Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 13:31, методичка
Данное пособие включает в себя как общий тематический план курса социологии, так и подробные указания по каждой теме. Это поможет студенту составить первое общее представление о данной науке, познакомиться с кругом учебной литературы, самостоятельно выбрать тему контрольной работы и начинать систематическое изучение предмета.
Выбор контрольной работы, исполнение её, имеют большое значение на первом этапе изучения социологии. Поэтому в пособии даны подробные указания по методике этой работы, ее структуре, представлен круг учебной и дополнительной литературы.
Содержание программы курса распределено по темам возможных семинарских занятий, что позволяет успешнее готовиться к работе на учебной сессии дистанционного и заочного обучения.
Тематика семинаров и содержание ее составлены так, что могут быть использованы для работы со студентами очной формы обучения.
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО Тюменский государственный архитектурно-
строительный университет
Методические указания для студентов заочной формы
обучения всех специальностей
Социология. Методические указания для студентов заочной формы обучения всех специальностей.
Утверждено на заседании кафедры гуманитарных и социальных наук ТГАСУ
26 мая 2007 г. Протокол №9
Авторы-составители: Соколов А.Р., доцент, к.ф.н., (отв. редактор)
Рецензент: Л.Н. Захарова, д.ф.н., профессор, ТГАК.
Социология. Методические указания для студентов заочной формы обучения всех специальностей.// Тюмень: Издательство Тюменского государственного архитектурно-строительного университета, 2007. - 36 с.
Предисловие
Данное пособие включает в себя как общий тематический план курса социологии, так и подробные указания по каждой теме. Это поможет студенту составить первое общее представление о данной науке, познакомиться с кругом учебной литературы, самостоятельно выбрать тему контрольной работы и начинать систематическое изучение предмета.
Выбор контрольной работы, исполнение её, имеют большое значение на первом этапе изучения социологии. Поэтому в пособии даны подробные указания по методике этой работы, ее структуре, представлен круг учебной и дополнительной литературы.
Содержание программы курса распределено по темам возможных семинарских занятий, что позволяет успешнее готовиться к работе на учебной сессии дистанционного и заочного обучения.
Тематика семинаров и
Общие рекомендации к изучению курса социологии
Но как быть студенту – заочнику, работающему по своей теме, выбранной согласно условленной искусственной методе? Помощь могут оказать методические пособия для студентов, дающее популярное и очень сжатое изложения курса, например : Мостовая И.В. Зачет по социологии в кармане. – Ростов н/Д, 1999, а также ряд других. Они помогут получить достаточно полное представление о логике и структуре всего курса.
Большую помощь при первом знакомстве с предметом могут оказать словари (в том числе и толковые).
Кроме того, темы контрольных работ
согласованы с тематикой
Цели изучения социологии С.С. Фролов, автор учебника, весьма положительно принятого читателями, сформулировал так:
Необходимо, чтобы студенты, открывая для себя одну из самых молодых и содержательных наук об обществе:
Общая цель курса –
выработка у студентов
Задачи:
Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект Канта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль.
Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации. Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Социальные движения. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса.
Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества. Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры.
Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект.
Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе.
Методы социологического исследования.
Конкретное соотношение часов лекций и семинаров устанавливается в зависимости от специфики аудитории и общего количества часов, выделенных на изучение дисциплины.
№ п/п |
Темы занятий |
Количество часов | |
Лекции |
Семинары | ||
Социология как наука. |
1 |
- | |
Возникновение и развитие социологии. |
1 |
1 | |
Общество как целостная система. Социальная структура общества. |
2 |
1 | |
Социология культуры. |
1 |
- | |
Социология личности. |
1 |
1 | |
Социальные институты: сущность, происхождение, формы. |
1 |
1 | |
Социология труда. |
1 |
1 | |
Социальные изменения и развитие. |
1 |
1 | |
Мировая система и процессы глобализации. |
1 |
- | |
Методология и методы социологических исследований. |
1 |
1 | |
Всего |
11 |
7 |
Объект и предмет и метод социологии. Функции социологии. Цель и задачи социологии. Понятие социального. Структура и уровни социологического знания. Основные парадигмы социологии. Понятие макро- и микросоциологии. Законы и категории социологии. Место социологии в системе современного обществознания. Практическое значение социологии.
Предыстория и социально- философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О. Конта. Классические социологические теории (Г.Спенсер, К.Маркс, Г. Зиммель, Э. Дюркгейм, М. Вебер). Русская социологическая мысль. Классификация современных социологических направлений
Понятие и признаки общества. Типологии обществ. Взаимодействие природы и общества. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Социальная структура общества ее элементы. Строение общества: социальные общности, группы, организации, институты. Общность и личность. Понятие, содержание, основание социальной стратификации. Исторические типы стратификации. Понятие социальной мобильности, её виды и типы. Социальная структура современного российского общества как система групп и слоёв.
Тема 4. Социология культуры.
Социологическое понимание культуры. Культура как фактор социальных изменений. Состав культуры и её формы. Субкультуры. Культура и социальные институты. Культурная динамика. Типы культурной динамики на разных этапах исторического и социального развития. Понятие менталитета. Социальные ценности и нормы. Понятие и виды девиантного поведения. Сущность и формы социального контроля. Свобода личности и общественное мнение.
Тема 5. Социология личности.
Понятие личности. Социологические теории личности. Личность как социальный тип и как деятельный субъект. Структура личности. Статусы, статусный набор, несовпадение статусов. Социальная роль, ролевой набор. Идентификация с ролью. Ролевые конфликты и их типы. Социальная адаптация. Социальная динамика личности. Социализация личности и её этапы.
Тема 6. Социальные институты: сущность, происхождение, формы.
Понятие и виды социального института. Институциализация общественной жизни. Признаки и структурные элементы основных социальных институтов. Функции, дисфункции и латентные функции социальных институтов. Семья как важнейший социальный институт. Основные типы современной семьи. Гендерная социология.
Тема 7. Социальные организации. Социология труда.
Понятие
и основные черты социальной
организации. Формальные и
Понятие социальных изменений. Сущность, причины и факторы социальных изменений. Виды социальных изменений. Инновация как социальный процесс и источник социальных изменений. Формы реализации социальных изменений. Источники социальных изменений. Эволюционные и революционные изменения. Концепция социального прогресса. Понятие модернизации. Социальные противоречия и конфликты.
Программа социологического исследования, ее основные части. Виды социологического исследования: пилотажное, описательное, аналитическое. Методы социологических исследований (опрос, наблюдение, эксперимент, анализ документов). Виды выборки в социологическом исследовании. Репрезентативность исследования. Обработка социологической информации. Прогнозирование в социологии, виды прогнозов.
Общие требования к контрольной работе.
Контрольная работа состоит из двух частей:
1. Реферат. Эта часть работы должна включать:
А) введение (здесь необходимо охарактеризовать соответствующую проблему, сформулировать цели и задачи работы)
Б) основную часть;
В) заключение;
Г) список использованной литературы (не менее 5 источников);
2. Задания для самостоятельной работы.
- Задание № 1. Словарь
основных понятий (необходимо
дать определения всем
- Задание № 2. Тест (ответить на вопросы теста, выбрать один правильный ответ)
- Задание № 3. В соответствии с темой ответить на вопросы, заполнить схему или решить кроссворд. Примечание: вместо данного задания студент может самостоятельно составить схему или кроссворд по предложенной теме. Кроссворд должен включать не менее 10 терминов, выполняется на 2 листах, на первом кроссворд и вопросы, на втором ответы.
Информация о работе Методические указания для студентов заочной формы обучения всех специальностей