Молодежные субкультуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:48, курсовая работа

Описание работы

Учёные пытаются объяснить причину появления субкультур экономическими, социальными, культурологическими причинами, выводят данную проблему из конфликта отцов и детей и т.д. Всё существующее множество объяснений ещё раз говорит о том, что данная проблема является достаточно сложной, а продолжающиеся исследования приводят к тому, что однозначного ответа нет, и в ближайшее время не предвидится.
Юные «неформалы» своей активностью постоянно испытывают взрослых на умение мыслить нешаблонно.
Объектом курсового исследования является молоде

Файлы: 1 файл

Содержание Курсовая.doc

— 162.00 Кб (Скачать файл)

Введение 

     Учёные  пытаются объяснить причину появления  субкультур экономическими, социальными, культурологическими причинами, выводят  данную проблему из конфликта отцов  и детей и т.д. Всё существующее множество объяснений ещё раз говорит о том, что данная проблема является достаточно сложной, а продолжающиеся исследования приводят к тому, что однозначного ответа нет, и в ближайшее время не предвидится.

     Юные  «неформалы» своей активностью  постоянно испытывают взрослых на умение мыслить нешаблонно.

     Объектом  курсового исследования является молодежь. Соответственно предметом исследования будет формирование субкультур в молодежной среде. 

     Цель  данной работы: рассмотреть субкультуры  как проявление потребности молодежи в самовыражении.

     Для достижения данной цели нужно решить следующие задачи:

- Изучить  такую категорию как «молодежь»;

- Выяснить  истоки происхождения неформальных  движений;

- Определить  причину их возникновения;

- Рассмотреть  виды существующих субкультур;

- Узнать, в чем заключается их особенность. 

     Актуальность  данной темы состоит в том, что субкультуры постоянно появляются, либо трансформируются из одной в другую. В будущем мы обязательно будем сталкиваться с ними, чтобы не бояться этого, нужно попытаться понять их.

     Писатель  и публицист Леонид Жуховицкий предложил три модели отношения к субкультурам:

1. Не  относиться никак, т.е. просто  принимать их как факт, спокойно  и с пониманием.

2. Более  трудоемкая, но и более продуктивная  – поощрять и стимулировать  их творческое начало, выделяя  хотя бы скромные средства на всевозможные смотры, конкурсы и фестивали.

3. Считать  «неформалов» датчиками на теле  эпохи, внимательно изучать их  показания и не обижаться на  этот нестандартный инструмент  познания.      Эту задачу мы и попытаемся осуществить в своей работе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Формирование молодежных движений. Социальные аспекты.

§ 1. Молодежь как социально  – демографическая  группа. 

     Молодежь  – это специфическая социально-демографическая  группа в структуре общества, выделяемая на основе присущих только ей характерных признаков, такие как возраст, духовный мир, интересы, социальные ценности, устремления, поступки, характер поведения. Данная категория является активным участником социальных взаимоотношений и на определенных этапах своего становления является как объектом, так и субъектом общественного воздействия. Рассматривая молодежь как особую социально – демографическую группу можно отметить что, молодежь является наиболее динамичной частью общества и характеризуется специфической ролью и местом в системе общественных отношений. И, глядя на позиции молодого поколения, его облик, мировоззрение, нравственное здоровье молодых, можно определить судьбу и будущее народа.

     Большинством социологов молодежный возраст определяется от 14 до 30 лет включительно. С.И. Иконникова и В.Т. Лисовский, рассматривая молодежь как поколение, считают, что существенным признаком поколения является не только возраст, но единство убеждений, целей, общность переживания и отношения к жизни, так как с возрастом поколение не утрачивает социальных черт, воспитанных эпохой, а общность убеждений, интересов, ценностей, стремлений, симпатий – важный показатель позиции молодежи в обществе.

     Для молодежи характерно физиологическое и психологическое взросление, которое готовит её к вступлению в основные сферы общественной жизни.     

     Молодежь  принято делить на четыре возрастные группы:

1.   14-16 лет - подростки. Это возраст продолжения полового созревания, параллельно которому происходит становление других биологических систем организма. Для этого возраста характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах физиологического и психологического развития. Это в основном учащиеся средних школ и профессиональных учебных заведений, находящиеся, как правило, на иждивении родителей или государства.

2. 17-19 лет  - юношество. Биологически это  период завершения физического  созревания, возраст самоопределения  - начала самостоятельно профессиональной  деятельности или выбора и  осуществления качественно новой  профессиональной учебы. Начинается  разделение жизненных путей юношей и девушек, что в последующем приводит к более глубокой экономической, политической и культурной дифференциации среди них. В этом возрасте начинается процесс социализации – становления личности, обучения, усвоения ценностей, норм, установок образцов поведения, принятых в данном обществе. Происходит приобретение почти всей полноты гражданских прав, а вместе с тем расширяется диапазон общественно-политических ролей и связанных с ними интересов и ответственности.

3.  20-24 года - собственно молодежь. Человек в этом возрасте, являясь взрослым в физиологическом отношении, продолжает процесс социализации. Эту возрастную группу, прежде всего, составляют студенты и молодые люди, завершающие основную профессиональную подготовку, вступающие в производственную деятельность и создающие собственные семьи.

4.   25-30 лет - старшая молодежь. В этом возрасте на основе личного опыта производственной и семейной жизни, а также участия молодежи в политических отношениях завершается процесс формирования зрелой личности. Молодые люди этого возраста играют роль родителей в собственных семьях. Они уже нашли свой путь в жизни.

     Россия  переживает XXI век. Молодое поколение выполняет особые социальные функции, которые никто другой выполнить не может. Порой они бывают, неоднозначны и противоречивы.

     Во-первых, молодёжь наследует достигнутый  уровень развития общества и государства  и уже сегодня формирует в  себе образ будущего, несёт функцию  социального воспроизводства, преемственности  развития общества.

     Во-вторых, как и любая социальная группа, молодёжь имеет собственные цели и интересы, которые не всегда полностью совпадают с целями и интересами всего общества.

     В-третьих, в силу объективных причин молодёжь отличает несформированность ценностных, духовно-нравственных ориентиров и недостаток жизненного опыта, что увеличивает вероятность ошибочного выбора при принятии ответственных решений. С другой стороны, вступая в трудовую и общественную жизнь, молодёжь является главным объектом и субъектом образования, социализации, воспитания и адаптации.

     В-четвёртых, с одной стороны, молодёжь является главным участником социальной мобильности  и экономической инициативы, с  другой стороны ей присуще неполное включение в существующие социально-экономические  и политические отношения.

     В-пятых, молодёжь - это социальный слой общества, который с одной стороны является источником социально-экономического и духовного возрождения России, а с другой - источником пополнения криминала, наркомании, социальной напряжённости.

     В зависимости от качества реализации этих функций, молодёжь может явиться фактором, как ускорения, так и торможения общественного развития.

Это зависит  от того, насколько молодёжь:

- знает, разделяет и принимает цели и задачи государственного и общественного развития, связывает с ними свои жизненные перспективы;

- обладает необходимыми качествами (физическими, личностными, образовательными, профессиональными) для решения стоящих задач;

- обеспечена необходимыми ресурсами и возможностями для активного включения в решение задач повышения конкурентоспособности страны.

     Особую  значимость данной проблеме придают  динамизм и противоречивость социально-экономических  процессов в нашем обществе в  период его реформирования. Наиболее уязвимой социальной группой в этих процессах вновь оказывается молодежь; именно она наименее экономически самостоятельна, наименее консолидирована, испытывает сильное давление со стороны различных политических сил и движений, не обладает четкими социальными ориентирами, сама находится в ситуации жизненного самоопределения. В тоже время, только молодые поколения способны преодолеть идеологические и психологические стереотипы, сформировать новые системы ценностных ориентаций, создать идеалы гражданского общества будущего. Для этого у молодых людей есть все объективные предпосылки: творческий характер мышления и деятельности, высокая социальная и экономическая мобильность, психологическая гибкость, стремление к поискам ответов на смысложизненные вопросы, желание практически воплощать в жизнь систему новых ценностей, открытость к восприятию новых нетрадиционных массивов знания и т.п.

     Молодежь  эмоциональна, интеллектуально восприимчива, физически активна и подвижна, склонна к игровой деятельности. Для нее характерен альтруизм, что  способствует непринужденному вхождению в культурную общественную среду: легкость сближения со сверстниками, что становится важнейшим «группообразующим» фактором. В окружении себе подобных молодежь накапливает знания о культурной жизни и к этим знаниям добавляет свое понимание, уточняет свои предпочтения, выявляет своих кумиров, постигает групповые нравы, сравнивает и сопоставляет их с нравами взрослых, с которыми они часто бывают, не согласны. При этом молодежь формирует свои гипотезы, часто иллюзорные, и, в соответствии с собственным пониманием или непониманием совершает поступки, строит свой образ и стиль жизни. Из этого складывается то, что называется молодежной культурой.

     Как никому другому, молодым свойственна  потребность в самореализации. Лишь примеряя на себя различные роли, моделируя  систему взаимоотношений с обществом, молодой человек способен определить собственные профессиональные и социокультурные ориентации, сформировать необходимые личностные и профессиональные качества, раскрыть и реализовать свой творческий потенциал.

     Таким образом, можно сформулировать несколько основных стратегических задач социализации личности молодого человека:

- усиление самодеятельных начал в деятельности подростков и молодежи;

- повышение политической культуры молодежи;

- развитие творческого потенциала и активности личности;

- осуществление индивидуального воздействия на отдельную личность с учетом специфики его интересов, потребностей и психологических данных.

     Решение вышеперечисленных задач является неотъемлемой частью формирования социокультурных  ориентаций молодежи.  
 
 
 
 

§ 2. История развития молодежных движений. 

     Все молодежные движения связаны в основном с крупными политическими событиями. Все молодежные движения возникали в качестве духовной оппозиции к существующему правительству. Сначала в борьбе с командно – административной системе за самоуправление, потом за нормальные человеческие отношения.

     Первая  волна молодежного движения относится к дореволюционному периоду и характеризуется как скаутская. Дореволюционная скаутская организация России была наиболее широкомасштабным направлением неформального молодежного движения. Безусловная заслуга скаутинга состоит в том, что она сильно способствовала личностному росту детей и подростков. Скаутская система также разработала ряд деятельностных форм, которые в дальнейшем составили джентельменский набор клубов и отрядов: игры типа КВН и “Зарница”, палаточные лагеря.

     Вторая  волна включает в себя период между  гражданской и второй мировой  войнами. Первым этапом второй волны  является, безусловно, создание на основе самоуправления пионерии.

     Изначально  пионерия появилась, как противопоставление дореволюционным скаутам. С первых же лет пионеры взяли курс на Общественно-Полезные Дела (ОПД). Стоит отметить, что сам термин “ОПД” появился гораздо позже в результате последующего осмысления психологами. Первыми делами пионеров были сбор продуктов в помощь голодающим Поволжья, сбор металлолома и макулатуры и т.п. Целиком из металла, собранного пионерами, был построен паровоз на Казанской железной дороге.

     Пиком общественно – полезной деятельности пионеров стала программа ликвидации безграмотности в деревнях. Пионерские отряды распределяли своих членов по разным деревням и направляли их туда для обучения неграмотного населения грамоте и чтению. Настоящая, взрослая деятельность обуславливала быстрое психологическое взросление ребят.

Информация о работе Молодежные субкультуры