Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 19:00, курсовая работа
Цель исследования: анализ миграционных процессов в Новосибирской области
Цель работы определила круг задач, решаемых в курсовой работе:
1) проанализировать теоретико-методологические проблемы изучения миграционных процессов населения;
2) рассмотреть современную миграционную ситуацию в Российской Федерации;
3) изучить особенности миграционных процессов в Новосибирской области.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования миграционных процессов в Российской Федерации 5
1.1. Трактовка понятия «миграция». Виды миграционных движений 5
1.2. Значение миграции: причины, функции, последствия 10
Глава 2. Характеристика миграционных процессов в Российской Федерации 16
2.1. Динамика миграции населения 16
2.2 Современная миграционная ситуация в Российской Федерации 18
Глава 3. Миграционные процессы в Новосибирской области 22
3.1. Проблемы управления миграционными процессами в Новосибирской области 22
3.2. Осуществление иммиграционного контроля. Борьба с незаконной миграцией 27
Заключение 33
Список используемой литературы 35
Приложения 37
Для области также характерны эмиграционные процессы, связанные с переездом квалифицированных специалистов и молодежи с высоким уровнем образования на постоянное место жительства в экономически развитые страны, что приводит к ослаблению ее научного, творческого, экономического потенциала. Так, в Германию выезжают 90 %; в Израиль — 2 %; в США — 4%. В результате обмена с Германией область потеряла 1 942 человека; с Израилем — 32; с США — 64 человека.[17]
Повышенного внимания требуют уязвимые группы трудящихся-эмигрантов и прежде всего женщины. Особенно нетерпимыми являются правонарушения при трудоустройстве эмигрантов за рубежом, связанные с незаконным выездом, дискриминацией, торговлей людьми.
Прирост постоянного населения области тоже сокращается. За счет миграции все меньше восполняется естественная убыль населения, связанная с ростом смертности и снижением рождаемости.
По прогнозу Статистического управления области, начиная с 2012 г. ожидаются изменения в структуре населения, т. е. будет сокращаться численность населения трудоспособного возраста - основного источника формирования трудовых ресурсов. Потребность экономики области в дополнительных трудовых ресурсах вызовет необходимость регулируемого притока иммигрантов, в первую очередь из стран СНГ.
Указанная миграционная ситуация требует новых подходов, с тем чтобы миграционные процессы исходили из потребностей экономики области, интересов национальной безопасности, охраны общественного порядка и здоровья населения.
В настоящее время в
Новосибирской области
В январе 2009 г. специалистами УДМ ГУВД организовано взаимодействие совместно с сотрудниками ПВЦ при УВД г. Новосибирска, ОМОН при Западносибирском УВДТ по пресечению незаконного проникновения на территорию страны иностранных граждан и лиц без гражданства, по отработке потоков мигрантов. Например, был проверен поезд 202 «Алма-Аты — Новосибирск», сопровождаемый казахской поездной бригадой, и на участке Черепаново — Новосибирск-Главный выявлено 262 иностранных гражданина и лица без гражданства. Из них 152 пассажира не имели миграционные карты, часть имела миграционные карты Алтайского края, а часть Новосибирской области.
В 2008 г. УДМ ГУВД проводилась подготовительная работа по организации поста иммиграционного контроля в пункте пропуска через государственную границу «Карасук». Но действующий порядок финансирования деятельности постов иммиграционного контроля, а также отсутствие резерва штатной численности не позволяют ФМС МВД России обеспечить открытие в настоящее время дополнительного поста иммиграционного контроля на границе России и Казахстана.
В борьбе с незаконной иммиграцией важную роль могли бы сыграть иммиграционные инспекции с правами контроля и проверки иностранцев на всей территории области. В настоящее время инспекции организованы в Алтайском и Краснодарском краях, Москве и Московской области. Новосибирская область готова создать аналогичное подразделение, но пока не определен источник финансирования.
Введены в действие и реализуются на практике миграционные карты. Ha текущий момент выдано иностранным гражданам и лицам без гражданства свыше 350 тыс. таких карт. Даже непродолжительная практика их применения позволила более четко отслеживать миграционные процессы. С учетом накопленного опыта продолжается совершенствование процесса реализации миграционных карт. С введением единой базы данных, содержащей сведения о миграционных картах, выданных всеми регионами России, появится возможность для определения истинного числа незаконных мигрантов, находящихся на ее территории.
Для контроля над численностью незаконных мигрантов в области постоянно проводятся мероприятия, в ходе которых выявляются поддельные миграционные карты и их регистрация.[12]
По всем фактам выявления поддельных миграционных карт (ксерокопия, поддельный штамп иммиграционного контроля, регистрация по месту временного пребывания и т. д.) проводится опрос иностранных граждан, предъявивших поддельные документы, представляющих оперативный интерес, информируются все заинтересованные структуры: УФСБ РФ по области, УБОП ГУВД области.
Периодически проводятся специальные профилактические мероприятия в местах концентрации иностранных граждан и лиц без гражданства (рынки, общежития, гостиницы, торговые точки, вокзалы, домовладения, притоны). В 2011 г. сотрудниками УДМ ГУВД проведено 83 совместных мероприятия с другими подразделениями ГУВД и ГОРУ РОВД; за 3 месяца 2012 г.— 14 мероприятий.
За 2011 г. органами внутренних дел РУ РОВД Новосибирской области, по данным ИЦ ГУВД области, к административной ответственности привлечено по статьям 18.8, 18.9 и 18.10 КоАПРФ 22 499 правонарушителей, что на 25 % больше АППГ. К административной ответственности по статье 18.10 КоАП РФ привлечено 416 человек.
В 2011 г. органами внутренних дел ГОРУ РОВД области, по данным ИЦ ГУВД, к административной ответственности по статьям 18.8. 18.9 и 18.10 КоАП РФ привлечено 4 511 правонарушителей, в том числе по статье 18.10 КоАП РФ — 122 нарушителя.
По оперативным данным, полученным от органов внутренних дел области в 2011 году было проведено 6 782 ревизии объектов, из них 3 788 мест проживания иностранных граждан и лиц без гражданства. Выявлено 2 331 нарушение, из них паспортно-визового режима — 1 956; незаконно трудящихся — 157: работодателей, незаконно использующих ИРС,— 31. Составлен 2 241 административный протокол, по 2 124 приняты решения: по статье 18.8 — 1 782; по статье 18.9 — 267; по статье 18.10 — 75 материалов. Принято 36 решений по административному выдворению.
Анализ работы ГОРУ РОВД по выявлению и предупреждению незаконной миграции показывает, что по-прежнему основной акцент в работе по выявлению незаконной трудовой миграции ставится на выявление ИГ и ЛБГ, нарушивших паспортно-визовый режим. Количество выявленных правонарушителей (157) несопоставимо с числом ИГ и ЛБГ, нарушивших паспортно-визовый режим (1 956), хотя существенная масса нарушивших ПВР является, в свою очередь, незаконными трудовыми мигрантами. Данная ситуация объясняется более сложной процедурой привлечения к административной ответственности по статье 18.10 части 2 КоАП РФ.
Практика показывает, что применение ограничительных мер в отношении только нелегальных мигрантов не изменит коренным образом ситуацию, необходимо привлекать к ответственности работодателей, использующих нелегалов в качестве практически бесплатной и совершенно бесправной рабочей силы.
Однако статья 18.10 части 1 КоАП РФ практически не рассматривается ГОРУ РОВД. По данным ИЦ ГУВД области, в 2011 г. только 25 работодателей привлечено к административной ответственности. В то время как отвечать перед законом в первую очередь должны работодатели, использующие рабский труд, а также «черные вербовщики», занимающиеся поставкой в страну нелегальной рабочей силы. Увидев такую безнаказанность, работодатели и дальше будут спокойно прибегать к использованию нелегалов в качестве бесплатной и бесправной рабочей силы.
Так, в 2011 г. сотрудниками УДМ ГУВД было проверено одно предприятие. В ходе проверки выявлено место проживания более 40 человек из Кыргызстана и Таджикистана. Иностранные граждане проживают в общежитии на территории предприятия в условиях, не отвечающих ни санитарным требованиям, ни мерам пожарной безопасности. В этих же помещениях находятся и дети иностранных граждан в возрасте от 3 до 12 лет, не проходящие обучение в школе. Большинство иностранных граждан проживают на территории предприятия без регистрации по месту пребывания. Предприятие оформило разрешения на работу 9 гражданам Таджикистана, но при проверке было установлено более 30 человек без разрешения на работу. По выявленным правонарушениям иностранные граждане и руководители предприятия привлечены к административной ответственности.
УДМ ГУВД области ежемесячно с сотрудниками ПВУ ГУВД, Государственной инспекции груда по Новосибирской области и департамента Федеральной государственной службы занятости населения по области организует проверки предприятий, привлекающих ИРС. Так, с 01.01.2012 по 10. 03.2012 г. было проверено 25 организаций, вынесено 15 предписаний. Кроме того, выявлены факты нецелевого использования ИРС руководителями ряда предприятий.
С 01.01.2012 по 10.03.2012 г. сотрудниками УДМ ГУВД области совместно РОВД проверено 38 объектов и выявлено 1 159 ИГ и ЛБГ. Установлено 297 ИГ с нарушениями паспортно-визового режима; 143 правонарушителя переданы в органы внутренних дел для установления личности: к административной ответственности привлечен 81 правонарушитель по статьям 18.10 и 18.8 КоАП РФ.[12]
Для предупреждения нарушения законности со стороны иностранных граждан, находящихся на территории Новосибирской области, в 2010-2011 гг. на плановой основе были осуществлены комплексные операции «Мигрант», «Участок», «Вихрь-Антитеррор» по выявлению мест концентрации иностранных граждан: это вещевой рынок, оптово-торговые базы, строительные площадки, колхозные рынки, объекты и организации, использующие наемный труд иностранных граждан.
Одним из основных каналов проникновения незаконных трудовых мигрантов в Новосибирскую область является участок границы между Новосибирской и Павлодарской областями. Пассажиропоток на данном участке в год составляет около 100 тыс. человек. Исходя из этого и в целях пресечения незаконного ввоза на территорию области ИРС на Российско-Казахстанской границе в г. Карасук приказом начальника ГУВД была создана группа из числа сотрудников Карасукского РОВД.
В настоящее время требует решения вопрос о создании в области центра временного размещения и содержания лиц, подлежащих по решению суда административному выдворению или депортации.
В целом борьба с незаконной миграцией в 2010-2011 гг. осуществлялась главным образом в рамках «Плана мероприятий по созданию единой системы иммиграционного контроля в Российской Федерации на 2010-2015 гг.».
Систематически проводились совместные мероприятия по предупреждению и пресечению незаконной миграции. Вопросы миграции регулярно освещались в средствах массовой информации федерального и регионального уровней,
В заключение можно представить следующие предложения по совершенствованию иммиграционного контроля и контроля над использованием иностранной рабочей силы:
В современных
демографических условиях именно миграции
населения являются основным источником
пополнения численности населения
страны в целом и большинства
ее регионов. В условиях быстрой
трансформации социально-
Для миграционных процессов в РСФСР в течение последних лет, предшествующих распаду СССР, было характерно снижение общей миграционной активности населения на всех территориально-иерархических уровнях, увеличение объема «вторичных» миграций, в результате оттока мигрантов из союзных республик на прежнее место жительства. После распада СССР сохранилась тенденция снижения числа участников миграций. Миграционные процессы в пределах России с 1992 по 1994 гг. характеризовались снижением показателей интенсивности и эффективности. В последующие годы, несмотря на некоторый рост миграционной подвижности населения регионов России, интенсивность и эффективность миграционных процессов продолжали снижаться.
Несмотря на значительные и быстрые изменения условий на отдельных территориях, произошедших за последнее время, зависимость миграций от экономических, демографических и социальных факторов осталась прежней: стабильные и благоприятные социально-экономические и демографические условия всегда способствуют росту миграционной активности населения и приживаемости мигрантов. Однако на сегодняшний день регионов с такими условиями в стране практически нет, поэтому отмечается значительное снижение миграционной активности населения и эффективности миграционных процессов.
Административные районы Новосибирской
области характеризуются