Миграция в Финляндию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 12:52, курсовая работа

Описание работы

Иностранцы все более и более заметны в Финляндии. В основном это туристы, приезжающие летом отдохнуть в коттеджах на берегах живописных озер, а зимой насладиться теми возможностями для активного отдыха, которые предоставляет Финляндия. Около 3-х миллионов туристов ежегодно посещает Финляндию.
Цели задачи курсовой работы обусловили ее структуру: введение, две главы, заключение. Тема работы достаточно хорошо изучена в литературе и прессе. В работе использовались труды Пекки Невалайнена, Паананена Л., Чудиновских О.С., а также электронные ресурсы.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. История миграции 4
§1 История миграции в Финляндию 4
§2 Трудности мигрантов первых волн 14
Глава 2. Современная миграция 17
§1 Миграция в наши дни 17
§2 Миграционная политика Финляндии 26
Заключение 27

Файлы: 1 файл

целая курсовая миграция в финку (1).docx

— 53.85 Кб (Скачать файл)

Люди, ищущие убежище, как  правило, не имеют места проживания. Прием людей, ищущих убежище, осуществляется в специальных центрах, функционирующих  под Министерством труда. В этих центрах лица, ищущие убежище, находятся  до того момента, когда в отношении  них будет принято решение  о статусе либо депортации. Решение  о депортации, как правило, приводится в действие. Пункты приема организуют проживание, также в сфере их ответственности  находится выделение финансовых средств, обеспечение переводчиками  и предоставление других услуг, которые  определяют необходимый минимум  для проживания. Эти же центры или  пункты организуют образование и  по возможности предоставление работы. Лица, ищущие убежище, могут передвигаться  по стране, но муниципальные органы определяют им приемный центр для  постоянного проживания. Если лицо, ищущее убежище, не сотрудничает с властями, это означает, что оно может  быть вычеркнуто из сферы помощи.

Закон определяет медицинскую  помощь лицам, ищущим убежище, общей  фразой о предоставлении необходимых  минимальных услуг для обеспечения  жизнедеятельности. В действительности эти услуги различны между разными  муниципальными органами. Обязательными  являются три анализа крови, один из них — на ВИЧ-инфекцию, обязательна  проверка на наличие туберкулеза. Обратиться к врачу имеют возможность  только больные. Дети могут лечиться в специальных детских медицинских  учреждениях, таких же, как для  финских детей, беременные женщины  имеют право на консультации. Есть специальный центр для травмированных и лиц, которые были подвергнуты  пыткам, таким лицам оказывается  дополнительная медицинская помощь. В Финляндии обращается большое  внимание на случаи, когда люди подвергались пыткам, такие факты собираются, с подробным описанием того, что  происходило с человеком.

Беженцы, имеющие статус, имеют право работать. Также такое  право имеют лица с протекционным  статусом. Ищущие убежище формально  имеют право на работу, но система  функционирует таким образом, что  если наниматель узнает, что человек, обратившийся к нему, — лицо, ищущее убежище, то он (наниматель) должен получить разрешение из муниципального органа о том, что он может взять на работу лицо, ищущее убежище. В некоторых  районах Финляндии, особенно в Хельсинки, очень трудно получить такое разрешение. По финским законам каждый гражданин  Финляндии или страны, входящей в  Европейский Союз, имеет право  быть нанятым на работу. Если у человека нет права на проживание, нет прописки, то тогда нужно получить разрешение на работу от Министерства промышленности и маркетинга. Речь идет о предпринимательстве. Такие разрешения очень трудно получить, и как правило, лица, ищущие убежище, не могут заниматься предпринимательством.

Финляндия подписала практически  все конвенции, имеющие отношение  к правам человека: Конвенция ООН 1976 г. по политическим правам, Европейская  конвенция по правам человека (это  было в 1990 г.). После ратификации этой конвенции многие законы были изменены. Когда Финляндия присоединилась к Европейскому Союзу, примерно 250 различных  законодательных актов были приведены  в соответствие с европейским  законодательством.

§2 Миграционная политика Финляндии

Финляндия традиционно являлась страной эмиграции. В 1980-е гг. государство  начинает приобретать население  в миграционном обмене. В этот период 85% иммигрантов были бывшими финскими гражданами, возвращающимися, главным  образом, из Швеции, но в 1990-е гг. уже  более половины иммигрантов являлись выходцами из других государств и  не имели прежде финского гражданства. В настоящее время численность  иммигрантов составляет около 102 тыс. человек, или 1,9% населения страны, что  значительно ниже соответствующего показателя в большинстве европейских  стран.

До 1995 г. меры государственной  политики в сфере миграции были сфокусированы, в основном, на проблемах вынужденной  иммиграции. В 1995 г. правительство учредило Комитет по вопросам предоставления убежища и иммиграционной политики, результатом деятельности которого стала подготовка отчета «Контролируемая иммиграция и эффективная интеграция». Основным заключением комитета являлось положение о необходимости содействия иммиграции ввиду сложившейся социально-экономической ситуации в стране.

В 1997 г. правительство одобрило основные принципы программы иммиграционной политики и политики в отношении  беженцев. Согласно программе, миграционная политика Финляндии преследует следующие  цели: открытость и интернационализм, поддержание регулируемой миграции, соблюдение прав личности, противодействие  нелегальной миграции.

Национальное законодательство, закрепляющее принципы миграционной политики, составляют: закон об иностранцах, вступивший в силу 22 февраля 1991 г. и содержащий ряд поправок, последняя из которых  была введена в 2001 г. и касалась свободы  передвижения иностранцев, проживающих  в Финляндии, и закон об интеграции иммигрантов и принятии лиц, ищущих убежище, введенный в действие 1 мая 1999 г. Последние изменения в закон  об интеграции были внесены 1 марта 2002 г., когда в силу вступили поправки, обязывающие муниципалитеты включать в программу интеграции мероприятия, направленные на улучшение этнических отношений.

Работа над миграционным законодательством продолжается и  в настоящее время. Рабочая группа, образованная в 2001 г. Министерством  внутренних дел с целью пересмотра закона об иностранцах, в числе своих  рекомендаций предлагает упразднить разрешение на работу как отдельный вид разрешений и ввести специальное разрешение на пребывание для работающих по найму  и самозанятых лиц, а также  предоставить возможность членам семей  финских граждан обращаться за разрешением  на пребывание на территории Финляндии. Рабочая группа предлагает укрепить позицию Парламента в отношении  мониторинга иммиграционной политики и установления ее целей.

В числе обсуждаемых в  настоящее время вопросов — необходимость  принятия программы в отношении  финнов, живущих за рубежом. Считается, что в интересах Финляндии  помочь сохранить им национальную идентичность и связи с родственниками и  друзьями в Финляндии.

В апреле 2001 г. была принята  национальная программа борьбы с  расизмом и этнической дискриминацией. Программа рассчитана на период 2001–2003 гг. и призвана содействовать нормализации этнических отношений в условиях роста иммиграции.

Расходы, связанные с реализацией  миграционной политики в 2002 г., составили  около 69 млн евро. Главной статьей  затрат стали мероприятия по предоставлению убежища в Финляндии и компенсационные  выплаты муниципалитетам, принимающим  беженцев.

Существует система институтов, отвечающих за регулирование иммиграционными процессами в Финляндии. Среди них особый интерес представляет Иммиграционное управление Финляндии, образованное в 1995 г. в структуре Министерства внутренних дел. В настоящее время Иммиграционное управление несет ответственность за:

-процедуры принятия беженцев;

-выдачу разрешений на  въезд и пребывание в стране;

-вопросы предоставления  гражданства Финляндии;

-ведение регистра иностранцев;

-предоставление информации  правительственным структурам и  международным организациям.

Статистика Финляндии  использует термин «иностранцы» в отношении лиц иностранного происхождения или иностранных граждан. В документах правительства Финляндии избегают употребления слова «иностранцы», заменяя его термином «иммигранты», когда речь идет о лицах иностранного происхождения, постоянно проживающих в стране.

Разрешение на пребывание в Финляндии оформляется либо для жительства, подобного постоянному (статус «А»), либо для временного пребывания (статус «Б»). Те, кому было выдано разрешение на пребывание со статусом «Б», не могут претендовать на получение разрешения на постоянное пребывание.

Согласно законодательству страны, категорию мигрантов, которым  может быть предоставлено убежище  в Финляндии, составляют лица, соответствующие  критериям Женевской конвенции  о предоставлении статуса беженца, а также те, кто покинул свою страну под угрозой смертной казни, негуманного обращения, вследствие военных действий или стихийных  бедствий.

Финляндия входит в число  стран, принимающих беженцев согласно ежегодной национальной квоте. В 2002 г. квота Финляндии предусматривала  прием и размещение в стране 750 беженцев.

В случае принятия Иммиграционным управлением положительного решения  о предоставлении убежища, беженцам и лицам, нуждающимся в защите, выдается разрешение на пребывание в  Финляндии. В 2002 г. общее число лиц, принятых в рамках программы гуманитарной иммиграции, составило 1558.

Согласно законодательству Финляндии, близкими членами семьи  резидентов страны считаются: супруги, состоящие в зарегистрированном браке; супруги, в течение двух лет  состоящие в гражданском браке; дети до 18 лет. В отдельных случаях  сюда включают и других родственников (престарелых родителей, не состоящих  в браке братьев и сестер).

Первое разрешение на пребывание, как правило, выдается сроком на 1 год. В 2000 г. по статье «воссоединение семей» было выдано 5525 разрешений на пребывание. Разрешение на постоянное пребывание может быть получено после двух лет проживания в Финляндии.

В Финляндии отсутствуют  профессиональные‚ отраслевые или  национальные квоты, а основой для  выдачи разрешений на работу является потребность рынков труда. Заявление  о получении разрешения на работу подается в органы представительства  Финляндии за рубежом. Необходимыми условиями его получения являются: приглашение на работу от конкретного работодателя; проведение экспертизы, удостоверяющей необходимость приглашения на работу иностранца.

Одновременно с принятием  решения о разрешении на работу, принимается решение о разрешении на пребывание.

Бюро по трудоустройству  может поддержать выдачу иностранцу разрешения на работу, если на вакантное  место невозможно найти работника  на внутреннем рынке труда. Кроме  того, предполагается, что работодатели руководствуются действующим в  Финляндии трудовым законодательством  и коллективными договорами, а  при отсутствии таковых — аналогичной  практикой‚ применяемой к финским  работникам.

Очень незначительная часть  от общего числа иммигрантов въезжает в страну через систему получения  разрешений на трудоустройство. В 2001 г. было выдано 143 разрешения на постоянное пребывание и работу прибывшим по программе долговременной миграции специалистов. Временное разрешение на пребывание и работу получили 962 человека в рамках программы трудовой миграции на фиксированный период времени (минимум один год) и 11501 — по программе  временной трудовой миграции.

Разрешение на пребывание с целью обучения в Финляндии  может быть выдано студентам вузов, а также иных учебных заведений, если целью учебы является приобретение квалификации или специализации. Необходимым  условием его получения является внесение на банковский депозит суммы 5 тыс. евро за каждый учебный год.

Разрешение на пребывание выдается на весь период учебных занятий, если учеба длится не дольше года. В  противном случае разрешение на пребывание выдается каждый семестр. Пребывание учащегося  считается временным по характеру. На практике это означает, что после  двух лет проживания в стране студенты не могут получить разрешение на постоянное пребывание. Студенты имеют право  на трудоустройство в ограниченном режиме (до 20 часов в неделю) на протяжении семестра и на работу без ограничений  во время каникул.

Краткосрочные перемещения  представляют собой туристические  и деловые поездки, визиты к родственникам  в Финляндии и пр. на срок не более 3-х месяцев и регулируются посредством  процедуры выдачи виз. Законодательство Финляндии предусматривает возможность  получения следующих типов виз:

  • одноразовая виза — выдается для однократного визита в страну на срок до 3-х месяцев;
  • многократная виза — предоставляет возможность посещения Финляндии более двух раз;
  • виза, предусматривающая возможность повторного въезда — выдается полицией Финляндии держателям одноразовой визы при необходимости выезда из Финляндии и возвращения в течение срока действия одноразовой визы;
  • транзитная виза — выпускается для проезда через территорию Финляндии, на срок не более пяти дней;
  • транзитная виза для пребывания на территории международных аэропортов — предоставляет возможность транзитным пассажирам находиться на территории Финляндии до 24 часов.

Виза не дает ее держателю  права работать в Финляндии, поэтому  пребывание в стране сроком до 3-х  месяцев с целью трудоустройства  требует получения разрешения на пребывание.

25 марта 2001 г. Финляндия  стала участником Шенгенского  соглашения. Держатели виз или  разрешений на пребывание, выданные  странами Шенгенской зоны, могут  находиться на территории Финляндии  в течение 3-х месяцев или  в период действия разрешения  на пребывание.

Принципы миграционной политики в отношении граждан скандинавских  стран определяются так называемым «Северным соглашением», в рамках которого с 1954 г. функционирует «Общескандинавский рынок труда», охватывающий в настоящее время все пять стран региона. Соглашение устанавливает взаимные права граждан этих стран въезжать, проживать и работать без получения предварительного разрешения и без ограничений.

Информация о работе Миграция в Финляндию