Методические указания для студентов заочной формы обучения всех специальностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 13:31, методичка

Описание работы

Данное пособие включает в себя как общий тематический план курса социологии, так и подробные указания по каждой теме. Это поможет студенту составить первое общее представление о данной науке, познакомиться с кругом учебной литературы, самостоятельно выбрать тему контрольной работы и начинать систематическое изучение предмета.
Выбор контрольной работы, исполнение её, имеют большое значение на первом этапе изучения социологии. Поэтому в пособии даны подробные указания по методике этой работы, ее структуре, представлен круг учебной и дополнительной литературы.
Содержание программы курса распределено по темам возможных семинарских занятий, что позволяет успешнее готовиться к работе на учебной сессии дистанционного и заочного обучения.
Тематика семинаров и содержание ее составлены так, что могут быть использованы для работы со студентами очной формы обучения.

Файлы: 1 файл

kr_6.doc

— 336.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Задание№3.    Профессиональные роли оказывают существенное влияние на    личность, формируя те или иные качества, стереотипы мышления и поведения человека. Попытайтесь установить однозначное соответствие между перечисленными слева профессиональными ролями и названными справа качествами, которые они формируют.

Профессиональные роли

Профессиональные качества                                                                            

Врач

Забота о надежности и безопасности

Инженер

Стремление к особой точности

Преподаватель

Внимание к деталям  дела

Руководитель

Проявление мыслительных и

речевых штампов

Следователь

Повышенная инициативность

Экономист

Стремление внушить  уверенность

в благоприятном       исходе дела


 

 

Литература.

 

а) Учебная

 

  1. Радугин А.А. Радугин К.А. Социология: Курс лекций.-М.:Владос,2003.

 

  1. Руденко Р.И. Практикум по социологии. -М.: ЮНИТИ,1999.

 

  1. Социология: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. Отв.редакция Ю.Г. Волков.- Ростов на Дону.:Феникс,1999.

 

  1. Социология: Основы общей теории: Учебник для вузов. Отв.редакция Г.В.Осипов, Л.Н.Москвичёв.-М.: Издат-во Норма,2002.

 

  1. Социология: Учебник для вузов./под ред.профессора В.Н.Лавриненко.-М.: ЮНИТИ-ДАНА,2000.
  2. Фролов С.С. Социология : Учебник.-М.:Гардарики,1999

 

б) дополнительная

 

9; 13; 14; 15; 31; 35; 36; 42; 47; 53; 63; 68; 70; 72; 76; 77; 82.

 

 

 

 

Тема 6. Социальные институты: сущность, происхождение, формы. Институт семьи и брака.

Задание №1. Дать определения  следующим понятиям.

Социальный институт; дисфункция института; латентная функция; социальная потребность; семья; брак; моногамия; полигамия; нуклеарная семья; матриархат; патриархат; родство.

  Задание №2. Тест.

1. Что такое социальный институт?

А. институт, где обучают  на социологов;

Б. высшее учебное заведение;

В. комплекс научно-технических зданий;

Г. совокупность норм, статусов, служащих для удовлетворения    потребностей;

2. Какие отношения в рамках семьи называют "браком":

А. недоброкачественные  и недружелюбные;

Б. связывающие родителей  и детей;

В. связывающие супругов правами и обязанностями;

Г. объединяющие всех членов семьи?

3.Чем характеризуется полигамный брак:

А. объединением в одной  семье нескольких поколений;

Б. наличием большого количества детей;

В. предварительной договорённостью  родителей супругов;

Г. наличием у человека нескольких супругов / супруг?

3. Какие функции семья не должна выполнять как особый социальный институт:

А. экономические;

Б. политические;

В. воспитательные;

Г. репродуктивные?

4. Что не является социальным институтом:

А. авторитет;

Б. религия;

В. семья;

Г. образование?

5. Какую семью называют нуклеарной:

А. состоящую из однополых  партнёров;

Б. молодожёнов, живущих  отдельно от родителей;

В. включающую только родителей  и детей;

Г. соединяющую физиков-ядерщиков;

6. Религиозным институтом является:

А. верования;

Б. храмовый комплекс;

В. церковь;

Г. обряд крещения;

7. Назовите важнейшую  функцию политического института:

А. регуляция политического  поведения;

Б. коммуникативная;

В. интегративная;

Г. подготовка руководящих  кадров;

 

 

Задание№3. Определите, к какому типу (социальная группа, общность, организация, социальный институт) относятся  следующие объединения людей: предприятие, городской банк, профсоюз, деревня, союз писателей, научно-исследовательский институт, воинская часть, религиозная община, автономная область, школа, семья, клуб футбольных фанатов, дипломники экономического факультета, друзья, государственная автоинспекция, служба точного времени.

 

Литература.

а) Учебная

 

  1. Радугин А.А. Радугин К.А. Социология: Курс лекций.-М.:Владос,2003.

 

  1. Руденко Р.И. Практикум по социологии. -М.: ЮНИТИ,1999.

 

  1. Социология: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. Отв.редакция Ю.Г. Волков.- Ростов на Дону.:Феникс,1999.

 

  1. Социология: Основы общей теории: Учебник для вузов. Отв.редакция Г.В.Осипов, Л.Н.Москвичёв.-М.: Издат-во Норма,2002.

 

  1. Социология: Учебник для вузов./под ред.профессора В.Н.Лавриненко.-М.: ЮНИТИ-ДАНА,2000.
  2. Фролов С.С. Социология : Учебник.-М.:Гардарики,1999

 

 

б) Дополнительная

 

    4; 15; 19; 22; 50; 70; 72; 82; 86; 87.

 

 

 

 

 

 Тема 7. Социальные организации. Социология труда.

Задание №1. Дать определения  следующим понятиям.

Труд; трудовые отношения; власть; бюрократия; коллектив; организация, социальное управление; разделение труда; руководство; лидер; лидерство;

                

  Задание №2. Тест.

1. Что понимается под  коллективом:

А. сплоченная организованная группа;

Б. диффузная группа;

В. профессиональная группа;

Г. ассоциация?

2. Кто выступает главным  субъектом развития коллектива  на его начальной стадии:

А. "ядро" коллектива;

Б. коллектив в целом;

В. лидер коллектива;

Г. руководитель коллектива?

 

3. Какой стиль руководства  коллективом характерен для высшей  стадии его развития:

А. авторитарный;

Б. демократический;

В. коллегиальный;

Г. бюрократический?

4. Какую функцию не выполняет коллектив:

А. экономическую;

Б. политическую;

В. развлекательную;

Г. социальную?

5. Какие условия необходимы  для выполнения роли лидера:

А. наличие у члена  группы лидерских качеств и способностей;

Б. признание группой  особой ценности вклада в её деятельность участника группы, демонстрирующего поведения лидера;

В. успешное выполнение лидерской  роли в другой группе;

Г. выбор лидера группой  в ходе голосования?

6.  Социология изучает  труд как:

А. Экономический процесс

Б. Социально-экономический  процесс

В.  Определенную общественную форму

Г. Сферу деятельности человека;

7. Основные формы проявлений  процесса труда – это:

А. Затраты человеческой энергии

Б.  Взаимодействие работников со средствами производства.

В. Производственное взаимодействие работников друг с другом

Г.  Взаимодействие собственности  и труда

8. Неформальный лидер  может:

А. оштрафовать за брак;

Б.оказать моральную  поддержку новичкам;

В. вести переговоры об условиях труда;

Г.повысить зарплату;

Задание№3. Кроссворд

По горизонтали:

  1. «Вытеснение» индивида или социальной группы из собственной культуры.
  2. Пренебрежительное отношение к другой группе.
  3. Одна из основных форм социального взаимодействия, включающая в себя соревнование, противостояние, конфликт.
  4. Результат глубоких изменений в содержании и формах жизни различных социальных групп, серьёзное нарушение механизма контроля в экономике, политике, культуре.
  5. Общность веры, традиций, целей, точек зрения в отношении ситуации, места, времени или другой группы. Выражается в солидарности и коллективной деятельности.
  6. Способ разрешения конфликта, когда конфликтующие стороны реализуют свои интересы и цели путём либо взаимных уступок, либо уступок более слабой стороне, либо той стороне, которая сумела доказать обоснованность своих требований тому, кто добровольно отказался от части своих притязаний.

По вертикали:

1. Система коллективных действий, которые могут возникать стихийно  в народных массах, либо умышленно направляться и даже организовываться властями.

 

Литература.

а) Учебная

 

  1. Радугин А.А. Радугин К.А. Социология: Курс лекций.-М.:Владос,2003.

 

  1. Руденко Р.И. Практикум по социологии. -М.: ЮНИТИ,1999.

 

  1. Социология: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. Отв.редакция Ю.Г. Волков.- Ростов на Дону.:Феникс,1999.

 

  1. Социология: Основы общей теории: Учебник для вузов. Отв.редакция Г.В.Осипов, Л.Н.Москвичёв.-М.: Издат-во Норма,2002.

 

  1. Социология: Учебник для вузов./под ред.профессора В.Н.Лавриненко.-М.: ЮНИТИ-ДАНА,2000.
  2. Фролов С.С. Социология : Учебник.-М.:Гардарики,1999

 

 

б) Дополнительная

 

    15; 43; 55; 70; 72; 82; 85.

Тема 8. Социальные изменения  и развитие.

Задание №1. Дать определения  следующим понятиям.

Социальные изменения; социальный прогресс; социальный регресс; инновация; социальное поведение; общественное движение; модернизация; постмодернизация; социальный конфликт; ;антагонизм;

 

Задание №2. Тест.

  1. Чем отличается социальное развитие от социального цикла:

А. наличием субъекта;

Б. скоростью движения;

В. отсутствием повторений;

Г. предопределенностью?

  1. К чему обычно приводит идея неизбежности процессов развития:

А.ко всеобщему согласию;

Б. к отрицанию активной роли субъекта;

В.  к росту научного знания;

Г. к увеличению благополучия граждан?

  1. Какое основное отличие вносит теория социального прогресса:

А. учет субъективного  фактора общественного развития;

Б.  учет возникновения  конфликтов;

В. учет аксиологических  аспектов;

Г. учет цивилизационных  различий?

 

  1. Когда возникла концепция прогресса:

А. в античности;

Б. в средневековье;

В. в эпоху Просвещения;

Г. в 19 веке?

5. На основе чего  следует разрешать конфликты  в организации?

А. компромисса;

Б. паритета;

В. применения силы;

Г. авторитета;

6. Что не является общественным движением:

А. Движение хиппи4

Б.перемещение отдыхающих на курорты в летнее время;

В.урбанизация;

Г.эмансипация;

 

Задание№3.  Заполните схему «Виды конфликтов».  Необходимо перечислить основные виды конфликтов по предложенной классификации.

Тема 9. Мировая система и процессы глобализации.

Задание №1. Дать определения  следующим понятиям.

Глобализация; мировая  система; государство; дискриминация; вестернизация; консенсус; плюрализм; политическое устройство; футурология; информационное общество;

 

Задание №2. Тест.

1. Какое из приведенных  выражений характеризует понятие  «глобалистика»?

A. Наука, изучающая  социальные структуры и процессы, происходящие в них.

Информация о работе Методические указания для студентов заочной формы обучения всех специальностей