Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 19:00, курсовая работа
Цель исследования: анализ миграционных процессов в Новосибирской области
Цель работы определила круг задач, решаемых в курсовой работе:
1) проанализировать теоретико-методологические проблемы изучения миграционных процессов населения;
2) рассмотреть современную миграционную ситуацию в Российской Федерации;
3) изучить особенности миграционных процессов в Новосибирской области.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования миграционных процессов в Российской Федерации 5
1.1. Трактовка понятия «миграция». Виды миграционных движений 5
1.2. Значение миграции: причины, функции, последствия 10
Глава 2. Характеристика миграционных процессов в Российской Федерации 16
2.1. Динамика миграции населения 16
2.2 Современная миграционная ситуация в Российской Федерации 18
Глава 3. Миграционные процессы в Новосибирской области 22
3.1. Проблемы управления миграционными процессами в Новосибирской области 22
3.2. Осуществление иммиграционного контроля. Борьба с незаконной миграцией 27
Заключение 33
Список используемой литературы 35
Приложения 37
За I квартал 2010г. число мигрантов внутри России увеличилось на 7,1 тыс. человек, или на 1,9% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Миграционный прирост населения России снизился на 5,8 тыс. человек, или на 10,0%, что произошло в результате уменьшившегося числа зарегистрированных по месту жительства прибывших в Российскую Федерацию (на 6,3 тыс. человек, или на 9,7%), в том числе за счет иммигрантов из стран государств-участников СНГ - на 6,7 тыс. человек, или на 11,2%. Наряду с этим отмечено сокращение числа выбывших за пределы России на 0,5 тыс. человек, или на 7,3%, в том числе в государства-участники СНГ - на 0,01 тыс. человек, или на 0,3%.
Рисунок 2 – Динамика международной миграции на период 2008-2010 гг.
В I квартале 2010г. в обмене населением
с государствами-участниками
Таблица 3 - Показатели международной миграции на 2009-2010 гг.
I квартал |
Справочно | |||||
число |
число |
миграционный |
число |
число |
миграционный | |
Международная миграция |
58019 |
6169 |
+51850 |
64278 |
6658 |
+57620 |
в том числе: |
53560 |
4033 |
+49527 |
60288 |
4045 |
+56243 |
в том числе: |
1271 |
493 |
+778 |
1341 |
490 |
+851 |
Казахстан |
7494 |
1381 |
+6113 |
11279 |
1378 |
+9901 |
Республика Молдова |
3824 |
143 |
+3681 |
3613 |
111 |
+3502 |
Украина |
10357 |
1136 |
+9221 |
10213 |
1192 |
+9021 |
Государства Закавказья |
12275 |
405 |
+11870 |
12571 |
427 |
+12144 |
Азербайджан |
4784 |
250 |
+4534 |
4758 |
248 |
+4510 |
Армения |
7491 |
155 |
+7336 |
7813 |
179 |
+7634 |
Государства Средней Азии |
18339 |
475 |
+17864 |
21271 |
447 |
+20824 |
Киргизия |
4586 |
149 |
+4437 |
6265 |
145 |
+6120 |
Таджикистан |
5134 |
128 |
+5006 |
4665 |
120 |
+4545 |
Туркмения |
666 |
27 |
+639 |
815 |
14 |
+801 |
Узбекистан |
7953 |
171 |
+7782 |
9526 |
168 |
+9358 |
со странами дальнего |
4459 |
2136 |
+2323 |
3990 |
2613 |
+1377 |
в том числе: |
448 |
654 |
-206 |
498 |
868 |
-370 |
Греция |
47 |
16 |
+31 |
57 |
10 |
+47 |
Грузия |
1510 |
106 |
+1404 |
1795 |
126 |
+1669 |
Израиль |
131 |
141 |
-10 |
178 |
177 |
+1 |
Канада |
16 |
101 |
-85 |
18 |
124 |
-106 |
Китай |
621 |
25 |
+596 |
138 |
11 |
+127 |
Латвия |
182 |
21 |
+161 |
134 |
55 |
+79 |
Литва |
94 |
28 |
+66 |
86 |
41 |
+45 |
США |
132 |
280 |
-148 |
101 |
284 |
-183 |
Финляндия |
41 |
86 |
-45 |
33 |
201 |
-168 |
Эстония |
126 |
44 |
+82 |
124 |
65 |
+59 |
другие страны |
1111 |
634 |
+477 |
828 |
651 |
+177 |
1) С августа 2009г. из состава
государств-участников СНГ |
В I квартале 2010г. в территориальных органах ФМС России статус вынужденного переселенца или беженца получили 853 человека (в I квартале 2009г. - 2516 человек). Удельный вес зарегистрированных вынужденных иммигрантов в общей численности прибывших из-за пределов Российской Федерации составил 0,09%.
Удельный вес
вынужденных переселенцев и беженцев
по странам прежнего проживания на
1 апреля 2010г. (с начала регистрации) |
Рисунок 3 – Удельный вес вынужденных переселенцев и беженцев по странам прежнего проживания на 1 апреля 2010г.
По данным ФМС России, на 1 апреля 2010г. в стране насчитывалось 56,7 тыс. вынужденных переселенцев и беженцев. Более 35% из них (19,8 тыс.) составляли бывшие жители Казахстана, 19% (10,6 тыс.) - Грузии, 12% (7,0 тыс.) - Узбекистана, 5% (3,0 тыс.) - Таджикистана. Более 12 тыс. человек (21%) переселились внутри России из регионов с нестабильной общественно-политической обстановкой.
Процесс расселения вынужденных мигрантов идет по всем субъектам Российской Федерации. Наибольшее число вынужденных переселенцев и беженцев выбирали новым местом жительства Республику Северная Осетия - Алания (10,7 тыс. человек), 6,5 тыс. - Республику Ингушетия, 2,8 тыс. - Белгородскую область, от 1,3 до 1,1 тыс. - Нижегородскую область, Алтайский край, Кемеровскую, Новосибирскую и Волгоградскую области.
Геополитическое положение Новосибирской области и ее социально-экономические условия, сложившиеся в настоящее время, создают ситуацию, способствующую въезду на ее территорию значительного количества мигрантов.
Миграционное движение в
области в прошлом
Так, в 20011 г. на территорию Новосибирской области въехало через пункты пропуска государственной границы около 192 тыс. иностранных граждан (ИГ) и лиц без гражданства (ЛБГ). В аналогичном периоде прошлого года (АППГ) этот показатель составил 164 тыс. Увеличение числа иностранных граждан, прибывающих в Новосибирскую область, составило 30%. Тенденция к росту числа иностранных граждан, прибывающих на территорию области, сохраняется и в 2012 г. За 3 месяца (январь–март 2012 г.) на территорию Новосибирской области въехало 18277 человек, что на 3000 человек больше АППГ. (Приложение А)
Возрастающий приток иностранных граждан и лиц без гражданства ведет к росту нарушений законности среди этой категории лиц. В структуре преступности их удельный вес с 2003 по 2010 г. вырос с 1.8 до 4.2 %.[17] Наиболее активны были граждане Таджикистана (каждый третий) и Казахстана (каждый четвертый). Анализ показывает, что на 1 пресечение нарушений правил пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства приходится 3.2 зарегистрированного иностранного гражданина (в 2009 г. соотношение составило 1:1.2: в 2010 г.— 1:2.7). Правонарушителями в большинстве случаев являются граждане из стран ближнего зарубежья Средней Азии: Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана, Казахстана, Азербайджана. В общем объеме совершаемых иностранными гражданами правонарушений 75 % составляют нарушения правил пребывания на территории России и осуществления незаконной трудовой деятельности.
Количество въехавших на территорию области постоянно превышает количество выехавших иностранных граждан, что подтверждается данными, полученными в ходе обработки миграционных карт. По данным ИЦ ГУВД Новосибирской области, количество просроченных миграционных карт иностранных граждан, въехавших на территорию области и не выехавших за пределы России в определенный срок, составляет 18.9 тыс. штук. Данное количество представляет собой число иностранных граждан, находящихся на территории области с нарушением правил пребывания, или незаконных мигрантов, в большей части представляя категорию незаконных трудовых мигрантов.
Основными странам исхода незаконных трудовых мигрантов являются: Таджикистан, Узбекистан, Казахстан, Азербайджан, Армения, страны безвизового въезда в Россию, а также ряд стран Азии.[10]
Практически беспрепятственному въезду мигрантов в Россию во многом способствуют слабоохраняемые границы с Казахстаном и безвизовый режим въезда (выезда).
Значительный поток незаконных иммигрантов прибывает в Новосибирскую область из восточных районов России. Используя безвизовый или визовый въезд в приграничные районы России, граждане Китая самовольно покидают эти районы и железнодорожным транспортом следуют в центральную и европейскую части нашей страны, а также далее транзитом в третьи страны. Определенная их часть оседает и в Новосибирской области.
Незначительная часть китайских и вьетнамских граждан, которые могут оплатить услуги авиакомпании, прибывает на территорию России через пункт пропуска в международном аэропорту г. Новосибирска. Среди них тоже выявляются незаконные иммигранты. Их въезд в Россию внешне выглядит вполне законным. Они имеют подлинные паспорта и подлинные российские визы, однако незаконность их въезда заключается в том, что визы получены ими в консульских учреждениях России по подложным приглашениям.
Незаконным каналом въезда иностранных граждан в Российской Федерации является также использование возможностей и предоставляемых прав юридическим лицам, зарегистрированным на территории России иностранными гражданами, в частности гражданами Китая. Руководители этих организаций оформляют приглашения гражданам Китая для получения российских въездных виз. Поэтому есть все основания полагать, что одной из основных задач китайских фирм в России является создание условий для въезда сограждан в Россию.[10]
Из иностранцев, прибывающих в область из стран дальнего зарубежья, выделяются следующие группы: работавшие по контрактам, срок действия которых истек; прибывающие по частным приглашениям, туристическим визам или на учебу и остающиеся в стране незаконно. Граждане стран ближнего зарубежья прибывают в Россию на основе безвизового режима въезда (выезда), главным образом по экономическим причинам, а также с целью трудоустройства.
Незаконные мигранты, пребывающие на территории области, заняты в основном на строительных работах, дорожном строительстве, в торговой сфере, на сельскохозяйственных предприятиях и промышленных объектах, в общественном питании. Без соответствующего правового обеспечения они зачастую содержаться на положении рабов, получают значительно меньшую заработную плату, не имеют гарантированное медицинское обслуживание и т. п., что приносит работодателям значительные доходы. При этом и сами трудовые мигранты не облагаются налогом.
На протяжении последних 5 лет увеличилась численность иностранных граждан, привлекаемых на работу предприятиями и организациями Новосибирской области.
Так, общее увеличение числа ИГ, привлекаемых на работу на территории области, с 1999 по 2010 г. составило 67%. Существенное увеличение числа трудовых мигрантов из стран СНГ отмечено в 2010 г., которое составило 60 % по сравнению с ПППГ. [17] В первую очередь, это связано с передачей полномочий по выдаче разрешений на привлечение и использование иностранной рабочей силы (ИРС) граждан СНГ Управлению по делам миграции ГУВД Новосибирской области в 2003 г. В дальнейшем предпосылок для уменьшения данного потока нет. Существенным фактором, определяющим приток ИРС на территорию области, является отсутствие квот на привлечение и использование ИРС из стран СНГ, тем более что основная масса ИГ и ЛБГ прибывает в область из стран ближнего зарубежья (77 %).[12]
Из общего объема иностранной рабочей силы, привлекаемой на территории Новосибирской области, наибольшую долю составляют граждане Китая (54 %), затем следуют граждане КНДР (18%) и иностранные граждане из стран СНГ (21%).
Изменение общего числа иностранных работников отразилось на структуре распределения ИPC по отраслям экономики Новосибирской области.
По сравнению с АППГ произошли следующие изменения в распределении ИPC по сферам экономики:
Число иностранных работников, занятых в торговле и общественном питании, снизилось с 58 % в 2009 г. до 43 % в 2010 г.
Массовый приток вынужденных мигрантов (вынужденных переселенцев, беженцев и лиц, ищущих временное убежище), достигший пика в первой половине 90-х гг., постепенно снижается.
На 01.04.2012 г. на учете в УДМ ГУВД Новосибирской области состояло 6 886 семей вынужденных переселенцев (15 385 человек); ЛППГ — 9 918 семей (22 206 человек).
Внутренняя миграция населения сохраняется, увеличивается удельный вес внутриобластной миграции. В 2011 г более половины (54%) общего миграционного оборота населения области пришлось на переезды из одного места в другое и ее пределах.
Отток экономически активного населения области продолжается в другие районы страны, сохраняется устойчивое отрицательное сальдо миграции, которое в 2011 г. составило 3 233 человека. При переездах внутри России положительное сальдо миграции для области сохраняется по-прежнему только за счет мигрантов из Сибирского (364) и Дальневосточного (377) федеральных округов. Первопричина — это наблюдающийся интенсивный отток населения из северных, восточных и приграничных районов страны. В миграционном обмене Новосибирская область теряет население от 1 493 с Центральным федеральным округом до 95 человек с Южным.
В 2011 г. в состав территорий, с которыми область в миграционном обмене теряет население, вошли Кемеровская (-594), Омская (-80), Томская (-16) области, Республика Тыва (-10). Такие территории, как Алтайский край (281), Иркутская (305), Читинская (184) области, Республика Алтай (47), Республика Бурятия (220), Красноярский край (54), составили положительное сальдо миграции в миграционном обмене 2011 г.
В 2011 г. существенно сократился миграционный приток населения в г. Новосибирск, вследствие чего отрицательное сальдо миграции составило -4 308 (в 2010 г. -1 846 человек). В 2011 г. Новосибирск в миграционном обмене потерял 4 308 человек.