Методические указания для студентов заочной формы обучения всех специальностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 13:31, методичка

Описание работы

Данное пособие включает в себя как общий тематический план курса социологии, так и подробные указания по каждой теме. Это поможет студенту составить первое общее представление о данной науке, познакомиться с кругом учебной литературы, самостоятельно выбрать тему контрольной работы и начинать систематическое изучение предмета.
Выбор контрольной работы, исполнение её, имеют большое значение на первом этапе изучения социологии. Поэтому в пособии даны подробные указания по методике этой работы, ее структуре, представлен круг учебной и дополнительной литературы.
Содержание программы курса распределено по темам возможных семинарских занятий, что позволяет успешнее готовиться к работе на учебной сессии дистанционного и заочного обучения.
Тематика семинаров и содержание ее составлены так, что могут быть использованы для работы со студентами очной формы обучения.

Файлы: 1 файл

kr_6.doc

— 336.00 Кб (Скачать файл)

  Б. Общность центральной власти и территории.

  В.Надиндивидуальная общность коллективных представлений ("коллективное сознание").

  Г. Общность экономических связей.

3. С какой системой  сравнивал общество Г.Спенсер?

А. С паровым двигателем.

  Б. С банком.

  В. С человеческим организмом.

  Г. С природной средой.

4. Когда действия людей принимают  характер социального (по М.Веберу)?

  А. В любом случае человеческие действия носят социальный характер.

  Б. Когда оно носит осознанный характер и воздействует на других людей.

  В. Когда они носят индивидуальный характер.

  Г. Когда действия оказывают большое влияние на развитие общества.

5. К какому типу парадигм  можно отнести социологию К.Маркса?

А. Конфликтная.

Б. Феноменологическая.

         В. Социального действия.

  Г. Символического интеракционизма.

6. Кто из перечисленных социологов  объясняя отношения между социальными группами, использовал дарвиновский закон борьбы за существование?

  А. П.Сорокин

  Б. Г. Гарфинкель

  В. К.Маркс

  Г. Л. Гумилович

7. Укажите авторов  теории постиндустриального общества.

А. К.Маркс, В.Ленин

  Б. П.Сорокин, Г.Спенсер

  В. О.Конт, М.Вебер

  Г. Р.Арон, Д.Белл

8.Кто из перечисленных  мыслителей разработал оригинальную  теорию социальной стратификации?

  А. Э.Дюркгейм

  Б. Т.Парсонс

  В. Р.Мертон

Г. П.Сорокин

9. Как интерпретирует культуру "понимающая социология":

А. как производное  от экономики;

Б. как одну из подсистем  общества;

В. как духовную составляющую общественной жизни;

Г. как источник социальных изменений?

Задание№3. Составить кроссворд по данной теме (не менее 10 имен и понятий)

 

Литература.

а) Учебная

 

  1. Радугин А.А. Радугин К.А. Социология: Курс лекций.-М.:Владос,2003.

 

  1. Руденко Р.И. Практикум по социологии. -М.: ЮНИТИ,1999.

 

  1. Социология: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. Отв.редакция Ю.Г. Волков.- Ростов на Дону.:Феникс,1999.

 

  1. Социология: Основы общей теории: Учебник для вузов. Отв.редакция Г.В.Осипов, Л.Н.Москвичёв.-М.: Издат-во Норма,2002.

 

  1. Социология: Учебник для вузов./под ред.профессора В.Н.Лавриненко.-М.: ЮНИТИ-ДАНА,2000.
  2. Фролов С.С. Социология : Учебник.-М.:Гардарики,1999

 

Дополнительная

 

2; 3; 5; 10; 15; 21; 28; 34; 36; 64; 65; 72.

Тема 3. Общество как целостная система. Социальная структура общества.

 Задание №1. Дать определения  следующим понятиям.

Общество;  социальные отношения; социальная общность; социальная группа; ассоциация; социальная структура общества; социальное неравенство; социальная справедливость; класс; стратификация; страта; социальная мобильность; маргинальность; социальная миграция.

Задание №2. Тест.

1.Какие определения  относятся к понятиям: а)"страна", б)"государство", в)"общество"?

А.Социальная организация, основой которой является социальная структу-ра.

Б. Часть света или  территория, которая имеет определённые границы и пользуется государственным суверенитетом.

В. Политическая организация, включающая определённый тип режима власти, органы и структуру правления.

2. Что такое общество?

А. Совокупность действующих  личностей.

Б. Большая совокупность людей, осуществляющих совместно социальную жизнь в пределах всего ряда социальных институтов и организаций.

В. Весь род человеческий.

Г. Внеличностные обьективные  социальные законы.

3.Какое из этих свойств  не является индикатором принадлежности  к социальной группе:

А. внешняя идентичность;

Б. самоидентификация;

В. способ взаимодействия;

Г. способ производства;

4. Какую группу называют экспрессивной:

А. бурно выражающую свои чувства и эмоции;

Б. ориентированную на расширение контактов с внешним  миром;

В. удовлетворяющую потребности своих членов в общении и самоутверждении;

Г. предпочитающую пользоваться экспрессами;

5. Что является важнейшим признаком социальной стратификации:

А. авторитет;

Б. иерархия;

В. доход;

Г. харизма?

6.  Вертикальная мобильность это :

А.это способ миграции;

Б. это зависимость  людей друг от друга;

В. это переход из низшей расы в высшую;

Г. это изменение социального  положения индивида, которое сопровождается повышением или понижением его статуса.

7. Какая система стратификации является открытой:

А. общинно-родовая;

Б. кастовая;

В. сословная;

Г. классовая

Задание№3. Заполните схему «Виды социальных групп»


 

 

 

 

Литература

а) Учебная

 

  1. Радугин А.А. Радугин К.А. Социология: Курс лекций.-М.:Владос,2003.

 

  1. Руденко Р.И. Практикум по социологии. -М.: ЮНИТИ,1999.

 

  1. Социология: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. Отв.редакция Ю.Г. Волков.- Ростов на Дону.:Феникс,1999.

 

  1. Социология: Основы общей теории: Учебник для вузов. Отв.редакция Г.В.Осипов, Л.Н.Москвичёв.-М.: Издат-во Норма,2002.

 

  1. Социология: Учебник для вузов./под ред.профессора В.Н.Лавриненко.-М.: ЮНИТИ-ДАНА,2000.
  2. Фролов С.С. Социология : Учебник.-М.:Гардарики,1999

 

 

Дополнительная

 

6; 11; 12;15; 37; 44; 45; 51; 56; 65;69; 70; 72; 80; 82.

 

Тема 4. Социология культуры.

Задание №1. Дать определения  следующим понятиям.

Культура;  традиция; обычай; ритуал; символ; идеология; конрткультура; субкультура; ассимиляция (культурная); сегрегация;    секулярилизация; массовая коммуникация;  культурный комплекс, социальная норма, легитимность, аномия, девиация, социальный контроль, санкции.

Задание №2. Тест.

1. Процесс передачи и распространения информации посредством  технических средств.

A. Система социального действия.

Б. Интериоризация.

В. Интеграция.

Г. Массовая коммуникация.

2. Какая из этих  функций не относится к идеологии:

А. воспроизводство;

Б. защита;

В. организация;

Г. предсказание?

3. Какую функцию не  выполняет хозяйственная культура:

А. легитимации;

Б.мотивации;

В. модернизации;

Г. регуляции?

 

4. К какому типу культуры относятся телесериалы:

А. высокая;

Б. массовая;

В. народная;

Г. элитарная?

 

5. Что такое этноцентризм:

А. выдвижение этническихотношений  на первый план при изучении общества;

Б. построение государственной  политики на основе национальных отношений;

В. представление о  единственно правильной национальной культуре;

Г. разновидность антропоцентризма? 

 

6. Что такое социальный контроль:

А. надзор, осуществляемый над обществом со стороны государства;

Б. подавление инакомыслия в обществе;

В. всесторонняя зависимость  людей от средств массовой коммуникации;

Г. механизм саморегуляции  в социальных системах?

 

7. Девиантное поведение - это:

А. поведение, совершаемое  в соответствии с нормами права;

Б. поведение,направленное на достижения продуманной цели;

В. поведение, отклоняющееся  от общепринятых социальных норм;

Г. поведение, ориентирующееся  только на нравственные принципы, нормы,ценности. 

 

8. Какой фактор не оказывает стабилизирующее влияние на взаимодействие власти и демократии:

A. Министерство внутренних дел

Б. Средства массовой информации.

В. Харизматический лидер.

Г. Политическая культура.

9. Определите, к какой  форме культуры (массовая, народная, элитарная) относятся следующие произведения :

  А. Песни В.Высоцкого и Б.Окуджавы.

   Б. Оперы Дж.Верди.

В. Рок-опера А.Рыбникова "Юнона и Авось"

Г. Частушки.

Д. "Мыльные" оперы.

 

Задание№3. Определите тип следующих санкций: Нобелевская премия, судебное оправдание, открытое письмо в прессе, присвоение офицерского звания, избрание в парламент, новогодняя открытка, квартальная премия, звание чемпиона мира, аттестат зрелости, любовная записка.

 

Литература.

а) Учебная

 

  1. Радугин А.А. Радугин К.А. Социология: Курс лекций.-М.:Владос,2003.

 

  1. Руденко Р.И. Практикум по социологии. -М.: ЮНИТИ,1999.

 

  1. Социология: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. Отв.редакция Ю.Г. Волков.- Ростов на Дону.:Феникс,1999.

 

  1. Социология: Основы общей теории: Учебник для вузов. Отв.редакция Г.В.Осипов, Л.Н.Москвичёв.-М.: Издат-во Норма,2002.

 

  1. Социология: Учебник для вузов./под ред.профессора В.Н.Лавриненко.-М.: ЮНИТИ-ДАНА,2000.
  2. Фролов С.С. Социология : Учебник.-М.:Гардарики,1999

 

 

Дополнительная 

 

    12; 15; 36; 39; 53; 54; 57; 61; 68; 72; 77; 82.

 

 

                                    

Тема 5. Социология личности.

Задание №1. Дать определения  следующим понятиям.

  Личность; социализация; статус социальный; основной статус; достигаемый статус; социальная роль; ролевое ожидание; ролевое поведение; социальный тип личности; нормативная личность; модальная личность; престиж.

Задание №2. Тест.

 

1. Социальная роль  это:

А. способ поведения личности в трудной ситуации;

Б. нормативно одобренный способ поведения личности, ожидаемый окружением;

В. образ, возникающий  в фантазии мечтателя;

Г. поведение фаната, подражающего своему кумиру?

2. Какой статус является  естественным:

А. студент;

Б. мужчина;

В. покупатель;

Г. избиратель;

3. Примером достигнутого  статуса не является:

А. бабушка;

Б. аспирантка;

В. дочь;

Г. мать.

4. Что понимается в  социологии под термином "личность":

А. всякий человек с  момента своего рождения;

Б. выдающийся деятель;

В. человек как продукт  общественного развития;

Г. существо разумное homo sapiens?

5. Социализация -  это:

А. процесс познания человеком  окружающего мира;

Б. обучение человека правилам жизни, поведения и культурным нормам;

В. объективно-субъективный процесс интеграции индивида в общество;

Г. подготовка детей к  взрослой жизни.

 

6. Какие из предложенных определений характеризуют понятия  1) "социальная роль", 2) "социальные интересы", 3) "социальная позиция" :

А. место индивида в  системе социальных отношений;

Б. социально значимая функция индивида;

В. единство выражения  внутренней, т.е. деятельностной, сущности и отражения обьективого мира?

7. В каком международном  документе наиболее полно зафиксированы  права личности?

А.Устав ООН.

Б. Всеобщая декларация прав человека.

В. Заключительный Акт  Хельсинкского совещания.

Информация о работе Методические указания для студентов заочной формы обучения всех специальностей