Молодежь как объект социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 13:19, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: Проанализировать осуществление социальной работы с молодежью средствами общественных объединений в городе Челябинск.
Задачи работы:
1. Изучить теоретические основы социальной работы с молодежью.
2. Рассмотреть общественные объединения как инструмент реализации молодежной социальной политики.
3. Проанализировать социальную работу с молодежью в городе Челябинск средствами общественных объединений

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы социальной работы с молодежью
1.1 Молодежь как объект социальной работы…………………………………..5
1.2 Принципы и методы социальной работы с молодежью……………………9
1.3 Социальные службы в решении молодежных проблем…………………..19
Глава II. Общественные объединения как инструмент реализации молодежной социальной политики
2.1 Общественные объединения как социально-педагогический феномен….24
2.2 Структура, функции и задачи общественных объединений……………...30
2.3 Реализация молодежной политики города Челябинска в рамках обеспечения прав и свобод граждан, гражданского и патриотического воспитания и формирования здорового образа жизни молодежи…………………………………………………………………………36
Заключение………………………………………………………………….…..38
Список источников и литературы…………………………………………...39

Файлы: 1 файл

Минобрнауки России.docx

— 86.32 Кб (Скачать файл)

На уровне субъектов Российской Федерации институты гражданского общества, участвующие в социальной работе с молодежью, осуществляют координацию  своей деятельности и взаимодействие с органами государственной власти прежде всего через создаваемые  ассоциации («круглые столы»).

Уровень местного самоуправления должен рассматриваться всеми субъектами социальной работы с молодежью в  качестве основного для ее осуществления. Именно на этом уровне происходит непосредственное взаимодействие ее основных субъектов  и самой молодежи. Именно на этом уровне сконцентрированы и наиболее остро проявляются все проблемы молодежной сферы.

На муниципальном уровне должна быть создана современная  инфраструктура социальной работы с  молодежью, система координации  и взаимодействия общественных объединений, а также организаций и служб, участвующих в формировании и  осуществлении социальной работы с  молодежью.

1.3 Социальные  службы в решении молодежных  проблем

Решение возникающих в  молодежной сфере социальных проблем  не может быть реализовано без  организации социальной работы, разворачивания деятельности социальных служб для  несовершеннолетних и молодежи.

Социальная работа среди  молодежи рассматривается как обеспечение  наиболее благоприятных социально-экономических  условий развития каждого молодого человека, способствующая социальному  становлению личности, обретение  ею всех видов свобод и полноценного участия индивидов в жизни  общества.

При организации деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи осуществляется целый  комплекс мер. Решается задача по созданию и развитию комплекса специализированных служб и учреждений по указанию подросткам и молодежи разнообразных медико-социальных, психолого-педагогических, реабилитационных и социально-правовых услуг.

Так, открыты Центры социального  здоровья семьи и детей в Москве, Костроме, Петрозаводске, Томске и др., развиваются службы психологической, медико-социальной помощи семье и  подросткам, открываются «телефоны  доверия», консультационные центры. Такие  центры действуют более чем в 30-ти регионах России.

Для детей и подростков, испытывающих жестокое обращение в  семье и насилие, создаются социальные приюты.

С начала 1992 года на базе семи приемников-распределителей для  несовершеннолетних созданы центры социальной реабилитации детей и  подростков, организуются приюты для  детей, оказавшихся вне внимания семьи и интернатных учреждений. Ведется работа по созданию при приемниках-распределителях  служб, направленных на ресоциализацию подростков с девиантным поведением.

Кроме этого в ряде регионов созданы Центры (комплексы) социальной реабилитации и адаптации подростков, функции которых значительно  расширены. В составе Центров  помимо приютов, учебной части, отделения  временной изоляции несовершеннолетних созданы реабилитационные службы (малые  производственные подразделения, детская  гостиница, полиграфическая и швейная  мастерские, теплица и т.д.), психолого-оздоровительный  центр.

Обеспечение полноценного физиологического и интеллектуального развития личности, подготовка молодого поколения к  самостоятельной и трудовой взрослой жизни объективно ставят задачу создания целой системы социальных служб, призванных заниматься этими проблемами, в том числе психологической  службы. В настоящий период она  представлена психологами в детских  садах и школах; семейной психологической  службой, организационно оформленной  в виде городских или районных психологических консультаций; социальной службой, центральной фигурой которой  является социальный работник.

Базисными видами деятельности специалистов, указанных служб, являются психолого-профилактическая, психолого-диагностическая  и коррекционная работа, а также  консультационная деятельность.

Необходимость такого вида социальных услуг все больше осознается населением и государством.

В системе психологического консультирования различают:

1. возрастно-психологическое  (контроль за состоянием психологического  развития ребенка);

2. семейное психологическое  консультирование (оказание помощи  населению по широкому кругу  семейных проблем);

3. психолого-педагогическое  консультирование преподавателей  и воспитателей;

4. консультационная работа  социального работника, в функции  которого входит, прежде всего,  задача представления интересов  и прав клиента в широком  социальном окружении.

Специалист, работающий в  области социального консультирования, должен в совершенстве владеть основными  принципами, которые впервые были сформулированы В.В. Столиным на материале  семейного психологического консультирования. Он выделял 6 принципов:

1. Принцип анализа подтекста  (требование различать несколько  слоев в запросе-жалобе клиента  и выделение способов работы  с этими слоями).

2. Принцип отказа от  конкретных рекомендаций (ибо человек  сам должен принять решение  о своей собственной судьбе).

3. Принцип стереоскопического  диагноза (именно в семейном консультировании  наиболее необходим учет мнения  более, чем одной стороны).

4. Принцип системности  (выделение системной единицы  анализа, будь то индивидуальное  сознание, или же семья как  целое, или же индивидуальный  жизненный путь как целое).

5. Принцип уважения личности  клиента (отказ от установки  на переделывание, перевоспитание  личности, установка на приятие,  понимание клиента).

6. Принцип профессиональной  направленности и мотивированности  консультанта (различение дружеских  и профессиональных отношений,  поиск и установление границы,  где кончается клиент и начинается  просто человек и т.д.).

Основными направлениями  деятельности медицинских учреждений, оказывающих помощь детям и подросткам, являлись до недавнего времени сугубо медицинские проблемы. Это санитарно-просветительская работа среди девочек, их родителей  и педагогов, осуществление профилактических осмотров для выявления «риск-группы»  и больных, оказание лечебно-профилактической помощи девочкам и девушкам с гинекологическими  заболеваниями и т.д.

Однако масса проблем  интимной жизни детей, право на которую  отрицалось взрослыми, заставляет сегодня  медицинские учреждения вводить  в свои штаты психологов, психотерапевтов, социальных работников, открывать «телефоны  доверия».

В настоящее время во многих регионах России открыты центры социальной помощи семье и детям. Работа с  подростками в них идет по обращаемости (через «телефон доверия» и консультирование, когда подростки анонимно обращаются за помощью к специалисту психологу, врачу-гинекологу, сексопатологу и  т.д.) и путем привлечения в  центры подростков из школ, ПТУ, техникумов. При центрах работают медико-педагогические школы, где на профессиональном уровне проводятся занятия с группами подростков по проблемам сексуального поведения, репродуктивного здоровья, вреде  абортов и ранних половых контактов, профилактики венерических заболеваний  и т.п..

Получили развитие и центры здоровья семьи, консультации «Брак  и семья», которые оказывают консультативную, лечебно-профилактическую помощь по всем вопросам полового воспитания подростков.

Активно формируются и  интенсивно развиваются в России службы планирования семьи и полового воспитания. Согласно определению ВОЗ, под планированием семьи подразумеваются  такие методы, которые помогают отдельным  лицам или супружеским парам  достичь определенной цели: избегать нежелательных рождений, способствовать появлению желанных детей, регулировать интервалы между беременностями, контролировать время рождения детей  с учетом возраста родителей, определять число детей в семье.

Социальная работа для  молодежи является принципиально новым  видом деятельности в Российской Федерации. В силу этого проблема является недостаточно разработанной  в нормативном плане. Проект Концепции  государственной молодежной политики Российской Федерации определил  социальные службы для молодежи как  организации, которые независимо от организационно-правовых форм и форм собственности осуществляют мероприятия  по социальной поддержке молодых  граждан, находящихся в трудной  жизненной ситуации, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, содействию в социальной, психологической  адаптации и социальной реабилитации, а также граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию молодежи без образования юридического лица.

Согласно тому же проекту  Концепции государственной молодежной политики РФ, социальная инфраструктура для молодежи - система необходимых  для жизнеобеспечения молодежи объектов (зданий, строений, сооружений), а также  организаций, которые осуществляют деятельность по охране здоровья, образованию, воспитанию, социальному обслуживанию, физическому, духовному и нравственному  развитию молодых граждан, обеспечению их занятости и удовлетворению их общественных потребностей.

Нормативной основой деятельности специализированных учреждений по работе с молодежью являются:

1. программа «Молодежь  России» на 2001-2009 годы, утвержденная  постановлением Правительства РФ;

2. нормативно-правовые акты  Государственного комитета РФ  по делам молодежи и Департамента  по молодежной политике Министерства  образования России:

а) постановление коллегии Государственного комитета РФ по делам  молодежи от 02.11.0 № 04.1 «О работе подростковых и молодежных клубов по месту жительства граждан»;

б) совместное инструктивное  письмо Министерства образования РФ, Государственного комитета РФ по делам  молодежи, Министерства РФ по физической культуре, спорту и туризму от 12.04.06 № Км-21/294-04/53 «О работе подростковых и молодежных клубов по месту жительства граждан»;

в) Распоряжение Председателя Государственного комитета РФ по делам  молодежи от 24.04.06 № 42 «Об утверждении  разрядов оплаты труда, тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников бюджетных учреждений и  организаций органов по делам  молодежи Российской Федерации, объемных показателей по отнесению учреждений по делам молодежи к группам по оплате труда руководителей»).

При этом ряд основных категорий: социальное обеспечение, структурные  элементы социальных служб, социальная защита - четко не определены, что  требует дальнейших исследований этой проблемы и ее законодательного решения. Не обеспечено и присутствие молодежных разделов в законодательных актах  по всему блоку социальных и экономических  законов.

Инновационный характер деятельности учреждений органов молодежной политики опережает нормативное решение  вопроса. Необходима разработка пакета ведомственных документов по функционированию социальных служб для молодежи: системы  штатных нормативов, рабочего времени  и оплаты труда, нормативов создания учреждений на определенную численность  молодежи, налоговых льгот для  этих учреждений.

Учреждения (социальные службы) для молодежи создаются по решению  органов государственного управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов  федерального значения, автономных образований, органов местного самоуправления и  находятся в ведении соответствующих  органов молодежной политики, которые  определяют вид учреждений и порядок  их деятельности, осуществляют методическое руководство и организацию.

Таким образом, молодежь - это социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, адаптации к миру взрослых и будущие изменения. Молодежь имеет подвижные границы своего возраста, они зависят от социально-экономического развития общества, уровня культуры, условий жизни.

С начала 90-х годов в  России активно формируется сеть новых социальных учреждений, ориентированных  на профессиональную социальную, психосоциальную, медико-социальную и психолого-педагогическую помощь населению. Сеть этих учреждений носит разноведомственный характер и формируется в разных ведомствах: в Министерстве труда и социального  развития, Министерстве общего и профессионального  образования, Госкомитете РФ по делам  молодежи, Минздраве, МВД. На конец 2000 года насчитывалось более 3000 различных  государственных социальных учреждений нового типа.

Социальная работа с молодежью  осуществляется так же различными общественными  объединениями.

Общественные молодежные объединения являются основной формой самоорганизации молодежи, их деятельность должна быть направлена на:

1. повышение общественной  активности молодого поколения,  развитие толерантности в молодежной  среде;

2. получение молодыми  людьми навыков для эффективного  и продуктивного включения в  современную жизнь;

3. участие молодежи в  выработке и реализации решений  в сфере государственного и  муниципального управления, через  работу в общественно-государственных  структурах всех уровней, через  развитие студенческого самоуправления;

4. создание привлекательных  моделей позитивной деятельности  и вовлечение в нее молодежи.

Общественным объединениям могут передаваться ресурсы для  решения задач, с которыми они  способны справиться самостоятельно. При этом общественные объединения  берут на себя всю полноту ответственности  за решение данных задач силами самой  молодежи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Общественные объединения как инструмент реализации молодежной социальной политики

2.1 Общественные  объединения как социально-педагогический  феномен

Россия переживает процесс  социальной трансформации, стремясь избавиться от пережитков тоталитаризма и стать  демократическим правовым государством. Ученые, отслеживающие изменения  в общественном устройстве, фиксируют  появление некоторых черт гражданского общества.

Меняется общество, меняется и роль человека в нем. Если раньше человека низводили до роли добросовестного  исполнителя, сейчас человек - активный преобразователь социального пространства. Личностная активность - одна из базовых  характеристик человека современного гражданского общества. Такое изменение  повышает ответственность человека. Оно наполняет понятие «гражданин»  новым этико-моральным смыслом. Так, известный социолог В.Т.Лисовский  пишет: «Гражданин - член политического  сообщества, имеющий права и обязанности, связанные с его членством  в нем». Данная трактовка отражает двустороннюю связь между личностью  и обществом. Однако реального осознания  этой взаимосвязи (по нашему мнению) у  большинства россиян нет, так  как история Советского Союза  предполагала формальную одностороннюю  связь-подчинение от государства к  человеку. Гражданин являлся вассалом государства и с благодарностью исполнял долг по отношению к государству, которое даровало ему определенные права. Так было до известных перестроечных  событий, когда образ государства-патрона  был дискредитирован. Неравное взаимодействие было прервано. Нарушилась целостность  «личность-общество-государство». Люди оказались разобщенными и изолированными от государства. Согласно данным, полученным в мониторинге исследования процессов  идентификации, в 1992 г. ни один респондент не сказал, что он - россиянин, гражданин  России. Понятие гражданин надолго  утратило социальный престиж и смысл.

Информация о работе Молодежь как объект социальной работы