организационно-технической, правовой, экологической, демографической и т. п. Субъект управления, осваивая различные области профессиональных знаний и опираясь на их многообразие, интегрирует, объединяет многознание в принятых управленческих решениях, проектах, программах и концепциях. [10:59]
Закон интеграции управления означает объединение в управлении различных специализированных действий на разных уровнях и направлениях управления в единый управленческий процесс в рамках единого социального организма – системы. В качестве интегрирующих факторов выступают цели, задачи и интересы общества, которые требуют поддержания нормальной жизнедеятельности и развития сложной социальной системы в соответствии с постоянными изменениями внутренней и внешней среды.
Закон экономии времени определяет объективный процесс рационального использования времени обществом и отдельной личностью для более быстрого достижения намеченных целей; характеризует эффективность управления, которая во многом зависит от скорости и адекватности реакции субъекта управления на объект управления.
Закон приоритетности социальных целей, суть которого в том, что целью развития общества является повышение качества жизни, благосостояния, социального самочувствия людей.
Осознание этой закономерности привело цивилизованные страны к построению социального государства, социально-ориентированного рынка, социальному партнерству. Более того, выявление этой закономерной связи обусловило установление не только качественных, но и количественных характеристик в достижении социальной справедливости. Так, стабильность в обществе предполагает, что разница в доходах самых богатых и самых бедных не должна превышать 10-кратной величины. По объективным причинам не более 10 % населения могут проживать на пороге бедности. Это критическая отметка для большинства развитых стран. Иначе в обществе наблюдаются застой, стагнация, нарастание кризисных явлений. [7:82]
Успех любой реализуемой задачи зависит от организации реализации принятого решения. Самое хорошее решение может быть не реализовано, если не организовать его внедрение, не обеспечить механизм реализации.
Организация реализации
управленческого решения в
Совокупность этапов разработки, принятия и реализации решения образует понятие цикла управления. Управленческий цикл повторяется как бы по восходящей спирали, продвигая управленческую систему в направлении выполнения поставленной цели.
Управление социальной работой необходимо для укрепления эффективности функционирования системы социальной защиты населения и, как следствие – роста благосостояния и обеспечения нормальных условий жизни различных групп и категорий клиентов социальной службы. Управление социальной работой не выходит за рамки классических аналитических схем принятия решений и может быть представлено в виде двенадцати последовательно выполняемых ступеней.
Социальное управление имеет свои пределы. Некоторые из них порождаются самой природой управления, другие – особенностями процесса управления, его субъектами.
Управление социальной работой направлено:
Различные интересы как сильный субъективный момент вносят сложности в управление социальными системами. Отношения по управлению, так же как и любые отношения между людьми, никогда не могут быть чисто рациональными, только служебными, исключительно официальными. В них неизбежно проявляются личные, групповые интересы, которые воздействуют на эти отношения, преломляя их через себя. Происходит сложное взаимодействие целей, причем вклад разных работников неодинаков и зависит от их статуса, активности и т. д. [25:103]
В управлении социальной работой все направления деятельности должны рассматриваться в комплексе экономических и социокультурных задач общества.