Мероприятия по совершенствованию адаптации студентов-первокурсников группы БУП-111 к обучению в высшей школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 19:30, реферат

Описание работы

Целью данной работы является разработка программы адаптации студентов-первокурсников специальности УП группы БУП-111. Для достижения данной цели в ходе работы были поставлены и решены следующие задачи:
А) Дана общая характеристика процесса адаптации студентов-первокурсников к обучению в высшей школе;
Б) Рассмотрены основные показатели адаптации и значение адаптации в жизнедеятельности коллектива;
В) Дан анализ результатов исследования адаптации студентов специальности УП;
Г) Разработаны методы улучшения адаптации студентов к обучению в вузе;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…..…3
Общая характеристика феномена «адаптация студентов-первокурсников к обучению в высшей школе»………………………………………………………...5
Адаптация студентов-первокурсников к обучению в высшей школе: понятие, основные показатели, значение в жизнедеятельности коллектива…………………………………………………………………..…….….5
Факторы, влияющие на адаптацию студентов-первокурсников к обучению в высшей школе……………………………………………………………….……18
Анализ адаптации студентов-первокурсников специальности УП группы БУП-111…………………………………………………………………………..…24
Общая характеристика предприятия и методы исследования проблемы…………………………………………..……………..............................24
Состояние адаптации студентов-первокурсников группы БУП-111.……29
Проект управленческих решений по улучшению адаптации студентов-первокурсников группы БУП-111 к обучению в высшей школе……..…………34
Пути решения выявленных проблем в организации …….………..………34
Мероприятия по совершенствованию адаптации студентов-первокурсников группы БУП-111 к обучению в высшей школе……..…………37
Заключение………………………………………………………………………….40
Список использованных источников……………………………………………...41

Файлы: 1 файл

KURSACh.doc

— 217.00 Кб (Скачать файл)

Адаптационный потенциал является комплексным показателем. Данный показатель у студентов был посчитан путем измерения и расчета  регрессивных взаимоотношений у каждого тестируемого,  а именно частоты сердечных сокращений (ЧСС), систолического (САД) и диастолическего (ДАЛ) артериального давления, возраста (В), массы тела (МТ) и роста (Р). Все эти показатели, по многочисленным данным, играют существенную роль в становлении, закреплении адаптации организма к многочисленным воздействиям внешней среды, а уровни их регрессионных отношений могут характеризовать уровень адаптации в целом.

Критерий АП рассчитывается по следующему уравнению множественной регрессии:

АП = 0,011(ЧСС) + 0,014(САД) + 0,008(ДАД) + 0,014(возраст) + 0,009(МТ) - 0,009(Р) - 0,27.

Характеристика значения адаптационного потенциала будет описываться на основании Таблицы 2.1.

 

Таблица 2.1 – Характеристика значения адаптационного потенциала

 

Адаптационный потенциал (баллы)

Характер адаптации

Характеристика уровня функционального состояния

Менее 2,1

Удовлетворительная адаптация

Высокие или достаточные функциональные возможности организма

2,11 – 3,2

Напряжение механизмов адаптации

Достаточные функциональные возможности обеспечиваются за счет функциональных резервов

3,21 – 4,3

Неудовлетворительная адаптация

Снижение функциональных возможностей организма

Больше 4,3

Срыв адаптации

Резкое снижение функциональных возможностей организма


 

б) Для выявления уровня адаптированности студентов, была разработана анкета, содержащая в себе вопросы, ответы на которые позволяют судить о результатах адаптации студентов. Так как исследуемая группа существует  уже третий год, и процесс адаптации у студентов уже пройден,  целесообразно судить о результатах адаптации ее участников. В данном случае оценка адаптированности будет является субъективной, так как дается самими участниками группы.

Анкета содержит в себе вопросы с вариантами ответа из которых, студенту предлагается выбрать наиболее подходящий ему: (см. Приложение).

 

 

    1. Состояние адаптации студентов-первокурсников группы БУП-111

 

 

а) В исследовании адаптационного потенциала студентов, приняло участие 8 человек, все участники студенты 18 лет являются членами одной студенческой группы, и занимаются учебной деятельностью  в вузе уже на протяжении полугода. Результаты тестирования выглядят следующим образом:

Участник 1 – 1,216

Участник 2 – 1,653

Участник 3 – 3,22

Участник 4 – 2,158

Участник 5 – 3,13

Участник 6 – 2,344

Участник 7 – 2,56

Участник 8 - 2, 44

Анализ полученных данных показал, что двое из восьми опрошенных, то есть 25%, обладают удовлетворительным потенциалом адаптации, демонстрируя высокие, или достаточные функциональные возможности организма, они достаточно быстро адаптируются к новым условиям. Один тестируемый, то есть 12,5 %, показал результат неудовлетворительной адаптации, при которой во время адаптации происходит снижение функциональных возможностей организма, однако этот показатель не очень высок и всего на 0,01% превышает показатель характера адаптации, при котором происходит напряжение механизмов адаптации. У пяти участников теста из восьми, то есть у 62,5 %, наблюдается напряжение механизмов адаптации, что характеризуется в свою очередь тем, что достаточные функциональные возможности организма обеспечиваются за счет функциональных резервов.

Таким образом, можем сделать вывод, что большинство участников группы обладают средним потенциалом адаптации и нуждаются в  мероприятиях по поддержанию нормального уровня функциональных резервов организма в процессе адаптации, как биохимических, так и физиологических и психологических.

б)  В  анкетировании на адаптированность приняли участие 10 человек из группы. Результаты распределились следующим образом:

  1. Вы не нуждаетесь в дружеской поддержке, находясь  в университете.

          Да – 50 % (5 человек),  нет – 50% (5 человека)

  1. Легко ли вам дается изучение предметов в вузе?

 Да – 70% (7 человек),  нет – 30% (3 человека)

  1. Преследуете ли вы целью обучения в вузе саморазвитие и приобретение профессиональных навыков по специальности?

Да – 60% (6 человек),  нет, я учусь только, чтобы получить диплом – 40% (4 человека)

  1. Устраивает ли ваш вас статус в группе, взаимоотношения с сокурсниками?

           Да - 80% (8 человек), нет – 0% да, но не  в полной мере – 20% (2 человека)

  1. Достаточна ли Ваша школьная подготовка для освоения специальных дисциплин?

Да - 50 % (5 человек),  нет- 50% (5 человек)

  1. Довольны ли выбором  специальности?

Да, это та специальность, которую я хотел - 50% (5 человек),  еще не определился – 40% (4 человека), нет, я разочарован выбранной специальностью -10% (1 человек)

  1. Совпало ли Ваше представление о студенческой жизни и об учебе с реальностью?

Да – 90% (9 человек), нет – 10% (1 человек)

За каждый положительный ответ ставится один балл, за отрицательный ноль, за остальные ставится 0,5 балла. Таким образом, максимально полная адаптация студента будет оцениваться 7 баллами. Результаты анкеты по каждому респонденту представлены ниже.

Респондент 1 – 5 баллов

Респондент 2 – 5,5 баллов

Респондент 3 – 4 балла

Респондент 4 – 5,5 баллов

Респондент 5 – 5 баллов

Респондент 6 – 7 баллов

Респондент 7 – 5 баллов

Респондент 8 – 3,5 баллов

Респондент 9 – 4,5 балла

Респондент 10 – 5 баллов

Средний уровень адаптации в группе равен 5, 45 баллов, что говорит о довольно высокой адаптированности студентов.

Оценивая результаты тестирования,  с точки зрения, выделенных в первой главе факторов адаптации к обучению, можно сделать выводы что:

60% участников имеют мотивацию  к обучению, выраженную в стремлении  к саморазвитию и в желании овладеть профессией. Данная мотивация, обусловенна внутренними мотивами человека к самосовершенствованию, и способствует более быстрому процессу адаптации, в отличие от той, которая выражена в желании получить диплом, и обусловлена внешними факторами (давлением родителей, общества).

80% участников полностью  довольны своей ролью и статусом  в группе, что говорит об установленных взаимоотношениях с одногруппниками, и, в свою очередь, показывает хорошую адаптацию у студентов.

50%  участников идентифицируют  себя с выбранной специальностью.

Далее исследуем зависимость факторов, выделенных путем анализа анкеты и адаптационного потенциала.

Участник 1 и участник 2,  показавшие удовлетворительные оценки адаптационного потенциала, по результатам анкетирования показывают самые высокие результаты адаптированности ( 7 и 5,5 баллов). Мотивация к обучению у данных участников выражена в стремлении к саморазвитию и в желании овладеть профессией, и они полностью идентифицируют себя с выбранной специальностью. Данные участники так, же положительно отмечают свою роль и статус в группе.

Участник 3 и Участник 5, показавшие неудовлетворительный уровень (3,22 балла) и показатель близкий к неудовлетворительному уровню (3,13 балла), в свою очередь показывают самые невысокий уровень адаптированности по результатам анкеты (3,5 и 4 баллов). Мотивация к обучению у данных студентов выражена в желании получить только диплом, и обуславливается внешними факторами (давлением родителей, общества).  Данные студенты не идентифицируют себя с выбранной профессией. Однако, эти же участники довольны своим статусом и ролью в группе.

Остальные студенты, результаты которых показывают уровень напряжения механизмов адаптации, показывают разные результаты мотивации к обучению, однако явное большинство все же мотивацией выделяет стремление к овладению профессией и саморазвитию, примерно половина идентифицируют себя с выбранной специальностью, и большинство из них довольны своим статусом в группе. Важно отметить при этом, что чем выше уровень адаптационного потенциала студента, тем скорее он положительно отвечает на вопросы, связанные с идентификацией себя с профессией, и определяют мотивацией стремление к знаниям. Двое участников отрицательно оценивающие свой статус в группе имеют так же самые низкие показатели адаптационного потенциала (3,13 и 2,44 балла) в рамках уровня напряжения механизмов адаптации.

Из всего вышеперечисленного можно сделать следующие выводы:

Уровень адаптированности студентов напрямую зависит от физиологического адаптационного потенциала организма. А так же на адаптированность явно влияют рассмотренные в первой части, и выделенные в анкете факторы: факторы мотивации к обучению, идентификации себя с профессией, а так же взаимоотношения внутри группы.

Так у студентов, мотивацией к обучению у которых является внутреннее стремление к знаниям, уровень адаптированности выражен намного выше, чем с внешней мотивацией.

 Идентификация себя  с выбранной специальностью так  же отражает уровень адаптации  у студентов. Чем скорее студент  идентифицирует себя с ролью  будущего менеджера персоналом, тем лучше он адаптирован.

Оценка своей роли и статуса в группе может быть и влияет на адаптацию студентов, однако по результатам исследования выводы об этом делать трудно.

Следует так же отметить, что не было выявлено закономерности уровня адаптации  и  проживания в общежитии студентов. Это можно объяснить тем, что студенты проживают в общежитии уже третий год, то есть уже не в новых для них условиях, и смогли полностью адаптироваться к условиям проживания в общежития.

На основе анализа, описанного в главе 2, можно выделить следующие проблемы адаптации в группе БУП-111:

а) Преобладание напряжение механизмов адаптации у участников группы.

б) Недостаточно высокий уровень мотивации к обучению, основанный на стремлении к развитию и овладению профессией.

в) Недостаточно высокий уровень идентификации себя с профессией участников группы.

 

 

 

 

 

 

  1. Проект управленческих решений по улучшению адаптации студентов-первокурсников группы БУП-111 к обучению в высшей школе

 

 

    1. Пути решения выявленных проблем в организации

 

 

При анализе адаптации группы БУП-111, были выявлены следующие проблемы:

а) Преобладание напряжение механизмов адаптации у участников группы.

б) Недостаточно высокий уровень мотивации к обучению, основанный на стремлении к развитию и овладению профессией.

в) Недостаточно высокий уровень идентификации себя с профессией участников группы.

Учитывая основные исследованные факторы, влияющие на адаптацию студентов, были предложены следующие методы повышения психофизиологической адаптации студентов, способствующих решению выделенных проблем:

  1. Мероприятие, направленное на выработку участниками навыков регулирования психофизиологического состояния при адаптации - «Обучающий семинар на тему пользы и опасности страхов и тревожности, способах их регулирования, а так же  о роли самооценки личности».
  2. Мероприятия, направленные на повышение мотивации студентов к обучению - « Встречи с успешными специалистами в сфере УП».
  3. Мероприятия, ориентированные на профессиональную практику в процессе обучения. «Деловые игры», « Информационный стенд о новостях рынка труда, и сферы управления человеческими ресурсами ».

 Рассмотрим подробнее  каждое из предлагаемых мероприятий.

а) Обучающий семинар на тему пользы и опасности страхов и тревожности, способах их регулирования, а так же  о роли самооценки личности. Данное мероприятие предполагает форму семинара, активное участие и высказывание мнений самими студентами,  и  может быть проведено психологом, либо преподавателем с кафедры Психология и педагогика, либо кафедры Социология и психология управления.

План предлагаемого мероприятия будет выглядеть следующим образом:

1)Знакомство и представление  участников.

Информация о работе Мероприятия по совершенствованию адаптации студентов-первокурсников группы БУП-111 к обучению в высшей школе