Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 13:19, курсовая работа
Цель данной работы: Проанализировать осуществление социальной работы с молодежью средствами общественных объединений в городе Челябинск.
Задачи работы:
1. Изучить теоретические основы социальной работы с молодежью.
2. Рассмотреть общественные объединения как инструмент реализации молодежной социальной политики.
3. Проанализировать социальную работу с молодежью в городе Челябинск средствами общественных объединений
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы социальной работы с молодежью
1.1 Молодежь как объект социальной работы…………………………………..5
1.2 Принципы и методы социальной работы с молодежью……………………9
1.3 Социальные службы в решении молодежных проблем…………………..19
Глава II. Общественные объединения как инструмент реализации молодежной социальной политики
2.1 Общественные объединения как социально-педагогический феномен….24
2.2 Структура, функции и задачи общественных объединений……………...30
2.3 Реализация молодежной политики города Челябинска в рамках обеспечения прав и свобод граждан, гражданского и патриотического воспитания и формирования здорового образа жизни молодежи…………………………………………………………………………36
Заключение………………………………………………………………….…..38
Список источников и литературы…………………………………………...39
Современному россиянину предстоит восстановить утраченные связи в обществе и государстве и, более того, сделать их обратными: от человека - к обществу, а через него - к государству. Пройдет еще много времени до того, как каждый российский человек поймет, что объявленная демократия как связь между отдельным человеком, обществом и государством будет действенной тогда и только тогда, когда каждый осознает, что он может влиять на деятельность государства, общества, что он хозяин своей судьбы. Человек, достигший такого осознания, и есть «новый» гражданин. Совокупность таких граждан составляют гражданское общество.
Б.И. Коваль пишет, что гражданское общество есть «высшая форма солидарности людей в современном мире». Солидарность - это деятельное сочувствие, такое состояние личности, когда гражданин не может выполнить свою жизненную программу без содействия, сопереживания, помощи других.
Первые годы перестройки заставили человека замкнуться, уйти в себя, или в лучшем случае реализовать себя в рамках семьи, круга друзей. Активная позиция человека в гражданском обществе выводит человека на общественный уровень взаимодействия. Ведь демократия в самом примитивном определении - это власть народа, а народ - это сообщество, осознающее единство, общность, солидарность. И бесполезно надеяться на осуществление демократии раньше, чем проявится чувство солидарности.
Солидарность заставляет
людей объединяться. Мораль детской
сказки «Теремок» - «Вместе лучше» -
присутствует, наверное, в каждом. Руководствуясь
этим принципом, люди объединяются в
рамках общественных организаций, ассоциаций,
движений, которые умножают значимость
каждого человека, дают ощутить себя
свободным, полноправным субъектом
демократического управления, а значит,
получить возможность быть услышанным
государством. Демократия - это диалог
государства с гражданским
Американский политолог Д. Патрик отмечает: «Большинство теоретиков демократии считают, что сеть ассоциаций и организаций составляет основу гражданского общества». Другой американский ученый Р. Патнэм настаивает: «Люди, заинтересованные в демократии (ее консолидации и эффективности), должны в первую очередь способствовать формированию гражданского общества». Долгосрочные исследования, проведенные Патнэмом в Италии, подтвердили, что жизнеспособная сеть местных добровольных организаций создает социальный капитал - гражданские ценности, навыки и знания, капитал, необходимый для консолидации демократии. Вывод Р. Патнэма таков: граждане, приобретая социальный капитал за счет участия в организациях гражданского общества, в дальнейшем могут использовать его для укрепления демократических принципов в управлении государством.
Вопросы функционирования детских
и молодежных общественных организаций
являются в наше время очень актуальными.
На фоне острых проблем бюджетного
финансирования социальных программ,
кризиса института семьи, неблагоприятных
демографических процессов
В ряду многих задач, которые могут найти своё решение через активное функционирование молодежных общественных формирований, на первом месте стоят проблемы гражданского и патриотического воспитания молодого поколения россиян. Подлинное становление гражданского общества в нашей стране возможно с укоренением его традиций в молодежной среде, поэтому молодежное организованное движение -первейшее условие укрепления и развития демократии в государстве.
Надежды на то, что молодежные общественные объединения могут играть положительную роль в воспитательном процессе и восполнять недостаток внимания к детям со стороны старшего поколения, в какой-то мере не беспочвенны. Опыт советского прошлого подтверждает обоснованность подобных надежд, имея в виду активную деятельность Всесоюзной пионерской организации и комсомола. Однако та же история пионерии и комсомола говорит и о существенных недостатках, имевшихся в деятельности этих организаций. В новых исторических условиях простое воспроизведение организационных структур и форм работы молодежных общественных объединений невозможно и нецелесообразно, но их переосмысление и переоценка необходимы. Например, вопросам развития молодежного общественного движения в современной России с учётом положительных аспектов деятельности Всесоюзной пионерской организации была посвящена Всероссийская научно-практическая конференция, проведённая в апреле 2003 года в Челябинске по инициативе Министерства образования РФ и Научно-практического центра СПО-ФДО Федерации детских организаций Челябинской области.
Современное молодежное движение
в России носит противоречивый характер.
В нем участвуют объединения,
различающиеся по направленности своей
деятельности, по возрастному и численному
составу. По данным Министерства образования
РФ «сегодня в России действуют более
427 тыс. молодёжных и детских общественных
объединений различной
Сегодняшние молодежные общественные движения можно приблизительно классифицировать следующим образом:
1. «Подкрышные» движения.
Начиная с 1994г. многие «
2. «Досуговые» движения,
состоящие из небольших групп
молодых людей, объединившихся
по интересам и активно
3. Лево-радикальные организации.
В какой-то степени это
4. «Поколение Рубежа».
В начале 1995 г. группа активно
заявивших о себе на
5. Другие прополчтические
движения. К наследникам «Поколения
Рубежа» примыкают другие
6. Движения-проекты. Это
наиболее перспективная
Из-за отсутствия официальной статистики невозможно достоверно оценить общую численность участников молодёжного движения. В общественных организациях зачастую не ведётся строгого учёта ее членов. Часто «списочный» состав не соответствует действительному. Социологи Санкт-Петербурга характерной чертой современного молодёжного движения считают наличие большого числа организаций, существующих формально или только «на бумаге». По данным их социологических исследований, не более 10% опрошенных подтвердили своё членство в какой-либо молодёжной организации, при этом под видом организации понималась неформальная «тусовка».
2.2 Структура, функции
и задачи общественных
Итак, наиболее важной на сегодня проблемой является занятость молодежи и ее самореализация. Молодежные общественные объединения позволяют не только самореализовываться, но и приобрести большой опыт для будущей не только политической и профессиональной деятельности. Поскольку проблемами молодежных общественных объединений занимался довольно узкий круг ученых, о чем свидетельствует малое количество монографий, необходимо изучение в данной области для организации большей и лучшей самодеятельности и самоорганизации молодежи.
На основе существующих определений
таких понятий, как молодежь, общественное
объединение, организация, можно сформулировать
определение Молодежного
Воспитательная функция
молодежных и детских общественных
объединений основывается на удовлетворении
и реализации потребностей и интересов
молодого человека, формирование молодого
поколения как социально-
Особенность реализации воспитательных функций молодежных организаций состоит в исключительной значимости самодеятельности и творчества детей, подростков, молодых людей. Они главным образом сами формируют нормативы общей деятельности, включая и ее стимулирование, ее организацию и принуждая к ней.