Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2015 в 11:48, реферат
В данное время социальная работа является частью большой конструкции, позволяющего создать стабильность государства. Годы перестройки сильно потрясли общество, люди оказались растеряны и напуганы. Появилось большое количество безработных, людей, лишившихся всего, что было заработано за долгие годы трудовой жизни. В стране царил криминал и разруха. Один за другим закрывались предприятия. Поэтому появилось очень много проблемного населения. Люди нуждались в помощи, которую очень сложно было найти. Для того чтобы уйти от такой ситуации, вернуть людям уверенность, возможность трудится, а не прозябать, жить, а не существовать, необходимо проводить грамотную социальную работу. Но для проведения грамотной социальной работы необходимо знать и уметь применять методы социальной работы
Введение……………………………………………………………………………..3
1. Методы социальной работы по объектам……………………………………….7
1.1 Методы индивидуальной социальной защиты………………………………10
1.2 Методы социальной работы с группой……………………………………….13
1.3 Методы социальной работы в общине………………………………………..17
1.4 Биографический метод………………………………………………………...20
2. Методы социальной работы по направлениям и формам……………………26
2.1 Организационные методы……………………………………………………..26
2.2 Социально – психологические методы……………………………………….29
2.3 Социально – экономические методы…………………………………………32
2.4 Социально – педагогические методы………………………………………...35
Заключение…………………………………………………………………………37
Список литературы………………………………………………………………….
• Исследовать и уяснить проблему: процесс начинается, когда клиент осознает, что социальный работник действительно может ему помочь в сложившейся ситуации. На этом этапе происходит установление более доверительных отношений между социальным работником и клиентом.
• Мотивация: установление социального диагноза. Работа над мотивацией клиента, поскольку если клиент не осознает мотивации к изменению, полезных изменений не произойдет.
• Концептуализировать проблему: социальный работник и клиент согласовывают цель, которой нужно достигнуть, методы, которые нужно использовать, и задачи, которые предстоит решить для достижения цели. Они совместно оценивают различные варианты решения проблемы, определяют объективно необходимые изменения и вмешательства.
• Определить и исследовать предполагаемое решение: привлечение клиента к действиям. В процессе рекомендаций между клиентом и социальным работником вырабатываются совместный план решения проблемы. Все люди разные и проблемы у них тоже разные. Что имеет значение для одного клиента, может не представлять интереса для другого
• Выбрать стратегическое направление: оценка процесса и результатов совместной работы социального работника с клиентом, обобщение происходящих изменений и стабилизация ситуации. Если клиент нерешителен или внутренне не хочет изменить ситуацию, то плодотворных изменений не произойдет.
• Реализовать решения проблемы и др.: взаимная работа будет успешной, если клиент выполняет взятые им на себя обязательства.
Разнообразие индивидуальных подходов предполагают различные виды помощи: беседы, консультирование, привлечение специалистов и т.п. Для эффективности данного метода важно учитывать есть ли установка на необходимость оказания именно индивидуальной помощи, обладает ли специалист необходимым уровнем психолого-педагогической подготовки, возрастные, личностные, индивидуальные особенности клиент. Особенность метода в определении перспектив, в адаптации к реальности, преодолении стрессов, приобретении коммуникативных умений, в самопознании и самопринятии.
1.2 МЕТОД СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ГРУППОЙ
Социальная работа с группой – метод, который используется с целью оказания человеку помощи через передачу группового опыта для развития его физических и духовных сил, формирования социального поведения. Сейчас большое число социальных работников используют его как основной.
Групповая работа проводиться с объединенными группами, семьями, имеющими схожие проблемы или однотипные задачи. Существует несколько теорий, регулирующих методы социальной работы с группой:
• теория поля - рассматривает группу как некую общность индивидов, имеющих определенную цель и изменяющиеся в зависимости от обстоятельств внутригрупповые интересы;
• теория социального обмена - предлагает использовать некоторые идеи бихевиоризма в групповом контексте. Согласно данной теории люди вступают во взаимодействия, ожидая вознаграждения, и готовы пожертвовать чем-то взамен;
• теория социальных систем предлагает изучать социальные системы в малых группах, поддерживать традиции внутри них и приспосабливать системы к своему окружению.
Метод групповой социальной работы набирает обороты в 70-е гг. Огромное значение для разработки метода сыграли результаты исследований теории малых групп (Я. Коломинский, Р. Кричевский, К. Рудестам и др.). К важнейшим выводам можно отнести следующие положения:
- малая группа способствует
выходу из роли “только
- в малой группе становится реальным познание собственной точки зрения, собственного жизненного опыта, личных возможностей;
- в малой группе возможна обратная связь, т. е. выяснение того, как индивид воздействует на других своим поведением и словом;
- малая группа может стать
инструментом накопления
К групповым методам могут быть отнесены совместная работа над определенными проблемами и задачами, диагностические и коррекционно-групповые программы, объектом которых являются социально-психологические явления, влияющие на поведение и деятельность людей, составляющих различные социальные группы, a также психологические особенности самих этих групп; к этим методам относятся методы социально-психологического исследования, взятые из социологии:
• анкетный опрос в целях выяснения биографических данных, мнений, социальных установок, ценностных ориентаций, личностных особенностей. Анкета представляет собой набор вопросов, логически связанных с основной задачей опроса;
• социометрия — тест для оценки межличностных эмоциональных связей в группе, позволяющий проанализировать только внешний эмоциональный слой групповой активности без проникновения в ее механизмы. В результате социометрической процедуры составляется социометрическая матрица, социопрограмма (позволяющая наглядно представить структуру межличностных отношений в группе), вычисляются социометрические коэффициенты групповой сплоченности;
• референтометрия — способ выявления референтности (значимости) членов группы для каждого входящего в нее индивида, a также мотивов межличностных выборов и предпочтений в группе;
• коммуникометрия — способ выявления места каждого участника группы в системе межличностных коммуникаций.
Цель метода групповой работы - оказание помощи клиенту через передачу группового опыта для развития его физических и духовных сил, формирования социального поведения. Особенность этого метода в организации групповой деятельности и социальной активности членов группы в достижении общезначимых целей, либо расширения сферы индивидуального опыта и самосознания в интенсивном общении, либо включения группы в продуктивную творческую деятельность.
Групповая работа даёт ожидаемый результат в том случае, если имеется круг людей, объединенных на добровольной основе, имеющих сложные проблемы и задачи, которые касаются:
- жизненной позиции;
- идеологических устоев;
- культуры и образования;
- состояния здоровья;
- возраста;
- пола;
- социального положения;
- целевой направленности;
- трудовых навыков;
- культурно - досуговых интересов;
- индивидуально-психологических характеристик.
Особую группу составляют методы, предполагающие не только исследование, диагностику или моделирование социально-психологических явлений, но и их улучшение, развитие:
• групповая дискуссия, применяемая в практике руководства коллективами. Ее цель — быстрое и продуктивное решение групповой задачи, воздействие на мнения, позиции и установки участников дискуссии;
• деловая игра — воссоздание предметного и социального содержания профессиональной деятельности или моделирование систем отношений, характерных для того или иного вида практической деятельности;
• модификация социального поведения — выработка новых жизненных навыков и привычек, позволяющих человеку адаптироваться к непривычному для него окружению;
• социально-психологический тренинг — активные методы групповой психологической работы с целью развития коммуникабельности.
Групповая социальная работа ориентируется на социальную задачу и жизненную ситуацию и предполагает расширение пространства индивидуума (малой группы или семьи), его умения решать личные проблемы с помощью группы. Опора на цели (посредничество, обмен, самосознание, доступность, реалистичность, адресность и восприимчивость) и этапы. (целенаправленность, процесс, коммуникация, осознанная необходимость) предполагается как при индивидуальных методах, так и при групповой работе.
1.3 МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБЩИНЕ
Методы социальной работы в общине (социальная работа в микросоциальной среде). Метод общинной социальной работы основан на взаимодействии социальных служб или социального работника с представителями различных общественных групп и организаций на местном, региональном или общегосударственном уровне.
Социальная община — это объединение людей, основанное на общих интересах, потребностях, ценностях, деятельности. В некоторых учебных пособиях дается определение общины, объединяющее эти два подхода. Например, Доуэл Марк и Шадлоу Стивен в книге “Практика социальной работы” понимают под общиной “группу людей с общими интересами и проживающих в одном районе”. Существуют и другие характеристики общины кроме тех, которые мы отметили выше.
Социальная общность — это форма совместной жизнедеятельности людей, человеческого общежития, которая складывается исключительно под воздействием объективного хода общественного развития совместного характера человеческой жизнедеятельности.6
Социальная работа в общине представляет собой профессиональную помощь индивидуумам, группам, коллективам, проживающим на одной территории и имеющим общие проблемы. При этом основными методами работы являются:
• социальная диагностика;
• социальное прогнозирование;
• социальное планирование микросоциальной среды;
• социально-терапевтическая работа;
• развитие системы территориального самоуправления;
• благотворительные акции в микросоциальной среде;
• практическая работа в общине.
Основная цель и форма деятельности в общине – участие всего населения. Микросоциальная среда выдвигает особые требования к социальной работе с семьей как основной ячейкой нашего общества, так как здесь в качестве пациента выступает вся семья.
Формы реализации метода общинной социальной работы различны и особенно широко представлены в европейских моделях социальной работы (социальное планирование в Швеции, создание ассоциаций жильцов в Великобритании и т. д.).
Для реализации данного метода социальному работнику приходится выполнять целый спектр ролей: адвоката, брокера, эксперта, социального ориентира, что в свою очередь требует широкой теоретической и практической подготовки. Особенно актуальны умения организации и проведения социологических исследований и социально-психологические методы работы. Зачастую решение проблем общины требует комплексного вмешательства специалистов - врачей, юристов, психологов и т.п.
Деятельность в общине, естественно,
требует от специалиста знаний о человеке,
групповом поведении, структуре общины,
ее внутренних связях и, конечно же, наличия
творческого подхода к работе.
Понимание общины, ее познание - сложный
процесс. Здесь социальный работник сталкивается
с двумя трудностями. Первая заключается
в определении самой системы, которая
весьма изменчива. Трудно найти и границы
общины, поскольку они расплывчаты и непостоянны
(маленький городок, поселок, соседская
общность в городе). Вторая трудность заключается
в информации об общине. Невозможно получить
исчерпывающую информацию. Необходимо
постоянно анализировать поступающие
сведения, домысливать их. Особенно трудно
получить данные об отношениях людей,
проживающих в общине, связях между системами,
в ней существующими. Сведения о нормах,
правилах, ценностях, господствующих в
определенной общине, можно получить,
лишь окунувшись в ее жизнь, став ее членом.
Особое место отводится еще одному методу социальной работы — дальнейшему совершенствованию технологизации, здесь объектом является социальное пространство.
Все, что обеспечивает защиту социальных интересов, в том числе и методы работы с людьми, семьями и сообществами, обладает рядом свойств:
• сознание своей целеполагающей деятельности;
• утверждение принципа справедливого распределения материальных и духовных благ;
• направленность на совершенствование основ гражданского общества;
• усиление принципов гуманизации.
Кроме того, методы социальной работы
во многом обуславливаются спецификой
объекта, на которую направлена деятельность
социального работника, а также - специализацией
социального работника, структурой социальных
и других служб, поэтому в процессе деятельности
органов социальной защиты выделяют: социально-экономические,
организационно-
1.4 БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД
Проанализируем метод социальной работы, которые используются и на индивидуальном, и на групповом, и на общинном уровнях.
Биографический метод (или метод изучения личных документов) позволяет исследовать субъективные стороны общественной жизни.
Различные формы биографического метода — интервью, свидетельства родственников, различного рода переписка, фотографии, автобиографические фрагменты, рассказ о своей жизни в целом (или о каких-то ее этапах, или жизни своей семьи, родственников) и т.д. Они с разной степенью глубины и обобщенности позволяют выявить специфику жизненного опыта человека, характер реализации его жизненных сил в процессе взаимодействия с другими людьми, с различными социальными группами.
Информация о работе Методы социальной работы по направлениям и формам