Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 15:14, курсовая работа
Цель работы - рассмотреть место и роль аксисиологического подхода в социальной работе.
Задачи:
1) раскрыть социальную работу как общественное явление;
2) рассмотреть историю становления и развития социальной работы как профессии;
3) изучить аксиологические основания социальной работы;
4) проанализировать профессионально – значимые ценности социальной работы.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..
Глава 1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ…..……
1.1 Социальная работа как общественное явление……………..…….…..
1.2 История становления и развития социальной работы как профессии
Глава 2. АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ…......
2.1 Аксиологические основания социальной работы…………………….
2.2 Профессионально – значимые ценности социальной работы……….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………
МЕСТО И РОЛЬ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
Абакан, 2013г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава 1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ…..……
1.1 Социальная работа как общественное явление……………..…….…..
1.2 История становления и развития социальной работы как профессии
Глава 2. АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ…......
2.1 Аксиологические
основания социальной работы………
2.2 Профессионально
– значимые ценности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………..
ВВЕДЕНИЕ
Социальная
работа принадлежит к профессиям,
которые возникли и утверждаются
с целью удовлетворения насущных
потребностей общества и его граждан.
Она призвана создавать необходимые
условия не только для социального
обеспечения отдельных
В общественной жизни большинства стран мира социальные работники играют важную роль в планировании, реализации, оценке и научном изучении социальных программ, рассчитанных в поддержку самых разнообразных групп населения. В своем развитии социальная работа будет приобретать сущностные признаки технологии содействия формированию, осуществлению и реабилитации жизненных сил человека.
Эффективность
социальной работы зависит не только
от уровня подготовки специалиста, его
знаний и опыта, но и от личностных
характеристик, качеств, мировоззренческой
сферы и жизненной позиции. Социальный
работник должен произвести для себя
определенную систему ценностей, которая
должна согласовываться с сущностью
и содержанием социальной работы,
общественными нормами и
Ценности занимают важнейшее место в жизни человека и общества, так как именно ценности характеризуют собственно человеческий образ жизни, уровень выделения человека из животного мира. Особую значимость проблема ценностей приобретает в переходные периоды общественного развития, когда кардинальные социальные преобразования ведут к резкой смене существовавших в нём систем ценностей, тем самым ставя людей перед дилеммой: либо сохранять устоявшиеся, привычные ценности, либо приспосабливаться к новым, которые широко предлагаются, даже навязываются представителями различных партий, общественных и религиозных организаций, движений. Поэтому вопросы: что такое ценности; каково соотношение ценности и оценки; какие ценности являются для человека главными, а какие второстепенными – являются сегодня жизненно важными.
Каковы ценности, таковы и общество, и личность. Не случайно, что проблема ценностей всегда выступает на первое место в переходные периоды общественного развития. Именно такое время переживает сегодня наше общество, с его нестабильностью, резкими социальными сдвигами. Всё это находит своё выражение в процессе переоценки ценностей. При этом следует иметь в виду, что за отрицанием старых ценностей скрывается отрицание старых форм жизни общества и личности.
Объект данной курсовой работы - понятие социальной работы и ее содержание
Предмет - аксиологический подход в социальной работе.
Цель работы - рассмотреть место и роль аксисиологического подхода в социальной работе.
Задачи:
1) раскрыть социальную работу как общественное явление;
2) рассмотреть историю становления и развития социальной работы как профессии;
3) изучить аксиологические основания социальной работы;
4) проанализировать профессионально – значимые ценности социальной работы.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Глава 1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Социальная работа как
Содержание
социальной работы можно
Социальная работа – универсальный социальный институт: ее носители оказывают помощь всем индивидам независимо от социального статуса, национальности, религии, расы, пола, возраста и иных обстоятельств. Единственный критерий в этом вопросе - потребность помощи и невозможность своими силами справиться с жизненными затруднением.1
В обыденном
сознании с социальной работой зачастую
связаны представления, которые
не соответствуют
Важнейшей движущей силой для людей, занимавшихся благотворительностью, были их чувство морального долга их жизненных ценностей и стремление делать добро, обычно проистекающие из веры в бессмертие души. Акцент делался в данном случае на человека, творящего добро, а вклад его измерялся величиной и долгосрочностью оказываемой помощи. Современный же социальный работник видит свою задачу в том, чтобы человек, которому он помогает, смог обходиться без этой помощи и без социального работника, что и считается основным критерием профессионального успеха.
Процесс, посредством которого этого пытаются достичь, называют по-разному: реабилитация, нормализация, реадаптация. Но главная цель всегда состоит в том, чтобы вернуть клиенту способность действовать самостоятельно в данном социальном контексте. Для этого будущих социальных работников обучают разбираться в индивидуальной психологии клиентов, в характере связи человека с семейным и более широким социальным окружением, обучают приёмам развития у своих подопечных активности и самостоятельности. Можно сказать, что благотворительность как вид социальной активности ставит во главу угла стремления помогающих и их убеждения. В социальной работе центральной фигурой является клиент, а целью – освобождение его от нужды в социальных работниках.
Социальная работа - это профессия для тех, кто хочет помогать людям, улучшить условия жизни и изменить общество. Социальные работники помогают людям действовать лучшим образом в своем окружении, строить свои отношения с другими людьми, решать семейные и личные проблемы.
Социальные работники традиционно работали в двух уровнях помощи людям:
микроуровень
непосредственной работы с людьми и
макроуровень, который включает гражданскую
активность, программирование общественной
деятельности и развитие социальной
политики. Социальные работники зачастую
стараются оказывать
Социальные работники часто работают с клиентами, страдающими от заболеваний, опасных для жизни, либо от социальных проблем. Эти проблемы могут быть следствием неудовлетворительных жилищных условий, безработицы, недостатка профессиональных навыков, финансовых затруднений, серьезных заболеваний, инвалидности, насилия, нежелательной беременности и др. Социальные работники также помогают семьям с серьезными внутренними конфликтами, включая насилие над детьми или супругами.
Таким образом, социальна работа и все касающееся к ней несет большое благо в наше общество. Поэтому во всем мире давно осознали, что социальная работа нужна всем слоям, группам и индивидам, хотя некоторые нуждаются в ней потенциально, а другие – уже актуально. Принято сравнивать ее с зонтиком, который может быть свернут до времени, но в нужную минуту защитит индивидов от неблагоприятных воздействий, угрожающих им.
1.2 История становления и развития социальной работы как профессии
Социальная
работа как общественное явление
свойственна человеческому
Особую
роль в развитии социальной работы
сыграло распространение
Пересматривается само понимание таких явлений как бедность, нищета в контексте своеобразной социально-религиозной активности, направленной на преобразование мира по образу и подобию Божию.
Во второй половине XIX в. активное участие в процессах оказания помощи начинает играть не только государство, церковь, но и различные общественные организации, прежде всего – благотворительные, просветительские общества, феминистские организации.
Государственная
система помощи и поддержки сосредоточила
свое внимание, в основном, на лечении
социальных недугов, таких, как бедность,
беспризорность, нетрудоспособность.
В ряде стран появляются государственные
организации, целенаправленно осуществляющие
на местах государственную политику
в деле социального обеспечения
и поддержки (Эльберфельдская система
социального обеспечения в
В отличие от государства общественные организации оказывают помощь тем категориям населения, с которыми государство не может взаимодействовать в силу различных обстоятельств (например, работа с девиантными группами в Англии, просветительская деятельность в России, работа с эмигрантами в Америке).
Социальная помощь как вид практической деятельности начинает вычленяться в сфере таких знаний как медицина, социология, психология. Ставится вопрос о профессиональной системной помощи различным категориям граждан, а это предполагает специальную подготовку работников в учебных заведениях (первый факультет социальной работы был открыт в Колумбийском университет в 80-е гг. XIX в.). Социальная работа приобретает вид профессии и отдельной области научного знания.
На современном этапе развития общества социальная работа уже не имеет того единого вида, который можно было наблюдать в конце прошлого века. Сегодня эта профессия подразделяется на множество подвидов, а в теории социальной работы выделяются разнообразные концепции. Но независимо от толкования самого понятия, от особенностей модели помощи главная задача социальной работы сегодня – помочь клиенту в решении жизненно важных проблем.
Институт современной социальной работы в России возник как результат деятельности определенных социальных групп, элементы которых представляют собой достаточно активных субъектов, обладающих социальным мышлением и ответственностью.2 Несомненно, данный институт имеет свою социальную базу, основу возникновения которой заложили естественное и социальное неравенство, социальная дифференциация общества в целом.
Информация о работе Место и роль аксисиологического подхода в социальной работе