Миграционная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 19:00, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: анализ миграционных процессов в Новосибирской области
Цель работы определила круг задач, решаемых в курсовой работе:
1) проанализировать теоретико-методологические проблемы изучения миграционных процессов населения;
2) рассмотреть современную миграционную ситуацию в Российской Федерации;
3) изучить особенности миграционных процессов в Новосибирской области.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования миграционных процессов в Российской Федерации 5
1.1. Трактовка понятия «миграция». Виды миграционных движений 5
1.2. Значение миграции: причины, функции, последствия 10
Глава 2. Характеристика миграционных процессов в Российской Федерации 16
2.1. Динамика миграции населения 16
2.2 Современная миграционная ситуация в Российской Федерации 18
Глава 3. Миграционные процессы в Новосибирской области 22
3.1. Проблемы управления миграционными процессами в Новосибирской области 22
3.2. Осуществление иммиграционного контроля. Борьба с незаконной миграцией 27
Заключение 33
Список используемой литературы 35
Приложения 37

Файлы: 1 файл

Миграционная политика.docx

— 143.76 Кб (Скачать файл)

С.К. Бондырева выделяет целый ряд групп потребностных мотивов миграции – стремление к «лучшей доле», миграция из зависти к жителям более благополучных мест, миграция из-за комплекса неполноценности и т. д. [2,с.48-50]. Она же отмечает, что главным мотивом миграции является поиск благополучной жизни, а благополучие имеет два базовых аспекта – материальное благополучие и безопасность.

В связи с этим можно выделить несколько основных причин миграции:

  • из соображений безопасности – миграции в связи с распадом СССР из бывших союзных республик русского населения – реэмиграция, народов других национальностей в связи с обострением межэтнических отношений, военных конфликтов и столкновений, преследований, ущемления в правах; также по причине экологических бедствий и техногенных катастроф, затронувших густонаселенные районы страны и угрожающих здоровью населения;
  • из социально-экономических соображений – стремление к более полной реализации своего творческого потенциала («утечка умов», переезд молодежи в города из сельской местности), поиск работы в новых регионах в связи с негативными последствиями становления рыночной экономики – спада производства и закрытия ряда отраслей промышленности, сокращение численности вооруженных сил и т. д.

Движущие силы миграции, по мнению В. Н. Воробьева, объективно предопределены диспропорциями между частями страны, между поселениями, разбалансированностью отдельных сфер внутри городов и регионов. В современных условиях наиболее важными движущими силами-факторами миграции считаются территориальная дифференциация уровня и качества жизни, занятости населения, демографических структур, социально-политической обстановки, безопасности человеческой жизни, в некоторых случаях экологической ситуации [5, с.11-12].

В жизни общества миграции выполняют определенные функции, роли, описанные и детально рассмотренные  в работах Т.И. Заславской, Л.Л. Рыбаковского. Прежде всего, Л.Л. Рыбаковский указывает, что функции миграции населения не однозначны. Одни из них независимы от типа социально-экономической системы и особенностей отдельных обществ, характер других - определяется социально-экономическими условиями конкретных стран. Первые - общие функции миграции, вторые - специфические функции той или иной цивилизации. К общим функциям миграции по предложенной Т.И. Заславской классификации относятся:

  • ускорительная – обеспечивающая через рост подвижности населения его личностное развитие, изменение социально-психологических характеристик, а также способствующая интеграции национальных культур;
  • перераспределительная – отражающая изменение численности населения территорий, охваченных миграционными потоками, опосредованное влияние на демографические процессы;
  • селективная, суть которой заключается в том, что неравномерное участие в миграции различных групп населения ведет к изменению качественного состава населения взаимодействующих территорий.

Л.Л. Рыбаковский акцентирует внимание также на экономической и социальной функциях миграции, что особенно важно в современных условиях. Социальная функция миграции населения всецело определяется уровнем экономического развития страны и проводимой ею политики. В этих рамках мигранты решают свои жизненные задачи: путем переселения стремятся улучшить свою жизнь. Миграция вследствие реализации ее социальной функции, представляет собой процесс повышения жизненного уровня мигрирующего населения.

Вероятно, можно  отметить также некую «сигнальную» функцию миграции – именно благодаря  постоянным миграционным потокам становятся объектом внимания не только явные, открытые, но и латентные проблемы, кризисы, способствующие их возникновению. Например, многие внутригосударственные миграции – «сигнал бедствия» вымирающих деревень и малых городов, призыв к действию в вопросах реформирования агропромышленного сектора, политики по оказанию поддержки жителям сельской местности, повышению престижности профессий работников сельского  хозяйства. Т. Н. Юдиной, помимо широко употребляемого сегодня термина  «утечка умов», использованы также  понятия «утечка мышц», «утечка  мускулов», «утечка невест». Появление  новой терминологии также показывает области возникновения новых  проблем – в спортивной среде, семейно-брачных отношениях и т. д.

В 80-е гг. XX века Л.Л. Рыбаковским, Т.И. Заславской и другими авторами была разработана концепция трехстадийности миграционного процесса, где исходная стадия - процесс формирования территориальной подвижности населения; основная - собственно перемещение; завершающая - приживаемость мигрантов на новом месте. А.И. Кузьмин отмечает, что на основе этой концепции можно формулировать специфические задачи для каждой из стадий миграционного процесса, в той или иной мере конкретизирующие проблему совершенствования территориального перераспределения населения. Действительно, разграничивая рамки данных стадий формальными актами – регистрацией выбытия из одного и прибытия в другое территориальное образование, мы можем и четко акцентировать проблемы каждой из них, обозначить меры, необходимые для оказания поддержки на том или ином этапе или, напротив, меры, направленные на пресечение нежелательных последствий.

Основными последствиями  миграции на уровне общества и государства  являются:

  • изменение численности населения и его возрастной структуры;
  • изменения в составе населения по образовательному уровню, социальному статусу, сферам деятельности;
  • увеличение этнической мозаичности населения, возможное обострение конфликтов на религиозной, этнической основе;
  • снижение спроса на рабочие места в районах выбытия и повышение его в районах вселения – изменения на локальных и региональных рынках труда, усиление конкуренции в сфере занятости;
  • массовые миграции, организованные или регулируемые государством (беженцы, эвакуированные жители) требуют больших материальных затрат и наличия спецслужб;
  • в идеале же, являясь экономически рациональным поведением, миграция населения должна вести к выравниванию уровней развития регионов.

Сегодня широко распространен подход рассмотрения всех возможных последствий миграции с позиции национальной безопасности стран, охваченных миграционными потоками. Таким образом, обозначив общие  итоги миграции, необходимо учесть последствия ее, прежде всего, для  самих переселенцев. Они связаны  с трудностями не только организационного, правового характера (необходимость  получения регистрации, гражданства), но и с трудностями психологической  адаптации (принятие нового социального  окружения, ценностей), нахождения своего места в жизни другого государства  или его территории, нестабильным, а подчас и кризисным материальным положением (невозможность трудоустройства, работа не по специальности). Согласно определению П.Д. Павленка, «при вынужденной миграции серьезно нарушается социальная интеграция человека – из одной природной и социокультурной среды он попадает в другую, разрывая прежние свои связи и традиции и пытаясь установить новые. В этом сущность объекта и предмета социальной работы с мигрантами как маргиналами», т. е. людьми, утратившими свой прежний социальный статус, находящимися в процессе поиска и обретения иного, лучшего [15, с. 264].

По мнению С.К. Бондыревой, миграция всегда вынуждена, только нужда это бывает разной [15,с.43]. Пусть не каждый переселенец вправе претендовать на получение статуса, например, беженца, по законам государства, не каждый претендующий может его получить, но для любого человека существовала некая причина, побудившая, вынудившая его поменять место жительства. И хотя те люди, кто действительно бежал от реальных преследований и столкнулся с угрозой жизни, здоровью в месте своего прежнего обитания, ярче, острее переживают сам факт и последствия своего переезда, но и люди, добровольно и без внешних драматических причин решившиеся на переселение, неизбежно столкнуться с необходимостью адаптации и решения других перечисленных выше проблем.

Поэтому в работе с мигрантами особенно важным является оказание конкретной помощи, что возможно только при разработанной  стратегии государства по регулированию  миграционных процессов, существовании  отлаженного взаимодействия органов  исполнительной власти в данной сфере, их взаимодействии с общественными  организациями, функционировании сети территориальных учреждений, учитывающих  местную ситуацию и ее особенности, с одной стороны, но с другой –  и использующих накопленный опыт и применяющих специфические  технологии работы. Таким образом, от рассмотрения теоретических положений о миграции мы переходим к анализу более специфических вопросов современной миграционной политики российского государства.

Глава 2. Характеристика миграционных процессов в Российской Федерации

2.1. Динамика миграции населения

После распада СССР мобильность населения в России существенно снизилась, внутренние миграции уступили место внешним. Первая волна — начало 1990-х годов — возвращение этнических русских на историческую родину. Общее число приехавших в Россию в 1992—2000 гг. оценивается в 8 млн. человек. Отток русского населения из неблагополучных регионов, как Северный Кавказ, продолжается.

Рисунок 1- Динамика числа выбывших из России и прибывших в Россию в 1993-2009 годах, в тыс. человек.

После начала экономического роста в стране, основную часть миграционного потока стали представлять трудовые мигранты. Большинство иностранцев, временно находящихся в России — граждане стран СНГ, преимущественно Украины, Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Молдавии. Работодатели пользуются их правовой неграмотностью, используя их рабочую силу с нарушением законодательства (не оформляя им разрешение на работу) и ставя, таким образом, в бесправное положение. Сами трудовые мигранты из республик Средней Азии и Закавказья зачастую не владеют русским языком, не имеют профессии. Этому способствует и то, что до 2002 года в России не было соответствующего минимальным стандартам законодательства о миграции. Среди государств, не входящих в СНГ, наибольшее количество мигрантов в Россию поставляют Китай, а также Вьетнам, Афганистан, Турция. [18]

Таблица 1- Динамика международной миграции на период 1997-2007 гг.

 

1997

2000

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Прибывшие в Российскую Федерацию - всего

597651

359330

184612

129144

119157

177230

186380

286956

в том числе:

               

из стран СНГ

571903

346774

175068

119661

110374

168598

177657

273872

Азербайджан

29878

14906

5635

4277

2584

4600

8900

20968

Армения

19123

15951

6802

5124

3057

7581

12949

30751

Беларусь

17575

10274

6841

5309

5650

6797

5619

6030

Грузия

24517

20213

7128

5540

4886

5497

6806

10595

Казахстан

235903

124903

55706

29552

40150

51945

38606

40258

Киргизия

13752

15536

13139

6948

9511

15592

15669

24731

Республика 
  Молдова

13750

11652

7562

6391

4816

6569

8649

14090

Таджикистан

23053

11043

5967

5346

3339

4717

6523

17309

Туркмения

16501

6738

4531

6299

3734

4104

4089

4846

Узбекистан

39620

40810

24951

21457

14948

30436

37126

52802

Украина

138231

74748

36806

23418

17699

30760

32721

51492

из стран  
    дальнего 
    зарубежья

25748

12556

9544

9483

8783

8632

8723

13084

Австралия

57

27

22

30

42

30

28

38

Афганистан

208

288

107

82

55

60

86

212

Болгария

750

245

238

212

125

118

109

207

Германия

2379

1753

1962

2692

3117

3025

2900

3164

Китай

2861

1121

410

346

212

432

499

1687

Куба

110

37

22

23

12

17

12

44

Латвия

5658

1785

990

906

819

726

766

887

Литва

1785

945

722

535

339

360

371

537

Польша

247

61

53

39

48

55

48

96

Сирийская 
  Арабская 
  Республика

483

358

144

101

56

68

67

93

США

668

439

455

484

518

396

411

578

Турция

176

164

144

112

77

86

172

315

Финляндия

140

83

136

125

141

129

137

172

Швеция

32

14

19

22

16

23

32

39

Эстония

3483

786

534

445

446

432

347

508

другие страны

4829

2710

1696

1194

1005

1372

1432

3035


Этнический состав миграционного  прироста населения России за 1992—2007 годы: русские — 65,1 %, армяне — 7,2 %, украинцы и белорусы — 6,6 %, татары — 5,4 %, азербайджанцы — 2,3 %, башкиры, марийцы, мордва, удмурты и чуваши — 1,9 %, другие народы России — 2,0 %, остальные —9,5 %.

2.2 Современная  миграционная ситуация в Российской  Федерации

По данным Росстата, численность постоянного населения Российской Федерации на 1 апреля 2010г. составила 141,9 млн. человек и с начала года уменьшилась на 35,5 тыс. человек, или на 0,025% (на соответствующую дату предыдущего года наблюдалось сокращение численности населения на 46,9 тыс. человек, или на 0,033%).

Естественная убыль населения  в I квартале 2010г. уменьшилась по сравнению  с соответствующим периодом 2009г. на 17,2 тыс. человек. Миграционный прирост на 59,4% компенсировал численные потери населения. [18]

Таблица 2 - Общая характеристика миграционной ситуации в Российской Федерации на 2009-2010 гг.

 

I квартал 
2010г.

Справочно 
I квартал 2009г.

человек

на 10 тыс. 
человек  
населения

человек

на 10 тыс. 
человек  
населения

Миграция - всего

       

прибывшие

440692

126,0

439810

125,7

выбывшие

388842

111,2

382190

109,2

миграционный прирост (+), снижение (-)

+51850

+14,8

+57620

+16,5

в том числе:  
в пределах России

       

прибывшие

382673

109,4

375532

107,3

выбывшие

382673

109,4

375532

107,3

миграционный прирост (+), снижение (-)

-

-

-

-

международная миграция

       

прибывшие

58019

16,6

64278

18,4

выбывшие

6169

1,8

6658

1,9

миграционный прирост (+), снижение (-)

+51850

+14,8

+57620

+16,5

в том числе:  
с государствами-участниками СНГ1)

       

прибывшие

53560

15,3

60288

17,2

выбывшие

4033

1,2

4045

1,2

миграционный прирост (+), снижение (-)

+49527

+14,2

+56243

+16,1

со странами дальнего зарубежья

       

прибывшие

4459

1,3

3990

1,1

выбывшие

2136

0,6

2613

0,8

миграционный прирост (+), снижение (-)

+2323

+0,7

+1377

+0,4

1) С августа 2009г. из состава  государств-участников СНГ вышла  Грузия.

Информация о работе Миграционная политика