Место и роль аксисиологического подхода в социальной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 15:14, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - рассмотреть место и роль аксисиологического подхода в социальной работе.
Задачи:
1) раскрыть социальную работу как общественное явление;
2) рассмотреть историю становления и развития социальной работы как профессии;
3) изучить аксиологические основания социальной работы;
4) проанализировать профессионально – значимые ценности социальной работы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..
Глава 1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ…..……
1.1 Социальная работа как общественное явление……………..…….…..
1.2 История становления и развития социальной работы как профессии
Глава 2. АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ…......
2.1 Аксиологические основания социальной работы…………………….
2.2 Профессионально – значимые ценности социальной работы……….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………

Файлы: 1 файл

МЕСТО И РОЛЬ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ.docx

— 60.75 Кб (Скачать файл)

Человек является основным субъектом и объектом, прямо или опосредованно представленным на всех этапах, во всех аспектах и ситуациях  социальной работы и, будучи подверженным интегративному влиянию общества, оказывает, в свою очередь, на него ответное влияние. От того, каким является этот человек, каковы, с одной стороны, его ценностные ориентации, установки, потребности  и т.п., и с другой - его возможности  и способности, права и обязанности, зависит результат воздействия  общества на человека и человека на общество, а значит, и состояние  общества и человека, их взаимосвязей и отсюда - возможность реализации гуманистического идеала. Объективно позитивные и осознаваемые как позитивные ценности, идеалы, установки и т.п. в общем случае могут не совпадать, вследствие чего основным направлением и целью социальной работы, ее имманентным  смыслом следует считать воздействие  в первую очередь на человека с  целью формирования у него таких  личностных качеств, которые обеспечат  выработку социально одобряемых и объективно ценных форм его жизнедеятельности  и мышления, соответствующих гуманистическим  представлениям о благе общества и самого человека и обусловливающим  деятельность, направленную на его  достижение. Значит, человек - важнейшая  ценность и цель социальной работы общества.

Ценностные  основания социальной работы, реализуемые  ею ценности, являются одной из важнейших  детерминант сущности и содержания не только самой социальной работы, но и общественных отношений и  общественного бытия. Ценности социальной работы одновременно становятся одним  из важнейших факторов и условий  социального прогресса. Из этого  следует, что специфическая система  ценностей является одним из важнейших  оснований и сущностных составляющих социальной работы, детерминирующим  ее смысл и содержание, направленность и цели. При этом в социальной работе должны быть гармонично представлены как личностные ценности и цели индивида, так и социальные ценности и цели общества, поскольку господство как  социального над индивидуальным, так и господство индивидуального  над социальным приводит к нарушению  гармонии в обществе в целом. Поэтому  социальная работа является особым, специфическим  видом деятельности, основным смыслом, содержанием, направленностью и  целями которой является обеспечение  баланса и реализации как социально  значимых ценностей, так и индивидуально  значимых ценностей. Вместе с тем  профессионально-этические основания  социальной работы (в части детерминации и обоснования смысла и сущности, содержания и направленности теории и практики) являются одновременно одним из сущностных законов ее функционирования и развития, поскольку ценности имманентно представлены во всех ее элементах. Вследствие этого целесообразно говорить об аксиологии социальной работы – учении о ее профессионально значимых ценностях.

Важность  аксиологической компоненты социальной работы демонстрируют ее функции, среди  которых важнейшими могут считаться  такие, как:

основополагающая  – заключающаяся в формировании и поддержании оснований социальной работы как специфического вида профессиональной социальной деятельности:

смыслообразующая  – заключающаяся в поддержании  смысла социальной работы;

структурообразующая – состоящая в определении структуры социальной работы;

системообразующая – заключающаяся в формировании системы из элементов социальной работы;

целеполагающая  – заключающаяся в формировании главных целей социальной работы;

праксеологическая – заключающаяся в воздействии  на профессиональную практику;

аналитическая – заключающаяся в осуществлении анализа деятельности и отдельных ее композиций с точки зрения иерархии главных ценностей;

футурологическая, в соответствии с которой аксиологическая  компонента, наряду с другими, определяет будущее состояние самой социальной работы, ее клиентов и общества в  целом;

и другие.10

Социальную  работу осуществляют человек и общество, поэтому важно, чтобы деятельность осуществлялась ими с учетом вполне определенных ценностных ориентаций. От того, что видит специалист в  социальной работе, какие именно ценности он признает и каким образом иерархизирует, зависят и процесс, и результат  непосредственной деятельности, и перспективы  ее развития. Поэтому важно, чтобы  деятельность осуществлялась человеком  в рамках не просто сложившихся в  процессе онтогенеза или наличных, признаваемых профессиональным сообществом, но объективных, научно обоснованных позитивных ценностей, норм и других регулятивов, гарантирующих достижение поставленной цели и сохранение аксиологического смысла деятельности. В этой связи  социальная работа по преимуществу должна заключаться в транслировании на человека этих регулятивов с целью  их осмысления и присвоения с последующей  реализацией. В то же время социальная работа предполагает последовательную гуманизацию как личностей, так  и отношений, возникающих в процессе социальной работы. На основании этого  социальная работа может стать важным условием гуманизации общественных отношений, а личность – ее главным  условием и средством, целью и  результатом. Такая личность, становясь  частью общества, его основным элементом, несомненно, обладает высокой индивидуальной и социальной ценностью.

Ценности современной профессиональной социальной работы располагаются на различных уровнях. Среди которых  выделяются следующие:

общечеловеческие, признаваемые большинством современного человечества;

социетальные, признаваемые преимущественно  в конкретном (российском) обществе;

профессиональные, имеющие значение в основном для профессиональной группы, приобретающие специфику  в связи с особенностями профессиональной деятельности;

индивидуальные  – ценности специалистов, их клиентов, других личностей, санкционирующих  в социальной работе в различном  качестве.11

Ценность  человека и необходимость реализации этой ценности необходимо требуют заботы о нем, создания условий для реализации этой ценности. Важно, что ценностью  в современном мире признается каждый человек, вне зависимости от каких  бы то ни было его качеств и достоинств. Это значит, что и человек, находящийся  в трудной жизненной ситуации, также является ценностью, требующей  реализации. Такой человек нуждается, в силу своих особенностей, в особой заботе со стороны общества, даже если общество не может рассчитывать на то, что данный индивид сумеет возместить впоследствии затраченные на него ресурсы  и принести обществу пользу.

Таким образом, положение человека, находящегося в трудной жизненной ситуации, помимо желания помочь и сострадания, зачастую требует специальных знаний, навыков, полномочий, информации и ресурсов, которыми ни сам человек, ни его окружение не располагают. Профессионально-этическая компетентность социального работника, приобретенная им в процессе обучения и закрепленная в процессе практической деятельности в качестве своеобразного морального опыта, становящегося основой нравственных убеждений и потребностей, является одним из основных компонентов его профессионализма. Поэтому институциализация социальной работы, ее становление как профессионального вида деятельности, является естественным следствием признания человека высшей ценностью современного общества, результатом осознания необходимости содействия реализации ценности человека, находящегося в трудной жизненной ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Профессионально-значимые ценности социальной работы

 

Социальная  работа является специфическим видом  социальной деятельности, прямо или  опосредованно охватывающим практически  все стороны общественного бытия. Поэтому социальная работа - одно из важнейших условий и одновременно средств развития и совершенствования  человека и общества, реализации их устремленности к благу и достижения ими благополучия. Она требует  от человека и общества готовности и обусловливает их оптимальную  подготовленность к деятельности, направленной на трансформацию, совершенствование  общественного и индивидуального  бытия.

Деятельность, как правило, не может осуществляться современным человеком только интуитивно, хаотично, инстинктивно, без заранее  выработанного ориентира, плана, цели. Желая достигнуть нового состояния  и качества объекта деятельности, человек всегда исходит из соображений  предпочтительности этого нового. Следовательно, оно для него более значимо, представляет собой ценность.

Ценности - это специфически социальные определения  объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное  значение для человека и общества.12

Ценности - это значимые для человека объекты  или функциональное значение объектов для человека. Через категорию  ценности человек демонстрирует  свое отношение к этим объектам. Человек познает свойства объектов внешнего мира в процессе удовлетворения своих потребностей и интересов, достижения поставленных целей. Познавая ценности, человек познает не столько  сами объекты окружающего мира, сколько  их значения для себя. Иначе говоря, цель познания ценности - не истина, а  значение. Ценность - это то, что вообще не безразлично для человека, то, что играет определенную роль (положительную  или отрицательную) в его жизнедеятельности.

Ценности  возникают в процессе общественной практики, которая определяет как  ценностный объект, так и субъект. Отсюда очевидна двойственная, объективно-субъективная природа ценности. Повседневная деятельность человека определяется не абстрактными мировоззренческими представлениями, а ориентацией на определенные ценности.

Вследствие  этого деятельность в целом может  быть представлена как ценностная (аксиатическая  или аксиологическая) по сути, поскольку  ценности являются неотъемлемой составляющей каждого из элементов и, следовательно, ценности являются неотъемлемой характеристикой  процесса, который составляет основное содержание деятельности. Любая деятельность может быть представлена как деятельность по реализации социально и/или индивидуально  значимых ценностей.

Необходимость реализации ценностей и организации  деятельности человек ощущает через  потребность. Потребность может  быть представлена как состояние  индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в чем-либо (объекте потребности), необходимом для его существования  и развития, и выступающее непосредственным источником его активности.13 С этой точки зрения потребности человека являются регуляторами его поведения, мышления, чувств и воли.

Совокупность  важнейших для человека ценностей  может быть представлена как его  ценностные ориентации, которые являются важнейшим составным элементом  внутренней структуры личности. Будучи сформированными и закрепленными  социальным и профессиональным опытом индивида в процессе его становления  и развития, они отграничивают  значимое, существенное для личности от незначимого, несущественного.

Еще одной  важной характеристикой личности (группы) является наличие установки - фиксированной  в социальном и профессиональном опыте предрасположенности воспринимать и оценивать значимые объекты, а  также готовности действовать определенным образом, ориентируясь на значимые (ценные) объекты.14 В установках в значительной мере фиксируется ценностно-нормативное отношение к объекту анализа и деятельности.

Изучением ценностей занимается аксиология (греч. axia - ценность, logos - учение, теория) - философское  учение о ценностях. Это научная  дисциплина, занимающаяся исследованием  ценностей как смыслообразующих оснований бытия, задающих системность, направленность и мотивированность человеческих поступков, действий, отношений  и всей жизни человека. Проблемами аккумуляции, анализа, классификации  ценностей жизни и культуры в  целом занимается общая теория ценности, которая шире, чем аксиология. Но аксиология составляет ее философское  ядро.15

С точки  зрения аксиологии профессиональная деятельность, будучи неотъемлемой частью человеческой деятельности, вообще, в своей основе также содержит ценности и может  быть представлена как деятельность, направленная на реализацию ценностей.

Ценностные  ориентации специалистов играют важнейшую  роль не только в их личной профессиональной деятельности и деятельности совокупной профессиональной группы, но и в  жизнедеятельности и развитии общества.

Социальная  работа, будучи определенным видом  профессиональной социальной деятельности, имеет целый ряд специфических  особенностей, детерминированных как  внутренними, так и внешними факторами. Будучи одним из регуляторов жизнедеятельности  общества и человека, она сама должна быть регулируемой. Она требует особой, дополнительной к нормативно-правовой, более жесткой и одновременно тонкой регламентации действий, отношений, поведения специалиста и предъявляет  к его личности высокие требования. Этой системой регламентации может  быть только профессионально-этическая  система.

В системе  социальной работы профессионально-этическая  система, учитывающая специфику  социальной работы, занимает особое место. Она не только играет роль одного из важнейших видов регламентации  поведения, действий, отношений, личностно-нравственного  облика специалистов и целых коллективов  социальных работников, но и является структурообразующим и системообразующим  началом в профессиональной социальной работе, важнейшим гарантом ее нормативного содержания и детерминантой гуманистического смысла.

Информация о работе Место и роль аксисиологического подхода в социальной работе