Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 19:00, курсовая работа
Цель исследования: анализ миграционных процессов в Новосибирской области
Цель работы определила круг задач, решаемых в курсовой работе:
1) проанализировать теоретико-методологические проблемы изучения миграционных процессов населения;
2) рассмотреть современную миграционную ситуацию в Российской Федерации;
3) изучить особенности миграционных процессов в Новосибирской области.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования миграционных процессов в Российской Федерации 5
1.1. Трактовка понятия «миграция». Виды миграционных движений 5
1.2. Значение миграции: причины, функции, последствия 10
Глава 2. Характеристика миграционных процессов в Российской Федерации 16
2.1. Динамика миграции населения 16
2.2 Современная миграционная ситуация в Российской Федерации 18
Глава 3. Миграционные процессы в Новосибирской области 22
3.1. Проблемы управления миграционными процессами в Новосибирской области 22
3.2. Осуществление иммиграционного контроля. Борьба с незаконной миграцией 27
Заключение 33
Список используемой литературы 35
Приложения 37
С.К. Бондырева выделяет целый ряд групп потребностных мотивов миграции – стремление к «лучшей доле», миграция из зависти к жителям более благополучных мест, миграция из-за комплекса неполноценности и т. д. [2,с.48-50]. Она же отмечает, что главным мотивом миграции является поиск благополучной жизни, а благополучие имеет два базовых аспекта – материальное благополучие и безопасность.
В связи с этим можно выделить несколько основных причин миграции:
Движущие силы миграции, по мнению В. Н. Воробьева, объективно предопределены диспропорциями между частями страны, между поселениями, разбалансированностью отдельных сфер внутри городов и регионов. В современных условиях наиболее важными движущими силами-факторами миграции считаются территориальная дифференциация уровня и качества жизни, занятости населения, демографических структур, социально-политической обстановки, безопасности человеческой жизни, в некоторых случаях экологической ситуации [5, с.11-12].
В жизни общества миграции выполняют определенные функции, роли, описанные и детально рассмотренные в работах Т.И. Заславской, Л.Л. Рыбаковского. Прежде всего, Л.Л. Рыбаковский указывает, что функции миграции населения не однозначны. Одни из них независимы от типа социально-экономической системы и особенностей отдельных обществ, характер других - определяется социально-экономическими условиями конкретных стран. Первые - общие функции миграции, вторые - специфические функции той или иной цивилизации. К общим функциям миграции по предложенной Т.И. Заславской классификации относятся:
Л.Л. Рыбаковский акцентирует внимание также на экономической и социальной функциях миграции, что особенно важно в современных условиях. Социальная функция миграции населения всецело определяется уровнем экономического развития страны и проводимой ею политики. В этих рамках мигранты решают свои жизненные задачи: путем переселения стремятся улучшить свою жизнь. Миграция вследствие реализации ее социальной функции, представляет собой процесс повышения жизненного уровня мигрирующего населения.
Вероятно, можно отметить также некую «сигнальную» функцию миграции – именно благодаря постоянным миграционным потокам становятся объектом внимания не только явные, открытые, но и латентные проблемы, кризисы, способствующие их возникновению. Например, многие внутригосударственные миграции – «сигнал бедствия» вымирающих деревень и малых городов, призыв к действию в вопросах реформирования агропромышленного сектора, политики по оказанию поддержки жителям сельской местности, повышению престижности профессий работников сельского хозяйства. Т. Н. Юдиной, помимо широко употребляемого сегодня термина «утечка умов», использованы также понятия «утечка мышц», «утечка мускулов», «утечка невест». Появление новой терминологии также показывает области возникновения новых проблем – в спортивной среде, семейно-брачных отношениях и т. д.
В 80-е гг. XX века Л.Л. Рыбаковским, Т.И. Заславской и другими авторами была разработана концепция трехстадийности миграционного процесса, где исходная стадия - процесс формирования территориальной подвижности населения; основная - собственно перемещение; завершающая - приживаемость мигрантов на новом месте. А.И. Кузьмин отмечает, что на основе этой концепции можно формулировать специфические задачи для каждой из стадий миграционного процесса, в той или иной мере конкретизирующие проблему совершенствования территориального перераспределения населения. Действительно, разграничивая рамки данных стадий формальными актами – регистрацией выбытия из одного и прибытия в другое территориальное образование, мы можем и четко акцентировать проблемы каждой из них, обозначить меры, необходимые для оказания поддержки на том или ином этапе или, напротив, меры, направленные на пресечение нежелательных последствий.
Основными последствиями миграции на уровне общества и государства являются:
Сегодня
широко распространен подход рассмотрения
всех возможных последствий миграции
с позиции национальной безопасности
стран, охваченных миграционными потоками.
Таким образом, обозначив общие
итоги миграции, необходимо учесть
последствия ее, прежде всего, для
самих переселенцев. Они связаны
с трудностями не только организационного,
правового характера (необходимость
получения регистрации, гражданства),
но и с трудностями
По мнению С.К. Бондыревой, миграция всегда вынуждена, только нужда это бывает разной [15,с.43]. Пусть не каждый переселенец вправе претендовать на получение статуса, например, беженца, по законам государства, не каждый претендующий может его получить, но для любого человека существовала некая причина, побудившая, вынудившая его поменять место жительства. И хотя те люди, кто действительно бежал от реальных преследований и столкнулся с угрозой жизни, здоровью в месте своего прежнего обитания, ярче, острее переживают сам факт и последствия своего переезда, но и люди, добровольно и без внешних драматических причин решившиеся на переселение, неизбежно столкнуться с необходимостью адаптации и решения других перечисленных выше проблем.
Поэтому в работе с мигрантами особенно важным является оказание конкретной помощи, что возможно только при разработанной стратегии государства по регулированию миграционных процессов, существовании отлаженного взаимодействия органов исполнительной власти в данной сфере, их взаимодействии с общественными организациями, функционировании сети территориальных учреждений, учитывающих местную ситуацию и ее особенности, с одной стороны, но с другой – и использующих накопленный опыт и применяющих специфические технологии работы. Таким образом, от рассмотрения теоретических положений о миграции мы переходим к анализу более специфических вопросов современной миграционной политики российского государства.
После распада СССР мобильность населения в России существенно снизилась, внутренние миграции уступили место внешним. Первая волна — начало 1990-х годов — возвращение этнических русских на историческую родину. Общее число приехавших в Россию в 1992—2000 гг. оценивается в 8 млн. человек. Отток русского населения из неблагополучных регионов, как Северный Кавказ, продолжается.
Рисунок 1- Динамика числа выбывших из России и прибывших в Россию в 1993-2009 годах, в тыс. человек.
После начала экономического роста в стране, основную часть миграционного потока стали представлять трудовые мигранты. Большинство иностранцев, временно находящихся в России — граждане стран СНГ, преимущественно Украины, Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Молдавии. Работодатели пользуются их правовой неграмотностью, используя их рабочую силу с нарушением законодательства (не оформляя им разрешение на работу) и ставя, таким образом, в бесправное положение. Сами трудовые мигранты из республик Средней Азии и Закавказья зачастую не владеют русским языком, не имеют профессии. Этому способствует и то, что до 2002 года в России не было соответствующего минимальным стандартам законодательства о миграции. Среди государств, не входящих в СНГ, наибольшее количество мигрантов в Россию поставляют Китай, а также Вьетнам, Афганистан, Турция. [18]
Таблица 1- Динамика международной миграции на период 1997-2007 гг.
1997 |
2000 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 | |
Прибывшие в Российскую Федерацию - всего |
597651 |
359330 |
184612 |
129144 |
119157 |
177230 |
186380 |
286956 |
в том числе: |
||||||||
из стран СНГ |
571903 |
346774 |
175068 |
119661 |
110374 |
168598 |
177657 |
273872 |
Азербайджан |
29878 |
14906 |
5635 |
4277 |
2584 |
4600 |
8900 |
20968 |
Армения |
19123 |
15951 |
6802 |
5124 |
3057 |
7581 |
12949 |
30751 |
Беларусь |
17575 |
10274 |
6841 |
5309 |
5650 |
6797 |
5619 |
6030 |
Грузия |
24517 |
20213 |
7128 |
5540 |
4886 |
5497 |
6806 |
10595 |
Казахстан |
235903 |
124903 |
55706 |
29552 |
40150 |
51945 |
38606 |
40258 |
Киргизия |
13752 |
15536 |
13139 |
6948 |
9511 |
15592 |
15669 |
24731 |
Республика |
13750 |
11652 |
7562 |
6391 |
4816 |
6569 |
8649 |
14090 |
Таджикистан |
23053 |
11043 |
5967 |
5346 |
3339 |
4717 |
6523 |
17309 |
Туркмения |
16501 |
6738 |
4531 |
6299 |
3734 |
4104 |
4089 |
4846 |
Узбекистан |
39620 |
40810 |
24951 |
21457 |
14948 |
30436 |
37126 |
52802 |
Украина |
138231 |
74748 |
36806 |
23418 |
17699 |
30760 |
32721 |
51492 |
из стран |
25748 |
12556 |
9544 |
9483 |
8783 |
8632 |
8723 |
13084 |
Австралия |
57 |
27 |
22 |
30 |
42 |
30 |
28 |
38 |
Афганистан |
208 |
288 |
107 |
82 |
55 |
60 |
86 |
212 |
Болгария |
750 |
245 |
238 |
212 |
125 |
118 |
109 |
207 |
Германия |
2379 |
1753 |
1962 |
2692 |
3117 |
3025 |
2900 |
3164 |
Китай |
2861 |
1121 |
410 |
346 |
212 |
432 |
499 |
1687 |
Куба |
110 |
37 |
22 |
23 |
12 |
17 |
12 |
44 |
Латвия |
5658 |
1785 |
990 |
906 |
819 |
726 |
766 |
887 |
Литва |
1785 |
945 |
722 |
535 |
339 |
360 |
371 |
537 |
Польша |
247 |
61 |
53 |
39 |
48 |
55 |
48 |
96 |
Сирийская |
483 |
358 |
144 |
101 |
56 |
68 |
67 |
93 |
США |
668 |
439 |
455 |
484 |
518 |
396 |
411 |
578 |
Турция |
176 |
164 |
144 |
112 |
77 |
86 |
172 |
315 |
Финляндия |
140 |
83 |
136 |
125 |
141 |
129 |
137 |
172 |
Швеция |
32 |
14 |
19 |
22 |
16 |
23 |
32 |
39 |
Эстония |
3483 |
786 |
534 |
445 |
446 |
432 |
347 |
508 |
другие страны |
4829 |
2710 |
1696 |
1194 |
1005 |
1372 |
1432 |
3035 |
Этнический состав миграционного прироста населения России за 1992—2007 годы: русские — 65,1 %, армяне — 7,2 %, украинцы и белорусы — 6,6 %, татары — 5,4 %, азербайджанцы — 2,3 %, башкиры, марийцы, мордва, удмурты и чуваши — 1,9 %, другие народы России — 2,0 %, остальные —9,5 %.
По данным Росстата, численность постоянного населения Российской Федерации на 1 апреля 2010г. составила 141,9 млн. человек и с начала года уменьшилась на 35,5 тыс. человек, или на 0,025% (на соответствующую дату предыдущего года наблюдалось сокращение численности населения на 46,9 тыс. человек, или на 0,033%).
Естественная убыль населения в I квартале 2010г. уменьшилась по сравнению с соответствующим периодом 2009г. на 17,2 тыс. человек. Миграционный прирост на 59,4% компенсировал численные потери населения. [18]
Таблица 2 - Общая характеристика миграционной ситуации в Российской Федерации на 2009-2010 гг.
I квартал |
Справочно | |||
человек |
на 10 тыс. |
человек |
на 10 тыс. | |
Миграция - всего |
||||
прибывшие |
440692 |
126,0 |
439810 |
125,7 |
выбывшие |
388842 |
111,2 |
382190 |
109,2 |
миграционный прирост (+), снижение (-) |
+51850 |
+14,8 |
+57620 |
+16,5 |
в том числе: |
||||
прибывшие |
382673 |
109,4 |
375532 |
107,3 |
выбывшие |
382673 |
109,4 |
375532 |
107,3 |
миграционный прирост (+), снижение (-) |
- |
- |
- |
- |
международная миграция |
||||
прибывшие |
58019 |
16,6 |
64278 |
18,4 |
выбывшие |
6169 |
1,8 |
6658 |
1,9 |
миграционный прирост (+), снижение (-) |
+51850 |
+14,8 |
+57620 |
+16,5 |
в том числе: |
||||
прибывшие |
53560 |
15,3 |
60288 |
17,2 |
выбывшие |
4033 |
1,2 |
4045 |
1,2 |
миграционный прирост (+), снижение (-) |
+49527 |
+14,2 |
+56243 |
+16,1 |
со странами дальнего зарубежья |
||||
прибывшие |
4459 |
1,3 |
3990 |
1,1 |
выбывшие |
2136 |
0,6 |
2613 |
0,8 |
миграционный прирост (+), снижение (-) |
+2323 |
+0,7 |
+1377 |
+0,4 |
1) С августа 2009г. из состава
государств-участников СНГ |