Методические указания для студентов заочной формы обучения всех специальностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 13:31, методичка

Описание работы

Данное пособие включает в себя как общий тематический план курса социологии, так и подробные указания по каждой теме. Это поможет студенту составить первое общее представление о данной науке, познакомиться с кругом учебной литературы, самостоятельно выбрать тему контрольной работы и начинать систематическое изучение предмета.
Выбор контрольной работы, исполнение её, имеют большое значение на первом этапе изучения социологии. Поэтому в пособии даны подробные указания по методике этой работы, ее структуре, представлен круг учебной и дополнительной литературы.
Содержание программы курса распределено по темам возможных семинарских занятий, что позволяет успешнее готовиться к работе на учебной сессии дистанционного и заочного обучения.
Тематика семинаров и содержание ее составлены так, что могут быть использованы для работы со студентами очной формы обучения.

Файлы: 1 файл

kr_6.doc

— 336.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО Тюменский  государственный архитектурно-

строительный университет

Кафедра гуманитарных и социальных наук

 

 

 

 

 

 

Социология

Методические  указания для студентов заочной  формы

обучения всех специальностей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тюмень-2007

 

 

Социология. Методические указания для студентов заочной  формы обучения всех специальностей.

 

Утверждено на заседании  кафедры гуманитарных и социальных наук ТГАСУ

26 мая 2007 г. Протокол  №9

 

 

 

 

 

 

Авторы-составители:    Соколов А.Р., доцент, к.ф.н., (отв. редактор)

                                        Муратова И.А., ассистент

                                        Халецкая Е.А., ассистент

 

 

 

Рецензент: Л.Н. Захарова, д.ф.н., профессор, ТГАК.

 

 

 

Социология. Методические указания для студентов заочной формы обучения всех специальностей.// Тюмень: Издательство Тюменского государственного архитектурно-строительного университета, 2007. - 36 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Тюменский государственный архитектурно-строительный университет
  • Кафедра гуманитарных и социальных наук

 

 

 

 

 

 

 

оглавление

 

 

 

Предисловие

Данное пособие включает в себя как общий тематический план курса социологии, так и подробные указания по каждой теме. Это поможет студенту составить первое общее представление о данной науке, познакомиться с кругом учебной литературы, самостоятельно выбрать тему контрольной работы и начинать систематическое изучение предмета.

Выбор контрольной работы, исполнение её, имеют большое значение на первом этапе изучения социологии. Поэтому  в пособии даны подробные указания по методике этой работы, ее структуре, представлен круг учебной и дополнительной литературы.

Содержание программы курса  распределено по темам возможных  семинарских занятий, что позволяет успешнее готовиться  к работе на учебной сессии дистанционного и  заочного обучения.

Тематика семинаров и содержание ее составлены так, что могут быть использованы для работы со студентами очной формы обучения.

Общие рекомендации к  изучению курса социологии    

  1. Прежде всего нужно усвоить, что социология не является чисто умозрительным знанием. Во первых, потому, что она опирается на мощный фундамент фактов, а во вторых потому, что служит надежной опорой социальной практики. Приступаю к изучению этой науки, следует вырабатывать у себя установку не на простое заучивание определений и формулировок, а на вдумчивое изучение текста, обращая особое внимание также и на предложенный фактический материал. Полезно научиться сопоставлять «книжные» социальные факты и свой личный социальный опят, делать из этого все полезные для себя выводы.
  2. Социология – молодая наука, в полтора века укладывается история большинства ее открытий и достижений. И это – наука о самом сложном объекте-  человеческом обществе. Не удивительно, что такое общество, которое постоянно меняется, каковы его элементы, подструктуры и законы: поле концепций продолжает расширяться.  И все же в международной и российской практике преподавания сложилась система обучения этой науке, она отражена в государственном стандарте, утвержденном минобразования РФ. Данное пособие написано в соответствии с этим стандартом, имеющим определенную логику развертывания учебных тем.

Но как быть студенту – заочнику, работающему по своей  теме, выбранной согласно условленной искусственной методе?  Помощь могут оказать методические пособия для студентов, дающее популярное и очень сжатое изложения курса, например : Мостовая И.В. Зачет по социологии в кармане. – Ростов н/Д, 1999,  а также ряд других. Они помогут получить достаточно полное представление о логике и структуре всего курса.

Большую помощь при первом знакомстве с предметом могут  оказать словари (в том числе и толковые).

Кроме того, темы контрольных работ  согласованы с тематикой семинаров. А каждая тема семинаров разработана  так, что специфика социологии представлена в каждой теме своими принципами и методами. Поэтому, работая над своей темой, студент  получает представление о специфике всего предмета, его сложности и значении для современного специалиста.

Цели и  задачи курса

Цели изучения социологии  С.С. Фролов, автор учебника, весьма положительно принятого читателями, сформулировал так:

Необходимо, чтобы студенты, открывая для себя одну из самых молодых и содержательных наук об обществе:

  • научились более глубоко проникать в мир социальных отношений, что практически дает возможность управлять человеческим поведением, уметь применять власть, гасить конфликты, проводить реформы и инновации в организациях и т.д.;
  • умели взглянуть на окружающие нас явления с других позиций, увидеть многообразие окружающего социального мира. При этом открываются новые возможности для принятия жизненно важных решений;
  • получили навыки научного анализа, беспристрастного научного подхода к проблемам без налета этноцентризма и без груза прошлых заблуждений, неизбежно возникающих при обыденном взгляде на общественные явления (Социология.-М.: Наука, 1994.-С.3; Социология. – 3-е изд.доп.- М.: 1999.-С.3).

Общая цель курса –  выработка у студентов социологического видения мира, навыков социологического исследования нужного для управленческой практики.

Задачи:

    1. Определение объекта и предмета социологии.
    2. Анализ основных этапов развития социологического знания.
    3. Формирование целостного знания об окружающем социальном мире.
    4. Закрепление навыков социологического мышления и применения знаний в практической деятельности.
Требования ГОСТ к  содержанию курса

Предыстория и социально-философские  предпосылки социологии как науки. Социологический проект Канта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль.

Общество и социальные институты. Мировая система и  процессы глобализации. Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Социальные движения. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса.

Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества. Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры.

Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект.

Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе.

Методы социологического исследования.

Тематический план курса

Конкретное соотношение  часов лекций и семинаров устанавливается в зависимости от специфики аудитории и общего количества часов, выделенных на изучение дисциплины.

п/п

Темы занятий

Количество  часов

Лекции

Семинары

Социология  как наука.

1

-

 Возникновение  и развитие социологии.

1

1

Общество  как целостная система. Социальная структура общества.

2

1

Социология  культуры.

1

-

Социология личности.

1

1

Социальные институты: сущность, происхождение, формы.

1

1

Социология труда.

1

1

Социальные  изменения и развитие.

1

1

Мировая система и процессы глобализации.

1

-

Методология и методы социологических исследований.

1

1

 

Всего

11

7


 

Краткое содержание курса.

Тема 1: Социология как  наука.

Объект и предмет  и метод социологии. Функции социологии. Цель и задачи социологии. Понятие социального. Структура и уровни социологического знания. Основные парадигмы социологии. Понятие макро- и микросоциологии. Законы и категории социологии. Место социологии в системе современного обществознания. Практическое значение социологии.

Тема 2. Возникновение  и развитие социологии.

 Предыстория и социально- философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О. Конта. Классические социологические теории (Г.Спенсер, К.Маркс,  Г. Зиммель, Э. Дюркгейм, М. Вебер).  Русская социологическая мысль.  Классификация современных социологических направлений

Тема 3. Общество как целостная  система. Социальная структура общества.

Понятие и признаки общества. Типологии обществ. Взаимодействие природы и общества. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Социальная структура общества  ее элементы. Строение общества: социальные общности, группы, организации, институты. Общность и личность. Понятие, содержание, основание социальной стратификации. Исторические типы стратификации. Понятие социальной мобильности, её виды и типы. Социальная структура современного российского общества как система групп и слоёв.

   

Тема 4. Социология культуры.

Социологическое понимание  культуры. Культура как фактор социальных изменений. Состав культуры и её формы. Субкультуры. Культура и социальные институты. Культурная динамика. Типы культурной динамики на разных этапах исторического и социального развития. Понятие менталитета. Социальные ценности и нормы. Понятие и виды девиантного поведения. Сущность и формы социального контроля. Свобода личности и общественное мнение.

 

Тема 5. Социология личности.

Понятие личности. Социологические теории личности. Личность как социальный тип  и как деятельный субъект. Структура личности. Статусы, статусный набор, несовпадение статусов. Социальная роль, ролевой набор. Идентификация с ролью. Ролевые конфликты и их типы. Социальная адаптация. Социальная динамика личности. Социализация личности и её этапы.

 

Тема 6. Социальные институты: сущность, происхождение, формы.

Понятие и виды социального  института. Институциализация общественной жизни. Признаки и структурные элементы основных социальных институтов. Функции, дисфункции и латентные функции социальных институтов. Семья как важнейший социальный институт. Основные типы современной семьи. Гендерная социология.

 

Тема 7. Социальные организации. Социология труда.

     Понятие  и основные черты социальной  организации. Формальные и неформальные  организации. Бюрократия как социальное  явление. Социальная организация и управление. "Труд" как социологическая категория. Трудовые  отношения, формы и уровни организации труда. Трудовой коллектив. Лидерство и руководство. Типы современного руководителя.

Тема 8. Социальные изменения  и развитие.

Понятие социальных изменений. Сущность, причины и факторы социальных изменений. Виды социальных изменений. Инновация как социальный процесс и источник социальных изменений. Формы реализации социальных изменений. Источники социальных изменений. Эволюционные и революционные изменения. Концепция социального прогресса. Понятие модернизации. Социальные противоречия и конфликты.

Тема 9. Мировая система и процессы глобализации.

Формирование  мировой системы. Понятие и факторы  процесса глобализации. Глобализация и глобальные проблемы современности. Противоречивость процессов глобализации. Социальные последствия процесса глобализации Вестернизация. Место России в мировом сообществе.

Тема 10. Методология и методы социологических исследований.

Программа социологического исследования, ее основные части. Виды социологического исследования: пилотажное, описательное, аналитическое. Методы социологических исследований (опрос, наблюдение, эксперимент, анализ документов). Виды выборки в социологическом исследовании. Репрезентативность исследования. Обработка социологической информации. Прогнозирование в социологии, виды прогнозов.

 

 

 

 

Общие требования к контрольной работе.

Контрольная работа состоит  из двух частей:

1. Реферат. Эта часть работы должна включать:

А) введение (здесь необходимо охарактеризовать соответствующую проблему, сформулировать цели и задачи работы)

Б) основную часть;

В) заключение;

Г) список использованной литературы (не менее 5 источников);

2. Задания для самостоятельной работы.

- Задание № 1. Словарь  основных понятий (необходимо  дать определения всем предложенным  понятиям)

- Задание № 2. Тест (ответить на вопросы теста, выбрать один правильный ответ)

- Задание № 3. В соответствии  с темой ответить на вопросы,  заполнить схему или решить  кроссворд.  Примечание: вместо данного задания студент может самостоятельно составить схему или кроссворд по предложенной теме. Кроссворд должен включать не менее 10  терминов, выполняется на 2 листах, на первом кроссворд и вопросы, на втором ответы.

Информация о работе Методические указания для студентов заочной формы обучения всех специальностей