Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 20:04, реферат
Цель исследования - общая направленность - ожидаемый конечный результат. Задачами исследования является конкретизация цели.
Для исследования следует произвести эмпирическую интерпретацию понятий - перевод общих терминов на язык подлежащий измерению, т.е. создать более точные, упрощенные понятия.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Программа, цель, задачи исследования. . . 4
Программа. Ее содержание.
Цели и задачи исследования.
Выборка. . . . . . . . . . . . . . . . . 6
Технология конструирования выборок.
Типы выборок.
Методы сбора информации . . . . . . . 8
Прямое наблюдение
Анализ документов
Интервью.
Анкетные опросы.
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . 42
Список литературы. . . . . . . . . . . . 43
в) материала настолько много, что нельзя обойтись без суммарных оценок
г) изучаемые начальные характеристики появляются с достаточной частотой
Наиболее целесообразно использовать количественный анализ, если квантифицируемые тексты сопоставляются с иными, также количественными характеристиками. Например сопоставление мнений подписчиков о газете с ее тиражом.
Квантификация текстового материала
получила в мире большое распространение
и в 40-х годах для нее была
разработана специальная
Контент-анализ - перевод
в количественные показатели массовой
текстовой или записанной на пленку
информации с последующей статистической
ее обработкой. Его основные операции
были разработаны американскими
социологами Х.Ласуэллом и Б.
Основные процедуры контент-
Контент-анализ начинается с выявления смысловых единиц, в качестве которых используют:
а) Понятия, выраженные в словах и отдельных терминах. Это понятия из области экономики: интенсификация, технический прогресс, методы хозяйствования, оптимизация управления и др.; из политики: интернационализм, демократия, разрядка, мирное сосуществование, перестройка; нравственные или правовые символы: почин, активность, инициативность, нарушение законности и т.д.; научные: модель, система, космическое пространство и т.п.
Анализ текста по содержанию
понятий несет немало социологической
информации. Например, по частоте употребления
понятий, связанных с наукой и
новой техникой, можно определить,
в какой мере источник ориентирован
на предмет ускорения научно-
б) Тема, выраженная в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях, радиопередачах и т.д.
По тематике можно более
полно представить содержание документа,
которое свидетельствует о
в) Имена исторических личностей, политиков, выдающихся ученых и деятелей искусства, передовиков производства.
Это говорит о влиянии чьих-то идей на общественное мнение и о престижности той или иной концепции. Сюда же можно отнести упоминание организаций, учреждений, общественных институтов.
г) целостное общественное
событие, документ, факт, произведение,
случай и т.п. несут определенный
смысл и тоже могут быть приняты
за единицу анализа. Частота и
длительность (во времени) упоминания
общественного события или
Итак, смысловые единицы
анализа выделяются на основе содержания
гипотез исследования, подсказываются
методологическими посылками
Надежность информации, полученной контент-анализом, обеспечивается следующими способами:
а) Обоснование полноты объема выделяемых смысловых единиц, предложенное В.Н.Каюровой, может быть доказано следующим образом.
Полигон наполнения текста смысловыми единицами контент-анализа как способ обоснования полноты объема выделения смысловых единиц:
Первоначально выделяются все
смысловые единицы ил первого
анализируемого текста, далее из второго
- те же плюс дополнительные, ранее не
встречавшиеся, из третьего документа
- опять те же, что уже встречались
в двух предыдущих плюс дополнительные
и т.д. После изучения очередных 3-5
текстов, в которых не попадается
ни одной новой смысловой единицы,
ранее фиксированной в
Из рисунка видно, что
в итоге изучения 20 случайно отобранных
из всего массива текстов было
выделено суммарно 120 единиц контент-анализа,
что исчерпывает “поле”, т.е. всю
выборочную совокупность документов.
Конечно при изучении всего массива
могут попасться новые
б) Контроль на обоснованность содержания смысловых единиц с помощью судей. Специалисты в данной области обсуждают, насколько предложенные качественные единицы соответствуют поставленным задачам.
В нашем исследовании 6 экспертов независимо друг от друга классифицировали 120 понятий, отнесенным к деловым и личностным качествам инженера, в 6 общих категории (творческие качества, исполнительские и т.д.), причем 86% понятий были классифицированы однозначно минимум четырьмя судьями. Остальные, более спорные, подвергались специальному обсуждению и после согласованного решения относились в соответствующую общую категорию.
в) Обоснованность по независимому
критерию. например, данные контент-анализа
дневников или сочинений
г) Устойчивость данных определяется при помощи кодирования одного текста разными кодировщиками на основе единой инструкции. Можно использовать стабильную единицу анализа и разные единицы счета (по частотам смысловых единиц и по физической протяженности одновременно).
Процедура подсчета. В общем виде процедуры подсчета при контент-анализе аналогичны стандартным приемам классификации по выделенным группировкам.
Крайне трудоемкие процедуры обработки данных контент-анализа существенно облегчаются при использовании ЭВМ, что также немало способствует широкому распространению этой техники изучения документальных источников.
Оценка метода документального анализа.
Документы нередко выступают в роли главного источника информации дополненной опросом или прямым наблюдением.
Социолог должен проявить недюжинную изобретательность в поисках подходящих документов, подчас весьма неожиданных.
Пример: Советский демограф В.И.Переведенцев остроумно проверил гипотезу о влиянии этнических факторов на миграцию населения. Он сопоставил данные об интенсивности миграции коренного населения союзных республик с данными Всесоюзной переписи 1959 г. о доле лиц коренной национальности (по республикам), не считающих язык своей национальности своим родным языком. Оказалось, что эти пропорции совпадают почти идеально. Так интенсивность миграции украинцев (в пропорции к русским) 11%, а доля украинцев, не говорящих на родном языке - 12,3%, для белорусов - соответственно 15% против 15,8%, для народов Закавказья - 5% против 4,6%, народов Средней Азии - около 1% против 1,5%, для казахов - 4% против 1,6%, для народов Прибалтики - 4% против 3,5%. Очевидно, что этнический фактор существенно влияет на миграцию.
Главные недостатки описанного
метода состоят в отмеченных выше
проблемах получения
Анализ документов - важный
метод сбора информации при формулятивном
плане исследования (для выдвижения
гипотез и общей разведки темы)
и на стадии работы по описательному
плану. В экспериментальных
Наконец, огромное и вполне самостоятельное значение имеют для социолога данные государственной статистики, многочисленные данные ЦСУ, которыми надо уметь пользоваться, а также знать, с какой регулярностью они собираются и публикуются.
ОПРОСЫ
Опросы - незаменимый прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях.
Опрос - почти универсальный метод. при соблюдении надлежащих предосторожностей позволяет получить не менее надежную информацию, чем при исследовании документов или наблюдении. Причем эта информация может быть о чем угодно. Даже о том что нельзя увидеть или прочитать.
Впервые официальные опросы появились в Англии в конце XVIII века, а в начале XIX века в США. Во Франции и Германии первые опросы были проведены в 1848 году, Бельгии - 1868-1869 гг. И далее начали активно распространятся.
Искусство использования этого метода состоит в том, чтобы знать, о чем спрашивать, как спрашивать, какиезадавать вопросы и, наконец, как убедиться в том, что можно верить, полученным ответам.
Для исследователя
надо в первую очередь уяснить, что
в опросе участвует не “средний
респондент”, а живой, реальный человек
одаренный сознанием и
Респонденты не беспристрастные регистраторы своих знаний и мнений, а живые люди, которым не чужды какие-то симпатии, предпочтения, опасения и т.п. Поэтому, воспринимая вопросы, они на одни из них не могут ответить из-за недостатка знаний, на другие - не хотят отвечать или отвечают неискренне.
Разновидности опросов.
Существуют два больших класса опросных методов: интервью и анкетные опросы.
Интервью - проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемом), причем запись ответов последнего ведется либо интервьюером (его ассистентом), либо механически (на пленку).
Имеется множество разновидностей интервью.
1) По содержанию
беседы различают
2) По технике
проведения - делятся на свободные,
нестандартизованные и
Свободные - длительная беседа (несколько часов) без строгой детализации вопросов, но по общей программе (“путеводитель интервью”). Такие интервью уместны на стадии разведки в формулятивном плане исследования.
Стандартизованные интервью предполагают, как и формализованное наблюдение, детальную разработку всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов.
3) В зависимости
от особенностей процедуры
4) Так называемые
ненаправленные интервью носят
“терапевтический” характер. Инициатива
течения беседы принадлежит
5) Наконец, по
способу организации интервью
делятся на групповые и
Опрос по анкете.
Этот метод предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, причем они регистрируются опрашиваемым либо наедине с собой (заочный опрос), либо в присутствии анкетера (прямой опрос).
Анкетные опросы
классифицируют прежде всего по содержанию
и конструкции задаваемых вопросов.
Различают открытые опросы, когда
респонденты высказываются в
свободной форме. В закрытом опросном
листе все варианты ответов заранее
предусмотрены. Полузакрытые анкеты комбинируют
обе процедуры. Зондажный или
экспресс - опрос применяется в
обследованиях общественного
Наконец, при классификации анкет, используют также многочисленные критерии, связанные с темой опросов: событийные анкеты, анкеты на выяснение ценностных ориентаций, статистические анкеты (в переписях населения), хронометражи суточных бюджетов времени и т.д.
При проведении опросов не надо забывать, что с их помощью выявляются субъективные мнения и оценки, которые подвержены колебаниям, воздействиям условий опроса и других обстоятельств. Чтобы минимизировать искажение данных, связанное с этими факторами, любую разновидность опросных методов следует проводить в сжатые сроки. Нельзя растягивать опрос на долгое время, так как к концу опроса могут измениться внешние обстоятельства, а информация о его проведении будет передаваться опрашиваемыми друг другу с какими-либо комментариями, и эти суждения станут влиять на характер ответов тех, кто позже попадет в состав респондентов.