Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 13:19, курсовая работа
Цель данной работы: Проанализировать осуществление социальной работы с молодежью средствами общественных объединений в городе Челябинск.
Задачи работы:
1. Изучить теоретические основы социальной работы с молодежью.
2. Рассмотреть общественные объединения как инструмент реализации молодежной социальной политики.
3. Проанализировать социальную работу с молодежью в городе Челябинск средствами общественных объединений
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы социальной работы с молодежью
1.1 Молодежь как объект социальной работы…………………………………..5
1.2 Принципы и методы социальной работы с молодежью……………………9
1.3 Социальные службы в решении молодежных проблем…………………..19
Глава II. Общественные объединения как инструмент реализации молодежной социальной политики
2.1 Общественные объединения как социально-педагогический феномен….24
2.2 Структура, функции и задачи общественных объединений……………...30
2.3 Реализация молодежной политики города Челябинска в рамках обеспечения прав и свобод граждан, гражданского и патриотического воспитания и формирования здорового образа жизни молодежи…………………………………………………………………………36
Заключение………………………………………………………………….…..38
Список источников и литературы…………………………………………...39
На уровне субъектов Российской
Федерации институты
Уровень местного самоуправления
должен рассматриваться всеми
На муниципальном уровне должна быть создана современная инфраструктура социальной работы с молодежью, система координации и взаимодействия общественных объединений, а также организаций и служб, участвующих в формировании и осуществлении социальной работы с молодежью.
1.3 Социальные службы в решении молодежных проблем
Решение возникающих в молодежной сфере социальных проблем не может быть реализовано без организации социальной работы, разворачивания деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи.
Социальная работа среди
молодежи рассматривается как
При организации деятельности
социальных служб для несовершеннолетних
и молодежи осуществляется целый
комплекс мер. Решается задача по созданию
и развитию комплекса специализированных
служб и учреждений по указанию подросткам
и молодежи разнообразных медико-
Так, открыты Центры социального здоровья семьи и детей в Москве, Костроме, Петрозаводске, Томске и др., развиваются службы психологической, медико-социальной помощи семье и подросткам, открываются «телефоны доверия», консультационные центры. Такие центры действуют более чем в 30-ти регионах России.
Для детей и подростков, испытывающих жестокое обращение в семье и насилие, создаются социальные приюты.
С начала 1992 года на базе семи
приемников-распределителей
Кроме этого в ряде регионов созданы Центры (комплексы) социальной реабилитации и адаптации подростков, функции которых значительно расширены. В составе Центров помимо приютов, учебной части, отделения временной изоляции несовершеннолетних созданы реабилитационные службы (малые производственные подразделения, детская гостиница, полиграфическая и швейная мастерские, теплица и т.д.), психолого-оздоровительный центр.
Обеспечение полноценного физиологического и интеллектуального развития личности, подготовка молодого поколения к самостоятельной и трудовой взрослой жизни объективно ставят задачу создания целой системы социальных служб, призванных заниматься этими проблемами, в том числе психологической службы. В настоящий период она представлена психологами в детских садах и школах; семейной психологической службой, организационно оформленной в виде городских или районных психологических консультаций; социальной службой, центральной фигурой которой является социальный работник.
Базисными видами деятельности специалистов, указанных служб, являются психолого-профилактическая, психолого-диагностическая и коррекционная работа, а также консультационная деятельность.
Необходимость такого вида социальных услуг все больше осознается населением и государством.
В системе психологического консультирования различают:
1. возрастно-психологическое
(контроль за состоянием
2. семейное психологическое консультирование (оказание помощи населению по широкому кругу семейных проблем);
3. психолого-педагогическое
консультирование
4. консультационная работа
социального работника, в
Специалист, работающий в
области социального
1. Принцип анализа подтекста
(требование различать
2. Принцип отказа от конкретных рекомендаций (ибо человек сам должен принять решение о своей собственной судьбе).
3. Принцип стереоскопического
диагноза (именно в семейном
4. Принцип системности
(выделение системной единицы
анализа, будь то
5. Принцип уважения личности
клиента (отказ от установки
на переделывание,
6. Принцип профессиональной
направленности и
Основными направлениями деятельности медицинских учреждений, оказывающих помощь детям и подросткам, являлись до недавнего времени сугубо медицинские проблемы. Это санитарно-просветительская работа среди девочек, их родителей и педагогов, осуществление профилактических осмотров для выявления «риск-группы» и больных, оказание лечебно-профилактической помощи девочкам и девушкам с гинекологическими заболеваниями и т.д.
Однако масса проблем интимной жизни детей, право на которую отрицалось взрослыми, заставляет сегодня медицинские учреждения вводить в свои штаты психологов, психотерапевтов, социальных работников, открывать «телефоны доверия».
В настоящее время во многих
регионах России открыты центры социальной
помощи семье и детям. Работа с
подростками в них идет по обращаемости
(через «телефон доверия» и консультирование,
когда подростки анонимно обращаются
за помощью к специалисту
Получили развитие и центры
здоровья семьи, консультации «Брак
и семья», которые оказывают
Активно формируются и
интенсивно развиваются в России
службы планирования семьи и полового
воспитания. Согласно определению ВОЗ,
под планированием семьи
Социальная работа для
молодежи является принципиально новым
видом деятельности в Российской
Федерации. В силу этого проблема
является недостаточно разработанной
в нормативном плане. Проект Концепции
государственной молодежной политики
Российской Федерации определил
социальные службы для молодежи как
организации, которые независимо от
организационно-правовых форм и форм
собственности осуществляют мероприятия
по социальной поддержке молодых
граждан, находящихся в трудной
жизненной ситуации, оказанию социально-бытовых,
социально-медицинских, психолого-педагогических,
социально-правовых услуг и материальной
помощи, содействию в социальной, психологической
адаптации и социальной реабилитации,
а также граждане, осуществляющие
предпринимательскую
Согласно тому же проекту
Концепции государственной
Нормативной основой деятельности специализированных учреждений по работе с молодежью являются:
1. программа «Молодежь
России» на 2001-2009 годы, утвержденная
постановлением Правительства
2. нормативно-правовые акты
Государственного комитета РФ
по делам молодежи и
а) постановление коллегии Государственного комитета РФ по делам молодежи от 02.11.0 № 04.1 «О работе подростковых и молодежных клубов по месту жительства граждан»;
б) совместное инструктивное письмо Министерства образования РФ, Государственного комитета РФ по делам молодежи, Министерства РФ по физической культуре, спорту и туризму от 12.04.06 № Км-21/294-04/53 «О работе подростковых и молодежных клубов по месту жительства граждан»;
в) Распоряжение Председателя Государственного комитета РФ по делам молодежи от 24.04.06 № 42 «Об утверждении разрядов оплаты труда, тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников бюджетных учреждений и организаций органов по делам молодежи Российской Федерации, объемных показателей по отнесению учреждений по делам молодежи к группам по оплате труда руководителей»).
При этом ряд основных категорий: социальное обеспечение, структурные элементы социальных служб, социальная защита - четко не определены, что требует дальнейших исследований этой проблемы и ее законодательного решения. Не обеспечено и присутствие молодежных разделов в законодательных актах по всему блоку социальных и экономических законов.
Инновационный характер деятельности учреждений органов молодежной политики опережает нормативное решение вопроса. Необходима разработка пакета ведомственных документов по функционированию социальных служб для молодежи: системы штатных нормативов, рабочего времени и оплаты труда, нормативов создания учреждений на определенную численность молодежи, налоговых льгот для этих учреждений.
Учреждения (социальные службы)
для молодежи создаются по решению
органов государственного управления
республик в составе Российской
Федерации, краев, областей, городов
федерального значения, автономных образований,
органов местного самоуправления и
находятся в ведении
Таким образом, молодежь - это социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, адаптации к миру взрослых и будущие изменения. Молодежь имеет подвижные границы своего возраста, они зависят от социально-экономического развития общества, уровня культуры, условий жизни.
С начала 90-х годов в России активно формируется сеть новых социальных учреждений, ориентированных на профессиональную социальную, психосоциальную, медико-социальную и психолого-педагогическую помощь населению. Сеть этих учреждений носит разноведомственный характер и формируется в разных ведомствах: в Министерстве труда и социального развития, Министерстве общего и профессионального образования, Госкомитете РФ по делам молодежи, Минздраве, МВД. На конец 2000 года насчитывалось более 3000 различных государственных социальных учреждений нового типа.
Социальная работа с молодежью осуществляется так же различными общественными объединениями.
Общественные молодежные объединения являются основной формой самоорганизации молодежи, их деятельность должна быть направлена на:
1. повышение общественной
активности молодого поколения,
2. получение молодыми
людьми навыков для
3. участие молодежи в
выработке и реализации
4. создание привлекательных
моделей позитивной
Общественным объединениям могут передаваться ресурсы для решения задач, с которыми они способны справиться самостоятельно. При этом общественные объединения берут на себя всю полноту ответственности за решение данных задач силами самой молодежи.
Глава II. Общественные объединения как инструмент реализации молодежной социальной политики
2.1 Общественные
объединения как социально-
Россия переживает процесс социальной трансформации, стремясь избавиться от пережитков тоталитаризма и стать демократическим правовым государством. Ученые, отслеживающие изменения в общественном устройстве, фиксируют появление некоторых черт гражданского общества.
Меняется общество, меняется
и роль человека в нем. Если раньше
человека низводили до роли добросовестного
исполнителя, сейчас человек - активный
преобразователь социального