Молодежные общественные организации и их роль в идеологическом процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 15:34, реферат

Описание работы

Идеологическая политика в молодежной среде
Пути становления государственной молодежной политики в Республике Беларусь

Файлы: 1 файл

Молодежные общественные организации и их роль в идеологическом процессе.docx

— 37.74 Кб (Скачать файл)

Учреждение образование Белорусский  государственный университет информатики  и радиоэлектроники

 

 

 

Кафедра «Гуманитарных дисциплин»

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

НА ТЕМУ:

 

«Молодежные общественные организации и их роль в идеологическом процессе»

 

 

 

 

 

 

Выполнил: к-т гр.930801 

                     Касенов Д.Д.

 

 

 

 

 

 

 

Минск, 2011г.

План

  1. Идеологическая политика в молодежной среде

  1. Пути становления государственной молодежной политики в Республике Беларусь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Идеологическая  политика в молодежной среде

В социальных науках понятие «молодежь» является довольно расхожим. Наиболее универсальным является определение молодежи как социально-демографической  группы, выделяющейся совокупностью  возрастных, психологических и социально-статусных характеристик.

Возрастные границы  молодости являются предметом споров. Так, по классификации ООН, молодежью считаются юноши и девушки в возрасте от 17 до 25 лет. В некоторых странах граница молодости определяется 35 годами. Молодежь Беларуси как социально-демографическая группа включает в себя лиц, постоянно проживающих на ее территории в возрасте от 16 лет до 30–31 года. Согласно закону «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь», верхняя граница молодости в стране была определена возрастом 25 лет. Однако, после внесения изменений в закон в 1997 г. категория «молодежь» в Беларуси пополнилась лицами в возрасте 26-30 лет.

Политическая  культура личности, в целом сформированная с детстве, в период молодости  начинает осознаваться и продолжает развиваться в соответствии с  ее жизненным самоопределением. На годы молодости приходятся также  главные социодемографические события в жизни человека: получение среднего и высшего образования; выбор и получение профессии, начало трудовой деятельности, вступление в брак, рождение детей. Как полагает российский исследователь И. Кон, общим для всех индустриально развитых стран является увеличивающийся разрыв между временем полового созревания и наступлением социальной зрелости. Именно эта тенденция предопределяет правовую и моральную неопределенность положения молодежи.

В молодости  у человека формируется мировоззрение. То, каким образом это происходит, во многом определяет характер его  участия в делах общества и  государства. Именно поэтому молодежь как группа представляет для государства  особую важность.

Молодежь – это социально-демографическая группа, имеющая ряд особенностей, обусловленных ее пребыванием в состоянии социализации, т.е. интеграции в систему социальных отношений. Четкое и при этом исчерпывающее определение социальных признаков «молодости», равно как границ между представителями общества, относящимися и не относящимися к категории «молодежь» затруднительно, поскольку процесс социализации личности происходит в течение всей жизни человека.

Роль и значение молодежи в обществе обусловлены  следующими тремя обстоятельствами. Во-первых, молодежь является достаточно крупной социально-демографической  группой, она составляет значительную часть трудоспособного населения (около 2 млн. чел. или 1/5 от общей численности населения Беларуси). Во-вторых, это главный носитель интеллектуального и физического потенциала общества. В-третьих, их всех социальных групп молодежь обладает наибольшей мобильностью и социальными перспективами, в силу чего она способна выступать генератором социальных идей и главной движущей силой социальных изменений.

Как правило, молодость  является периодом наиболее интенсивного социального и статусного роста  в жизни человека. В то же время, это период наиболее острых противоречий между его потребностями и возможностями. В период молодости человек сталкивается с проблемой выработки идентичности – четкого устойчивого образа себя, позволяющего последовательно действовать на основе собственных внутренних убеждений. Согласно концепции Э. Эриксона, до 20 лет перед личностью стоит задача объединения всего, что он знает о себе как о сыне (дочери), учащемся, гражданине, спортсмене, читателе, потребителе и др. в единый целостный образ себя. Все это личности приходится осмыслить, связать с прошлым и спроецировать на будущее. При удачном разрешении этой проблемы у молодого человека формируется устойчивое чувство идентичности, а при неудачном – спутанная идентичность, что проявляется в мучительных поисках себя, своего места в обществе, неясностью жизненной перспективы. В возрасте от 21 до 25 лет молодые люди, как правило, начинают заниматься решением взрослых задач: овладевают выбранной профессией и начинают полноценную трудовую деятельность, приобретают экономическую самостоятельность, устанавливают стабильные дружеские отношения, вступают в брак, обзаводятся детьми. Дальнейшие усилия личности направляются на разрешение противоречий между ее способностью к развитию, приобретенной в ходе предыдущего развития, и личностным застоем (или медленным регрессом), обусловленным рутинизацией жизни. Реализация способности к саморазвитию дает плоды в виде выработки личностью в себе наиболее ценных с ее точки зрения качеств, достижения поставленных целей, обогащения, приобретения влияния в обществе и т.п. Неблагополучно разрешенные кризисы идентичности, наоборот, ведут к маргинализации личности, оттеснению ее на периферию общественных отношений. Определенная степень маргинальности в той или иной мере свойственна любому представителю молодежи как социально-демографической группы. Не будучи обремененными семейными, имущественными и иными обязательствами, молодые люди, как правило, являются более мобильными, категоричными и склонными к радикальным действиям, чем представители других социальных групп. Не случайно в периоды различного рода социальные кризисов и потрясений именно молодежь чаще всего является авангардом революционных событий. Для того же, чтобы общество развивалось эволюционным путем, необходимо предотвращать появление критической массы молодежи, не способной реализовать себя в рамках существующей системы социальных отношений. Данная проблема является довольно старой, не случайно она стала особым направлением в деятельности ООН, в особенности после принятия Генеральной Ассамблеей ООН «Декларации о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами» в 1965 г. Под эгидой ЮНЕСКО с 1985 г. действует Всемирный конгресс по вопросам молодежи. В изучении молодежных проблем и их разрешению также задействованы еще и такие структуры как Международная организация труда и Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ).

Степень и характер вовлеченности молодых людей  в общественные дела может существенно  варьироваться в зависимости  от таких факторов как происхождение, пол, сфера деятельности, уровень  доходов, образование, мировоззрение, членство в общественно-политических организациях и др. Решающим фактором, определяющим специфику молодежной социализации в поздних индустриальных и постиндустриальных обществах, является повышение доли и значения свободного времени, досуга, вокруг которого и формируются отношения в молодежной среде. В этих условиях сферой общения молодежи становится не столько семья, сколько группы сверстников. Общий рост жизненного уровня населения позволяет молодежи экспериментировать с образом жизни, заниматься поиском новых культурных оснований общения, выработки и реализации своих интересов. Развитие общества потребления, а также рынка продукции, ориентированного на молодежь, позволяют отдельным группам молодежи консолидироваться на основе общности стилевых предпочтений в одежде и музыке, образе жизни, и, в конечном счете, способствуют развитию молодежных субкультур. Независимо от выраженности в обществе молодежных субкультур, молодежь – это всегда один из наиболее важных ресурсов общества, от мобилизации которых зависит его жизнеспособность. Как отмечал К. Мангейм, в обычных условиях этот ресурс остается скрытым. В случае же внезапного кризиса или при необходимости коренной перестройки системы ее выживание зависит от способности быстрой и правильной мобилизации ресурсов.1 В стабильных обществах опыт старших поколений и традиции ценятся выше инноваций. Такие общества пренебрегают скрытыми возможностями молодежи, а преобладающие в них механизмы и результаты социализации способствуют воспроизводству сложившейся системы ценностей и образа жизни. Институты социализации в таких обществах способствуют закреплению имеющейся в них социальной дифференциации и не преобразуют каналов социальной мобильности. Если же общество находится в состоянии изменений, роль молодежи в определении его будущего возрастает. В таких обществах стремление элит к новым стартовым возможностям заставляет их сотрудничать с молодежью, организовывать и использовать свои ресурсы так, чтобы преобразовать сложившийся уклад жизни. Особое значение здесь приобретают ценностные ориентиры нового поколения политиков и управленцев, поскольку именно от этой группы общества зависит выбор направления дальнейшего развития.

Какой бы путь развития ни выбрало государство, оно не может быть безучастным к социальному положению молодежи и тем факторам, которые влияют на ее мировоззренческие ориентации. Чтобы канализировать преобразовательный потенциал молодого поколения в общественно полезное русло, государство помогает молодежи в решении типичных для нее проблем и проводит в молодежной среде определенную политику. Молодежная политика как сфера деятельности государственных и негосударственных организаций – это система мер, направленная на оптимизацию институциональных условий социализации подрастающего поколения в соответствии с определенными ценностными ориентирами. Поэтому в основе любого курса молодежной политики можно найти ту или иную идеологию. В Беларуси государственная молодежная политика призвана укрепить ослабленную за 90-е годы ХХ в. связь между поколениями и направлять социальную активность молодежи таким образом, чтобы обеспечить переход к постиндустриальному обществу без утраты лучших традиций современного белорусского общества.

Согласно ст. 1. закона «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь», государственная молодежная политика – это система социально-экономических, политических, организационных и правовых мер, направленных на поддержку молодых граждан Республики Беларусь в возрасте до 31 года, осуществляемых государством для социального становления, развития молодежи и наиболее полной реализации ее потенциала в интересах всего общества.

В ст. 3 закона указываются субъекты государственной молодежной политики:

1) молодые граждане в возрасте  до 31 года;

2) молодые семьи, в которых  одному из супругов менее 31 года;

3) молодежные общественные объединения.

Государство обеспечивает молодым  гражданам специальные юридические  и социально-экономические гарантии, компенсирующие сложность решения  проблем, связанных с их возрастом. В Конституции Республики Беларусь данное обязательство государства  закреплено в ст. 32, гарантирующей право молодежи на духовное, нравственное и физическое развитие. Там же говориться, что государство создает необходимые условия для свободного и эффективного участия молодежи в политическом, социальном, экономическом и культурном развитии. В других статьях Конституции закреплены обязательства государства по обеспечению своим гражданам права на охрану здоровья (ст. 45), на социальное обеспечение в случаях, предусмотренных законом (ст. 47), на жилище (ст. 48), образование (ст. 49), участие в культурной жизни (ст. 51) и др. Все эти права распространяются на молодых граждан Республики Беларусь в той же мере, что и на остальных граждан. С 18 лет граждане Беларуси могут участвовать в выборах в качестве избирателей (ст. 64). С 21 года они приобретают право избираться депутатами в Палату представителей Национального собрания РБ, а с 30 лет – становиться членами Совета Республики НС РБ (ст. 92).

Механизмы реализации права молодежи на труд призван усовершенствовать  Трудовой кодекс, который вступил в действие 1 января 2000 г. В нем есть отдельная глава «Особенности регулирования труда молодежи», регулирующая проблемы трудовой деятельности молодежи. В Трудовом кодексе зафиксированы гарантия первого рабочего места, льготы, продолжительность рабочего дня, продолжительность рабочего времени для учащихся общеобразовательных и иных учебных заведений и другие вопросы. Положения о молодежи содержатся также в законах: «Об образовании» (от 29 октября 1991 г. с изменениями и дополнениями от 19 марта 2002 г.), «О здравоохранении» (от 18 июня 1993 г., посл. изменения и дополнения 11 января 2002 г.), «О всеобщей воинской обязанности и военной службе» (принят 5 ноября 1992 г., посл. изменения и дополнения от 22 июля 2003 г.), «О милиции» (от 26 февраля 1991 г., посл. изменения и дополнения внесены 19 мая 2000 г.), «Об органах государственной безопасности Республики Беларусь» (от 3 декабря 1997 г., посл. изменения и дополнения 24 июля 2002 г.), «О развитии системы профессиональной ориентации молодежи» (принят 14 октября 2000 г.) и др.

Пути становления государственной  молодежной политики в Республике Беларусь

Хотя молодых людей часто  объединяют похожие проблемы, потребности  молодежи как социальной группы не могут быть сформулированы одинаково  для всех времен и народов. Как  отмечал К. Мангейм в работе «Диагноз нашего времени», написанной в 1943 году, в России, Германии, Италии и Японии существуют созданные государством монополистические организации молодежи, носящие милитаристские черты, в то время как в Англии и других демократических странах ничего подобного нет. «Проблема состоит в том, что хотя всегда есть новое поколение и молодежные возрастные группы, тем не менее, вопрос их использования зависит каждый раз от характера и социальной структуры данного общества».2

Проблема выработки новых ориентиров государственной молодежной политики в отношении молодежи встала перед  белорусским государством в связи  с распадом СССР. Коренные изменения, происходившие в белорусском  обществе, отразились на всех сферах жизни, в том числе на условиях социализации нового поколения белорусов. Формирование государственной молодежной политики в 90-е годы ХХ в. происходило путем нормативно-правового закрепления механизма управления в данной сфере, создания государственных органов управления, специализирующихся на делах молодежи, в определении, уточнении и изменении их компетенции и функций, а также в налаживании взаимодействия с молодежным движением. Еще до обретения независимости, в Беларуси образовалось множество неформальных молодежных организаций, которые к тому моменту продемонстрировали способность вести диалог с государством без участия комсомола.

Исходя из принципов демократизма, закрепленных в Декларации о государственном  суверенитете БССР от 27 июля 1990 г., новое белорусское государство начало взаимодействие с молодежными организациями исходя из признания их равноправия. Лидеры молодежных организаций («Next stop – new life» и др.), со своей стороны, учредили «зонтичное» объединение – Национальную раду молодежных организаций, которая была зарегистрирована 4 сентября 1991 г.

24 марта 1992 г. Верховный Совет принял Закон РБ «Об общих началах государственной молодежной политики», который стимулировал рост количества молодежных организаций и их заинтересованность в контактах с государством. В ч. 4 ст. 19 закона говорилось: «Государственные органы и организации имеют право в установленном порядке передавать молодежным объединениям здания и строения, средства связи и перемещения, другое необходимое для осуществления их уставных задач имущество и оборудование».

Информация о работе Молодежные общественные организации и их роль в идеологическом процессе