Методы социальной работы по направлениям и формам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2015 в 11:48, реферат

Описание работы

В данное время социальная работа является частью большой конструкции, позволяющего создать стабильность государства. Годы перестройки сильно потрясли общество, люди оказались растеряны и напуганы. Появилось большое количество безработных, людей, лишившихся всего, что было заработано за долгие годы трудовой жизни. В стране царил криминал и разруха. Один за другим закрывались предприятия. Поэтому появилось очень много проблемного населения. Люди нуждались в помощи, которую очень сложно было найти. Для того чтобы уйти от такой ситуации, вернуть людям уверенность, возможность трудится, а не прозябать, жить, а не существовать, необходимо проводить грамотную социальную работу. Но для проведения грамотной социальной работы необходимо знать и уметь применять методы социальной работы

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
1. Методы социальной работы по объектам……………………………………….7
1.1 Методы индивидуальной социальной защиты………………………………10
1.2 Методы социальной работы с группой……………………………………….13
1.3 Методы социальной работы в общине………………………………………..17
1.4 Биографический метод………………………………………………………...20
2. Методы социальной работы по направлениям и формам……………………26
2.1 Организационные методы……………………………………………………..26
2.2 Социально – психологические методы……………………………………….29
2.3 Социально – экономические методы…………………………………………32
2.4 Социально – педагогические методы………………………………………...35
Заключение…………………………………………………………………………37
Список литературы………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Теория соц.работы.docx

— 141.08 Кб (Скачать файл)

• Исследовать и уяснить проблему: процесс начинается, когда клиент осознает, что социальный работник действительно может  ему помочь в сложившейся ситуации. На этом этапе происходит установление более доверительных отношений между социальным работником и клиентом.

• Мотивация: установление социального диагноза. Работа над мотивацией клиента, поскольку если клиент не осознает мотивации к изменению, полезных изменений не произойдет.

• Концептуализировать проблему: социальный работник и клиент согласовывают цель, которой нужно достигнуть, методы, которые нужно использовать, и задачи, которые предстоит решить для достижения цели. Они совместно оценивают различные варианты решения проблемы, определяют объективно необходимые изменения и вмешательства.

• Определить и исследовать предполагаемое решение: привлечение клиента к действиям. В процессе рекомендаций между клиентом и социальным работником вырабатываются совместный план решения проблемы. Все люди разные и проблемы у них тоже разные. Что имеет значение для одного клиента, может не представлять интереса для другого

• Выбрать стратегическое направление: оценка процесса и результатов совместной работы социального работника с клиентом, обобщение происходящих изменений и стабилизация ситуации. Если клиент нерешителен или внутренне не хочет  изменить ситуацию, то плодотворных изменений не произойдет.

• Реализовать решения проблемы и др.: взаимная работа будет успешной, если клиент выполняет взятые им на себя обязательства.

Разнообразие индивидуальных подходов предполагают различные виды помощи: беседы, консультирование, привлечение специалистов и т.п. Для эффективности данного метода важно учитывать есть ли установка на необходимость оказания именно индивидуальной помощи, обладает ли специалист необходимым уровнем психолого-педагогической подготовки, возрастные, личностные, индивидуальные особенности клиент. Особенность  метода в определении перспектив, в адаптации к реальности, преодолении стрессов, приобретении коммуникативных умений, в самопознании и самопринятии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 МЕТОД  СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ГРУППОЙ

 

Социальная работа с группой – метод, который используется с целью оказания человеку помощи через передачу группового опыта для развития его физических и духовных сил, формирования социального поведения. Сейчас большое число социальных работников используют его как основной.

Групповая работа проводиться  с объединенными группами, семьями, имеющими схожие проблемы или однотипные задачи. Существует несколько теорий, регулирующих методы социальной работы с группой:

• теория поля -  рассматривает группу как некую общность индивидов, имеющих определенную цель и изменяющиеся в зависимости от обстоятельств внутригрупповые интересы;

• теория социального обмена -  предлагает использовать некоторые идеи бихевиоризма в групповом контексте. Согласно данной теории люди вступают во взаимодействия, ожидая вознаграждения, и готовы пожертвовать чем-то взамен;

• теория социальных систем предлагает изучать социальные системы в малых группах, поддерживать традиции внутри них и приспосабливать системы к своему окружению.

Метод групповой социальной работы набирает обороты в 70-е гг. Огромное значение для разработки метода сыграли результаты исследований теории малых групп (Я. Коломинский, Р. Кричевский, К. Рудестам и др.). К важнейшим выводам можно отнести следующие положения:

- малая группа способствует  выходу из роли “только слушателя”;

- в малой группе становится  реальным познание собственной  точки зрения, собственного жизненного  опыта, личных возможностей;

- в малой группе возможна  обратная связь, т. е. выяснение того, как индивид воздействует на  других своим поведением и  словом;

- малая группа может стать  инструментом накопления личного  опыта, способом управления и  проверки достигнутого5.

К групповым методам могут быть отнесены совместная работа над определенными проблемами и задачами, диагностические и коррекционно-групповые программы, объектом которых являются социально-психологические явления, влияющие на поведение и деятельность людей, составляющих различные социальные группы, a также психологические особенности самих этих групп; к этим методам относятся методы социально-психологического исследования, взятые из социологии:

• анкетный опрос в целях выяснения биографических данных, мнений, социальных установок, ценностных ориентаций, личностных особенностей. Анкета представляет собой набор вопросов, логически связанных с основной задачей опроса;

• социометрия — тест для оценки межличностных эмоциональных связей в группе, позволяющий проанализировать только внешний эмоциональный слой групповой активности без проникновения в ее механизмы. В результате социометрической процедуры составляется социометрическая матрица, социопрограмма (позволяющая наглядно представить структуру межличностных отношений в группе), вычисляются социометрические коэффициенты групповой сплоченности;

• референтометрия — способ выявления референтности (значимости) членов группы для каждого входящего в нее индивида, a также мотивов межличностных выборов и предпочтений в группе;

• коммуникометрия — способ выявления места каждого участника группы в системе межличностных коммуникаций.

Цель метода групповой работы - оказание помощи клиенту через передачу группового опыта для развития его физических и духовных сил, формирования социального поведения. Особенность этого метода в организации групповой деятельности и социальной активности членов группы в достижении общезначимых целей, либо расширения сферы индивидуального опыта и самосознания в интенсивном общении, либо включения группы в продуктивную творческую деятельность.

Групповая работа даёт ожидаемый результат в том случае, если имеется круг людей, объединенных на добровольной основе, имеющих сложные проблемы и задачи, которые касаются:

- жизненной позиции;

- идеологических устоев;

- культуры и образования;

- состояния здоровья;

- возраста;

- пола;

- социального положения;

- целевой направленности;

- трудовых навыков;

- культурно - досуговых интересов;

- индивидуально-психологических характеристик.

 

Особую группу составляют методы, предполагающие не только исследование, диагностику или моделирование социально-психологических явлений, но и их улучшение, развитие:

• групповая дискуссия, применяемая в практике руководства коллективами. Ее цель — быстрое и продуктивное решение групповой задачи, воздействие на мнения, позиции и установки участников дискуссии;

• деловая игра — воссоздание предметного и социального содержания профессиональной деятельности или моделирование систем отношений, характерных для того или иного вида практической деятельности;

• модификация социального поведения — выработка новых жизненных навыков и привычек, позволяющих человеку адаптироваться к непривычному для него окружению;

• социально-психологический тренинг — активные методы групповой психологической работы с целью развития коммуникабельности.

Групповая социальная работа ориентируется на социальную задачу и жизненную ситуацию и предполагает расширение пространства индивидуума (малой группы или семьи), его умения решать личные проблемы с помощью группы. Опора на цели (посредничество, обмен, самосознание, доступность, реалистичность, адресность и восприимчивость) и этапы. (целенаправленность, процесс, коммуникация, осознанная необходимость) предполагается как при индивидуальных методах, так и при групповой работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБЩИНЕ

 

Методы социальной работы в общине (социальная работа в микросоциальной среде). Метод общинной социальной работы основан на взаимодействии социальных служб или социального работника с представителями различных общественных групп и организаций на местном, региональном или общегосударственном уровне.

Социальная община — это объединение людей, основанное на общих интересах, потребностях, ценностях, деятельности. В некоторых учебных пособиях дается определение общины, объединяющее эти два подхода. Например, Доуэл Марк и Шадлоу Стивен в книге “Практика социальной работы” понимают под общиной “группу людей с общими интересами и проживающих в одном районе”. Существуют и другие характеристики общины кроме тех, которые мы отметили выше.

Социальная общность — это форма совместной жизнедеятельности людей, человеческого общежития, которая складывается исключительно под воздействием объективного хода общественного развития совместного характера человеческой жизнедеятельности.6

Социальная работа в общине представляет собой профессиональную помощь индивидуумам, группам, коллективам, проживающим на одной территории и имеющим общие проблемы. При этом основными методами работы являются:

• социальная диагностика;

• социальное прогнозирование;

• социальное планирование микросоциальной среды;

• социально-терапевтическая работа;

• развитие системы территориального самоуправления;

• благотворительные акции в микросоциальной среде;

• практическая работа в общине.

Основная цель и форма деятельности в общине – участие всего населения. Микросоциальная среда выдвигает особые требования к социальной работе с семьей как основной ячейкой нашего общества, так как здесь в качестве пациента выступает вся семья.

Формы реализации метода общинной социальной работы различны и особенно широко представлены в европейских моделях социальной работы (социальное планирование в Швеции, создание ассоциаций жильцов в Великобритании и т. д.).

Для реализации данного метода социальному работнику приходится выполнять целый спектр ролей: адвоката, брокера, эксперта, социального ориентира, что в свою очередь требует широкой теоретической и практической подготовки. Особенно актуальны умения организации и проведения социологических исследований и социально-психологические методы работы. Зачастую решение проблем общины требует комплексного вмешательства специалистов - врачей, юристов, психологов и т.п. 

Деятельность в общине, естественно, требует от специалиста знаний о человеке, групповом поведении, структуре общины, ее внутренних связях и, конечно же, наличия творческого подхода к работе. 
   Понимание общины, ее познание - сложный процесс. Здесь социальный работник сталкивается с двумя трудностями. Первая заключается в определении самой системы, которая весьма изменчива. Трудно найти и границы общины, поскольку они расплывчаты и непостоянны (маленький городок, поселок, соседская общность в городе). Вторая трудность заключается в информации об общине. Невозможно получить исчерпывающую информацию. Необходимо постоянно анализировать поступающие сведения, домысливать их. Особенно трудно получить данные об отношениях людей, проживающих в общине, связях между системами, в ней существующими. Сведения о нормах, правилах, ценностях, господствующих в определенной общине, можно получить, лишь окунувшись в ее жизнь, став ее членом.

Особое место отводится еще одному методу социальной работы — дальнейшему совершенствованию технологизации, здесь объектом является социальное пространство.

Все, что обеспечивает защиту социальных интересов, в том числе и методы работы с людьми, семьями и сообществами, обладает рядом свойств:

• сознание своей целеполагающей деятельности;

• утверждение принципа справедливого распределения материальных и духовных благ;

• направленность на совершенствование основ гражданского общества;

• усиление принципов гуманизации.

 

Кроме того, методы социальной работы во многом обуславливаются спецификой объекта, на которую направлена деятельность социального работника, а также - специализацией социального работника, структурой социальных и других служб, поэтому в процессе деятельности органов социальной защиты выделяют: социально-экономические, организационно-распорядительные и психолого-педагогические методы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 БИОГРАФИЧЕСКИЙ  МЕТОД

 

Проанализируем метод социальной работы, которые используются и на индивидуальном, и на групповом, и на общинном уровнях.

Биографический метод (или метод изучения личных документов) позволяет исследовать субъективные стороны общественной жизни.

Различные формы биографического метода — интервью, свидетельства родственников, различного рода переписка, фотографии, автобиографические фрагменты, рассказ о своей жизни в целом (или о каких-то ее этапах, или жизни своей семьи, родственников) и т.д. Они с разной степенью глубины и обобщенности позволяют выявить специфику жизненного опыта человека, характер реализации его жизненных сил в процессе взаимодействия с другими людьми, с различными социальными группами.

Информация о работе Методы социальной работы по направлениям и формам