Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2015 в 11:48, реферат
В данное время социальная работа является частью большой конструкции, позволяющего создать стабильность государства. Годы перестройки сильно потрясли общество, люди оказались растеряны и напуганы. Появилось большое количество безработных, людей, лишившихся всего, что было заработано за долгие годы трудовой жизни. В стране царил криминал и разруха. Один за другим закрывались предприятия. Поэтому появилось очень много проблемного населения. Люди нуждались в помощи, которую очень сложно было найти. Для того чтобы уйти от такой ситуации, вернуть людям уверенность, возможность трудится, а не прозябать, жить, а не существовать, необходимо проводить грамотную социальную работу. Но для проведения грамотной социальной работы необходимо знать и уметь применять методы социальной работы
Введение……………………………………………………………………………..3
1. Методы социальной работы по объектам……………………………………….7
1.1 Методы индивидуальной социальной защиты………………………………10
1.2 Методы социальной работы с группой……………………………………….13
1.3 Методы социальной работы в общине………………………………………..17
1.4 Биографический метод………………………………………………………...20
2. Методы социальной работы по направлениям и формам……………………26
2.1 Организационные методы……………………………………………………..26
2.2 Социально – психологические методы……………………………………….29
2.3 Социально – экономические методы…………………………………………32
2.4 Социально – педагогические методы………………………………………...35
Заключение…………………………………………………………………………37
Список литературы………………………………………………………………….
• психологической помощи - повышение психологической компетенции человека; выявление уже существующих или формирование новых ресурсов, позволяющих человеку решить стоящие перед ним задачи, преодолеть трудности и жизненные кризисы. Включают в себя методы:
• психологической коррекции (психотерапевтические) и реабилитации, цель которых - помочь человеку, имеющему нервно-психические и психосоматические заболевания, острые или хронические психические травмы;
• психогигиены и психопрофилактики - предоставление психологической помощи практически здоровому человеку с целью предотвращения психосоматических заболеваний;
• полифункциональные методы - предполагают необходимость изменения содержания и форм работы в зависимости от целей и задач социальной работы. К ним условно относятся:
а) беседы (интервью) — метод получения информации о личности, установления контакта, метод психологической диагностики и исследования, a также оказания психологической помощи (клиническая беседа или интервью), способствующий осознанию клиентом собственных внутренних затруднений, конфликтов, скрытых мотивов поведения;
б) метод анализа продуктов деятельности — рисунков, графических проявлений разного рода, высказываний, письменных и устных тестов, поделок, произведений искусства, результатов трудовой деятельности, игровой деятельности и т.п.;
в) моделирование — получение информации о психических процессах, состоянии и поведении человека при помощи математических, социальных и других моделей, которые в данном случае замещают или представляют изучаемую систему.
2.3 СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
Социально-экономические методы - совокупность приемов и способов, с помощью которых осуществляются действия, учитывающие социальные интересы и потребности людей; определяются пути их удовлетворения (натуральная и денежная помощь, установление льгот и единовременных пособий, патронажное и бытовое обслуживание, санкции и др.). Материальная мотивация и поддержка жизнедеятельности, как отдельной личности, так и социальных групп, испытывающих в этом потребность, играют ведущую роль в системе социальной работы.
Экономические методы социальной работы занимают одно из главных мест в механизме социальной поддержки, ибо они воздействуют на основные аспекты концепции социальной защиты: с одной стороны, побуждая личность к самореализации ее потенциальных возможностей и самообеспечению, с другой – оказывая человеку, семье, группе конкретную социально-экономическую поддержку в условиях кризисной ситуации.
Социально-экономические методы на государственном уровне решают эти задачи через правовую и социальную политику, создание экономических и правовых условий, стимулирующих активную трудоспособную часть общества самим обеспечивать благосостояние – свое, своей семье и всего общества.
К основному экономическому методу решения этой комплексной социальной задачи можно отнести введение системы минимальных социально-экономических гарантий. Определяющим здесь является законодательное установление минимального размера заработной платы и прожиточного минимума.
В отдельные периоды для сохранения уровня обеспечения пенсиями и пособиями применяется такой социально-экономический метод, как компенсация расходов. Компенсация расходов – это возмещение расходов населения различных социальных групп органами власти в связи с ожиданием или наступившим ростом цен в связи с:
- катастрофами природного или антропогенного характера;
- затратами на рождение ребенка;
- по уходу за инвалидами и др.15
Цель социально-экономических методов - формирование оптимальных социальных нормативов; создание эффективной системы социальной защиты населения; повышение социальной мобильности, результативности работы государственной социальной службы. В социальной работе так же используются следующие социально-экономические методы:
• статистические;
• математические - позволяют определить причины и закономерности изменения экономических процессов и их последствий, а также дает возможность их прогнозирования.
• метод принятия оптимальных решений (анализ целенаправленных действий и объективная сравнительная оценка возможных результатов этих действий);
• балансовый;
• индексный - используется государством как механизм автоматической корректировки доходов в условиях возрастания стоимости жизни в целях предотвращения снижения жизненного уровня, обусловленного ростом цен на товары и услуги
• выборочный;
В экономике социальной работы используются также методы позитивного и нормативного анализа, экономико-математического моделирования, экономического эксперимента и др. Эти методы, являясь методами научного познания в экономической теории, имеют важное прикладное значение.
Метод нормативного анализа связан с изучением и определением научно обоснованных социально-экономических стандартов и нормативов (допустимого уровня безработицы и бедности, оптимального размера пенсий и социальных пособий и т.д.).
Позитивный анализ исследует взаимосвязи экономических явлений (например, рост цен и снижение уровня жизни).
С помощью экономических экспериментов можно рассчитать эффективность моделей социальной поддержки (отдельных групп населения, предпринимательской деятельности социальных служб, организационной структуры пенсионных служб и т.д.).
Выбор экономических методов зависит от объективной ситуации, ресурсного обеспечения, квалификации специалистов на всех уровнях системы социальной защиты населения.
2.4 СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
Психолого-педагогические методы социальной работы, их применение в работе со специальными группами клиентов. Социальную работу вполне можно назвать психолого-педагогической деятельностью в социальной сфере c теми, у кого возникли проблемы. Они связаны и с внешней стороной жизни индивида (бродяжничество, алкоголизм, инвалидность) и внутренней (например, комплекс неполноценности либо завышенная самооценка, лень, жестокость, агрессивность и т. п.). Методы психолого-педагогической коррекции и воспитания в своем многообразии могут охватывать всю жизнь человека, они представляют собой научно обоснованные способы психологически и педагогически целесообразного взаимодействия с воспитуемым, организации и самоорганизации его жизни, психолого-педагогического воздействия на его сознание и поведение, стимулирование его деятельности и самовоспитания. Метод воспитания должен быть психологически проникающим, опирающимся на рациональную, эмоциональную, деятельностно-практическую сферу личности.16
Выделяют три основные группы:
• методы формирования сознания личности (понятий, суждений, убеждений, оценок);
• организации познавательной, практической деятельности и поведения (поручения, задания, упражнения, создание специальных воспитывающих ситуаций);
• стимулирования деятельности и поведения индивида (оценка, поощрение, порицание и др.).
Особенность этих методов состоит в том, что они применяются, как правило, в определенных сочетаниях и направлены на развитие личности, ее социализацию, одновременно влияя на ее сознание, деятельность и поведение.
Эффективность методов во многом определяется наличием у специалистов определенных знаний и умений, на что клиент вправе рассчитывать. Педагогические технологии в социальной работе выполняют функции социального обучения, воспитания, развития личности. По отношению к различным категориям субъектов социальной помощи эти функции носят специфический характер.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проделанной работы были определены особенности методов социальной деятельности. Для этого была дана характеристика методам, применяемым в социальной работе, определена классификация.
Таким образом, можно сделать вывод: выбор того или иного метода в социальной работе зависит от цели и характера задач, решаемых в ходе исследования, работы с клиентом (группой, семьёй и др.); состояния знаний по той или иной проблеме, квалификации и опыта социального работника. В конечном итоге эффективность результатов будет зависеть от того насколько правильно выбраны методы для достижения намеченной цели.
Понятно, что содержание, методы и формы не могут существовать независимо друг от друга, их взаимосвязь определяется тем, что содержание влияет на формы и методы, те в свою очередь могут корректировать содержание и формы; кроме того формы и методы также между собой взаимосвязаны.
Методы, используемые в социальной работе разнообразны, так же их можно рассматривать как совокупность подходов, приёмов, способов для достижения намеченной цели и решения конкретных задач.
Классификация методов - важный компонент научной организации социальной работы. Под методами здесь понимаются способы, совокупность приемов и операций в социальной работе; способы достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи. Анализ существующих и разработка оптимальных форм и методов социальной работы - одна из важнейших задач социальной работы как научной дисциплины.
Методы принято рассматривать как часть социальной работы, они включают систематизированный свод правил, позволяющих осуществлять социальную работу, разумно действовать в тех или иных проблемных ситуациях.
Методы, используемые в социальной работе, являются междисциплинарными, что предопределяется универсальным характером социальной работы как вида деятельности. В любом случае все методы, с определенной долей условности, можно разделить на две группы: методы решения задач и методы получения знания о социальной работе.
Известно, что социальную работу можно рассматривать как учебную дисциплину, практическую деятельность и как науку. Применительно к социальной работе как науке социальные методики выступают в виде способов применения теоретических выводов в решении практических задач социальной работы.
Рассматривая социальную работу как учебную дисциплину, социальные методики носят обучающий, информационный характер.
Применительно к социальной работе как виду практической деятельности, социальные методики можно интерпретировать как совокупность приемов, методов и воздействий, направленных на оказание помощи, поддержки, защиты всех категорий людей, особенно слабо защищенных слоев населения.
Именно в практической социальной работе в концентрированном виде выступают социальные методики как обобщение накопленных и систематизированных теоретических знаний, опыта, умений и практики работы субъектов социальной деятельности. Взаимосвязь факторов, влияющих на сознание и поведение личности, требует комплексного использования всех групп методов социальной работы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Тюпля, Л.П. Іванова І.Б. Соціальна робота (теорія і практика). Навч. посібник. - К: ВМУРОВ «Україна», 2004. – 25 – 30 с.
2. Словарь-справочник по социальной геронтологии/под ред. Б. Тукумцева, Самара, 2003. – 56 – 58 с.
3. Фирсов, М.В, Студенова Е.Г. Теория социальной работы. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. С. 403—406; Социальная работа накануне 2000 года: пути и цели профессионального становления. — М.—Берлин: Институт социальной работы, 1998. Лекции пo технологии социальной работы. Ч. 1. — М.: СТИ, 1998. - 137—139 с.
4. Гуслякова, Л.Г., Холостова Е.И. Основы теории социальной работы. — М.: СТИ, 1997. " Социальная работа накануне 2000 года: пути и цели профессионального становления. — М.—Берлий: Институт социальной работы, 1998. - 68 с.
5. Теория социальной работы: учебное пособие/ М.В. Ромм, Т.А. Ромм. -Новосибирск, 1999. – 103 – 110 с.
6. Павленок, П.Д. /Краткий словарь по социологии. — М., 1998. – 175 с.
7. Тернер Р. Сравнительный контент-анализ биографий // Вопросы социологии, 1992. - том 1. - №1. - 67 с.
8. Журавлев, В.Ф. Нарративное интервью в биографических исследованиях//Социология: 1993. –том 4. - №3-4. – 111 с.
9.Бургос, М. История жизни. Рассказывание и поиск себя// Вопросы социологии, том 1, 1992. - №2. – 125 с.
10.Знанецкий, Ф. Мемуары как объект исследования // Социс, 1989. - №1. – 76с.
11. Романов, П., Ярская-Смирнова Е. Исследования в социальной работе: анализ, оценка, экспертиза - Саратов, 2004. – 159 с.
12. Девятко, И.Ф. Методы социологического исследования: учебное пособие/И.Ф. Девятко - М, 2002. – 80 с.
13. Холостова, Е. И. Социальная работа : учеб. пособие / Е. И. Холостова. – М.: Дашков и К, 2006. – 692 с.
14. Павленок, П. Д. Теория, история и методика социальной работы/ Избран. работы 1991–2005 гг. : учеб. пособие / П. Д. Павленок. – 5-е изд., доп. – М.: Дашков и К, 2006. – 476 с.
Информация о работе Методы социальной работы по направлениям и формам