Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 19:30, реферат
Целью данной работы является разработка программы адаптации студентов-первокурсников специальности УП группы БУП-111. Для достижения данной цели в ходе работы были поставлены и решены следующие задачи:
А) Дана общая характеристика процесса адаптации студентов-первокурсников к обучению в высшей школе;
Б) Рассмотрены основные показатели адаптации и значение адаптации в жизнедеятельности коллектива;
В) Дан анализ результатов исследования адаптации студентов специальности УП;
Г) Разработаны методы улучшения адаптации студентов к обучению в вузе;
Введение……………………………………………………………………….…..…3
Общая характеристика феномена «адаптация студентов-первокурсников к обучению в высшей школе»………………………………………………………...5
Адаптация студентов-первокурсников к обучению в высшей школе: понятие, основные показатели, значение в жизнедеятельности коллектива…………………………………………………………………..…….….5
Факторы, влияющие на адаптацию студентов-первокурсников к обучению в высшей школе……………………………………………………………….……18
Анализ адаптации студентов-первокурсников специальности УП группы БУП-111…………………………………………………………………………..…24
Общая характеристика предприятия и методы исследования проблемы…………………………………………..……………..............................24
Состояние адаптации студентов-первокурсников группы БУП-111.……29
Проект управленческих решений по улучшению адаптации студентов-первокурсников группы БУП-111 к обучению в высшей школе……..…………34
Пути решения выявленных проблем в организации …….………..………34
Мероприятия по совершенствованию адаптации студентов-первокурсников группы БУП-111 к обучению в высшей школе……..…………37
Заключение………………………………………………………………………….40
Список использованных источников……………………………………………...41
2) Рассмотрение понятия страха и тревоги.
3) Рассмотрение роли страха и тревоги в повседневной жизни и в учебной деятельности.
4) Способы регулирования тревоги и страха.
На данном этапе студентам рассказываются, и предлагается опробовать несколько упражнений.
Упражнение «Пишем!», в котором предлагается в одиночестве, в спокойной обстановке выписать в тетрадь все мысли, какие приходят, когда человек думает о своих ощущениях. Важно не отказываться от намерения, даже если сначала это упражнение может показаться трудным, и нет никаких мыслей и никаких источников, мысли существуют, иначе не было бы чувства страха. Предложения можно начинать следующими фразами : «Опасаюсь того…, беспокоюсь о том…, нервничаю из-за этого…, не хочу такого…» Писать следует в течение 10-15 минут. Это упражнение помогает снять напряжение, а так же выявить источник страха.
Упражнение «Визуализация», где нужно представите себе в красках, в звуках, в ощущениях, ситуацию, которая вызывает страх. Ситуация может быть в прошлом, либо ожидаемая. Участнику стоит прожить ее в своем воображении, представить обстановку, всё, что вас окружает, людей. Почувствовать собственное состояние. Затем участник «выносит всю эту картину за пределы своей головы, словно на экран кинотеатра» и продолжает смотреть на эту ситуацию, как будто сидит в зале. Он может представить себе разные варианты событий – как негативный исход, так и позитивный. «Прокручивать» различные варианты исхода событий стоит до тех пор пока чувство тревоги не уйдет.
5) Влияние самооценки на уровень тревожности. Способы регулирования самооценки.
6) Подведение итогов.
б) Встречи с успешными специалистами в сфере УП.
Мероприятием по повышению мотивации могут стать организованные встречи, беседы с успешными авторитетными людьми, добившихся позиций топ-менеджеров в сфере управления персоналом. Следует указывать в таких беседах, что приглашенный человек добился значимой позиции при помощи собственных навыков и знаний, представлять подробные истории карьерных достижений. Важно подчеркивать в таких беседах, что ключевым фактором успеха этих людей стало стремление к знаниям и саморазвитию.
в) Ориентация на профессиональную практику в процессе обучения. Деловые игры, как процесс обучения. Информационный стенд о новостях рынка труда, и сферы управления человеческими ресурсами.
Данное предложение относится
к профессорско-
Возможно, стоит более полно и тщательно подходить к заданию на летнюю практику студентов. Задание на практику должно включать анализ на реальном предприятии основных факторов всех изучаемых дисциплин в прошедшем учебном году.
Больше внимания следует уделять деловым играм, как форме обучения студентов. Имитационную игру можно рассматривать как занятие по моделированию реальной деятельности специалиста в тех или иных искусственно созданных педагогических и производственных ситуациях. В данном случае моделируются "серьезная" управленческая деятельность в "несерьезных" игровых условиях. Во время игры каждый участник сам делает ошибки и сам находит удачные решения, обогащая при этом свой личный опыт.
Оформление информационного стенда , включающий в себя статьи из таких журналов, как «Управление персоналом», «Кадровик», «Человек и труд» и других журналов, в выпусках которых публикуются новости, важные и необходимые для специалистов УП. Оформление предложенного стенда кафедра может частично, либо полностью делегировать студентам, подкрепляя их работу баллами в рейтинг за семестр по какому-либо специальному предмету.
Предполагается, что выполнив все рекомендации пункта 3.1 средний уровень адаптации, по разработанной анкете, в группе возрастет с 5,45 до 6, 7 баллов. В таблице 3.1. приведен рекомендуемый план проведения мероприятий.
Таблица 3.1. – Проект по совершенствованию адаптации студентов-первокурсников группы БУП-111 к обучению в высшей школе.
Проблема |
Мероприятия по совершенствованию |
Сроки |
Ответственные |
А)Преобладание напряжение механизмов адаптации у участников группы |
Обучающий семинар на тему пользы и опасности страхов и тревожности, способах их регулирования |
Сентябрь - октябрь 2014 г. |
Заместитель декана по воспитательной работе со студентами, куратор группы совместно с тренером |
Б) Недостаточно высокий уровень мотивации к обучению, основанный на стремлении к развитию и овладению профессией |
Беседы с успешными людьми |
Сентябрь 2014 г. – май 2015 г. |
Председатель профкома студентов СГУПС факультета УП. |
В)Недостаточно высокий уровень идентификации себя с профессией участников группы |
Профессиональная направленность во время занятий |
Сентябрь 2014 – май 2016 г. |
Преподаватели ВУЗа |
а) Обучающий семинар на тему пользы и опасности страхов и тревожности, способах их регулирования, поможет студентам понять, что они имеют возможность контролировать свое эмоциональное состояние. Упражнения, приведенные в рамках данного семинара позволяют справиться с тревогой. А, следовательно, положительно влияют на адаптированность студентов.
б) Беседы с успешными людьми работают на эффекте заражения и подражания. Студенты видят перед собой личность, которой хочется подражать, а, следовательно, прислушиваться к советам. Беседы с авторитетными людьми о пользе образования и саморазвития благотворно повлияют на мотивацию к обучению студентов, и как следствие, на их адаптацию.
в) Профессиональная направленность во время занятий, постоянно напоминает студентам об их будущем профессионализме. Осознавая себя в роли менеджера по персоналу, идентифицируя себя с данной профессией, студент постоянно повышает свою мотивацию к обучению и желание быть конкурентно-способным на рынке труда. А, следовательно, будет заинтересован в регулировании своих психических процессов для более успешной учебы и быстрой адаптации к учебе.
Наличие информационного стенда, служит напоминанием студентам об их профессиональном будущем, а так же позволит поддерживать постоянный интерес к профессии.
Заключение
В ходе проделанной работы, в соответствии с поставленной целью и задачами, были проанализированы различные источники, раскрыто понятие адаптации, психофизиологической адаптации, а так же ее факторов, критериев, уровней, компонентов. Был проведен анализ показателей адаптационного потенциала, а так же уровня адаптации в учебной группе БУП-111, выявленные факторы, которые являются угрозами благоприятной адаптации студентов. В проектной части разработаны рекомендации по методам адаптации в рассматриваемой студенческой группе. Был предложен план проведение семинара, план проведения тренинга и рекомендации для более успешного его проведения, даны рекомендации по учебной работе со студентами.
По результатам проведенного исследования можно сделать выводы о том, что адаптация студентов-первокурсников - это сложный процесс, как на уровне психики, так и физиологии, на который влияют, различные факторы, как внутренние, так и внешние. Руководитель может существенно повлиять и ускорить адаптацию сотрудника, зная о факторах психофизиологической адаптации и умея использовать их на пользу сотруднику.
Список используемых литературных источников
1. Агаджаян, Н. А. [и др.] Физиология человека/ Н.А. Агаджаян, А.И. Елфимова, З.Б. Минина – М.: ЮТА, 1986. – 486 с.
2. Андреева, Д.А. Человек и общество/Д.А. Андреева.- М.: Высш.шк., 1973- 553 с.
3. Андреева, Д.А. Проблемы активности студентов/ Д.А. Андреева. - Ростов н/Д.: Эдема, 1975 – 159 с.
4. Александровский, Ю.А. Состояния психологической дезадаптации и их компенсация/Ю. А. Александровский. - М.: Эксмо, 1976 – 448 с.
5. Бадиков, В.И., Быкова, Е.В., Климина, Н.В. Теория функциональных систем П.К.Анохина в изучении психофизических показателей результативной деятельности студентов // Вестник Российской АМН. 1997, №12. С.45-49.
6. Белов, А.Ф., Лапкин, М.М., Яковлева, Н.В. Успешность .... адаптации к длительным психоэмоциональным нагрузкам // Психол.журн.1993
7. Белов, А.Ф., Лапкин, М.М., Яковлева,
Н.В. Успешность обучения студентов медицинского
ВУЗа: дифференциально-
8. Годфруа, Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т.2: Пер. с франц. – М.: Мир, 1992. – 376 с.
9. Гуревич, К.М. Психологическая диагностика. Учебное пособие./К.М. Гуревич. - М.: Мир, 1997. – 452 с.
10. Заболевания вегетативной нервной системы / Под ред. А.М.Вейна. М.: Медицина, 1991. – 766 с.
11. Истратова, О.Н. Справочник психолога-консультанта организации/О.Н. Истратова, Т.В. Экскакусто. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 638 с.
12. Иванов, Г.Г. Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей./Г.Г. Иванов, В.Н. Воронцов — Ижевск: Издательство Удмурт. ун-та, 1996. – 677 с.
13. Ильюченок, Р.Ю. Память и адаптация/Р.Ю. Ильюченок. Новосибирск: ЭРА, 1979. – 559 с.
14. Казаков, В.Г. Психология: Учебник для индустр.-пед.техникумов/В.Г. Казаков, Л.Л. Кондратьева. – М.: Высш.шк., 1989. – 383 с.
15. Крысько, В.Г. Социальная психология: словарь-справочник/В.Г. Крысько. – Мн.: Харвест, 2004. – 688 с.
16. Кулагин, Б.В. Основы профессиональной психодиагностики/Б.В. Кулагин. М.: Высш.шк., 1984. – 673 с.
17. Лишук, В.А., Основы здоровья: Обзор. Актуальные задачи, решения, рекомендации/В.А. Лишук, Е.В. Мосткова. - М.: РАМН, 1994. — 134 с.
18. Медведев, В.И. Физиология трудовой деятельности/В.И. Медведев. СПб.: Издательский Дом «Нева» 1993. – 732 с.
19. Пасынкова, Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности // Психол. журн. Т.17. №1. 1996. С. 169-174
20. Постовалова, Г.И. Психологические и социально-психологические особенности адаптации студентов/Г.И. Поствоалова. - М.: Азимут-Центр, 1993. – 229 с.
21. Растова, Л.М. Социальная адаптация личности в коллективе. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Томск, 1973 г.
22. Свиридов, Н.А. Социальная адаптация личности в трудовом коллективе. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Л., 1974 г.
23. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии/ Е.В. Сидоренко. – СПб.: Речь, 2006. – 350 с.
24. Справочник практического психолога. Психодиагностика/ под общ.ред. С.Т. Посоховой. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005. – 671 с.
25. Столяренко, Л.Д. Сдаем психологию. Для среднего профессионального образования. Серия «Шпаргалки»/Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 96 с
26. Умрюхин, Е.А. Энергообмен и вегетативные функции у студентов при учебной и экзаменационной нагрузках / Умрюхин Е.А., Быкова Е.В., Климина Н.В. // Физиология человека. - 1996. - Т.22, N 2. - С. 108-111.
27. Шангин, А.Б., Шостак В.И. Особенности сопряжения дыхания и кровообращения у лиц молодого возраста при психоэмоциональном напряжении, вызванном экзаменационной ситуацией // Физиология человека. Т.18. №1. 1992. С. 117-122.
28. Шапкин, С.А., Дикая, Л.Г. Деятельность в особых условиях: компонентный анализ структуры и стратегий адаптации. Психологический журнал, том 17, 1996 г., N1.,
29. Щербатых, Ю.В. Связь особенностей личности студентов-медиков с активностью вегетативной нервной системы // Психологический журнал, 2002, №1, С. 118-122
30. Юнг, К.Г. Психологические типы/К.Г. Юнг.- М.: Мир, 1993. – 448 с.
31. Юревиц, А.Ж., [и др.] Физиология трудовой деятельности/ А.Ж. Юревиц, В.С. Аверьянов, О.В. Виноградова, К.Г. Капустин, Н.С. Малахов, В.П. Гребняк. - СПб.: Издательский Дом «Нева», 1993. – 250 с.
32. http://www.do.ektu.kz/s_help_
ПРИЛОЖЕНИЕ
Анкета адаптационного потенциала студентов
а) да б) нет
а) Да б) нет
а) Да б)нет, я учусь только, чтобы получить диплом
а) да б) нет в) да, но не в полной мере