Методы сбора социологической информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 20:04, реферат

Описание работы

Цель исследования - общая направленность - ожидаемый конечный результат. Задачами исследования является конкретизация цели.
Для исследования следует произвести эмпирическую интерпретацию понятий - перевод общих терминов на язык подлежащий измерению, т.е. создать более точные, упрощенные понятия.

Содержание работы

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Программа, цель, задачи исследования. . . 4
Программа. Ее содержание.
Цели и задачи исследования.
Выборка. . . . . . . . . . . . . . . . . 6
Технология конструирования выборок.
Типы выборок.
Методы сбора информации . . . . . . . 8
Прямое наблюдение
Анализ документов
Интервью.
Анкетные опросы.
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . 42
Список литературы. . . . . . . . . . . . 43

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 61.41 Кб (Скачать файл)

 

по группам

 

(шкальные оценки)

 

Особые заметки наблюдателя, заранее не формализуемые

А) Одобрительные реплики, возгласы, аплодисменты.

 

Б) Неодобрительные реплики  и т.д..

 

В) Требование дополнительной информации.

 

Г) Разговоры, связанные с  обсуждаемым вопросом.

 

Д) Вопросы к выступающему.

 

Е) Отсутствие реакции (нейтральное  отношение).

 

Ж) Призывы к соблюдению порядка.

 

З) Призывы к соблюдению регламента.

 

И) Разговоры, тему которых  определить невозможно.

 

К) Посторонние разговоры.

 

Л) Занятие посторонними делами.

 

1, 2, 3, 4, 5, 6

 

 

1, 2, 3, 4, 5, 6

 

1, 2, 3, 4, 5, 6

 

 

К каждой строке элементов  наблюдаемого поведения дана 6-членная  номинальная шкала, пункты которой:

 

1 - президиум собрания

 

2 - большинство аудитории

 

3 - примерно половина аудитории

 

4 - меньшинство аудитории

 

5 - несколько человек

 

6 - один - два человека

 

 

Наблюдение большой аудитории  собрания производится несколькими  лицами, которые придерживаются единой инструкции. подготовке протокола регистрации  данных наблюдения предшествует не только разработка общей концепции, но и  неоднократные нестандартизованные  наблюдения на разных объектах ( в нашем  случае - собраниях разных организаций  и коллективов).

 

 

Следует ли наблюдателю вмешиваться  в наблюдаемый процесс?

 

Ответ на этот вопрос зависит  от цели исследования. Если цель исследования состоит в том, чтобы описать  и проанализировать (диагностировать) ситуацию, то вмешательство исказит  картину и может привести к  нежелательному для исследования искажению  информации.

 

 

Для этого существуют способы  добиться минимальных ошибок при  диагностическом наблюдении. Один из них заключается в том, чтобы  исследователь сделал так, что люди не знают, что за ними наблюдают. Другой способ - создать ложное представление  о цели наблюдения. Конечно эти  способы могут показаться безнравственными, но чтобы добиться правдивости информации, исследователю лучше не показывать своих целей, особенно в том случае, если узнав о них люди смогут неправильно  истолковать задачи исследования.

 

Если же цель исследования заключается в принятии определенных управленческих решений, то вмешательство  будет полезно, так как позволит изменять ход событий и оценивать  полученные результаты. Именно этим целям  служит стимулирующее включенное наблюдение.

 

Преимущества включенных наблюдений очевидны: они дают наиболее яркие, непосредственные впечатления  о среде, помогают лучше понять поступки людей и действия социальных общностей. Но с этим же связаны основные недостатки такого способа. Исследователь может  потерять способность объективно оценивать  ситуацию, как бы внутренне переходя на позиции тех, кого он изучает, слишком  “вживается” в свою роль соучастника  событий. Поэтому как правило, итогом включенного наблюдения является социологическое  эссе, а не строго научный трактат.

 

Имеются и нравственные проблемы включенного наблюдения: насколько  вообще этично, маскируясь под рядового участника какой-то общности людей, в действительности исследовать  их?

 

 

Пути повышения надежности данных при наблюдении.

 

В полевых условиях, при  простом бесструктурном и невключенном наблюдении вести записи очень сложно. Это уже дело навыков и изобретательности  исследователя. Можно применять  заранее разработанные коды. Можно  применять маскировочные приемы (например ученику на предприятии  вести записи, якобы связанные  с работой). Можно использовать хорошую  память и регистрировать наблюдения позже, в спокойной обстановке.

 

Структуризованное наблюдение предпринимает более строгие  приемы ведения записей. Здесь используются бланки - протоколы, разлинованные по пунктам наблюдения с кодовыми обозначениями  событий и ситуаций.

 

Пример: Наблюдатели и  сотрудники исследовательского коллектива, которые исследовали собрания, расчленили зоны наблюдения (президиум, выступающий, сектор участников собрания из 15-20 человек) и по шкале времени фиксировали  происходящее, пользуясь кодами. В  протоколе (см.схему ниже) в каждой строке делается отметка пункта номинальной  шкалы с учетом времени. Напомню, что другой наблюдатель регистрирует по соответствующей инструкции действия ораторов, после чего можно синхронизировать реакции аудитории на выступления  с трибуны собрания.

 

Частоту и интенсивность  событий в данном случае регистрируют с помощью шкал ранжирования по предыдущей схеме, графа 2. Современная техника  позволяет использовать магнитофон, кино- или фотоаппарат, видеозаписи, обеспечивающие подлинность регистрации  наблюдаемого.

 

Протокол регистрации  событий на основе индикаторов

 

отношения участников собрания к выступающим

 

 

Время

 

Элементы наблюдаемого поведения  и реакции, кодируемые в номинальной  шкале

 

Особые отметки, примечания

 

 

0 - 5 мин

 

6 - 10 мин

 

............................................

 

 

а б в г д е ж з и... 

 

Надежность (обоснованность и устойчивость данных повышается, если выполнять следующие правила:

 

а) Максимально дробно классифицировать элементы событий, подлежащих наблюдению, пользуясь четкими индикаторами. Их надежность проверяется в пробных  наблюдениях, где несколько наблюдателей регистрируют по единой инструкции одни и те же события, происходящие на объекте, аналогичном тому, который будет  изучаться.

 

б) Если основное наблюдение осуществляется несколькими лицами, они сопоставляют свои впечатления  и согласовывают оценки, интерпретацию  событий, используя единую технику  ведения записей, тем самым повышается устойчивость данных наблюдения.

 

в) Один и тот же объект следует наблюдать в разных ситуациях (нормальных, и стрессовых, стандартных  и необычных), что позволяет увидеть  его с разных сторон.

 

г) Необходимо четко различать  и регистрировать содержание, формы  проявления наблюдаемых событий  и их количественные характеристики (интенсивность, регулярность, периодичность, частоту).

 

д) Важно следить за тем, чтобы описание событий не смешивалось  с их интерпретацией. Поэтому в  протоколе следует иметь специальные  графы для записи фактуальных  данных и для их истолкования.

 

е) При включенном или  невключенном наблюдении, выполняемом  одним исследователем, особенно важно  следить за обоснованность интерпретации  данных, стремясь к тому, чтобы перепроверить  свои впечатления с помощью различных  возможных интерпретаций. Например, бурная реакция собрания на выступление  может быть следствием одобрения, недовольства по поводу высказанного оратором, реакцией на его шутку или реплику из зала, на допущенную им ошибку или оговорку, на постороннее действие во время  выступления... Во всех этих случаях  делаются особые заметки, поясняющие протокольную запись.

 

ж) Полезно прибегнуть к  независимому критерию для проверки обоснованности наблюдения. Данные наблюдений “со стороны” можно проконтролировать  с помощью интервью с участниками  событий; материалы включенного  наблюдения желательно проверить невключенными  по той же программе или по имеющимся  документам.

 

 

Место наблюдения среди других методов сбора данных.

 

Основным недостатком  этого метода является необъективность  наблюдателя. Человек очень редко  оценивает ситуацию абсолютно беспристрастно (ему свойственно делать выводы). Личностные особенности наблюдателя  определенно сказываются на его  впечатлениях.

 

Наблюдению не подлежат события  прошлого, многие явления и процессы массового характера, вычленение небольшой  части которых делает их изучение непредставительным.

 

Наблюдение используется в основном как дополнительный метод, который позволяет собрать материалы  для начала работы или помогает проверить  результаты других методов сбора  информации.

 

ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ

 

Документальной в социологии называют любую информацию, фиксированную  в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото- или  кинопленке. В этом смысле понятие  документации отличается от общеупотребительного: обычно мы называем документами официальные  материалы.

 

По способу фиксирования информации различаются: рукописные и  печатные документы; записи на магнитной  ленте. С точки зрения целевого назначения выделяются материалы, которые были избраны самим исследователем.

 

Пример: Американский социолог У.Томас и польский Ф.Знанецкий  исследовали по документам жизнь  польских эмигрантов в Европе и Америке. Они попросили одного польского  крестьянина написать автобиографию  и получили от него 300 страниц рукописного  текста.

 

Эти документы называют целевыми. Другие - не зависимые от социолога  документы называют наличными. Обычно они и составляют документальную информацию в социологических исследованиях.

 

По степени персонификации документы подразделяются на личные и безличные.

 

Личные - документы индивидуального  учета (библиотечные формуляры, анкеты и бланки, заверенные подписью), характеристики, выданные данному лицу, письма, дневники, заявления, мемуарные записи.

 

Безличные - статистические или событийные архивы, данные прессы, протоколы собраний.

 

В зависимости от статуса  документы делятся на официальные  и неофициальные.

 

Официальные - протоколы, правительственные  материалы, постановления, заявления, коммюнике, стенограммы официальных  заседаний, данные государственной  и ведомственной статистики, архивы и т.д., отчетность.

 

Неофициальные - личные документы, а также составленные частными гражданами безличные документы (например, статистические обобщения, выполненные другим исследователем на основе собственных наблюдений).

 

Особая группа документов - средства массовой информации, газеты, журналы, радио, телевидение, кино.

 

По источнику информации документы делятся на первичные  и вторичные. К первичным относится  прямое наблюдение. Ко вторичным - обработка  данных прямого наблюдения, обобщение  или описание на основе первичных  источников.

 

Еще можно классифицировать документы по содержанию: например, литературные данные, исторические и  научные архивы, архивы социологических  исследований.

 

Проблема достоверности  документальной информации.

 

Не следует путать такие  понятия как надежность, подлинность  самого документа с достоверностью сообщающихся в нем сведений.

 

Достоверность в первую очередь  зависит от источника доступного документа. Конечно, официальные, личные, документы из первых рук намного  надежней, чем какие-либо другие.

 

 

Правила работы с документами.

 

1. “Золотое правило” - четко  различать описание событий и  их оценку. (Это правило применимо  к любой информации). Факты безусловно  лучше, чем мнение и оценка.

 

2. Анализировать намерения  составителя документа. Например  отчет сотрудника предприятия  может быть составлен в более  благоприятном свете, чем обстоят  дела на самом деле. А если  взять критику газеты, то можно  говорить о придирчивом изложении  фактов.

 

3. Важно знать метод  получения данных для составления  документа (из первых рук, факты,  другие источники).

 

4. Если документ содержит  статистические данные, то следует  выяснить, на чем основана классификация.

 

5. Важно уяснить общую  обстановку при которой составлялся  документ. Она влияет на объективность  составителя независимо от его  намерений.

 

Особую осторожность нужно  соблюдать при работе с личными  документами, такими как: автобиографии, дневники, мемуары, письма и т.д.

 

Вот несколько условий  доверия к информации из личных документов.

 

(а) Можно верить сообщениям, если они никак не затрагивают  интересы автора; или (б) наносят  определенный ущерб автору; (в)  видимо, достоверны те сведения, которые в момент регистрации  автором были общеизвестны; достоверны  детали событий, несущественные  с точки зрения автора документа,  а также (д) сведения к которым  автор относится недоброжелательно.

 

Проверка подлинности  документов, анализ мотивов, побуждений, условий составления, целевой установки  автора, ситуации в которой он действовал, характера его окружения - вот  те факторы, от которых зависит достоверность  информации из личных документов.

 

Традиционный (классический) анализ документов в отличие от простого ознакомления с ними или прочтения  для приобретения нового знания - это  именно метод исследования, которое, как всякое научное исследование, предполагает выдвижение определенных гипотез, тщательное изучение существа анализируемого материала, логики текста, обоснованности и достоверности  приводимых сведений. Это интеллектуальный анализ при котором исчерпывается  все содержимое документа.

 

Огромную роль играет опыт исследователя, глубина его знаний по предмету и интуиция.

 

Приемы качественно-количественного  анализа документов.

 

При качественно-количественном анализе документов необходимо перевести  информацию целевых документов на язык исследования.

 

Качественный анализ - необходимое  условие для всех количественных операций. Но не всегда целесообразна  квантификация документов.

 

Не следует прибегать  к количественному анализу если документы уникальны, если описаны  очень сложные явления, если данных недостаточно или они неполные (нерепрезентативны).

 

Количественный анализ уместен  если:

 

а) требуется высокая степень  точности при сопоставлении однопорядковых данных

 

б) достаточно много материала, чтобы оправдать усилия по его  обработке и он репрезентирует области  изучения

Информация о работе Методы сбора социологической информации