Методы социальной работы по направлениям и формам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2015 в 11:48, реферат

Описание работы

В данное время социальная работа является частью большой конструкции, позволяющего создать стабильность государства. Годы перестройки сильно потрясли общество, люди оказались растеряны и напуганы. Появилось большое количество безработных, людей, лишившихся всего, что было заработано за долгие годы трудовой жизни. В стране царил криминал и разруха. Один за другим закрывались предприятия. Поэтому появилось очень много проблемного населения. Люди нуждались в помощи, которую очень сложно было найти. Для того чтобы уйти от такой ситуации, вернуть людям уверенность, возможность трудится, а не прозябать, жить, а не существовать, необходимо проводить грамотную социальную работу. Но для проведения грамотной социальной работы необходимо знать и уметь применять методы социальной работы

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
1. Методы социальной работы по объектам……………………………………….7
1.1 Методы индивидуальной социальной защиты………………………………10
1.2 Методы социальной работы с группой……………………………………….13
1.3 Методы социальной работы в общине………………………………………..17
1.4 Биографический метод………………………………………………………...20
2. Методы социальной работы по направлениям и формам……………………26
2.1 Организационные методы……………………………………………………..26
2.2 Социально – психологические методы……………………………………….29
2.3 Социально – экономические методы…………………………………………32
2.4 Социально – педагогические методы………………………………………...35
Заключение…………………………………………………………………………37
Список литературы………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Теория соц.работы.docx

— 141.08 Кб (Скачать файл)

Биографические данные в социологических исследованиях - это основной источник детальных и мотивированных "историй" отдельной личности. Чаще всего источником биографических данных становятся личные документы (мемуары, записки, дневники и т.д.), либо материалы интервью и бесед. Лишь в очень редких случаях исследователь имеет дело с жизнеописанием, включающим в себя все события. Обычно основное внимание уделяется конкретным аспектам или стадиям жизни - карьере, межличностным отношениям и т.п.

В 1920-40-х гг. биографический метод широко применялся представителями Чикагской школы. Так, например, в 1920-е годы чикагский социолог К. Шоу изучая подростковую преступность, используя написанные по его просьбе автобиографические заметки юного правонарушителя, дополненные полицейским и судебными документами, результатами медицинских освидетельствований и т.п. Всю совокупность этих данных он рассматривал как "историю случая".7

Н. Дензи дал одно из самых популярных определений биографического метода (метода "историй жизни", "жизнеописаний"): "…Биографический метод представляет переживания и определения одного лица, одной группы или одной организации в той форме, в которой это лицо, группа или организация интерпретирует эти переживания. К материалам жизненной истории относятся любые записи или документы, включая "истории случая" социальных организаций, которые проливают свет на субъективное поведение индивидов и групп. Такие материалы могут варьировать от писем до автобиографий, от газетных сообщений до протоколов судебных заседаний".8

Различные виды биографического метода, такие как истории жизни, рассказы очевидцев, дневники, письма, исповеди, фотографии и т.п., дают возможность услышать реальные голоса людей и приблизить социологию к описанию жизненных путей вне формальных, табличных и прочих данных. Отсутствие жестких " количественных рамок" позволяет при глубинном методе историй жизни строить теоретические заключения, как на анализе отдельных случаев, так и на анализе общностей.

Метод жизненной истории чаще всего оказывается своеобразной разновидностью глубинного интервью и потому несет в себе все недостатки подобного социологического исследования.

 

Опыт показывает, что подлинные жизненные истории складываются, если приобретают форму эпического романа и рассказчику удается в разных контекстах придерживаться общей модели. Непрерывность рассказа и прерывность жизненной линии лучше всего сосуществует в форме беллетризованного повествования.

Сообщая о своем жизненном пути, человек избавляется от неудобной жизненной ситуации, изживает неприятности.

Таким образом, история жизни возникает, видимо, как результат экзистенциональных трудностей.9

История жизни - это единственный материал, который может послужить основой исследования того, как индивид строит социальный образ самого себя, в результате жизненного взаимодействия нескольких сил. Начав со "вступительной сцены детства" до последнего момента помогает рассказчику найти единственную точку зрения на сменяющие друг друга этапы жизни - жизни, рассматриваемой как долгое путешествие. Побуждение рассказывать историю своей жизни возникает из ощущения, что такая длительность находится под угрозой.

Принято различать три основных типа "историй жизни": полные, тематические, отредактированные.

Так же можно выделить следующие виды биографического интервью:

- лейтмотивное интервью: респонденту помогают сразу подойти к определенной теме и придерживаться ее впоследствии;

- нарративное интервью: собеседника просят подробно рассказать историю своей жизни в свободной форме, но в хронологической последовательности событий;

- открытое интервью: интервьюер выступает в роли любопытного знакомого, который задает наводящие вопросы по ходу повседневного разговора.

- интенциональные - это проекты, жизненные цели, намеренно сделанные шаги, которые должны выводить из нежелательной ситуации, формы действий, нацеленные на то, чтобы узнать новое;

- институциональные - это посещение школы, последовательность образовательных шагов, семейный цикл, профессиональная карьера.10      

Особенность метода - ведущая роль исследователя в соответствии с теоретической логикой, избирательно редактирующего и интерпретирующего исходный рассказ субъектов для того, чтобы ответить на поставленные в исследовании вопросы. Нередко множество отредактированных "историй жизни" становится иллюстративным или доказательным материалом в теоретическом, по сути, исследовании. Примером может служить знаменитая работа И. Гофмана "Стигма". Под "стигмой" понимается свойство, рассматриваемое как порочащее, неуместное для представителя определенной социальной категории и отмечающее его от социально определяемой "нормы". Так, в главе, посвященной типам "духовной карьеры" стигматизированных людей, Гофман использует десяток различных автобиографических источников, мемуаров, "жизненных историй", чтобы показать, как влияют на личностную идентичность время и обстоятельства осознания субъектом своей стигмы, ее очевидность для окружающих. Субъектами "жизненных историй" здесь оказываются и человек, заболевший в юности полиомиелитом, и профессиональная проститутка, и слепая девушка, и гомосексуал.11

В заключение данного вопроса рассмотрим общую схему анализа и описание "истории жизни" (авт. Н. Днезин), которая послужит ориентиром в работе с биографическими данными рациональному работнику.

Шаг 1. Отобрать исследовательские проблемы и гипотезы, которые могут быть исследованы и проверены с помощью истории жизни.

Шаг 2. Отобрать субъекта или субъектов и определить, в какой форме будут собраны биографические данные.

Шаг 3. Описать объективные события и переживания из жизни субъекта, имеющие отношения к интересующей вас проблеме. Эти события подлежат оценке с точки зрения различных источников и перспектив (триангуляции) таким образом, чтобы противоречия, непоследовательность и нерегулярность стали очевидны.

Шаг 4. Получить от субъекта его интерпретации этих событий, следуя естественному, или хронологическому порядку.

Шаг 5. Проанализировать все утверждения и сообщения с точки зрения их внутренней и внешней валидности (проверить достоверность источников)

Шаг 6. Принять окончательное решение о достоверности вышеупомянутых источников и установить приоритетные источники для последующей проверки гипотез.

Шаг 7. Начать проверку предварительно сформированных гипотез, поиск опровергающих параметров. Продолжать модифицировать эти гипотезы, выдвигать новые и проверять их.

Шаг 8. Составить черновой набросок всей "истории жизни" и ознакомить с ним исследуемых, чтобы узнать их реакцию.

Шаг 9. Переработать исследовательский отчет, изложив события в их естественной последовательности и учтя замечания исследуемых субъектов. Представить в отчете те гипотезы и предположения, которые получили подтверждение. В заключение остановиться на теоретической значимости своих выводов и перспективах дальнейшего исследования.12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. МЕТОДЫ  СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ И ФОРМАМ

2.1 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ

 

 Методы по направлениям и формам социальной работы подразделяются на следующие виды: организационные;  социально-психологические; социально-педагогические; социально-экономические и др.

Организационные методы - это приемы и способы деятельности, используемые в области социальной работы для решения организационных задач. Закрепляют права, полномочия, обязанности, а также меру ответственности различных звеньев управления, органов социальной защиты, социальных служб за конечный результат. Их типы:

• организационно-распорядительные;

• организационно-координационные;

• организационно-инструктивные;

 •  организационно-технические и др.

Организационно-распорядительные методы ориентированы главным образом на такие мотивы поведения людей, как осознанная необходимость общественной и трудовой дисциплины, чувство долга и ответственности.13      

Особенностью метода является прямой характер воздействия, поскольку опираются они, прежде всего на регламентирующие, нормативно правовые акты. В данной группе методов можно выделить некоторое различие между организационными и распорядительными методами. Организационные методы, закрепляя права, полномочия, обязанности и ответственность различных звеньев в органах управления социальными службами, обеспечивают  решение задач социальных служб. Распорядительные методы позволяют осуществлять оперативное уточнение задач, перераспределение сил и средств, решение эпизодически возникающих новых задач своевременно устранять вскрытые недочеты. Будучи органически связаны с организационными методами, они придают системе органов управления социальной работой оперативность и динамичность. Группа организационно-распорядительных методов, базируясь на долговременном закреплении организационных связей в системе социальной работы, играет важную стабилизирующую роль в социальных отношениях. В зависимости от места в структуре управления и характера стабилизирующего воздействия, основными организационно-распорядительными методами являются:

  • регламентирование;
  • нормирование;
  • инструктирование.

 

Регламентирование представляет собой довольно жесткий способ организационного воздействия, заключающийся в разработке и введении в действие организационных положений, обязательных для исполнения (приказы, положения, инструкции и др.). Такие методы используются органами управления социальными службами.14

Нормирование - это менее жесткий способ организационного воздействия, заключающийся в установлении нормативов с границами по верхнему и нижнему пределу, которые служат ориентировкой в деятельности социального работника (нормативы численности обслуживаемых клиентов, нормативы времени обслуживания и др.). В практике социальной работы очень важно правильно определить: где, для каких видов социальной помощи, какие, в какой форме и в каких границах можно применять нормирование.

Инструктирование является наиболее мягким способом организационного воздействия. Оно заключается в разъяснении обстановки, задач, возможных трудностей и последствий неправомерных действий клиента, предостережении от возможных ошибок, совете по характеру действий и т.д. В социальной работе инструктирование обычно имеет форму консультационной, информационной и методической помощи клиенту, направленную на защиту его гражданских прав и свобод.

Кроме перечисленных, к организационно-распорядительным методам социальной работы следует отнести подбор и расстановку кадров, метод критики и самокритики, контроль, проверку исполнения и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 СОЦИАЛЬНО  – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

 

Социально-психологические методы – это целый комплекс методов, способов, приёмов взаимодействия с объектом социальной работы, подразделяемых на несколько групп:

•    методы психологического исследования:

• наблюдение - систематическое и целеустремленное восприятие психических явлений с целью изучения их смысла и специфических изменений в определенных условиях;

• эксперимент - активное соучастие в социальной ситуации со стороны исследователя, регистрирующего сопутствующие изменения в поведении или состоянии изучаемого объекта;

- лабораторный эксперимент, проводимый в специально оборудованных помещениях, что позволяет контролировать все перемены для достоверности результатов. Однако в условиях этого эксперимента испытуемый редко ведет себя так же, как в реальных жизненных ситуациях, что резко снижает его «экологическую» достоверность, поскольку поведение и состояние человека меняются с изменением окружающих условий;

- естественный эксперимент — проверка гипотез посредством изучения личностных особенностей и поведения человека в естественных условиях в повседневной жизни;

- формирующий эксперимент — сочетание методов исследования с методами воздействия, позволяющее регулировать психические процессы, влиять на особенности личности и ее поведения.

 

• диагностические - выявление и изменение индивидуально-психологических особенностей личности;

• психогенетические - выявление происхождения индивидуальных психологических особенностей человека, роли генотипа и окружающей среды в их формировании. Наиболее известный и информативный из них - метод близнецов, позволяющий максимально уравнять воздействие среды на личность;

• лонгитюдные - длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых, позволяющее определить диапазон возрастной и индивидуальной изменчивости фаз жизненного цикла личности;

• методы исследования жизненного пути - изучение индивидуального развития человека от рождения до смерти. Жизненный путь включает критические периоды, которые обычно сопровождаются существенной психической перестройкой. Данный метод обычно концентрируется на этих критических периодах и нормативных жизненных кризисах.

Информация о работе Методы социальной работы по направлениям и формам