Молодежь как объект социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 13:19, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: Проанализировать осуществление социальной работы с молодежью средствами общественных объединений в городе Челябинск.
Задачи работы:
1. Изучить теоретические основы социальной работы с молодежью.
2. Рассмотреть общественные объединения как инструмент реализации молодежной социальной политики.
3. Проанализировать социальную работу с молодежью в городе Челябинск средствами общественных объединений

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы социальной работы с молодежью
1.1 Молодежь как объект социальной работы…………………………………..5
1.2 Принципы и методы социальной работы с молодежью……………………9
1.3 Социальные службы в решении молодежных проблем…………………..19
Глава II. Общественные объединения как инструмент реализации молодежной социальной политики
2.1 Общественные объединения как социально-педагогический феномен….24
2.2 Структура, функции и задачи общественных объединений……………...30
2.3 Реализация молодежной политики города Челябинска в рамках обеспечения прав и свобод граждан, гражданского и патриотического воспитания и формирования здорового образа жизни молодежи…………………………………………………………………………36
Заключение………………………………………………………………….…..38
Список источников и литературы…………………………………………...39

Файлы: 1 файл

Минобрнауки России.docx

— 86.32 Кб (Скачать файл)

Большая часть молодежных и детских общественных объединений  сосредоточена в крупных городах. В малых городах и в сельской местности объединения молодежи представлены достаточно слабо.

В то же время, все более  заметное влияние на молодежь оказывают  националистические, экстремистские, криминальные молодежные формирования.

Нерешенные на федеральном  уровне проблемы концептуального, стратегического  характера, правового регулирования, финансового и научного обеспечения серьезно снижают эффективность социальной работы с молодежью на всех уровнях.

Социальная работа с молодежью  должна носить общественно-государственный  характер и быть направлена на активизацию  действий и развитие партнерства  ее основных субъектов: органов государственной  власти, местного самоуправления, институтов гражданского общества, коммерческих и некоммерческих организаций, самой  молодежи по обеспечению эффективной  реализации государственных и общественных интересов в процессе социального  становления и самореализации молодежи.

При этом базовыми партнерами в реализации основных направлений  социальной работы с молодежью являются государство и молодежные общественные объединения. Государство способствует расширению возможностей молодежных объединений, увеличению их многообразия, создавая тем самым условия для углубления процессов самоорганизации в  молодежной среде. Молодежные объединения  в процессе осуществления молодежной работы формулируют, представляют и  отстаивают интересы молодежи, организуют самостоятельное решение проблем  молодежи самой молодежью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Принципы и  методы социальной работы с  молодежью

Могут быть смоделированы  два основных подхода к постановке социальной работы с молодежью.

В первом акцентируются проблемы молодежи как социально-возрастной группы. Круг задач социальной работы в этом случае определяется тезаурусом выявленных проблем. Сами проблемы могут  определяться как на основе апелляции  к житейскому опыту (естественно, прежде всего, опыту законодателей и  администраторов), либо посредством  социологических исследований.

При втором подходе в центре внимания оказываются проблемы социализации. В этом случае мы рассматриваем не молодежь как специфическую группу, а молодость как этап жизненного пути, проходимый каждым человеком. Задачи социальной работы в этом случае будут  определяться перспективами взросления; деятельность социальных служб ориентирована  на поддержку оптимизации процессов  социализации.

Лишь во втором случае мы получаем обоснованные критерии для  расстановки приоритетов в деятельности социальных служб. Выявление (с использованием научных подходов или без него) текущих проблем провоцирует  на определение их значимости на основании  чисто количественных критериев (исходя из численности групп молодежи, которые  данные проблемы затрагивают, или социальных последствий неадекватного решения  проблем). В результате, во-первых, искажается действительная важность различных  аспектов развития молодежи, во-вторых, социальная работа ориентируется на следствия, а не причины тех или  иных явлений.

Классическим примером такой  ситуации может служить положение  дел в борьбе с наркоманией. Разумеется, поскольку определенная часть молодежи подвержена наркозависимости, программы  коррекции необходимы. Но было бы неверно  полагать их достаточными, поскольку  помогать лицам, употребляющим наркотики, значит вычерпывать воду из бездонной  бочки: в эту категорию будут  попадать все новые юноши и  девушки. Помощь наркозависимым должна сочетаться с главным: выявлением причин наркомании и их профилактикой. А  это и означает социальную работу, ориентированную не на «проблемы  молодежи», а на оптимизацию процессов  социализации.

Дискутируя о применении терминов «эмпирическая» и «прикладная» социология, один социолог сказал, что  прикладная социология -- это, по сути, есть социальная работа и, добавим от себя, социальная политика. В дальнейшем, мы будем использовать термин «работа  с молодежью», который шире понятия  «социальная работа», так как  ее проводят различные агенты, включая  как государственные организации, проводящие официальную политику, так  и негосударственные организации  и различные группы, идеология  которых может в той или  иной степени отличаться от официальной  или быть прямо противоположной.

«Работа с молодежью должна воодушевить молодых людей преодолеть свое зависимое положение, молодые  люди должны знать, чувствовать и  верить, что они могут в определенной степени контролировать свое положение  в том смысле, что они способны влиять на то, что происходит с ними самим и с их окружением. Способность  молодых людей видеть альтернативы и выбирать наиболее приемлемые из них в любой ситуации является самым главным для социального образования».

Можно сказать, что работа с молодежью имеет конечной целью  дать возможность молодым людям  приобрести социальную компетентность.

Различные социокультурные  условия или установки агентов  работы с молодежью предъявляют  разные требования к социальной компетентности, и в различных сообществах  используются иногда диаметрально противоположные  технологии социального образования, которые не всегда могут быть перенесены из одного социокультурного контекста  в другой.

Все подходы к работе с  молодежью объединяет то, что они  могут быть проанализированы в терминах базовых социологических парадигм, каждая из которых лежит в основе определенной модели такой работы. Каждая модель характеризуется представлением о потребностях молодых людей, направленностью  программ, ролью работника с молодежью, процессом, характером взаимоотношений  и целью, которая выражается в  желаемых последствиях работы как для  индивидов, так и для общества в целом.

Практики работы с молодежью  основаны на двух базовых социологических  подходах - функционализме и теории конфликта.

Основная идея функционализма состоит в том, что общество функционирует  на основе разделяемых всеми ценностей, норм, убеждений. Основой функционализма, таким образом, является идея консенсуса, которая заключается в том, что  люди согласны с базовыми ценностями общества. С точки зрения функционализма, семья, право, система образования  являются агентами усиления этого контроля. Таким образом, они являются теми институтами, которые гарантируют  благополучное функционирование общества в соответствии с согласованными ценностями.

Теория конфликта отвергает  идею консенсуса. Согласно теории конфликта, индустриальное общество обусловливает  все более неравное распределение  дохода и сталкивается с растущей проблемой социального контроля. Образовательные институты выполняют  функцию поддержания социального  контроля, подчеркивая важность дисциплины и уважения к власти. Сторонники этой социологической традиции пытаются исследовать пути противодействия  такому контролю и угнетению. Они  полагают, что для этого существуют два основных способа - изменить человеческое сознание или изменить структуру общества.

Исходя из положений двух базовых социологических школ, Баррелл  и Морган представили структуру  четырех парадигм, которые определили как «радикально-гуманистическая» и «радикально-структуралистская», основанные на теории конфликта, а также «интерпретативная» и собственно «функционалистская», основанные на функционализме.

1. Функционалистская модель. Первичная цель работы с молодежью в рамках этой перспективы- обеспечение контролирующей функции с помощью социальных институтов, социализирующих тех, кто еще не готов для общества. Работа с молодежью служит для поддержки социальной сплоченности. Суть этого подхода можно проиллюстрировать высказыванием лорда Рэдклифф-Мауда, который, комментируя основную цель работы с молодежью, заявил, что она состоит в том, чтобы «предоставить молодому человеку в его свободное время разнообразные возможности, в дополнение к тем, которые предоставляет дом, работа и формальное образование для раскрытия и развития физических, умственных и духовных ресурсов так, чтобы он мог лучше подготовить себя жить жизнью зрелого, креативного и ответственного члена общества». В пространстве этой парадигмы работа с молодежью является дополнением к деятельности семьи и школы, молодые люди должны быть подготовлены к выполнению специфических ролей в обществе, работа с молодежью направлена на поддержание моральных ценностей общества, энергия молодых людей должна направляться в конструктивное русло. Она связана с проблемой «падения моральных ценностей». Предполагается, что молодым людям необходимо общаться со взрослыми, обладающими достаточно положительными моральными качествами, чтобы служить «ролевой моделью».

Исходящая из положений Э. Дюркгейма, эта концепция основывается на понятии «коллективной совести», представлении об обществе, где все  члены стремятся придерживаться одних и тех же ценностей и  следовать одним и тем же правилам. Развитие индустриализации и урбанизации  создает «моральную» угрозу обществу и требует привлечения дополнительных институтов для поддержания процесса социализации.

Б. Дэвис и А. Гибсон подробно описали контроль мотиваций, который  обусловил развитие рекреационных  центров и таких движений, как  скауты. Они полагали, что добровольцы, вовлеченные в социальную работу с подростками, исходили из идей альтруизма, основанных на озабоченности тем, что  детям рабочего класса следует становиться  также рабочими, которые при этом будут достаточно лояльными и  ответственными.

Базовые характеристики функционалистской  модели определяются следующим образом. Молодые люди находятся в стадии перехода от детства к взрослой жизни. В стадии перехода молодые люди способны бунтовать, и необходимо, чтобы их бунтарство было направлено на социально  приемлемые цели.

Основные программы сосредоточены  на внушении существующих моральных  и социальных ценностей и действуют  в направлении предупреждения беспорядков  и нарушений социальных норм. Образование  фокусируется на предупреждении девиации в форме бесед с уважаемыми в общине взрослыми о пьянстве, религии, сексуальности.

В процессе взаимоотношений  работник рассматривается как агент, ведущий молодых людей по пути, желательному для общества. Взаимоотношения  обычно авторитарны, групповые нормы  и ценности проявляются только с  дозволения взрослых. Роль работника  с молодежью выражается в ролевой  модели и в качестве организатора.

Эта модели иерархична; все  основные решения принимают взрослые. Реализация целей функционалистской  модели предполагает, что молодые  люди будут дисциплинированы, обладать приемлемой системой ценностей, поддерживать социальный порядок посредством  своей преданности существующим социальным институтам и структурам. В обществе основные институты останутся  неизменными, ценности, которые поддерживают эти институты, внушаются молодому поколению, сохраняются и передаются далее.

2. Интерпретативная модель. Работа с молодежью в этой  перспективе фокусируется на  персональном развитии потребностей  молодых людей с некоторым  учетом социального положения  или окружения молодых людей.  Молодые люди рассматриваются  как проходящие через молодежную  фазу жизни. Таким образом,  они должны разрешить проблемы, присущие этой фазе. Работа с  молодежью призвана смягчить  прохождение этой фазы, предоставляя  разнообразные возможности для  обучения навыкам, необходимым  во взрослой жизни.

Интерпретативная модель, согласно М. Смиту, - это сознательное стремление помочь людям приобрести необходимые знания, навыки, чувства, отвечающие своим потребностям, связанным  с развитием, и потребностям других.

Хотя функционализм в  плане практических решений связан с консерватизмом, П. Джэрвис (Р. Jarvis) утверждает, что тот, кто относительно свободен от принуждения структурой и кто осуществляет власть, стоит  ближе к принятию классической либеральной  идеологии, которая рассматривает  индивида как независимого, свободного преследовать свои собственные интересы и полагать, что он способен делать это посредством осуществления  своих собственных рациональных суждений.

Основные характеристики интерпретативной модели следующие. С  точки зрения молодежных проблем, молодые  люди проходят переходную фазу от детства  к взрослости. Им необходимо решить задачи, присущие этой стадии. Ключевые задачи развития для молодых людей - это создавать позитивный «Я - образ», развивать стабильные интерперсональные отношения и социальные навыки, необходимые для участия в существующих структурах общества. Акцент делается на пропаганде персональной ответственности за индивидуальный выбор, согласно существующим в обществе ценностям. Программы работы будут фокусироваться на помощи молодым людям в освоении и понимании собственных ценностей, относящихся к здоровью, сексуальности и т.д. и пониманию последствий сделанного выбора. Рекреационные программы представляются как средство, посредством которого молодые люди учатся социальной коммуникации с другими. Как правило, эти программы отказываются от соревновательного элемента и концентрируются на групповых техниках, для воспитания сотрудничества, взаимопомощи и групповых обязательств. Как правило, эта модель должна включать традиционные мужские и женские программы жизненных навыков на пересечении гендерных групп. Акцент делается на пропаганде гендерного равенства. Социальный и политический аспекты базируются на пропаганде участия в существующих социальных и политических структурах посредством привлечения к участию в местных инициативах, программах защиты окружающей среды.

Для этого подхода форма  образования так же важна, как  и содержание программы. Работники  относятся к молодым людям  с уважением и рассматривают  их как партнеров. Роль работника  в этом процессе заключается в  том, что он совмещает в себе группового работника, доверенное лицо, мотиватора и консультанта. Молодые люди способны развиваться как личность по своему праву, они могут думать, рефлектировать, вырабатывать свои взгляды на жизнь  и принимать на себя ответственность  за свое поведение.

Информация о работе Молодежь как объект социальной работы