Методические указания для студентов заочной формы обучения всех специальностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 13:31, методичка

Описание работы

Данное пособие включает в себя как общий тематический план курса социологии, так и подробные указания по каждой теме. Это поможет студенту составить первое общее представление о данной науке, познакомиться с кругом учебной литературы, самостоятельно выбрать тему контрольной работы и начинать систематическое изучение предмета.
Выбор контрольной работы, исполнение её, имеют большое значение на первом этапе изучения социологии. Поэтому в пособии даны подробные указания по методике этой работы, ее структуре, представлен круг учебной и дополнительной литературы.
Содержание программы курса распределено по темам возможных семинарских занятий, что позволяет успешнее готовиться к работе на учебной сессии дистанционного и заочного обучения.
Тематика семинаров и содержание ее составлены так, что могут быть использованы для работы со студентами очной формы обучения.

Файлы: 1 файл

kr_6.doc

— 336.00 Кб (Скачать файл)

Б. Научное направление, изучающее динамику макросоциоприродных  систем.

В. Сфера науки, анализирующая духовные способности и возможности человека.

Г. Форма общественного  сознания, отражающая наиболее общие  законы развития природы, общества и мышления.

 

2. Что обозначает понятие  «глобализация»?

A. Процесс создания единой системы международных экономических связей и зависимостей и стирание национально-государственных границ.

Б. Процесс становления единой системы управляемого и организованного мира в реальных масштабах всей земли и прежде всего основных сфер жизнедеятельности человека: экологической, социальной, экономической, политической и духовной.

В. Процесс формирования свободных экономических и офшорных зон.

Г. Процесс моделирования  динамики макросоциоприродных систем.

3. Комплексное и всестороннее  осмысление путей решения глобальных проблем человечества было предложено организацией:

А. Красный крест

Б. ЕЭС

В. Римский клуб

Г. ООН

4. Выберите верное выражение, определяющее понятие «гражданское общество».

A. Большая группа людей,  занимающая определённое место  в системе общественного производства и отличающаяся от других групп по отношению к средствам производства.

Б. Совокупность негосударственных  организаций и отношений, посредством которых происходит самопроявление индивидов.

В. Совокупность организаций, институтов и отношений, которые принимают участие в борьбе за власть.

Г. Социальная группа, основанная на единстве кровнородственных связей.

5. Процесс глобализации начался:

А. после великих географических открытий;

Б. в 19 в.;

В. в первой половине 20в;

Г. в конце 20 века;

6. Глобализация не ведет к следующим последствиям:

А. прекращение всех военных действий;

Б.появление единых стандартов материальной культуры;

В. увеличение контроля за состоянием окружающей среды;

Г. возникновение единого рынка товаров и услуг;

7. Вестернизация – это:

А.всеобщее увлечение произведениями о Гарри Потере;

Б.распространение во всем мире английского языка;

В.стремительное распространение стиля «рэп»

Г. вытеснение национальных культур западной массовой культурой;

 

Задание№3. Дать ответы на вопросы.

  1. Чем вызвана глобализация экономики?
  2. В чем различие понятий «мировая экономическая система » и «цивилизация»?
  3. Какую роль сыграл технический прогресс в формировании глобальной системы мирового хозяйства?
  4. В чем суть глобализации культуры?

 

Литература.

а) Учебная

 

  1. Радугин А.А. Радугин К.А. Социология: Курс лекций.-М.:Владос,2003.

 

  1. Руденко Р.И. Практикум по социологии. -М.: ЮНИТИ,1999.

 

  1. Социология: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. Отв.редакция Ю.Г. Волков.- Ростов на Дону.:Феникс,1999.

 

  1. Социология: Основы общей теории: Учебник для вузов. Отв.редакция Г.В.Осипов, Л.Н.Москвичёв.-М.: Издат-во Норма,2002.

 

  1. Социология: Учебник для вузов./под ред.профессора В.Н.Лавриненко.-М.: ЮНИТИ-ДАНА,2000.
  2. Фролов С.С. Социология : Учебник.-М.:Гардарики,1999

Тема 10. Методология и методы социологических исследований.

Задание №1. Дать определения  следующим понятиям.

Социологическое исследование, гипотеза, выборка, репрезентативность выборки, , наблюдение, эксперимент, опрос, анкетирование, интервьюирование, вопросник, респондент, анализ документов, контент- анализ документов

Задание №2. Тест.

 

1 . Что такое выборка?

A. Выбор части генеральной совокупности, подвергаемой опросу.

Б. Выбор социологом исследуемой проблемы.

В. Выбор целей и задач социологического исследования.

Г. Выбор метода социологического исследования.

2.Какой метод социологического исследования используется для определения общественного мнения ?

A. Эксперимент.

Б. Контент-анализ.

В. Изучение документов.

Г. Опрос.

3. Найдите определение понятию «генеральная совокупность».

A. Совокупность людей, объединённых общими целями и интересами. Б. Вся совокупность элементов, имеющих общие социальные характеристики, свидетельствующие  о  принадлежности к единому объекту социологического исследования.

В. Социологическая категория, характеризующая общие черты различных сторон и условия жизни человека, качественную сторону удовлетворения человеческих потребностей.

Г. Упорядоченная совокупность должностных лиц, социально значимых индивидов, которые обретают социальное положение (пользуются особыми правами) по воле властных структур.

4. В чем заключается сущность контент-анализа?

A. В подсчете того, как в некотором информационном  массиве представлены интересующие исследователя смысловые единицы.

Б. Отражает степень соответствия измеренного показателя тому, что подлежало измерению.

В. Распространение и  накопление информации о результатах  исследования.

Г. В исследовании тенденции  развития и динамики социального  процесса или явления во времени.

5.  Определите в логической последовательности этапы социологического исследования:

А. подготовка исследования (программа);

Б. составление отчета;

В. сбор первичной информации;

Г. анализ и обобщение  полученной информации,

Д. обработка полученных данных.

6.Может быть научной, рабочей, первичной, вторичной и т. д.:

А. цель;

Б. гипотеза;

В. программа.   

7. От чего зависит качество выборки:

А. от размера генеральной  совокупности

Б. от однородности социальных объектов по наиболее существенным для  исследования характеристикам

В. От степени дробности  аналитических группировок, определяемых задачами исследования

Г. от требуемого уровня надежности выводов

8. Что такое кейс – стади:

А. изучение спроса на чемоданы

Б. специализированное изучение отдельной общности

В. применение математических методов в социологии

Г.  методика, предложенная Дж. Кейнсом.                                                                     

Задание№3. Дать ответы на вопросы.

  1. Дайте краткую характеристику основным методам социологического исследования.
  2. Что такое пилотажное исследование?
  3. В чем особенности стратификационной выборки?
  4. Какова сущность социального прогнозирования?

 

Литература.

а) Учебная

  1. Радугин А.А. Радугин К.А. Социология: Курс лекций.-М.:Владос,2003.

 

  1. Руденко Р.И. Практикум по социологии. -М.: ЮНИТИ,1999.

 

  1. Социология: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. Отв.редакция Ю.Г. Волков.- Ростов на Дону.:Феникс,1999.

 

  1. Социология: Основы общей теории: Учебник для вузов. Отв.редакция Г.В.Осипов, Л.Н.Москвичёв.-М.: Издат-во Норма,2002.

 

  1. Социология: Учебник для вузов./под ред.профессора В.Н.Лавриненко.-М.: ЮНИТИ-ДАНА,2000.
  2. Фролов С.С. Социология : Учебник.-М.:Гардарики,1999

Контрольные вопросы  по курсу 

  1. Социология как наука.
  2. Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки.
  3. Социология 19 века. Классические социологические теории.
  4. Русская социологическая мысль.
  5. Современные социологические теории.
  6. Общество как целостная система: понятия, содержание. Типология обществ.
  7. Социальное действие и социальное взаимодействие, социальные отношения.
  8. Понятие и виды социальных общностей. Социальные группы.
  9. Малая группа. Групповая динамика. Лидерство и руководство.
  10. Понятие и виды социальных институтов. Функции социальных институтов.
  11. Институт семьи и брака.
  12. Гендерная социология.
  13. Социальные организации: строение и типология. Социальные движения.
  14. Социологическое понимание культуры. Формы культуры.
  15. Ценности и нормы. Социальные отклонения и социальный контроль
  16. Личность в социологии, типология личностей. Социализация личности.
  17. Понятие и виды социального статуса. Несовпадение статусов. Социальная  роль,  ролевой набор, ролевое поведение.
  18. Социальная стратификация, ее особенности в современном обществе.
  19. Исторические типы стратификации. Типология классов.
  20. Социальная мобильность, ее виды.
  21. Социальные изменения и развитие. Концепция социального прогресса.
  22. Социальные противоречия и конфликты.
  23. Мировая система и процессы глобализации. 0сновные проблемы развития  мировой цивилизации.
  24. Место России в мировом сообществе.
  25. Методология и методы социологических исследований.

Список литературы.

1. Аверин А.Н., Антропов Е.П. Западная  Сибирь: социальная инфраструктура  районов     освоения. М., 1988.                

2. Американская социологическая  мысль: Тексты / под ред. В.И.  Добренькова. М.: Изд-во МГУ, 1994.

3. Антология русской классической  социологии. Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1995.

4. Антонов А, Медков В. Социология  семьи. М., 1996.

5. Арон Р. Этапы развития социологической  мысли. М.: Прогресс-Универс, 1993.

6. Ашин Г.К. Современные теории  элиты: критический очерк. М., 1985.

7. Бек У. Что такое глобализация? М., 2001.

8. Белл Д. Грядущее постиндустриальное  общество: Опыт социального прогнозирования. М., 1999.

9. Божович Л.И. Проблемы формирования  личности. М., 1995.

10. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.

11. Веблен Т. Теория праздного  класса. М., 1984.

12. Витаньи И. Общество, культура, социология. М., 1984.

13. Вишневский Ю.Р., Шанко В.Т. Социология молодёжи: Учеб. пособие. Екатеринбург-Нижний Тагил, 1995.

14. Волков Ю.Г., Добреньков В.И.  и др. Социология молодежи: Учеб. пособие / под ред. Волкова Ю.Г.  – Ростов н/Д.: Феникс, 2001.

15. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология в вопросах и ответах: Учеб. пособие. М., Гардарики, 1999.

16. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н.  и др. Социология: курс лекций: учеб. пособие. Ростов н/Д. Феникс, 1999.

17. Гараджа В.И. Социология религии.  Учеб. пособие для студентов и  аспирантов. М., 1996.

18. Гилинский Я., Афанасьев В.  Социология девиантного ( отклоняющегося ) поведения. Учеб. пособие. СПб, 1993.

19. Голод С.И. ХХ век и тенденции  сексуальных отношений в России. СПб.,1996.

20. Город и горожане. М.: Изд-во  РАН, 1991.

21. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология. СПб.: Изд-во «Ольга», 1996.

22. Добреньков В.И., Кравченко А.И.  Социология: В 3-х т. Т.3: Социальные  институты и процессы. М., 2000.

23. Жириков А.А. Этнические факторы  политической стабильности. М., 1995.

24. Здравомыслов А.Г. Социология  конфликта. М.: Аспект Пресс, 1995.

25. Зиновьев А.А. Запад. М.: Изд-во  Центро-полиграф, 2000.

26. Иванов В.Н. Социальные технологии  в современном мире. М.: Славянский  диалог,1996.

27. Как провести социологическое  исследование. / Под ред. М.К. Горшкова и Ф.Э. Шереги. М.: Полит издат, 1985.

28. Капитонов Э.А. Социология  ХХ века. – Ростов н/Д., Феникс, 1996.

29. Кара-Мурза С. Манипуляция  сознанием. М.: Алгоритм, 2000.

30. Клейберг Ю.А. Социальные нормы  и отклонения.М., 1997.

31. Кон И.С. Социологическая психология. М., 1999.

32. Кравченко А.И. Социология: Учебник  для студентов вузов. М.: Академический  проект, 1999.

33. Кудрявцев В.Н. Преступность  и нравы переходного общества. М., 2001.

34. Кукушкина Е.И. Русская социология 19 - начала 20 века. М., 1993.

35. Лисовский В.Т. Советское студенчество: Социологические очерки: Научно-попул.-М.: Высшая школа, 1990.

36. Лучшие рефераты по социологии / Сост. Б.А. Нор-Аревян.- Ростов-н/Д.: Феникс, 2001.

37. Марченко А.П. Социальная  модернизация в современной России. М., 2000.

Информация о работе Методические указания для студентов заочной формы обучения всех специальностей