Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 09:31, контрольная работа
В развитых странах использование индивидуальных и, особенно, групповых интервью приобрело промышленные масштабы. В середине 90-х годов только в США действовало около 800 самостоятельных коммерческих фирм, осуществляющих фокус-групповые исследования, а общее число ежегодно проводимых в этой стране групп, возможно, перевалило за 200-тысячную отметку. Если 20 лет назад авторы руководств по проведению групповых интервью писали, что к участию в группах не следует привлекать лиц, ранее участвовавших в подобных опросах, то сегодня, в связи с исчерпанием контингента опрашиваемых, стандартное требование состоит в том, чтобы респондент лишь в течение полугода не принимал участия в фокус-группах.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1.Фокус-группы: история возникновения и применения метода……...5
Глава 2. Планирование и организация фокус-групп…………………………..7
2.1. Планирование фокус-групп…………………………………………7
2.2. Устройство помещения……………………………………………..14
2.3. Обеспечение явки…………………………………………………...18
Глава 3. Методика проведения фокус-групп………………………………….19
3.1. Модератор…………………………………………………………...19
3.2. Этапы проведения фокус группы…………………………….........21
3.3. Подготовка сценарий фокус-группы……………………………....22
Глава 4. Анализ предоставления результатов данных фокус-групп………...28
Заключение……………………………………………………………………...30
Список литературы……………………………………………………………32
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Югорский государственный университет
Институт заочного и дополнительного образования
Контрольная работа
по курсу: «Исследование социально-экономических и политических процессов»
на тему: «Методика проведения фокус-групп»
Выполнил (а): студент (ка) группы з-4790
Неклюдова И.В.
Руководитель:
Потапова А.А.
Ханты-Мансийск – 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1.Фокус-группы: история возникновения и применения метода……...5
Глава 2. Планирование и организация фокус-групп…………………………..7
2.1. Планирование фокус-групп…………………………………………7
2.2. Устройство помещения……………………………………………..14
2.3. Обеспечение явки…………………………………………………...18
Глава 3. Методика проведения фокус-групп………………………………….19
3.1. Модератор………………………………………………………
3.2. Этапы проведения фокус группы…………………………….........21
3.3. Подготовка сценарий фокус-группы……………………………....22
Глава 4. Анализ предоставления результатов данных фокус-групп………...28
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
В развитых странах использование индивидуальных и, особенно, групповых интервью приобрело промышленные масштабы. В середине 90-х годов только в США действовало около 800 самостоятельных коммерческих фирм, осуществляющих фокус-групповые исследования, а общее число ежегодно проводимых в этой стране групп, возможно, перевалило за 200-тысячную отметку. Если 20 лет назад авторы руководств по проведению групповых интервью писали, что к участию в группах не следует привлекать лиц, ранее участвовавших в подобных опросах, то сегодня, в связи с исчерпанием контингента опрашиваемых, стандартное требование состоит в том, чтобы респондент лишь в течение полугода не принимал участия в фокус-группах.
Основной сферой применения
фокус-групповых исследований стали
маркетинговые исследования, включая:
а) традиционный маркетинг товаров
и услуг, б) маркетинг некоммерческих
организаций, связанный в основном
с оценкой эффективности
Метод фокус-групп является
качественным методом социологических
исследований, позволяющим вскрыть
глубинные мотивационные
Глава 1. Фокус-группы: история возникновения и применение метода.
Метод фокус-групп имеет свои истоки в рамках традиций как эмпирической социологии, так и экспериментальной психологии. В социологии фокус-группы относятся к так называемым «качественным» методам, история развития которых пока слабо освещена в отечественной литературе. По этой причине представляется целесообразным расширить рамки исторического описания и дать краткий ретроспективный обзор развития качественных методов в сопоставлении с количественными. чтобы вписать фокус-группы в адекватный общесоциологический контекст.
Фокус-групповое исследование
является самым распространенным качественным
методом сбора информации. Термин
«фокус-группа» является сокращением
от понятия «фокусированное
Фокус-группа —
это группа респондентов, состоящая,
как правило, из восьми-десяти человек,
собранных вместе для обсуждения
темы, в которой каждый из них
в той или иной степени заинтересован.
Обсуждение может длиться до двух
часов, хотя иногда возникает необходимость
работать дольше. (Если при создании
группы известно, что ее работа затянется,
такая группа называется «продленной».)
Дискуссии в фокус-группах
Фокус-группа создается для предоставления возможности ее участникам в ходе умело направляемой дискуссии высказываться по теме обсуждения, пытаясь ее раскрыть со своей точки зрения. При изучении фокус-групп можно получить широкий круг мнений. Например, это может быть уровень удовлетворенности и постоянства потребителей, восприятие уровня обслуживания (и его постоянстве), какие компании считаются лидерами по качеству предоставляемых услуг и т.д. Фокус-группа поможет также понять скрытые мотивы и побуждения, касающиеся обслуживания. Потребитель всегда владеет разнообразной информацией (основываясь на своем опыте) как о высоком, так и о низком уровне обслуживания, и, в отличие от других тем, он обычно охотно готов поделиться этой информацией с другими.
В то время как фокус-группа
широко используется при изучении проблем,
связанных с мнением
Эффективность фокус-групп определяется тем, что большинство людей ощущает себя комфортно, если вовлечены в дискуссию как часть группы. При правильном осуществлении метода появляются лучшие возможности для получения углубленной информации, чем при индивидуальных интервью. Одновременно групповая динамика позволяет определить значимость такого явления, как групповое влияние.
Глава 2. Планирование и организация фокус-групп.
2.1 Планирование фокус-группы
Эта стадия во многом совпадает
с тем, что делают социологи при
использовании количественных методов.
Подготавливается программа, включающая
формулировку и обоснование проблемы,
определение целей и задач, объекта
и предмета исследования. В других
аспектах есть существенные различия.
Например, гипотезы выдвигаются лишь
«вчерне», а затем, в ходе исследования,
уточняются. Это делается для того,
чтобы заранее сформулированные
гипотезы не предопределяли процесс
познания проблемы. Например, решение
людей о покупке сопряжено
как с личными потребностями,
так и с ситуационными
Огромное значение имеет
определение числа, размеров и состава
фокус-групп. Как известно, этот метод
не предполагает применения выборки, так
как его назначением выступает
описание и понимание явления, а
не экстраполяция выводов на большие
социальные общности. Фокус-группы формируются
на основе индикаторов социально-
Важнейший принцип при формировании групп — обеспечение однородности, гомогенности состава групп. В случае несоблюдения этого правила динамика группы может быть существенно заторможена. Например, характер участия в дискуссиях мужчин и женщин существенно различается в смешанных группах и в группах, разделенных по половому признаку. Это связано с тем, что некоторые люди весьма чувствительны к реакции лиц противоположного пола и поэтому часто говорят не то, что чувствуют на самом деле. Бывает и так, что присутствие женщин побуждает некоторых мужчин говорить с большим апломбом (так называемый «павлиний эффект»), что иногда раздражает участников. Конечно же, большое значение имеет тема дискуссии. Поэтому вряд ли целесообразно включать мужчин и женщин в одно групповое интервью, посвященное потреблению пива, или, например, предметам туалета, моющим средствам. Одновременно опыт показывает, что разделение не имеет смысла, когда обсуждаются профессиональные проблемы. Женщины, в какой бы сфере ни трудились, высказываются без оглядки на своих коллег противоположного пола.
Требование дифференциации распространяется и на другие социально-демографические характеристики: возраст, образование, уровень благосостояния и пр. Например, лица с высшим образованием, как правило, четче излагают свою позицию и в силу этого могут доминировать в дискуссии, поэтому, когда речь идет об обсуждении особенностей рекламной кампании, то желательно развести респондентов в зависимости от уровня образования.
Одновременно критерии выбора участников обсуждения не должны быть слишком конкретными, поскольку могут возникнуть слишком высокие издержки из-за чрезмерно завышенных требований к рекрутированию. В то же время еще раз отметим, что решающее значение принадлежит предмету дискуссии, именно он выступает основным дифференцирующим фактором.
При комплектовании групп
достаточно часто возникает необходимость
исключения из состава некоторых
лиц. Совершенно очевидно, что исследователь
должен стремиться к тому, чтобы
свести к минимуму влияние факторов,
негативно воздействующих на атмосферу
обсуждения. Поэтому необходимо отсеивать
тех, чье участие может
Лица, недавно участвовавшие в фокус-группах. Основное требование при включении в группу заключается в том, чтобы респонденты до этого не принимали участия в подобных исследованиях, по меньшей мере, в течение полугода. Это делается для того, чтобы отсечь «профессиональных» респондентов, т. е. тех, которые из-за желания подзаработать или ради развлечения готовы принимать участие в группах по нескольку раз в месяц. Проблема заключается в том, что эти респонденты уже самим фактом частого присутствия в группах могут ознакомиться с техникой ведения заседаний и предпринимать попытки манипулировать его ходом. Кроме того, от них можно ожидать также «желательных», по их мнению, ответов.