Место и роль аксисиологического подхода в социальной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 15:14, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - рассмотреть место и роль аксисиологического подхода в социальной работе.
Задачи:
1) раскрыть социальную работу как общественное явление;
2) рассмотреть историю становления и развития социальной работы как профессии;
3) изучить аксиологические основания социальной работы;
4) проанализировать профессионально – значимые ценности социальной работы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..
Глава 1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ…..……
1.1 Социальная работа как общественное явление……………..…….…..
1.2 История становления и развития социальной работы как профессии
Глава 2. АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ…......
2.1 Аксиологические основания социальной работы…………………….
2.2 Профессионально – значимые ценности социальной работы……….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………

Файлы: 1 файл

МЕСТО И РОЛЬ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ.docx

— 60.75 Кб (Скачать файл)

Развитие  социальной работы в России имеет  свою логику и особенности, которые  выражаются и в понятийном аппарате истории российской социальной помощи (благотворительность и призрение  – основные, специфические понятия  отечественного опыта) и в содержании, и в формах. Эта специфика формировалась  в условиях цивилизационного своеобразия  России (особенности образа жизни, менталитета, традиций культуры, народной педагогики и т. п.).

Выделение основных этапов дореволюционной деятельности по призрению и благотворительности  связано с характером участия  в ней различных сил: церковь, государство, общественность.

Так, первый этап: X – сер. XVIII вв. – отмечен  активной благотворительной деятельностью  церкви и постепенным формированием  государственной системы призрения. Ко второй половине XVIII столетия в России формируется устойчивая государственная  политика, направленная на помощь обездоленным и нуждающимся.3

Появляются  действенные формы и методы помощи нуждающихся: сиротам, незаконнорожденным, вдовам, престарелым, нетрудоспособным, инвалидам, увечным, душевнобольным, заключенным  погорельцам и т. д. Различаются  два типа призрения: «закрытое» –  в специально созданных для этого  учреждениях (гошпитали, приюты, богадельни и т. п.), «открытое» – вне заведений, осуществляемое в виде пенсий, пособий, обеспечения землей, профессией. Церковное  и частное призрение существует наряду с государственным призрением и имеет порой ведущее значение.

Второй  этап: сер. XVIII – сер. XIX вв. – функционирование государственно-общественного призрения. Особое значение в этом направлении  занимает деятельность Екатерины II по укреплению законодательной и организационной  базы призрения (открытие приказов общественного  призрения); развитие системы закрытого  призрения под руководством И.И. Бецкого, и зарождение общественного  призрения (создание общественных благотворительных  обществ таких как Вольное  экономическое общество, Императорское  человеколюбивое общество и т. п.).4

Третий  этап: реформы 1861 г. – 1917 г. – период общественного призрения. В пореформенный  период общественное призрение и  благотворительность претерпели серьезные изменения: появились качественно новые принципы организации и деятельности обществ и учреждений призрения. Отличительными чертами благотворительной деятельности становятся децентрализация, «открытость» и общественность призрения, установка на профилактику в социальной деятельности, появление и распространение оригинальных форм и методов работы с широким контингентом населения, а также рост числа частной благотворительности. Несмотря на многочисленные недостатки системы российского благотворения (важнейшие из которых – это рассредоточение средств и усилий, отсутствие единой программы), это время стало периодом расцвета в истории отечественной социальной помощи.5

Послереволюционный  и советский период характеризуется  развитием, в основном, системы социального  обеспечения, которая сложилась  в целом к концу 20-х гг.

Таким образом, в современных условиях идет формирование модели социальной работы, отражающей особенности социальных процессов современной России и использующей опыт и традиции организации социальной деятельности в сфере призрения и социального обеспечения.

 

 

 

 

 

Глава 2. АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ  ПОДХОД В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

2.1 Аксиологические  основания социальной работы

 

Социальная  работа, будучи определенным видом  профессиональной социальной деятельности, имеет целый ряд специфических  особенностей, детерминированных как  ее внутренними, так и внешними по отношению к ней факторами. В связи с этим социальная работа требует особой, дополнительной к нормативно-правовой, более жесткой регламентации действий, отношений, поведения специалиста и предъявляет к его личности высокие требования. Такой особой системой регламентации поведения и деятельности специалиста в процессе выполнения им своих профессиональных обязанностей, а также детерминирующей его личностные качества, может быть только профессионально-этическая система. Будучи одним из регуляторов жизнедеятельности общества и человека, она сама должна быть регулируемой. Вместе с тем профессиональная социальная работа является одной из форм отношений по поводу добра как одной из высших ценностей, что делает неизбежным наличие в ней профессионально-этической компоненты. Органичность профессионально-этической компоненты в системе социальной работы детерминируется в первую очередь тем, что сущностной, смыслообразующей основой профессиональной социальной работы является гуманизм.6

Специфика социальной работы делает применение в ней общих, не конкретизированных с учетом сущности и содержания деятельности профессионально-этических норм и  правил малоэффективным. Профессионально-этическая  регламентация социальной работы должна гарантировать соблюдение прав клиентов, общества и самого социального работника, способствовать формированию личностно-нравственного  и профессионального облика специалиста, гуманизации общественных отношений. Вследствие этого профессионально-этическая  система является неотъемлемой составной  частью системы профессиональной социальной работы, определяющей и поддерживающей ее основной смысл и содержание, гуманистическую направленность деятельности специалиста и его личности, всего  института социальной работы.

Известно, что основной функцией любой системы  морали и ценностей является поддержание  и обеспечение существования  породившей ее системы: она регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни, поддерживая и  санкционируя определенные общественные устои, строй жизни, общение (или, напротив, требуя их изменения).7 Профессионально-этическая система выполняет аналогичную функцию в отношении профессиональной социальной работы, являясь средством, формирующим социальную работу в качестве целостной системы, определяющим ее структуру и поддерживающим ее нормативный смысл и содержание. Вследствие этого в системе социальной работы профессионально-этическая система, полностью учитывающая специфику социальной работы занимает особое место, играя роль не только одного из важнейших видов регламентации поведения, действий, отношений, личностно-нравственного облика специалистов и целых коллективов социальных работников, но и являясь вместе с тем необходимым структурообразующим и системообразующим началом в профессиональной социальной работе, важнейшим гарантом ее нормативного содержания и детерминантой гуманистического смысла.

В изучении и регулировании социальной работы большую значимость имеет использование  этико-аксиологического подхода с  целью определения, обоснования, пропаганды в обществе и главное - реализации гуманистических этических ценностей  как собственно социальной работы, так и общества в целом. Безусловно, этико-аксиологический подход не может  считаться единственным при исследовании социальной работы. Социальная работа многопланова, многофункциональна, многозадачна, многоаспектна, вследствие чего в ней  имеют место и могут быть выявлены и исследованы различные компоненты - организационная, правовая, экономическая, психологическая, педагогическая, эстетическая и т.п., каждая из которых имеет  относительно самостоятельную значимость, представляет большой интерес и требует тщательного самостоятельного исследования. Однако социальная работа организуется и проводится обществом, как правило, не для того, чтобы реализовать некие правовые, организационные и прочие установки и амбиции, требующие включения в социальную работу данных компонент в качестве смыслообразующих. Вследствие этого аксиологический подход может считаться одним из важнейших при анализе социальной работы, задающим значимость других важных компонент социальной работы, хотя и не единственным. Заключаясь в обосновании, анализе ее ценностного смысла и содержания, всестороннем рассмотрении ее в целом и поэлементно с точки зрения теории ценностей, в аксиологический подход в социальной работе, представляется необходимым, целесообразным и одним из важнейших. Аксиологический подход в исследовании социальной работы содержит в себе известную трудность, поскольку ценности, как известно, порой отражают не то, что имеется на самом деле, а то, что должно быть. Но и в этом смысле аксиологический подход не менее целесообразен и оправдан, поскольку позволяет оценить потенциал социальной работы и на основании сопоставления действительного и желаемого, оценки соответствия сущего должному, определить стратегические направления ее развития и совершенствования, сделать заключение о необходимых для осуществления этой деятельности условиях и ресурсах. Поэтому главная цель применения аксиологического подхода в социальной работе – этический анализ сущего, его оценка и разработка идеала. Функции, которые при этом выполняет аксиологический подход в социальной работе (аналитическая, оценочная, прогностическая, целеполагающая и другие), позволяют существенно повысить эффективность и качество социальной работы.

Поэтому аксиологический подход в социальной работе имеет большую значимость не только для собственно социальной работы, но и для общества в целом  и для каждого человека,8 поскольку его применение позволяет дать объективную оценку социальной работе, определить ее истинное место и роль в жизнедеятельности общества и человека, и на этом основании - существенно повысить ее эффективность, а значит, повысить темпы социального прогресса.

Среди многочисленных детерминант социальной работы важнейшее  место занимает система ценностей  как общества, так и собственно социальной работы как жизненно важной и необходимой сферы социальной жизни. Многомерность, многофункциональность, многоплановость и многоуровневость социальной работы, ее всеобщность, интегративность  и специфичность как особого  вида социальной деятельности, ее органичная включенность в бытие общества и  человека требуют соответствующего определения ее имманентно присутствующих ценностей, задающих ее основные детерминанты и способствующих реализации общественного  идеала - достижения блага общества и человека. Ценностная система социальной работы имеет довольно сложную структуру, поскольку социальная работа как  вид деятельности чрезвычайно многогранна  и, кроме того, представляет собой  целостную систему структурно и  функционально связанных между  собой элементов: целей, мотивов, средств, условий, результата, субъекта и объекта. Ценности социальной работы представлены в каждом из этих элементов и на каждом этапе деятельности, взаимодействуя и оказывая влияние как друг на друга, так и на сущность и содержание деятельности в целом.

Социальная  работа является неотъемлемой частью деятельности общества и человека, и поэтому ценностные ориентиры  общества и государства и система  ценностей социальной работы взаимообусловлены  и взаимосвязаны.9 Но они все же не тождественны, поскольку социальная работа, при всей ее всеобщности, не идентична совокупной деятельности общества и государства в целом. В социальной работе могут быть выделены и проанализированы различные группы ценностей в соответствии с любой из общепринятых их типологий. Все группы ценностей социальной работы являются неотъемлемой составной частью совокупной ценностной системы и ресурсов общества. Социальная работа в принципе невозможна без признания, привлечения и реализации ценностей различных видов и групп, которые могут выступать в различных формах и видах. Они могут быть субъектом и объектом воздействия, поскольку в ее процессе происходит прямое и косвенное воздействие на ценностную систему индивида с целью ее трансформации и формирования на этой основе новых ценностных ориентаций. В то же время ценности, задействованные в социальной работе, играют роль мотивов, средств, инструментов и условий постижения и реализации смысла и содержания деятельности. Одновременно ценности являются и важнейшей целью и конечным результатом социальной работы с точки зрения формирования ценностного сознания личности, реализации ее ценности и реализации присвоенных ею ценностей.

Вместе  с тем, деятельность в целом может  быть представлена как ценностная (аксиатическая  или аксиологическая) по сути, поскольку  ценности являются неотъемлемой составляющей каждого из ее элементов и, следовательно, ценности являются неотъемлемой характеристикой  того процесса, который составляет сущность деятельности. Таким образом, любая деятельность вообще и социальная работа в частности может быть представлена как деятельность по реализации социально и/или индивидуально  значимых ценностей.

Социальная  работа принадлежит к тем видам  профессиональной деятельности, которые  существенным образом влияют на судьбу и благополучие личности и общества. Человек – это причина и  следствие социальной работы. Человек  и его потенциальные возможности  являются важнейшим условием, субъектом, объектом и средством осуществления  процесса социальной работы. Важнейшим  результатом деятельности также  являются человек и общество, изменившие и улучшившие в результате социальной работы некоторые свои характеристики. Поэтому очевидно, что социальная работа в обществе организуется и  проводится в связи с необходимостью реализации ценности человека, который  объективно является (хотя и не всегда осознается) главной социально значимой ценностью. Очевидно, что деятельность предпринимается также в связи  с необходимостью реализации ценности общества, вне которого невозможна реализация человека как личности, и которое состоит из людей. Вследствие этого необходимость реализации ценности человека может быть признана важнейшим основанием социальной работы, обусловливающим ее место и роль, цели и задачи, сущность и содержание, основные направления и формы  в обществе, а ценность человека – высшей ценностью.

По мнению Е.Р.Ярской-Смирновой, иерархия ценностей  социальной работы содержит четыре «главные ценности». Это доступ к ресурсам; человек, его достоинство и индивидуальность; свобода, самостоятельность и способность  к самоопределению; ответственность  за реализацию указанных ценностей.

Вне человека и общества процесс социальной работы невозможен и бессмыслен. Человек  и общество поэтому становятся не только объектами социальной работы, но и ее важнейшей движущей силой, вследствие чего приобретают статус неизменных, необходимых элементов  социальной работы, ее высших ценностей. С другой стороны, социальная работа проводится обществом не только с  целью обеспечения безопасности общества и человека, но и с целью  их развития и совершенствования, обеспечения  условий для достижения ими блага, т.е. основание всей деятельности является человек как член общества и общество как совокупность людей и их разнообразных  отношений. Это также свидетельствует  о том, что важнейшими из ценностей, реализация которых осуществляется в процессе социальной работы, являются человек и общество. Таким образом, ценность человека и общества, необходимость  реализации этих ценностей, становятся смыслообразующим основанием социальной работы. Социальная работа имманентно осуществляется человеком и обществом  в интересах человека и общества с целью реализации их ценностей, создания для этого необходимых  условий.

Информация о работе Место и роль аксисиологического подхода в социальной работе