Место и роль аксисиологического подхода в социальной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 15:14, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - рассмотреть место и роль аксисиологического подхода в социальной работе.
Задачи:
1) раскрыть социальную работу как общественное явление;
2) рассмотреть историю становления и развития социальной работы как профессии;
3) изучить аксиологические основания социальной работы;
4) проанализировать профессионально – значимые ценности социальной работы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..
Глава 1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ…..……
1.1 Социальная работа как общественное явление……………..…….…..
1.2 История становления и развития социальной работы как профессии
Глава 2. АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ…......
2.1 Аксиологические основания социальной работы…………………….
2.2 Профессионально – значимые ценности социальной работы……….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………

Файлы: 1 файл

МЕСТО И РОЛЬ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ.docx

— 60.75 Кб (Скачать файл)

Социальная  работа в обществе организуется и  проводится в связи с необходимостью реализации ценности человека, который  объективно является (хотя и не всегда осознается) главной социально значимой ценностью.

Ценностные  основания социальной работы являются одной из важнейших детерминант  сущности и содержания не только самой  социальной работы, но и общественных отношений и общественного бытия. Реализация ценностей социальной работы одновременно становится одним из важнейших  факторов и условий социального  прогресса.

Социальная  работа является особым, специфическим  видом деятельности, основным смыслом, содержанием и целями которой  является обеспечение баланса и  реализации как социально, так и  индивидуально значимых ценностей. Вместе с тем профессионально-этические (аксиологические) основания социальной работы являются одновременно одним  из сущностных законов ее функционирования и развития, поскольку ценности имманентно представлены во всех ее элементах. Вследствие этого целесообразно говорить не только о системе ценностей, но и  об аксиологии социальной работы – учении, о ее профессионально значимых, научно обоснованных ценностях. Аксиология социальной работы в настоящее время находится в стадии развития.16

Исследование  и обоснование профессионально  значимых ценностей профессиональной социальной работы может существенно  укрепить теоретические основания  профессиональной деятельности, способствовать более глубокому познанию ее смысла и содержания.

Система ценностей профессиональной социальной работы приходит во взаимодействие с  ценностными системами других видов  деятельности, в первую очередь профессиональной, а также с индивидуальными  ценностными системами людей, в  той или иной мере причастных к  социальной работе.

Ценности  профессиональной социальной работы организованы в определенную систему, функционирующую  и развивающуюся в соответствии с законами существования и развития систем. Ее элементы сущностно связаны  между собой, иерархизированы, каждая ценность занимает определенное место  в системе и выполняет определенные функции.

Система ценностей профессиональной социальной работы складывается под влиянием определенных факторов, которые должны учитываться  в профессиональной практике. Среди  них важнейшими являются:

· идеальная  иерархия этических ценностей профессиональной социальной работы, сформированная с  учетом ее гуманистического смысла;

· система  ценностей современного российского  общества, формирующаяся как совокупность различных компонент;

· традиционные ценности российского народа, в первую очередь связанные с помощью  и взаимопомощью;

· система  общечеловеческих ценностей;

· индивидуальные иерархии ценностей специалистов, формирующиеся  под влиянием их профессионального  и жизненного опыта и имеющие  сложную структуру;

· ценностные ориентиры зарубежных специалистов социальной работы.17

Иерархия  важнейших этических ценностей  в качестве терминальных включает в  себя ценности человека и общества. Эти ценности могут быть реализованы  при посредстве ценностей - инструментов и средств, среди которых важнейшее  место занимают свобода и защищенность, справедливость и равенство, труд и  коллективизм. Признание и, главное - реализация в обществе этих ценностей могут означать наличие цивилизованно го общества и высокую степень гуманизации общественных отношений в нем.

Иерархия  высших этических ценностей в  полной мере соответствует коренным, сущностным интересам человека и  имеет гуманистический характер. Эти гуманистические ценности могут  и должны быть присвоены каждым человеком  с целью осознанного включения  его в деятельность, направленную на реализацию этих ценностей.18

Названные ценности в системе профессиональной социальной работы приобретают специфическое  и отчасти более узкое содержание по сравнению с ценностями, реализуемыми в социальной деятельности общества. Это обусловлено в первую очередь  тем, что социальная работа является одним из направлений социальной деятельности общества; в ней не может быть отражена ответственность  за совокупную деятельность общества.

Особое  значение имеет выделение специфических  ценностей профессиональной социальной работы, реализация которых оказывает  существенное влияние на ее эффективность. Специфические ценности социальной работы в меньшей степени имеют  самостоятельное значение для общества как основного заказчика деятельности.

Среди специфических  ценностей социальной работы следует  в первую очередь выделить такие, как благо человека и общества, права и индивидуальность человека, гуманистический смысл деятельности, профессионализм, социальный статус человека, его возраст и пол и др.

Социальный  работник, помогая человеку в решении  различных проблем, всегда должен исходить из соображений блага этого человека и блага общества. В этом заключается  одна из специфических особенностей социальной работы: в отличие от обычной сервисной службы учреждение социальной работы не может оказывать  по просьбе клиента любые желаемые для него услуги, не заботясь при  этом, принесет это человеку пользу или вред. Выполняя заказ общества, социальный работник не просто оказывает  человеку комплекс услуг, он содействует  нормализации жизнедеятельности и  социального функционирования личности, по возможности ее полноценного включения  в социальную жизнь.

Права человека являются для социальной работы специфической  профессиональной ценностью, поскольку  без восстановления справедливости, равенства, способности к полноценной  жизнедеятельности невозможна реализация ценности человека.

Индивидуальность - это то, что отличает человека от других, а значит, делает его уникальным, ценным для общества. Уникальность человека представляет собой специфическую ценность и для социальной работы. Разрешение трудной жизненной ситуации или ее стабилизация на социально приемлемом уровне может способствовать развитию человеческой индивидуальности. Социальная работа обеспечивает человеку возможность сохранить свою индивидуальность (ее позитивную компоненту) в любой ситуации и содействует реализации этой ценности.

Важнейшей специфической ценностью профессиональной социальной работы является ее гуманистический  смысл. Социальная работа, даже если рассматривать  ее только как помощь человеку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации, предстает как деятельность, исполненная  гуманистического смысла. Однако, для  того чтобы действительно принести человеку благо и оградить его  от возможного ущерба, необходимо оказывать  помощь, руководствуясь не только состраданием, но и определенными знаниями, опытом с учетом возможностей, условий и  т.п. Необходимость и ценность профессионализма при оказании помощи человеку, попавшему  в трудную жизненную ситуацию, обусловливаются следующим:

· усложнение человеческого бытия требует  от оказывающего помощь не только обыденных, но и специальных профессиональных знаний в области социологии, экономики, политики, права и др. и навыков  в использовании этих знаний с  тем, чтобы в конкретной социально-экономической  ситуации, используя ее особенности, принести благо нуждающемуся в помощи;

· усложнение и развитие человеческой личности требует  от помогающего учета психических  ресурсов клиента, наличия и качества его социальных связей, его восприимчивости  к разнообразным методам воздействия, а следовательно, необходимо обладать знаниями и навыками в области  психологии и педагогики;

· оказание помощи может быть малоэффективным  в случае, если оказывающий помощь не обладает достоверной информацией (о действительном положении нуждающегося, его потребностях и проблемах, особенностях его личности, а также о реально  существующих возможностях решения  его проблем);

· современное  общественное устройство и нормативно-правовая база жизнедеятельности общества требуют, как правило, от личности, оказывающей  помощь определенного статуса и  связанных с ним узаконенных  полномочий, а значит, и ответственности  за результаты деятельности;

· оказание помощи часто связано с необходимостью осуществления руководства личностью, оказавшейся в трудной жизненной  ситуации, а значит, индивид, оказывающий  помощь, должен обладать определенными  качествами и навыками лидера, уметь  вызвать доверие к себе, вселить  в человека уверенность в благоприятном  исходе действий и т.п., т.е. обладать некоторыми харизматическыми данными  и определенными нравственными  качествами;

· эффективность  помощи человеку оказывается, как правило, выше в случае, когда оказывающий  ее пользуется авторитетом у нуждающегося и обладает вполне определенной репутацией, поскольку это позволяет ему  организовать отношения доверия  и сотрудничества;

· наконец, личность, оказывающая помощь, должна обладать способностью к интеграции имеющихся у нее специальных  знаний, опыта, формируя, таким образом, специфический, рациональный для данного  вида деятельности стиль мышления, наиболее предпочтительный для данного  конкретного вида деятельности и  позволяющий ей видеть в этой деятельности общее, особенное и специфическое, целое и его отдельные детали.19

Социальный  статус личности, складывающийся из ее экономического, профессионального, половозрастного, семейного и прочих статусов, может  являться одним из предметов деятельности специалиста, поскольку трудная  жизненная ситуация часто так  или иначе связана со снижением  одного или нескольких статусов. Восстановление или улучшение положения человека посредством воздействия, как на него, так и на среду его жизни  обитания с целью восстановления его разнообразных социальных и  индивидуальных функций, социально-ролевого репертуара способствует раскрытию  творческого потенциала человека, а  значит, может положительно сказаться  на достижении им смысложизненых целей  и тем самым содействовать  реализации его ценности. Поэтому  максимально высокий социальный статус личности является специфической  ценностью профессиональной социальной работы.

Пол и  возраст личности являются ее естественными  характеристиками и практически  не поддаются коррекции. Однако вполне может быть скорректировано отношение  самой личности и общества в целом к этим ее характеристикам.20

Таким образом, социальная работа может быть определена как особый вид социальной деятельности, направленной на формирование, осмысление и реализацию гуманистических общечеловеческих ценностей и идеалов с целью  преобразования социальной реальности и создания такой социальной ситуации, в которой возможным станет достижение гуманистического идеала и подлинного благополучия личности и общества, обеспечение их плодотворного сотрудничества и взаимодействия. Вследствие этого  идеал социальной работы может рассматриваться  как одна из ее высших профессиональных ценностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Изучение специфических ценностей  профессиональной социальной работы оказывает  существенное влияние на ее эффективность. Среди специфических ценностей  социальной работы следует выделить такие, как благо человека и общества, права и индивидуальность человека, профессионализм, гуманистический  смысл деятельности, социальный статус человека, его возраст и пол. Следует  более подробно остановиться на некоторых  из этих ценностей. Различные социокультурные  типы общества имеют специфические  ценности, которые составляют основу социализации личности.

В Конституции Российского государства  записано, что человек наделен  множеством прав: правом на жизнь, на свободу, труд, образование, жилище, охрану здоровья, обеспечение в случае нетрудоспособности и т.п. Государство, выступая гарантом реализации прав человека, признает основные права ценностями. Однако возможности  человека в реализации прав от природы  не равны: неравными делает их и общество. Обстоятельства, в которые может  попасть индивид, также затрудняют или делают невозможным реализацию им своих прав. В этих случаях, чтобы  не нарушались принципы равенства и  справедливости, государством должны быть предусмотрены дополнительные возможности реализации прав людьми со сниженными возможностями. Одной  из таких дополнительных возможностей является социальная работа, для которой  права человека являются специфической  профессиональной ценностью, поскольку  без восстановления справедливости, равенства невозможна реализация ценности человека.

Кроме наличия в Конституции  этих прав всегда подразумевается, что  человек имеет право на счастье, развитие, благополучие и право быть самим собой. Это последнее право  – право на выбор самого себя, на индивидуальность – приобрело  в последнее время особое значение. Индивидуальность человека – это  то, что дает возможность развиваться  и прогрессировать всему человечеству. Поэтому индивидуальность человека должна охраняться и развиваться, но только в том случае, если она  направлена не во вред самому человеку и обществу. Индивидуальность –  это то, что отличает человека от других, а значит, делает его уникальным, неповторимым, ценным для общества. К какой бы этнической группе не относился клиент социальной службы, этот момент должен учитываться всегда и при любых обстоятельствах  обращения к социальному работнику.

Для того чтобы успешно осуществлять свою деятельность, социальный работник должен обладать знаниями, навыками, умениями, опытом, рациональным стилем мышления, харизматическими данными, соответствующими нравственными качествами и т.п. Эти свойства и качества личности становятся основой ее профессионализма. Знание этнических и культурных особенностей клиентов также включается в это  понятие. Специалист по социальной работе должен не только ориентироваться на ценности клиента, его верования, убеждения, но и помочь человеку, если это будет  необходимо, принять новые ценности, войти в новую социальную среду. Только в этом случае будет выполнена  основная цель социальной работы –  социальное благополучие личности.

Информация о работе Место и роль аксисиологического подхода в социальной работе