Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 19:30, реферат
Целью данной работы является разработка программы адаптации студентов-первокурсников специальности УП группы БУП-111. Для достижения данной цели в ходе работы были поставлены и решены следующие задачи:
А) Дана общая характеристика процесса адаптации студентов-первокурсников к обучению в высшей школе;
Б) Рассмотрены основные показатели адаптации и значение адаптации в жизнедеятельности коллектива;
В) Дан анализ результатов исследования адаптации студентов специальности УП;
Г) Разработаны методы улучшения адаптации студентов к обучению в вузе;
Введение……………………………………………………………………….…..…3
Общая характеристика феномена «адаптация студентов-первокурсников к обучению в высшей школе»………………………………………………………...5
Адаптация студентов-первокурсников к обучению в высшей школе: понятие, основные показатели, значение в жизнедеятельности коллектива…………………………………………………………………..…….….5
Факторы, влияющие на адаптацию студентов-первокурсников к обучению в высшей школе……………………………………………………………….……18
Анализ адаптации студентов-первокурсников специальности УП группы БУП-111…………………………………………………………………………..…24
Общая характеристика предприятия и методы исследования проблемы…………………………………………..……………..............................24
Состояние адаптации студентов-первокурсников группы БУП-111.……29
Проект управленческих решений по улучшению адаптации студентов-первокурсников группы БУП-111 к обучению в высшей школе……..…………34
Пути решения выявленных проблем в организации …….………..………34
Мероприятия по совершенствованию адаптации студентов-первокурсников группы БУП-111 к обучению в высшей школе……..…………37
Заключение………………………………………………………………………….40
Список использованных источников……………………………………………...41
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………………...
Приложение……………………………………………………
Введение
Важнейшим социальным требованием к высшим учебным заведениям является ориентация образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы профессиональных знаний, но и на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Для системы образования на передний план выходит проблема учебной адаптации студентов, как одной из разновидностей социальной адаптации. От успешности учебной адаптации на младших курсах вуза во многом зависят дальнейшая профессиональная карьера и личностное развитие будущего специалиста.
Многочисленными исследованиями установлено, что эффективность, успешность обучения во многом зависит от возможностей студента освоить новую среду, в которую он попадает, поступив в вуз. Начало занятий и устройство быта означает включение студента в сложную систему адаптации.
Адаптация студентов является актуальной проблемой в связи с тем, что искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушению адаптации, что может сопровождаться повышенной конфликтностью, непониманием своей социальной роли, снижением работоспособности или ухудшением состояния здоровья. Случаи глубокого нарушения адаптации могут приводить к развитию болезней, срывам в учебной, профессиональной деятельности. В дальнейшем, после окончания вуза и при устройстве на работу, нарушение адаптации может привести к неэффективной деятельности на предприятии, тем самым подталкивая руководителя задуматься о не соответствии занимаемой вами должности.
Целью данной работы является разработка программы адаптации студентов-первокурсников специальности УП группы БУП-111. Для достижения данной цели в ходе работы были поставлены и решены следующие задачи:
А) Дана общая характеристика процесса адаптации студентов-первокурсников к обучению в высшей школе;
Б) Рассмотрены основные показатели адаптации и значение адаптации в жизнедеятельности коллектива;
В) Дан анализ результатов исследования адаптации студентов специальности УП;
Г) Разработаны методы улучшения адаптации студентов к обучению в вузе;
Д) Найдены пути решения проблем, выявленных у студентов
Объектом исследования будет являться вуз, как среда адаптации студентов, предметом – студенты первого курса специальности УП, как субъекта психологической адаптации.
При написании курсового проекта были использованы метод тестирования и анкетирования.
Начало занятий, и устройств быта означает включение студента в сложную систему адаптации. Многочисленными исследованиями установлено, что эффективность, успешность обучения во многом зависит от возможностей студента освоить новую среду, в которую он попадает, поступив в вуз. Так же существует множество подходов к изучению процесса адаптации студентов.
Гришанов А.К., Цуркан В.Д. утверждают, что под адаптацией студента следует понимать процесс приведения основных параметров его социальных и личностных характеристик в соответствие, в состояние динамического равновесия с новыми условиями вузовской среды как внешнего фактора по отношению к студенту.
Сиомичев А.В. определяет адаптацию как процесс приспособления индивидуальных и личностных качеств к жизни и деятельности человека в изменившихся условиях существования; и в сфере адаптации студентов выделяет познавательный и коммуникативный аспекты, как основные направления учебной деятельности.
Бабахан Ю.С. отмечает значимость самооценки студента как показателя его способности к учебной адаптации, так как адаптация - это всегда тот или иной вид балансирования внутреннего и внешнего, индивидуального с общественным. Важным предпосылочным условием успешной адаптации студента является наличие у него способности правильно оценивать свои возможности как в отношении предъявляемых ему учебных заданий, так и в отношении его распорядка и правил, определяющих их выполнение.
Терещенко А.Г (9) указывает на то, что динамику развития внимания, памяти и образного мышления можно рассматривать как процесс, отражающий «приспособление» студентов к обучению в вузе. Изменение уровня функций и их стабилизация - показатель адаптации к учебному процессу.
Ронгинская Т.И. (6) выдвигает гипотезу о том, что адаптация студентов - это сложный процесс перестройки психической деятельности, и он должен проявляться в изменениях уровневых значений отдельных характеристик личности, и в изменении взаимосвязей между ними, а также в различных соотношениях изменений в различные периоды адаптационного процесса.
Тарабрина Н.В., Лазебная Е.О. субъективный критерий определяют как степень осознанной или неосознанной удовлетворённости исполнителя различными аспектами жизнедеятельности и самим собой. В качестве же объективного критерия рассматривают эффективность деятельности, которую трактуют как определённый уровень продуктивности, результативности деятельности.
Каждое вышеперечисленное определение хорошо по-своему и имеет определенные сходства и различия. Если говорить о сходствах, то можно заметить, что каждое определение адаптации равно какому-то определенному процессу. Различия же заключаются в этих самых процессах. У каждого из авторов они разные.
Так же на основании всего приведенного выше, а это лишь небольшая часть того, что известно о проблеме адаптации студентов, можно сделать вывод о том, что адаптация студентов к вузу - это сложный и многофакторный процесс, который строится на адаптационных перестройках и приспособляемости к изменяющимся условиям и характеру деятельности.
Фундаментальные вопросы социально психологической адаптации личности освещены в трудах отечественных (О.О.Балл [9], Ф.Б.Березин [10], Л.И.Божович [12], Г.С.Костюк [25], О.М.Леонтьев [26],, О.И.Медведев [28], О.О.Налчаджян [33], В.А.Петровский [38] но др.) и заграничных (Е.Ериксон [61], Ж.Пиаже [39], 3.Фрейд [53] но др.) исследователей.
В неофрейдистском направлении адаптация рассматривается в контексте социальной активности личности. Современная психоаналитика широко использует введенные еще З.Фрейдом [53] понятия "аллопластические" и "аутопластических" изменений и соответственно различают две разновидности психологической адаптации:
1) аллопластическая адаптация достигается теми изменениями во внешней среде, которые человек осуществляет для приведения его в соответствие со своими потребностями;
2)аутопластическая адаптация о
К этим двух разновидностей Г.Гартман добавляет еще один - поиск индивидом той среды, которая является наиболее благоприятной для функционирования организма [20].
Среди работ психоаналитического направления стоит выделить концептуальный подход Е.Ериксона, по мнению которого, в системе "индивид - среда" одной стороной адаптационного взаимодействия является конфликты и защити, а другой - сотрудничество и гармония. При этом он выдвигает положение о взаимном беспрестанном приспособлении индивида и обществах. Процесс адаптации в его концепции описывается формулой: противоречия - тревога - защитные реакции индивида и среды - гармоничное равновесие или конфликт . Таким образом, Е.Ериксон рассматривает конфликт как один из возможных результатов взаимодействия индивида и среды в том случае, когда защитные реакции организма и "поступки" среды оказываются недостаточными для возобновления нарушенного гомеостатического равновесия.
Существенный взнос в разработку широкого понимания адаптации был сделан Ж. Пиаже. В психологии, в соответствии с его концепцией, адаптация рассматривается как единство противоположно направленных процессов: аккомодации и ассимиляции. Первый из них обеспечивает модификацию функционирования организма, или действий субъекта в соответствии со свойствами среды. Второй процесс изменяет те или другие компоненты этой среды, переделывая их в соответствии со структурой организма или включая в схему поведения субъекта. Отмечены процессы тесно связанные между собой и опосредствуют друг друга. Имея ввиду сказанное выше, можно было бы определить адаптацию, как «равновесие между ассимиляцией и аккомодацией, или, что в сущности одно и то же, равновесие у взаимодействия субъекта и объектов» [39].
С точки зрения Ф.Б.Березина, психическая адаптация играет решающую роль в поддержке адекватных соотношений в системе "индивидуум – среда" и определяется как "...процес установление оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, что позволяет индивиду удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели (при сохранении психического и физического здоровья), обеспечивая в то же время соответствие психической деятельности человека, его поведения требованиям среды" [10, 44].
Ф.Б.Березин выделяет следующие уровни психической адаптации:
- индивидуально психологический
- социально психологический уров
На данном уровне выделяются следующие основные типы адаптационного процесса: первый тип, который характеризуется активным влиянием на социальную среду, и второй тип, который характеризуется пассивным приспособлением (конформистским принятием целей и ориентаций группы). Эти типы адаптационного процесса формируются в зависимости от структуры потребностей и мотивов индивида и оказываются в процессе группового и межличностного взаимодействия.
А.В.Петровским разработана модель развития личности при вхождении ее в относительно стабильная социальная среда. Автором выделяются три фазы развития личности: адаптация, индивидуализация, интеграция.
На фазе адаптации происходит активное усвоение личностью действующих в группе норм и овладения соответствующими формами и средствами деятельности. Субъект не может осуществить потребность обнаружить себя как личность, пока он не освоил принятые в группе нормы и ценности, не овладел приемами и средствами деятельности. Эффективная адаптация достигается индивидом за счет субъективно пережитых потерь некоторых своих индивидуальных отличий, иллюзии "растворения в массе".
Фаза индивидуализации порождается противоречиями, которые заостряются, между результатами, достигнутыми на фазе адаптации (усвоение групповых норм и способов деятельности), и не удовлетворенной на этой фазе потребностью в максимальной персонализации. На фазе индивидуализации активность субъекта направлена на поиск средств и способов проявления своей индивидуальности, а также поиск, которые могут обеспечить максимальную персонализацию.