Миграционная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 19:00, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: анализ миграционных процессов в Новосибирской области
Цель работы определила круг задач, решаемых в курсовой работе:
1) проанализировать теоретико-методологические проблемы изучения миграционных процессов населения;
2) рассмотреть современную миграционную ситуацию в Российской Федерации;
3) изучить особенности миграционных процессов в Новосибирской области.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования миграционных процессов в Российской Федерации 5
1.1. Трактовка понятия «миграция». Виды миграционных движений 5
1.2. Значение миграции: причины, функции, последствия 10
Глава 2. Характеристика миграционных процессов в Российской Федерации 16
2.1. Динамика миграции населения 16
2.2 Современная миграционная ситуация в Российской Федерации 18
Глава 3. Миграционные процессы в Новосибирской области 22
3.1. Проблемы управления миграционными процессами в Новосибирской области 22
3.2. Осуществление иммиграционного контроля. Борьба с незаконной миграцией 27
Заключение 33
Список используемой литературы 35
Приложения 37

Файлы: 1 файл

Миграционная политика.docx

— 143.76 Кб (Скачать файл)

Для области также характерны эмиграционные процессы, связанные с переездом квалифицированных специалистов и молодежи с высоким уровнем образования на постоянное место жительства в экономически развитые страны, что приводит к ослаблению ее научного, творческого, экономического потенциала. Так, в Германию выезжают 90 %; в Израиль — 2 %; в США — 4%. В результате обмена с Германией область потеряла 1 942 человека; с Израилем — 32; с США — 64 человека.[17]

Повышенного внимания требуют  уязвимые группы трудящихся-эмигрантов и прежде всего женщины. Особенно нетерпимыми являются правонарушения при трудоустройстве эмигрантов за рубежом, связанные с незаконным выездом, дискриминацией, торговлей людьми.

Прирост постоянного населения области тоже сокращается. За счет миграции все меньше восполняется естественная убыль населения, связанная с ростом смертности и снижением рождаемости.

По прогнозу Статистического управления области, начиная с 2012 г. ожидаются изменения в структуре населения, т. е. будет сокращаться численность населения трудоспособного возраста - основного источника формирования трудовых ресурсов. Потребность экономики области в дополнительных трудовых ресурсах вызовет необходимость регулируемого притока иммигрантов, в первую очередь из стран СНГ.

Указанная миграционная ситуация требует новых подходов, с тем чтобы миграционные процессы исходили из потребностей экономики области, интересов национальной безопасности, охраны общественного порядка и здоровья населения.

3.2. Осуществление  иммиграционного контроля. Борьба  с незаконной миграцией

 

В настоящее время в  Новосибирской области иммиграционный контроль осуществляется в пункте пропуска через государственную границу в аэропорту «Толмачево» постом иммиграционного контроля, а также сотрудниками УДМ ГУВД области совместно с другими подразделениями ГУВД и ГОРУ РОВД на территории области.

В январе 2009 г. специалистами УДМ ГУВД организовано взаимодействие совместно с сотрудниками ПВЦ при УВД г. Новосибирска, ОМОН при Западносибирском УВДТ по пресечению незаконного проникновения на территорию страны иностранных граждан и лиц без гражданства, по отработке потоков мигрантов. Например, был проверен поезд 202 «Алма-Аты — Новосибирск», сопровождаемый казахской поездной бригадой, и на участке Черепаново — Новосибирск-Главный выявлено 262 иностранных гражданина и лица без гражданства. Из них 152 пассажира не имели миграционные карты, часть имела миграционные карты Алтайского края, а часть Новосибирской области.

В 2008 г. УДМ ГУВД проводилась подготовительная работа по организации поста иммиграционного контроля в пункте пропуска через государственную границу «Карасук». Но действующий порядок финансирования деятельности постов иммиграционного контроля, а также отсутствие резерва штатной численности не позволяют ФМС МВД России обеспечить открытие в настоящее время дополнительного поста иммиграционного контроля на границе России и Казахстана.

В борьбе с незаконной иммиграцией  важную роль могли бы сыграть иммиграционные инспекции с правами контроля и проверки иностранцев на всей территории области. В настоящее время инспекции организованы в Алтайском и Краснодарском краях, Москве и Московской области. Новосибирская область готова создать аналогичное подразделение, но пока не определен источник финансирования.

Введены в действие и реализуются на практике миграционные карты. Ha текущий момент выдано иностранным гражданам и лицам без гражданства свыше 350 тыс. таких карт. Даже непродолжительная практика их применения позволила более четко отслеживать миграционные процессы. С учетом накопленного опыта продолжается совершенствование процесса реализации миграционных карт. С введением единой базы данных, содержащей сведения о миграционных картах, выданных всеми регионами России, появится возможность для определения истинного числа незаконных мигрантов, находящихся на ее территории.

Для контроля над численностью незаконных мигрантов в области постоянно проводятся мероприятия, в ходе которых выявляются поддельные миграционные карты и их регистрация.[12]

По всем фактам выявления  поддельных миграционных карт (ксерокопия, поддельный штамп иммиграционного контроля, регистрация по месту временного пребывания и т. д.) проводится опрос иностранных граждан, предъявивших поддельные документы, представляющих оперативный интерес, информируются все заинтересованные структуры: УФСБ РФ по области, УБОП ГУВД области.

Периодически проводятся специальные профилактические мероприятия в местах концентрации иностранных граждан и лиц без гражданства (рынки, общежития, гостиницы, торговые точки, вокзалы, домовладения, притоны). В 2011 г. сотрудниками УДМ ГУВД проведено 83 совместных мероприятия с другими подразделениями ГУВД и ГОРУ РОВД; за 3 месяца 2012 г.— 14 мероприятий.

За 2011 г. органами внутренних дел РУ РОВД Новосибирской области, по данным ИЦ ГУВД области, к административной ответственности привлечено по статьям 18.8, 18.9 и 18.10 КоАПРФ 22 499 правонарушителей, что на 25 % больше АППГ. К административной ответственности по статье 18.10 КоАП РФ привлечено 416 человек.

В 2011 г. органами внутренних дел ГОРУ РОВД области, по данным ИЦ ГУВД, к административной ответственности по статьям 18.8. 18.9 и 18.10 КоАП РФ привлечено 4 511 правонарушителей, в том числе по статье 18.10 КоАП РФ — 122 нарушителя.

По оперативным данным, полученным от органов внутренних дел области в 2011 году было проведено 6 782 ревизии объектов, из них 3 788 мест проживания иностранных граждан и лиц без гражданства. Выявлено 2 331 нарушение, из них паспортно-визового режима — 1 956; незаконно трудящихся — 157: работодателей, незаконно использующих ИРС,— 31. Составлен 2 241 административный протокол, по 2 124 приняты решения: по статье 18.8 — 1 782; по статье 18.9 — 267; по статье 18.10 — 75 материалов. Принято 36 решений по административному выдворению.

Анализ работы ГОРУ РОВД по выявлению и предупреждению незаконной миграции показывает, что по-прежнему основной акцент в работе по выявлению незаконной трудовой миграции ставится на выявление ИГ и ЛБГ, нарушивших паспортно-визовый режим. Количество выявленных правонарушителей (157) несопоставимо с числом ИГ и ЛБГ, нарушивших паспортно-визовый режим (1 956), хотя существенная масса нарушивших ПВР является, в свою очередь, незаконными трудовыми мигрантами. Данная ситуация объясняется более сложной процедурой привлечения к административной ответственности по статье 18.10 части 2 КоАП РФ.

Практика показывает, что  применение ограничительных мер в отношении только нелегальных мигрантов не изменит коренным образом ситуацию, необходимо привлекать к ответственности работодателей, использующих нелегалов в качестве практически бесплатной и совершенно бесправной рабочей силы.

Однако статья 18.10 части 1 КоАП РФ практически не рассматривается ГОРУ РОВД. По данным ИЦ ГУВД области, в 2011 г. только 25 работодателей привлечено к административной ответственности. В то время как отвечать перед законом в первую очередь должны работодатели, использующие рабский труд, а также «черные вербовщики», занимающиеся поставкой в страну нелегальной рабочей силы. Увидев такую безнаказанность, работодатели и дальше будут спокойно прибегать к использованию нелегалов в качестве бесплатной и бесправной рабочей силы.

Так, в 2011 г. сотрудниками УДМ ГУВД было проверено одно предприятие. В ходе проверки выявлено место проживания более 40 человек из Кыргызстана и Таджикистана. Иностранные граждане проживают в общежитии на территории предприятия в условиях, не отвечающих ни санитарным требованиям, ни мерам пожарной безопасности. В этих же помещениях находятся и дети иностранных граждан в возрасте от 3 до 12 лет, не проходящие обучение в школе. Большинство иностранных граждан проживают на территории предприятия без регистрации по месту пребывания. Предприятие оформило разрешения на работу 9 гражданам Таджикистана, но при проверке было установлено более 30 человек без разрешения на работу. По выявленным правонарушениям иностранные граждане и руководители предприятия привлечены к административной ответственности.

УДМ ГУВД области ежемесячно с сотрудниками ПВУ ГУВД, Государственной инспекции груда по Новосибирской области и департамента Федеральной государственной службы занятости населения по области организует проверки предприятий, привлекающих ИРС. Так, с 01.01.2012 по 10. 03.2012 г. было проверено 25 организаций, вынесено 15 предписаний. Кроме того, выявлены факты нецелевого использования ИРС руководителями ряда предприятий.

С 01.01.2012 по 10.03.2012 г. сотрудниками УДМ ГУВД области совместно РОВД проверено 38 объектов и выявлено 1 159 ИГ и ЛБГ. Установлено 297 ИГ с нарушениями паспортно-визового режима; 143 правонарушителя переданы в органы внутренних дел для установления личности: к административной ответственности привлечен 81 правонарушитель по статьям 18.10 и 18.8 КоАП РФ.[12]

Для предупреждения нарушения законности со стороны иностранных граждан, находящихся на территории Новосибирской области, в 2010-2011 гг. на плановой основе были осуществлены комплексные операции «Мигрант», «Участок», «Вихрь-Антитеррор» по выявлению мест концентрации иностранных граждан: это вещевой рынок, оптово-торговые базы, строительные площадки, колхозные рынки, объекты и организации, использующие наемный труд иностранных граждан.

Одним из основных каналов проникновения незаконных трудовых мигрантов в Новосибирскую область является участок границы между Новосибирской и Павлодарской областями. Пассажиропоток на данном участке в год составляет около 100 тыс. человек. Исходя из этого и в целях пресечения незаконного ввоза на территорию области ИРС на Российско-Казахстанской границе в г. Карасук приказом начальника ГУВД была создана группа из числа сотрудников Карасукского РОВД.

В настоящее время требует решения вопрос о создании в области центра временного размещения и содержания лиц, подлежащих по решению суда административному выдворению или депортации.

В целом борьба с незаконной миграцией в 2010-2011 гг. осуществлялась главным образом в рамках «Плана мероприятий по созданию единой системы иммиграционного контроля в Российской Федерации на 2010-2015 гг.».

Систематически проводились совместные мероприятия по предупреждению и пресечению незаконной миграции. Вопросы миграции регулярно освещались в средствах массовой информации федерального и регионального уровней,

В заключение можно представить  следующие предложения по совершенствованию иммиграционного контроля и контроля над использованием иностранной рабочей силы:

  • обратиться к главе администрации Новосибирской области о выделении средств на создание иммиграционной инспекции при УДМ ГУВД;
  • обратиться с ходатайством в ФМС МВД России о включении УДМ ГУВД Новосибирской области в эксперимент по созданию иммиграционной инспекции.

Заключение

 

В современных  демографических условиях именно миграции населения являются основным источником пополнения численности населения  страны в целом и большинства  ее регионов. В условиях быстрой  трансформации социально-экономической, политической, демографической ситуаций необходимо осуществлять грамотную  общегосударственную миграционную политику, что усиливает значение глубокого и всестороннего изучения миграций населения. Несмотря на обилие работ, посвященных исследованиям  миграций населения, этот вопрос нуждается  в дальнейшей научной разработке. Это подтверждается, в частности, отсутствием единого подхода  к формулировке понятия «миграция  населения», наличием разногласий в  существующих классификациях, недостаточной  изученностью факторов миграций населения. В современных быстро меняющихся условиях трансформируются традиционные факторы и появляются новые, изменяются сами миграционные процессы.

Для миграционных процессов в РСФСР в течение последних лет, предшествующих распаду СССР, было характерно снижение общей миграционной активности населения на всех территориально-иерархических уровнях, увеличение объема «вторичных» миграций, в результате оттока мигрантов из союзных республик на прежнее место жительства. После распада СССР сохранилась тенденция снижения числа участников миграций. Миграционные процессы в пределах России с 1992 по 1994 гг. характеризовались снижением показателей интенсивности и эффективности. В последующие годы, несмотря на некоторый рост миграционной подвижности населения регионов России, интенсивность и эффективность миграционных процессов продолжали снижаться.

Несмотря  на значительные и быстрые изменения  условий на отдельных территориях, произошедших за последнее время, зависимость  миграций от экономических, демографических и социальных факторов осталась прежней: стабильные и благоприятные социально-экономические и демографические условия всегда способствуют росту миграционной активности населения и приживаемости мигрантов. Однако на сегодняшний день регионов с такими условиями в стране практически нет, поэтому отмечается значительное снижение миграционной активности населения и эффективности миграционных процессов.

Административные районы Новосибирской  области характеризуются значительной территориальной диспропорциональностью развития экономики, производственной, социальной, транспортной инфраструктуры. Скорость и глубина кризисных  явлений, характерных в целом  для области, также территориально существенно различается. Это приводит к быстрой динамике изменения  ЭГП, и, как следствие, к усилению его воздействия на миграции населения. Выгодное ЭГП территории выступает в качестве дополнительного стимула для привлечения мигрантов. Поэтому сохраняется тенденция концентрации мигрантов в городских поселениях, пригородной и агломерационной зонах Новосибирской области. В целом же происходит территориальный сдвиг демографического потенциала области в районы имеющие наиболее выгодное или перспективное ЭГП.

Список  используемой литературы

 

  1. Акмалова, А. А. Социальная работа с мигрантами и беженцами: учеб. пособие / А. А. Акмалова, В. М. Капицын. – М.:ИНФРА-М, 2008. – 220 с.
  2. Бондырева, С. К. Миграция (сущность и явление) / С. К. Бондырева. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК, 2004. – 296 с.
  3. Бреева, Е. Б. Основы демографии: уч. пособие / Е. Б. Бреева. – М.: Дашков и Ко, 2004. – 352 с.
  4. Вопросы Федеральной миграционной службы: Указ Президента РФ от 19 июля 2004 г. № 928 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fms.gov.ru/upload/iblock/a3b/ykaz_928. - Загл. с экрана.
  5. Воробьев, Н. В. Региональная организация миграции населения в сибирских условиях / Н. В. Воробьев. – Новосибирск: Наука, 2001. – 158 с.
  6. Демография: учебник/ Под ред. Н. А. Волгина. – М.: Изд-во РАГС, 2003. – 384 с.
  7. Концепция регулирования миграционных процессов в РФ [Одобрена распоряжением Правительства РФ от 1 марта 2003 г. №256-р] [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fmsrf.ru. - Загл. с экрана.
  8. Кузьмин, А. И. Курс лекций «Основы демографии» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://humanities.edu.ru/db/msg/47066. – Загл. с экрана.
  9. Миграция населения//Вопросы статистики.-2008.-№ 12.- с. 34-35
  10. Миграция русскоязычного населения из стран Центральной Азии: причины, последствия, перспективы / Под ред. Г. С. Витковской. – М., 1996. – 146 с. (Научные доклады Московского Центра Карнеги; Вып. 11)
  11. Мухаев, Р. Т. Социология: учебник для вузов / Р. Т. Мухаев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 397 с.
  12. Новиков, Ю. Актуальные проблемы управления миграционными процессами в НСО// Ю.И.Новиков//Научные записки СибАГС.- 2004.-№6.- с. 58-63
  13. О беженцах: закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fms.gov.ru/info/list.php?ID=50. - Загл. с экрана.
  14. О вынужденных переселенцах: закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fms.gov.ru/info/list.php?ID=50. - Загл. с экрана.
  15. Основы социальной работы: учебник / Под ред. П. Д. Павленка. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 395 с.
  16. Рыбаковский, Л. Л. Миграция населения. Три стадии миграционного процесса (Очерки теории и методов исследования) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.viperson.ru/wind.php?ID=250095&soch=1. - Загл. с экрана.
  17. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.novosibstat.ru
  18. Федеральная службы государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  www.gks.ru
  19. Юдина, Т. Н. Социология миграции: учеб. пособие для студ. вузов / Т. Н. Юдина. – М.: Академический проект, 2006. – 272 с.

Информация о работе Миграционная политика