Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 20:04, реферат
Цель исследования - общая направленность - ожидаемый конечный результат. Задачами исследования является конкретизация цели.
Для исследования следует произвести эмпирическую интерпретацию понятий - перевод общих терминов на язык подлежащий измерению, т.е. создать более точные, упрощенные понятия.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Программа, цель, задачи исследования. . . 4
Программа. Ее содержание.
Цели и задачи исследования.
Выборка. . . . . . . . . . . . . . . . . 6
Технология конструирования выборок.
Типы выборок.
Методы сбора информации . . . . . . . 8
Прямое наблюдение
Анализ документов
Интервью.
Анкетные опросы.
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . 42
Список литературы. . . . . . . . . . . . 43
Независимо от того,
прибегаем ли мы к интервью или
анкетному опросу, большинство проблем,
связанных с надежностью
Для того, чтобы
анкетный опрос был более эффективным,
надо соблюдать ряд правил, которые
помогают правильно задавать ход
анкетирования и уменьшить
Вопросы обращенные к респондентам, не изолированы - они звенья одной цепи, и как звенья, каждый из них связан с предыдущим и последующим (эту взаимосвязь Л.С.Выгодский назвал “влияние смыслов”). Анкета - не механическая последовательность вопросов, которые могут размещаться в ней как угодно или как удобно исследователю, а особое целое. Она обладает собственными свойствами, не сводимыми к простой сумме свойств отдельных составляющих ее вопросов.
В самом начале задаются простые вопросы, а не по логике исследователя содержащейся в программе, чтобы не обрушивать на отвечающего серьезные вопросы сразу, а дать ему освоиться с анкетой и постепенно переходить от простого к более сложному (правило воронки).
Эффект излучения
- когда все вопросы логически
взаимосвязанны и логически сужают
тему, у респондента возникает
определенная установка, согласно которой
он будет отвечать на них - такое
влияние вопроса называют эффектом
излучения или эффектом эха и
проявляется оно в том, что
предшествующий вопрос или вопросы
направляют ход мыслей респондентов
в определенное русло, создают некоторую
мини-систему координат, в рамках
которой формируется или
Иногда возникают проблемы связанные с последовательность вопросов. Расхождения в ответах на один и тот же вопрос не должны быть обусловлены разной их последовательностью.
Так, например, если
низкооплачиваемому рабочему задать вопрос
“Намереваетесь ли Вы в ближайшее
время уволиться с данного
предприятия?” после вопроса
о заработной плате, вероятность
получения утвердительного
Факт сопряженности ответов на разные вопросы учитывается при составлении анкеты. Для этого, например, вводятся буферные вопросы.
Пока можно лишь
предполагать, что при помощи анкеты,
достигается большая
Общие и частные вопросы. Анкета начинается с наиболее частных вопросов и постепенно их конкретизирует (правило воронки). Это позволяет постепенно вводить респондента в ситуацию. Но общее решение не всегда предполагает конкретное, в то время как последнее сильно влияет на общее (люди охотнее обобщают частности, чем занимаются дедукцией).
Пример: Общие вопросы
самооценки об интересе к политике
и религии, поставленные до и после
частных вопросов о политическом
и религиозном поведении
Применение вопросов-фильтров.
Назначение фильтров состоит в том, чтобы оказывать влияние на ответы последующих вопросов. Эти вопросы позволяют выделить группу людей, ответы которых оказываются основанными не только на общих представлениях, но и на личном опыте:
“Посещает ли Ваш ребенок детскую музыкальную школу?
- да
- нет
Если да, кто его обычно сопровождает туда?
- кто любо из родителей
- бабушка, дедушка и т.п.”
Эти вопросы сберегают время тех к кому следующий за фильтром вопрос не адресован.
Использование фильтров
приводит к пропускам ответов. Вызываются
эти пропуски не только сознательным
переходом части опрашиваемых к
вопросам, на которые они могут
ответить, минуя не относящиеся к
ним, но и некоторыми другими факторами.
Так например выяснилось, что использование
серии фильтрующих вопросов (“Если
у Вас высшее образование, то...?”;
“Если у Вас высшее гуманитарное
образование, то...?”; “Если у Вас
высшее гуманитарное образование и
Вы проходили практику в средней
школе, то...?”) хотя и является очень
удобным для социолога способом
расположения вопросов, чрезвычайно
усложняет восприятие анкеты респондентами.
Иногда это приводит к настолько
существенному числу
Вопрос с преамбулой.
Вопрос о фактах,
как любой другой, может быть воспринят
как оценочная характеристика респондента,
поэтому целесообразно в
Содержащееся в преамбуле к вопросу указание на то, что далеко не все люди поступают так, как, кажется, принято позволяет респонденту более свободно рассказать о своем поведении.
Вопросы таблицы.
Вопросы таблицы
очень удобны для исследователя.
Это трудные вопросы при
В таких вопросах речь идет о вещах, ответить на которые можно лишь тогда, когда используются знания и умственные способности респондентов. После таких вопросов желательно переходить к более простым.
Пример:
“Какими источниками информации Вы пользуетесь, чтобы быть в курсе событий общественной жизни?”
О событиях | ||||||
Внутри страны |
За рубежом | |||||
посто-янно |
когда как |
редко |
посто-янно |
когда как |
редко | |
Радио |
||||||
Телевидение |
||||||
Политические информации |
||||||
Газеты |
||||||
Беседы с товарищами |
||||||
Общественно - политические журналы |
||||||
Лекции |
Такие вопросы не следует повторять часто, т.к. у респондентов возникает утомление, рассеивание внимания, возникает эффект излучения.
Так, например, в одном исследовании респондентам предлагался список одних и тех же тем. В первом случае требовалось оценить их действенность, во втором - оперативность, в третьем - полноту освещения проблем. Предъявление этого списка во второй, а тем более в третий вызвало у респондентов ощущение, что повторяется не только список, но и критерии оценивания. Многие участники опроса, взглянув на третью таблицу, говорили: “Я вам уже отвечал”, “Это уже было” и т.п., пропускали ее, оставляли без ответа.
Однообразие заполнения таблиц ведет к тому, что повышается опасность получить механические заполнения, бездумные ответы. Избрав однажды для ответа оценку “3”, респондент может ее фиксировать на протяжении всей таблицы независимо от того, какова действительная оценка и даже независимо от содержания вопроса.
Проблема монотонности.
С эффектом излучения
связано в значительной мере и
влияние единообразных вопросов
на ответы респондентов. Как в случаи
с таблицами, так и во многих других,
особенно когда респондентам предлагается
несколько вопросов, сформулированных
по одной и той же синтаксической
схеме, анкета оказывается монотонной.
Это приводит к увеличению доли непродуманных
ответов или их пропуску. Для того
чтобы приодолеть монотонность, рекомендуются
следующие приемы: “разбавлять” таблицы
и вопросы, заданные в одинаковой
синтаксической форме, другими вопросами;
варьировать категории для
Функционально-психологические вопросы.
Для того чтобы создать
и поддерживать интерес к анкете,
снимать возникающее
Эти вопросы служат
не столько для сбора сведений,
сколько для обеспечения
К функционально-психологическим вопросам относятся контактные вопросы и буферные вопросы.
Контактные вопросы.
Любое общение начинается с фазы адаптации. Эта фаза предусматривает восприятие общения к респондентам, знакомство с целью исследования и инструкцией о заполнении анкеты.
Первый вопрос анкеты оказывается контактным. Можно рассчитывать, что по причине взаимосвязи всех вопросов анкеты, если человек ответит на первый вопрос, то может ответить и на все остальные.
Ряд требований к первому вопросу анкеты:
1) Контактный вопрос
должен быть очень простым.
Здесь часто используются
2) Контактный вопрос должен быть очень общим, т.е. касаться всех респондентов. Поэтому нежелательно начинать анкету с фильтра.
3) Контактный вопрос
рекомендуется делать
Вовсе не обязательно,
чтобы контактные вопросы содержали
искомую информацию. Главная их функция
- в облегчении взаимодействия. Ответы
на контактные вопросы вовсе не обязательно
вовлекать в научный анализ в
связи с содержательными
Буферные вопросы.
Довольно редко анкета бывает посвящена какой-то одной теме. Но даже в рамках одной темы обсуждаются различные аспекты. Резкие и неожиданные переходы от одной темы к другой могут произвести на респондентов неблагоприятное впечатление.
Буферные вопросы предназначены для смягчения взаимовлияния вопросов в анкете. Во первых, как уже сказано они играют роль своего рода “мостиков” при переходе с темы на тему. Например, после обсуждения ряда производственных проблем дается такая формулировка: “Свободное время - это не только время, необходимое нам для восстановления затраченных на работе сил. Прежде всего это возможность для всестороннего развития личности. Поэтому просим Вас ответить на ряд вопросов о занятиях помимо работы”.
С помощью буферного вопроса (в такой функции здесь выступил не собственно вопрос, а преамбула к нему) исследователь поясняет респондентам ход своих мыслей.
С помощью таких “буферов” исследователь не просто предлагает респондентам переключить свое внимание на другую тему, но и поясняет, зачем это нужно. Например после вопроса о досуге дается такая формулировка: “Большую часть своей жизни человек проводит на работе. Огорчения и радости, успехи и неудачи в труде небезразличны для нас. Поэтому неудивительно, что мы хотим поговорить с Вами о работе”.
Во вторых буферные
вопросы предназначены для
Завершая обсуждение
значения функционально-психологических
вопросов в конструкции анкеты, отметим:
как и любые другие, их формулировки
могут оказаться
Обстановка анкетного опроса.
Очень большую роль играет то, как поставлена обстановка проведения анкетного опроса. Прежде всего надо дать понять респондентам, что все их ответы абсолютно анонимны. Это позволит получить более надежную информацию в ответах. Влияет на респондентов и присутствие посторонних лиц. Для создания более благоприятной атмосферы во время опроса, необходимо принять меры по присутствию людей непосредственно связанных с анкетой (исследователь, респонденты). Место проведения опроса тоже играет свою роль. Оно должно быть знакомо респонденту. Важно, чтобы он чувствовал себя свободно в таком месте. Помещение не должно быть слишком официальным (кабинет управляющего предприятие), или слишком неофициально (раздевалка). Многое зависит от того, о чем вопросы. Если в анкете задаются вопросы о предприятии на котором проходит анкетирование, ответы скорее всего будут неискренни. Надо уделить внимание и времени проведения анкеты. Она не должна длиться слишком долго, чтобы не утомлять респондентов (у них есть и более важные дела).