Методы сбора социологической информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 20:04, реферат

Описание работы

Цель исследования - общая направленность - ожидаемый конечный результат. Задачами исследования является конкретизация цели.
Для исследования следует произвести эмпирическую интерпретацию понятий - перевод общих терминов на язык подлежащий измерению, т.е. создать более точные, упрощенные понятия.

Содержание работы

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Программа, цель, задачи исследования. . . 4
Программа. Ее содержание.
Цели и задачи исследования.
Выборка. . . . . . . . . . . . . . . . . 6
Технология конструирования выборок.
Типы выборок.
Методы сбора информации . . . . . . . 8
Прямое наблюдение
Анализ документов
Интервью.
Анкетные опросы.
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . 42
Список литературы. . . . . . . . . . . . 43

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 61.41 Кб (Скачать файл)

 

в) материала настолько  много, что нельзя обойтись без суммарных  оценок

 

г) изучаемые начальные  характеристики появляются с достаточной  частотой

 

Наиболее целесообразно  использовать количественный анализ, если квантифицируемые тексты сопоставляются с иными, также количественными  характеристиками. Например сопоставление  мнений подписчиков о газете с  ее тиражом.

 

Квантификация текстового материала  получила в мире большое распространение  и в 40-х годах для нее была разработана специальная процедура, названная “контент-анализом”.

 

Контент-анализ - перевод  в количественные показатели массовой текстовой или записанной на пленку информации с последующей статистической ее обработкой. Его основные операции были разработаны американскими  социологами Х.Ласуэллом и Б.Берельсоном.

 

 

Основные процедуры контент-анализа.

 

Контент-анализ начинается с выявления смысловых единиц, в качестве которых используют:

 

а) Понятия, выраженные в  словах и отдельных терминах. Это  понятия из области экономики: интенсификация, технический прогресс, методы хозяйствования, оптимизация управления и др.; из политики: интернационализм, демократия, разрядка, мирное сосуществование, перестройка; нравственные или правовые символы: почин, активность, инициативность, нарушение  законности и т.д.; научные: модель, система, космическое пространство и т.п.

 

Анализ текста по содержанию понятий несет немало социологической  информации. Например, по частоте употребления понятий, связанных с наукой и  новой техникой, можно определить, в какой мере источник ориентирован на предмет ускорения научно-технического прогресса.

 

б) Тема, выраженная в целых  смысловых абзацах, частях текстов, статьях, радиопередачах и т.д.

 

По тематике можно более  полно представить содержание документа, которое свидетельствует о определенной направленности взглядов, интересов, ценностных ориентаций и норм деятельности.

 

в) Имена исторических личностей, политиков, выдающихся ученых и деятелей искусства, передовиков производства.

 

Это говорит о влиянии  чьих-то идей на общественное мнение и  о престижности той или иной концепции. Сюда же можно отнести упоминание организаций, учреждений, общественных институтов.

 

г) целостное общественное событие, документ, факт, произведение, случай и т.п. несут определенный смысл и тоже могут быть приняты  за единицу анализа. Частота и  длительность (во времени) упоминания общественного события или государственного решения (например, борьба за трезвый  образ жизни) - свидетельство его  важности для общества.

 

Итак, смысловые единицы  анализа выделяются на основе содержания гипотез исследования, подсказываются методологическими посылками программы.

 

Надежность информации, полученной контент-анализом, обеспечивается следующими способами:

 

а) Обоснование полноты  объема выделяемых смысловых единиц, предложенное В.Н.Каюровой, может быть доказано следующим образом.

 

Полигон наполнения текста смысловыми единицами контент-анализа  как способ обоснования полноты  объема выделения смысловых единиц:

 

 

 

Первоначально выделяются все  смысловые единицы ил первого  анализируемого текста, далее из второго - те же плюс дополнительные, ранее не встречавшиеся, из третьего документа - опять те же, что уже встречались  в двух предыдущих плюс дополнительные и т.д. После изучения очередных 3-5 текстов, в которых не попадается ни одной новой смысловой единицы, ранее фиксированной в предыдущих документах, можно полагать, что  “поле” смысловых единиц из изучаемого массива исчерпано.

 

Из рисунка видно, что  в итоге изучения 20 случайно отобранных из всего массива текстов было выделено суммарно 120 единиц контент-анализа, что исчерпывает “поле”, т.е. всю  выборочную совокупность документов. Конечно при изучении всего массива  могут попасться новые смысловые  единицы, относящиеся к предмету и ранее не предусмотренные. В  этом случае они включаются в анализ дополнительно.

 

б) Контроль на обоснованность содержания смысловых единиц с помощью  судей. Специалисты в данной области  обсуждают, насколько предложенные качественные единицы соответствуют  поставленным задачам.

 

В нашем исследовании 6 экспертов  независимо друг от друга классифицировали 120 понятий, отнесенным к деловым  и личностным качествам инженера, в 6 общих категории (творческие качества, исполнительские и т.д.), причем 86% понятий были классифицированы однозначно минимум четырьмя судьями. Остальные, более спорные, подвергались специальному обсуждению и после согласованного решения относились в соответствующую  общую категорию.

 

в) Обоснованность по независимому критерию. например, данные контент-анализа  дневников или сочинений учащихся с целью выявить их профессиональную склонность выборочно проверяются  путем опросов, или по данным наблюдений, тестом по известной группе.

 

г) Устойчивость данных определяется при помощи кодирования одного текста разными кодировщиками на основе единой инструкции. Можно использовать стабильную единицу анализа и  разные единицы счета (по частотам смысловых  единиц и по физической протяженности  одновременно).

 

Процедура подсчета. В общем  виде процедуры подсчета при контент-анализе  аналогичны стандартным приемам  классификации по выделенным группировкам.

 

Крайне трудоемкие процедуры  обработки данных контент-анализа  существенно облегчаются при  использовании ЭВМ, что также  немало способствует широкому распространению  этой техники изучения документальных источников.

 

Оценка метода документального  анализа.

 

Документы нередко выступают  в роли главного источника информации дополненной опросом или прямым наблюдением.

 

Социолог должен проявить недюжинную изобретательность в  поисках подходящих документов, подчас весьма неожиданных.

 

Пример: Советский демограф В.И.Переведенцев остроумно проверил гипотезу о влиянии этнических факторов на миграцию населения. Он сопоставил данные об интенсивности миграции коренного  населения союзных республик  с данными Всесоюзной переписи 1959 г. о доле лиц коренной национальности (по республикам), не считающих язык своей национальности своим родным языком. Оказалось, что эти пропорции  совпадают почти идеально. Так  интенсивность миграции украинцев (в пропорции к русским) 11%, а  доля украинцев, не говорящих на родном языке - 12,3%, для белорусов - соответственно 15% против 15,8%, для народов Закавказья - 5% против 4,6%, народов Средней Азии - около 1% против 1,5%, для казахов - 4% против 1,6%, для народов Прибалтики - 4% против 3,5%. Очевидно, что этнический фактор существенно влияет на миграцию.

 

Главные недостатки описанного метода состоят в отмеченных выше проблемах получения достоверной  информации из биографических материалов и в том, что при изучении человеческой деятельности в документах почти  не отражается ее процесс, а лишь результаты.

 

Анализ документов - важный метод сбора информации при формулятивном  плане исследования (для выдвижения гипотез и общей разведки темы) и на стадии работы по описательному  плану. В экспериментальных исследованиях  возникают значительные трудности  перевода языка документов на язык гипотез, но, как показывает опыт, и  эти затруднения можно преодолеть при умелом обращении с материалом.

 

Наконец, огромное и вполне самостоятельное значение имеют  для социолога данные государственной  статистики, многочисленные данные ЦСУ, которыми надо уметь пользоваться, а также знать, с какой регулярностью  они собираются и публикуются.

 

ОПРОСЫ

 

Опросы - незаменимый прием  получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах  деятельности, мнениях.

 

Опрос - почти универсальный  метод. при соблюдении надлежащих предосторожностей  позволяет получить не менее надежную информацию, чем при исследовании документов или наблюдении. Причем эта информация может быть о чем  угодно. Даже о том что нельзя увидеть или прочитать.

 

Впервые официальные опросы появились в Англии в конце XVIII века, а в начале XIX века в США. Во Франции и Германии первые опросы были проведены в 1848 году, Бельгии - 1868-1869 гг. И далее начали активно  распространятся.

 

Искусство использования  этого метода состоит в том, чтобы  знать, о чем спрашивать, как спрашивать, какиезадавать вопросы и, наконец, как убедиться в том, что можно верить, полученным ответам.

Для исследователя  надо в первую очередь уяснить, что  в опросе участвует не “средний респондент”, а живой, реальный человек  одаренный сознанием и самосознанием, который воздействует на социолога  так же как и социолог на него.

Респонденты не беспристрастные  регистраторы своих знаний и мнений, а живые люди, которым не чужды  какие-то симпатии, предпочтения, опасения и т.п. Поэтому, воспринимая вопросы, они на одни из них не могут ответить из-за недостатка знаний, на другие - не хотят отвечать или отвечают неискренне.

Разновидности опросов.

Существуют два  больших класса опросных методов: интервью и анкетные опросы.

Интервью - проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с  респондентом (опрашиваемом), причем запись ответов последнего ведется либо интервьюером (его ассистентом), либо механически (на пленку).

Имеется множество  разновидностей интервью.

1) По содержанию  беседы различают документальные  интервью (изучение событий прошлого, уточнение фактов) и интервью  мнений, цель которого - выявление  оценок, взглядов, суждений; особо выделяются  интервью со специалистами-экспертами, причем организация и структура  интервью со специалистами существенно  отличается от обычной системы  опроса.

2) По технике  проведения - делятся на свободные,  нестандартизованные и формализованные  ( а также полустандартизованные)  интервью.

Свободные - длительная беседа (несколько часов) без строгой  детализации вопросов, но по общей  программе (“путеводитель интервью”). Такие интервью уместны на стадии разведки в формулятивном плане  исследования.

Стандартизованные интервью предполагают, как и формализованное  наблюдение, детальную разработку всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность и конструкцию  вопросов, варианты возможных ответов.

3) В зависимости  от особенностей процедуры интервью  может быть интенсивным (“клиническим”  т.е. глубоким, длящимся иногда  часами) и фокусированным на выявление  достаточно узкого круга реакций  опрашиваемого. Цель клинического  интервью - получить информацию о  внутренних мотивах, побуждениях,  склонностях опрашиваемого, а  фокусированного - извлечь информацию  о реакциях субъекта на заданное  воздействие. С его помощью  изучают, например, в какой мере  человек реагирует на отдельные  компоненты информации (из массовой  печати, лекции и т.п.). Причем текст  информации предварительно обрабатывают  контент-анализом. В фокусированном  интервью стремятся определить, какие именно смысловые единицы  анализа текста оказываются в  центре внимания опрошенных, какие  - на периферии, и что вовсе  не осталось в памяти.

4) Так называемые  ненаправленные интервью носят  “терапевтический” характер. Инициатива  течения беседы принадлежит здесь  самому респонденту, интервьюер  лишь помогает ему “излить  душу”.

5) Наконец, по  способу организации интервью  делятся на групповые и индивидуальные. Первые применяются относительно  редко, это планируемая беседа, в процессе которой исследователь  стремиться вызвать дискуссию  в группе. методика проведения  читательских конференций напоминает  данную процедуру. Телефонные  интервью используются для быстрого  зондажа мнений.

Опрос по анкете.

Этот метод предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, причем они регистрируются опрашиваемым либо наедине с собой (заочный опрос), либо в присутствии  анкетера (прямой опрос).

Анкетные опросы классифицируют прежде всего по содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Различают открытые опросы, когда  респонденты высказываются в  свободной форме. В закрытом опросном листе все варианты ответов заранее  предусмотрены. Полузакрытые анкеты комбинируют  обе процедуры. Зондажный или  экспресс - опрос применяется в  обследованиях общественного мнения и содержит всего 3-4 пункта основной информации плюс несколько пунктов, связанных с демографическими и  социальными характеристиками опрашиваемых. Такие анкеты напоминают листы всенародных  референдумов. Опрос по почте отличают от анкетирования на месте: в первом случае ожидается возвращение опросного листа по заранее оплаченному почтовому отправлению, во втором - анкетер сам собирает заполненные листы. Групповое анкетирование отличается от индивидуального. В первом случае анкетируют сразу до 30-40 человек: анкетер собирает опрашиваемых, инструктирует их и оставляет для заполнения анкет, во втором - он обращается индивидуально к каждому респонденту. Организация “раздаточного” анкетирования, включая опросы по месту жительства, естественно, более трудоемка, чем, например, опросы через прессу, также широко используемые в нашей и зарубежной практике. Однако последние непредставительны в отношении многих групп населения, так что скорее могут быть отнесены к приемам изучения общественного мнения читателей данных изданий.

Наконец, при классификации  анкет, используют также многочисленные критерии, связанные с темой опросов: событийные анкеты, анкеты на выяснение  ценностных ориентаций, статистические анкеты (в переписях населения), хронометражи суточных бюджетов времени и т.д.

При проведении опросов  не надо забывать, что с их помощью  выявляются субъективные мнения и оценки, которые подвержены колебаниям, воздействиям условий опроса и других обстоятельств. Чтобы минимизировать искажение  данных, связанное с этими факторами, любую разновидность опросных методов  следует проводить в сжатые сроки. Нельзя растягивать опрос на долгое время, так как к концу опроса могут измениться внешние обстоятельства, а информация о его проведении будет передаваться опрашиваемыми  друг другу с какими-либо комментариями, и эти суждения станут влиять на характер ответов тех, кто позже  попадет в состав респондентов.

Информация о работе Методы сбора социологической информации