Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 13:31, методичка
Данное пособие включает в себя как общий тематический план курса социологии, так и подробные указания по каждой теме. Это поможет студенту составить первое общее представление о данной науке, познакомиться с кругом учебной литературы, самостоятельно выбрать тему контрольной работы и начинать систематическое изучение предмета.
Выбор контрольной работы, исполнение её, имеют большое значение на первом этапе изучения социологии. Поэтому в пособии даны подробные указания по методике этой работы, ее структуре, представлен круг учебной и дополнительной литературы.
Содержание программы курса распределено по темам возможных семинарских занятий, что позволяет успешнее готовиться к работе на учебной сессии дистанционного и заочного обучения.
Тематика семинаров и содержание ее составлены так, что могут быть использованы для работы со студентами очной формы обучения.
Задание№3. Профессиональные роли оказывают существенное влияние на личность, формируя те или иные качества, стереотипы мышления и поведения человека. Попытайтесь установить однозначное соответствие между перечисленными слева профессиональными ролями и названными справа качествами, которые они формируют.
Профессиональные роли |
Профессиональные качества |
Врач |
Забота о надежности и безопасности |
Инженер |
Стремление к особой точности |
Преподаватель |
Внимание к деталям дела |
Руководитель |
Проявление мыслительных и речевых штампов |
Следователь |
Повышенная инициативность |
Экономист |
Стремление внушить уверенность в благоприятном исходе дела |
Литература.
а) Учебная
б) дополнительная
9; 13; 14; 15; 31; 35; 36; 42; 47; 53; 63; 68; 70; 72; 76; 77; 82.
Тема 6. Социальные институты: сущность, происхождение, формы. Институт семьи и брака.
Задание №1. Дать определения следующим понятиям.
Социальный институт; дисфункция института; латентная функция; социальная потребность; семья; брак; моногамия; полигамия; нуклеарная семья; матриархат; патриархат; родство.
Задание №2. Тест.
1. Что такое социальный институт?
А. институт, где обучают на социологов;
Б. высшее учебное заведение;
В. комплекс научно-технических зданий;
Г. совокупность норм, статусов, служащих для удовлетворения потребностей;
2. Какие отношения в рамках семьи называют "браком":
А. недоброкачественные и недружелюбные;
Б. связывающие родителей и детей;
В. связывающие супругов правами и обязанностями;
Г. объединяющие всех членов семьи?
3.Чем характеризуется полигамный брак:
А. объединением в одной семье нескольких поколений;
Б. наличием большого количества детей;
В. предварительной
Г. наличием у человека нескольких супругов / супруг?
3. Какие функции семья не должна выполнять как особый социальный институт:
А. экономические;
Б. политические;
В. воспитательные;
Г. репродуктивные?
4. Что не является социальным институтом:
А. авторитет;
Б. религия;
В. семья;
Г. образование?
5. Какую семью называют нуклеарной:
А. состоящую из однополых партнёров;
Б. молодожёнов, живущих отдельно от родителей;
В. включающую только родителей и детей;
Г. соединяющую физиков-ядерщиков;
6. Религиозным институтом является:
А. верования;
Б. храмовый комплекс;
В. церковь;
Г. обряд крещения;
7. Назовите важнейшую
функцию политического
А. регуляция политического поведения;
Б. коммуникативная;
В. интегративная;
Г. подготовка руководящих кадров;
Задание№3. Определите, к какому типу (социальная группа, общность, организация, социальный институт) относятся следующие объединения людей: предприятие, городской банк, профсоюз, деревня, союз писателей, научно-исследовательский институт, воинская часть, религиозная община, автономная область, школа, семья, клуб футбольных фанатов, дипломники экономического факультета, друзья, государственная автоинспекция, служба точного времени.
Литература.
а) Учебная
б) Дополнительная
4; 15; 19; 22; 50; 70; 72; 82; 86; 87.
Тема 7. Социальные организации. Социология труда.
Задание №1. Дать определения следующим понятиям.
Труд; трудовые отношения; власть; бюрократия; коллектив; организация, социальное управление; разделение труда; руководство; лидер; лидерство;
Задание №2. Тест.
1. Что понимается под коллективом:
А. сплоченная организованная группа;
Б. диффузная группа;
В. профессиональная группа;
Г. ассоциация?
2. Кто выступает главным субъектом развития коллектива на его начальной стадии:
А. "ядро" коллектива;
Б. коллектив в целом;
В. лидер коллектива;
Г. руководитель коллектива?
3. Какой стиль руководства
коллективом характерен для
А. авторитарный;
Б. демократический;
В. коллегиальный;
Г. бюрократический?
4. Какую функцию не выполняет коллектив:
А. экономическую;
Б. политическую;
В. развлекательную;
Г. социальную?
5. Какие условия необходимы для выполнения роли лидера:
А. наличие у члена
группы лидерских качеств и
Б. признание группой особой ценности вклада в её деятельность участника группы, демонстрирующего поведения лидера;
В. успешное выполнение лидерской роли в другой группе;
Г. выбор лидера группой в ходе голосования?
6. Социология изучает труд как:
А. Экономический процесс
Б. Социально-экономический процесс
В. Определенную общественную форму
Г. Сферу деятельности человека;
7. Основные формы проявлений процесса труда – это:
А. Затраты человеческой энергии
Б. Взаимодействие работников со средствами производства.
В. Производственное взаимодействие работников друг с другом
Г. Взаимодействие собственности и труда
8. Неформальный лидер может:
А. оштрафовать за брак;
Б.оказать моральную поддержку новичкам;
В. вести переговоры об условиях труда;
Г.повысить зарплату;
Задание№3. Кроссворд
По горизонтали:
По вертикали:
1. Система коллективных действий,
которые могут возникать
Литература.
а) Учебная
б) Дополнительная
15; 43; 55; 70; 72; 82; 85.
Задание №1. Дать определения следующим понятиям.
Социальные изменения; социальный прогресс; социальный регресс; инновация; социальное поведение; общественное движение; модернизация; постмодернизация; социальный конфликт; ;антагонизм;
Задание №2. Тест.
А. наличием субъекта;
Б. скоростью движения;
В. отсутствием повторений;
Г. предопределенностью?
А.ко всеобщему согласию;
Б. к отрицанию активной роли субъекта;
В. к росту научного знания;
Г. к увеличению благополучия граждан?
А. учет субъективного
фактора общественного
Б. учет возникновения конфликтов;
В. учет аксиологических аспектов;
Г. учет цивилизационных различий?
А. в античности;
Б. в средневековье;
В. в эпоху Просвещения;
Г. в 19 веке?
5. На основе чего следует разрешать конфликты в организации?
А. компромисса;
Б. паритета;
В. применения силы;
Г. авторитета;
6. Что не является общественным движением:
А. Движение хиппи4
Б.перемещение отдыхающих на курорты в летнее время;
В.урбанизация;
Г.эмансипация;
Задание№3. Заполните схему «Виды конфликтов». Необходимо перечислить основные виды конфликтов по предложенной классификации.
Задание №1. Дать определения следующим понятиям.
Глобализация; мировая система; государство; дискриминация; вестернизация; консенсус; плюрализм; политическое устройство; футурология; информационное общество;
Задание №2. Тест.
1. Какое из приведенных
выражений характеризует
A. Наука, изучающая
социальные структуры и
Информация о работе Методические указания для студентов заочной формы обучения всех специальностей