Миграционная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 19:00, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: анализ миграционных процессов в Новосибирской области
Цель работы определила круг задач, решаемых в курсовой работе:
1) проанализировать теоретико-методологические проблемы изучения миграционных процессов населения;
2) рассмотреть современную миграционную ситуацию в Российской Федерации;
3) изучить особенности миграционных процессов в Новосибирской области.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования миграционных процессов в Российской Федерации 5
1.1. Трактовка понятия «миграция». Виды миграционных движений 5
1.2. Значение миграции: причины, функции, последствия 10
Глава 2. Характеристика миграционных процессов в Российской Федерации 16
2.1. Динамика миграции населения 16
2.2 Современная миграционная ситуация в Российской Федерации 18
Глава 3. Миграционные процессы в Новосибирской области 22
3.1. Проблемы управления миграционными процессами в Новосибирской области 22
3.2. Осуществление иммиграционного контроля. Борьба с незаконной миграцией 27
Заключение 33
Список используемой литературы 35
Приложения 37

Файлы: 1 файл

Миграционная политика.docx

— 143.76 Кб (Скачать файл)

 

За I квартал 2010г. число мигрантов  внутри России увеличилось на 7,1 тыс. человек, или на 1,9% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Миграционный прирост населения России снизился на 5,8 тыс. человек, или на 10,0%, что произошло в результате уменьшившегося числа зарегистрированных по месту жительства прибывших в Российскую Федерацию (на 6,3 тыс. человек, или на 9,7%), в том числе за счет иммигрантов из стран государств-участников СНГ - на 6,7 тыс. человек, или на 11,2%. Наряду с этим отмечено сокращение числа выбывших за пределы России на 0,5 тыс. человек, или на 7,3%, в том числе в государства-участники СНГ - на 0,01 тыс. человек, или на 0,3%.

 

Рисунок 2 – Динамика международной миграции на период 2008-2010 гг.

 

В I квартале 2010г. в обмене населением с государствами-участниками СНГ  было отмечено уменьшение миграционного  прироста. Увеличение прироста наблюдалось  в миграционном обмене с Республикой  Молдова, Украиной, Азербайджаном, Таджикистаном. [18]

 

 

Таблица 3 - Показатели международной миграции на 2009-2010 гг.

 

I квартал 
2010г.

Справочно 
I квартал 2009г.

число  
прибывших

число  
выбывших

миграционный 
прирост (+), снижение (-)

число 
прибывших

число  
выбывших

миграционный 
прирост (+), снижение (-)

Международная миграция

58019

6169

+51850

64278

6658

+57620

в том числе: 
с государствами-участниками 
СНГ1)

53560

4033

+49527

60288

4045

+56243

в том числе: 
Беларусь

1271

493

+778

1341

490

+851

Казахстан

7494

1381

+6113

11279

1378

+9901

Республика Молдова

3824

143

+3681

3613

111

+3502

Украина

10357

1136

+9221

10213

1192

+9021

Государства Закавказья

12275

405

+11870

12571

427

+12144

Азербайджан

4784

250

+4534

4758

248

+4510

Армения

7491

155

+7336

7813

179

+7634

Государства Средней Азии

18339

475

+17864

21271

447

+20824

Киргизия

4586

149

+4437

6265

145

+6120

Таджикистан

5134

128

+5006

4665

120

+4545

Туркмения

666

27

+639

815

14

+801

Узбекистан

7953

171

+7782

9526

168

+9358

со странами дальнего  
зарубежья

4459

2136

+2323

3990

2613

+1377

в том числе: 
Германия

448

654

-206

498

868

-370

Греция

47

16

+31

57

10

+47

Грузия

1510

106

+1404

1795

126

+1669

Израиль

131

141

-10

178

177

+1

Канада

16

101

-85

18

124

-106

Китай

621

25

+596

138

11

+127

Латвия

182

21

+161

134

55

+79

Литва

94

28

+66

86

41

+45

США

132

280

-148

101

284

-183

Финляндия

41

86

-45

33

201

-168

Эстония

126

44

+82

124

65

+59

другие страны

1111

634

+477

828

651

+177

1) С августа 2009г. из состава  государств-участников СНГ вышла  Грузия.


В I квартале 2010г. в территориальных  органах ФМС России статус вынужденного переселенца или беженца получили 853 человека (в I квартале 2009г. - 2516 человек). Удельный вес зарегистрированных вынужденных иммигрантов в общей численности прибывших из-за пределов Российской Федерации составил 0,09%.

Удельный вес  вынужденных переселенцев и беженцев по странам прежнего проживания на 1 апреля 2010г. (с начала регистрации) 
в % к общему числу вынужденных мигрантов


Рисунок 3 – Удельный вес вынужденных переселенцев и беженцев по странам прежнего проживания на 1 апреля 2010г.

 

По данным ФМС России, на 1 апреля 2010г. в стране насчитывалось 56,7 тыс. вынужденных переселенцев и беженцев. Более 35% из них (19,8 тыс.) составляли бывшие жители Казахстана, 19% (10,6 тыс.) - Грузии, 12% (7,0 тыс.) - Узбекистана, 5% (3,0 тыс.) - Таджикистана. Более 12 тыс. человек (21%) переселились внутри России из регионов с нестабильной общественно-политической обстановкой.

Процесс расселения вынужденных мигрантов  идет по всем субъектам Российской Федерации. Наибольшее число вынужденных  переселенцев и беженцев выбирали новым  местом жительства Республику Северная Осетия - Алания (10,7 тыс. человек), 6,5 тыс. - Республику Ингушетия, 2,8 тыс. - Белгородскую область, от 1,3 до 1,1 тыс. - Нижегородскую область, Алтайский край, Кемеровскую, Новосибирскую и Волгоградскую области.

Глава 3. Миграционные процессы в Новосибирской  области

3.1. Проблемы управления миграционными процессами в Новосибирской области

 

Геополитическое положение  Новосибирской области и ее социально-экономические условия, сложившиеся в настоящее время, создают ситуацию, способствующую въезду на ее территорию значительного количества мигрантов.

Миграционное движение в  области в прошлом характеризовалось  возвращением русского населения из стран СНГ и Балтии (вынужденная  миграция), в настоящее время оно  характеризуется существенным притоком иностранной рабочей силы.

Так, в 20011 г. на территорию Новосибирской области въехало через пункты пропуска государственной границы около 192 тыс. иностранных граждан (ИГ) и лиц без гражданства (ЛБГ). В аналогичном периоде прошлого года (АППГ) этот показатель составил 164 тыс. Увеличение числа иностранных граждан, прибывающих в Новосибирскую область, составило 30%. Тенденция к росту числа иностранных граждан, прибывающих на территорию области, сохраняется и в 2012 г. За 3 месяца (январь–март 2012 г.) на территорию Новосибирской области въехало 18277 человек, что на 3000 человек больше АППГ. (Приложение А)

Возрастающий приток иностранных  граждан и лиц без гражданства  ведет к росту нарушений законности среди этой категории лиц. В структуре преступности их удельный вес с 2003 по 2010 г. вырос с 1.8 до 4.2 %.[17] Наиболее активны были граждане Таджикистана (каждый третий) и Казахстана (каждый четвертый). Анализ показывает, что на 1 пресечение нарушений правил пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства приходится 3.2 зарегистрированного иностранного гражданина (в 2009 г. соотношение составило 1:1.2: в 2010 г.— 1:2.7). Правонарушителями в большинстве случаев являются граждане из стран ближнего зарубежья Средней Азии: Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана, Казахстана, Азербайджана. В общем объеме совершаемых иностранными гражданами правонарушений 75 % составляют нарушения правил пребывания на территории России и осуществления незаконной трудовой деятельности.

Количество въехавших  на территорию области постоянно  превышает количество выехавших  иностранных граждан, что подтверждается данными, полученными в ходе обработки миграционных карт. По данным ИЦ ГУВД Новосибирской области, количество просроченных миграционных карт иностранных граждан, въехавших на территорию области и не выехавших за пределы России в определенный срок, составляет 18.9 тыс. штук. Данное количество представляет собой число иностранных граждан, находящихся на территории области с нарушением правил пребывания, или незаконных мигрантов, в большей части представляя категорию незаконных трудовых мигрантов.

Основными странам исхода незаконных трудовых мигрантов являются: Таджикистан, Узбекистан, Казахстан, Азербайджан, Армения, страны безвизового въезда в Россию, а также ряд стран Азии.[10]

Практически беспрепятственному въезду мигрантов в Россию во многом способствуют слабоохраняемые границы с Казахстаном и безвизовый режим въезда (выезда).

Значительный поток незаконных иммигрантов прибывает в Новосибирскую область из восточных районов России. Используя безвизовый или визовый въезд в приграничные районы России, граждане Китая самовольно покидают эти районы и железнодорожным транспортом следуют в центральную и европейскую части нашей страны, а также далее транзитом в третьи страны. Определенная их часть оседает и в Новосибирской области.

Незначительная часть китайских и вьетнамских граждан, которые могут оплатить услуги авиакомпании, прибывает на территорию России через пункт пропуска в международном аэропорту г. Новосибирска. Среди них тоже выявляются незаконные иммигранты. Их въезд в Россию внешне выглядит вполне законным. Они имеют подлинные паспорта и подлинные российские визы, однако незаконность их въезда заключается в том, что визы получены ими в консульских учреждениях России по подложным приглашениям.

Незаконным каналом въезда иностранных граждан в Российской Федерации является также использование возможностей и предоставляемых прав юридическим лицам, зарегистрированным на территории России иностранными гражданами, в частности гражданами Китая. Руководители этих организаций оформляют приглашения гражданам Китая для получения российских въездных виз. Поэтому есть все основания полагать, что одной из основных задач китайских фирм в России является создание условий для въезда сограждан в Россию.[10]

Из иностранцев, прибывающих в область из стран дальнего зарубежья, выделяются следующие группы: работавшие по контрактам, срок действия которых истек; прибывающие по частным приглашениям, туристическим визам или на учебу и остающиеся в стране незаконно. Граждане стран ближнего зарубежья прибывают в Россию на основе безвизового режима въезда (выезда), главным образом по экономическим причинам, а также с целью трудоустройства.

Незаконные мигранты, пребывающие на территории области, заняты в основном на строительных работах, дорожном строительстве, в торговой сфере, на сельскохозяйственных предприятиях и промышленных объектах, в общественном питании. Без соответствующего правового обеспечения они зачастую содержаться на положении рабов, получают значительно меньшую заработную плату, не имеют гарантированное медицинское обслуживание и т. п., что приносит работодателям значительные доходы. При этом и сами трудовые мигранты не облагаются налогом.

На протяжении последних 5 лет увеличилась численность иностранных граждан, привлекаемых на работу предприятиями и организациями Новосибирской области.

Так, общее увеличение числа ИГ, привлекаемых на работу на территории области, с 1999 по 2010 г. составило 67%. Существенное увеличение числа трудовых мигрантов из стран СНГ отмечено в 2010 г., которое составило 60 % по сравнению с ПППГ. [17] В первую очередь, это связано с передачей полномочий по выдаче разрешений на привлечение и использование иностранной рабочей силы (ИРС) граждан СНГ Управлению по делам миграции ГУВД Новосибирской области в 2003 г. В дальнейшем предпосылок для уменьшения данного потока нет. Существенным фактором, определяющим приток ИРС на территорию области, является отсутствие квот на привлечение и использование ИРС из стран СНГ, тем более что основная масса ИГ и ЛБГ прибывает в область из стран ближнего зарубежья (77 %).[12]

Из общего объема иностранной рабочей силы, привлекаемой на территории Новосибирской области, наибольшую долю составляют граждане Китая (54 %), затем следуют граждане КНДР (18%) и иностранные граждане из стран СНГ (21%).

Изменение общего числа иностранных  работников отразилось на структуре  распределения ИPC по отраслям экономики Новосибирской области.

По сравнению с АППГ произошли следующие изменения в распределении ИPC по сферам экономики:

  • в промышленности число работающих увеличилось с 1,5 до 6.6 %:
  • в сельском хозяйстве увеличилось с 1,9 до 13,6 %;
  • на прежнем уровне (около 1,5%) осталось число работающих на транспорте:
  • незначительно (с 33,7 до 31.3 %) сократилось число работающих в строительстве (наибольшее число в абсолютных цифрах составляет 1 176 человек).

Число иностранных работников, занятых в торговле и общественном питании, снизилось с 58 % в 2009 г. до 43 % в 2010 г.

Массовый приток вынужденных мигрантов (вынужденных переселенцев, беженцев и лиц, ищущих временное убежище), достигший пика в первой половине 90-х гг., постепенно снижается.

На 01.04.2012 г. на учете в УДМ ГУВД Новосибирской области состояло 6 886 семей вынужденных переселенцев (15 385 человек); ЛППГ — 9 918 семей (22 206 человек).

Внутренняя миграция населения сохраняется, увеличивается удельный вес внутриобластной миграции. В 2011 г более половины (54%) общего миграционного оборота населения области пришлось на переезды из одного места в другое и ее пределах.

Отток экономически активного населения области продолжается в другие районы страны, сохраняется устойчивое отрицательное сальдо миграции, которое в 2011 г. составило 3 233 человека. При переездах внутри России положительное сальдо миграции для области сохраняется по-прежнему только за счет мигрантов из Сибирского (364) и Дальневосточного (377) федеральных округов. Первопричина — это наблюдающийся интенсивный отток населения из северных, восточных и приграничных районов страны. В миграционном обмене Новосибирская область теряет население от 1 493 с Центральным федеральным округом до 95 человек с Южным.

В 2011 г. в состав территорий, с которыми область в миграционном обмене теряет население, вошли Кемеровская (-594), Омская (-80), Томская (-16) области, Республика Тыва (-10). Такие территории, как Алтайский край (281), Иркутская (305), Читинская (184) области, Республика Алтай (47), Республика Бурятия (220), Красноярский край (54), составили положительное сальдо миграции в миграционном обмене 2011 г.

В 2011 г. существенно сократился миграционный приток населения в г. Новосибирск, вследствие чего отрицательное сальдо миграции составило -4 308 (в 2010 г. -1 846 человек). В 2011 г. Новосибирск в миграционном обмене потерял 4 308 человек.

Информация о работе Миграционная политика