Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:48, курсовая работа
Учёные пытаются объяснить причину появления субкультур экономическими, социальными, культурологическими причинами, выводят данную проблему из конфликта отцов и детей и т.д. Всё существующее множество объяснений ещё раз говорит о том, что данная проблема является достаточно сложной, а продолжающиеся исследования приводят к тому, что однозначного ответа нет, и в ближайшее время не предвидится.
Юные «неформалы» своей активностью постоянно испытывают взрослых на умение мыслить нешаблонно.
Объектом курсового исследования является молоде
Введение
Учёные пытаются объяснить причину появления субкультур экономическими, социальными, культурологическими причинами, выводят данную проблему из конфликта отцов и детей и т.д. Всё существующее множество объяснений ещё раз говорит о том, что данная проблема является достаточно сложной, а продолжающиеся исследования приводят к тому, что однозначного ответа нет, и в ближайшее время не предвидится.
Юные «неформалы» своей активностью постоянно испытывают взрослых на умение мыслить нешаблонно.
Объектом курсового исследования является молодежь. Соответственно предметом исследования будет формирование субкультур в молодежной среде.
Цель данной работы: рассмотреть субкультуры как проявление потребности молодежи в самовыражении.
Для достижения данной цели нужно решить следующие задачи:
- Изучить
такую категорию как «молодежь»
- Выяснить
истоки происхождения
- Определить причину их возникновения;
- Рассмотреть виды существующих субкультур;
- Узнать,
в чем заключается их
Актуальность данной темы состоит в том, что субкультуры постоянно появляются, либо трансформируются из одной в другую. В будущем мы обязательно будем сталкиваться с ними, чтобы не бояться этого, нужно попытаться понять их.
Писатель и публицист Леонид Жуховицкий предложил три модели отношения к субкультурам:
1. Не относиться никак, т.е. просто принимать их как факт, спокойно и с пониманием.
2. Более трудоемкая, но и более продуктивная – поощрять и стимулировать их творческое начало, выделяя хотя бы скромные средства на всевозможные смотры, конкурсы и фестивали.
3. Считать
«неформалов» датчиками на
Глава 1. Формирование молодежных движений. Социальные аспекты.
§ 1.
Молодежь как социально
– демографическая
группа.
Молодежь
– это специфическая социально-
Большинством социологов молодежный возраст определяется от 14 до 30 лет включительно. С.И. Иконникова и В.Т. Лисовский, рассматривая молодежь как поколение, считают, что существенным признаком поколения является не только возраст, но единство убеждений, целей, общность переживания и отношения к жизни, так как с возрастом поколение не утрачивает социальных черт, воспитанных эпохой, а общность убеждений, интересов, ценностей, стремлений, симпатий – важный показатель позиции молодежи в обществе.
Для молодежи характерно физиологическое и психологическое взросление, которое готовит её к вступлению в основные сферы общественной жизни.
Молодежь принято делить на четыре возрастные группы:
1. 14-16 лет - подростки. Это возраст продолжения полового созревания, параллельно которому происходит становление других биологических систем организма. Для этого возраста характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах физиологического и психологического развития. Это в основном учащиеся средних школ и профессиональных учебных заведений, находящиеся, как правило, на иждивении родителей или государства.
2. 17-19 лет
- юношество. Биологически это
период завершения физического
созревания, возраст самоопределения
- начала самостоятельно
3. 20-24 года - собственно молодежь. Человек в этом возрасте, являясь взрослым в физиологическом отношении, продолжает процесс социализации. Эту возрастную группу, прежде всего, составляют студенты и молодые люди, завершающие основную профессиональную подготовку, вступающие в производственную деятельность и создающие собственные семьи.
4. 25-30 лет - старшая молодежь. В этом возрасте на основе личного опыта производственной и семейной жизни, а также участия молодежи в политических отношениях завершается процесс формирования зрелой личности. Молодые люди этого возраста играют роль родителей в собственных семьях. Они уже нашли свой путь в жизни.
Россия переживает XXI век. Молодое поколение выполняет особые социальные функции, которые никто другой выполнить не может. Порой они бывают, неоднозначны и противоречивы.
Во-первых, молодёжь наследует достигнутый уровень развития общества и государства и уже сегодня формирует в себе образ будущего, несёт функцию социального воспроизводства, преемственности развития общества.
Во-вторых, как и любая социальная группа, молодёжь имеет собственные цели и интересы, которые не всегда полностью совпадают с целями и интересами всего общества.
В-третьих, в силу объективных причин молодёжь отличает несформированность ценностных, духовно-нравственных ориентиров и недостаток жизненного опыта, что увеличивает вероятность ошибочного выбора при принятии ответственных решений. С другой стороны, вступая в трудовую и общественную жизнь, молодёжь является главным объектом и субъектом образования, социализации, воспитания и адаптации.
В-четвёртых, с одной стороны, молодёжь является главным участником социальной мобильности и экономической инициативы, с другой стороны ей присуще неполное включение в существующие социально-экономические и политические отношения.
В-пятых,
молодёжь - это социальный слой общества,
который с одной стороны
В зависимости от качества реализации этих функций, молодёжь может явиться фактором, как ускорения, так и торможения общественного развития.
Это зависит от того, насколько молодёжь:
- знает, разделяет и принимает цели и задачи государственного и общественного развития, связывает с ними свои жизненные перспективы;
- обладает необходимыми качествами (физическими, личностными, образовательными, профессиональными) для решения стоящих задач;
- обеспечена необходимыми ресурсами и возможностями для активного включения в решение задач повышения конкурентоспособности страны.
Особую значимость данной проблеме придают динамизм и противоречивость социально-экономических процессов в нашем обществе в период его реформирования. Наиболее уязвимой социальной группой в этих процессах вновь оказывается молодежь; именно она наименее экономически самостоятельна, наименее консолидирована, испытывает сильное давление со стороны различных политических сил и движений, не обладает четкими социальными ориентирами, сама находится в ситуации жизненного самоопределения. В тоже время, только молодые поколения способны преодолеть идеологические и психологические стереотипы, сформировать новые системы ценностных ориентаций, создать идеалы гражданского общества будущего. Для этого у молодых людей есть все объективные предпосылки: творческий характер мышления и деятельности, высокая социальная и экономическая мобильность, психологическая гибкость, стремление к поискам ответов на смысложизненные вопросы, желание практически воплощать в жизнь систему новых ценностей, открытость к восприятию новых нетрадиционных массивов знания и т.п.
Молодежь
эмоциональна, интеллектуально восприимчива,
физически активна и подвижна,
склонна к игровой
Как никому другому, молодым свойственна потребность в самореализации. Лишь примеряя на себя различные роли, моделируя систему взаимоотношений с обществом, молодой человек способен определить собственные профессиональные и социокультурные ориентации, сформировать необходимые личностные и профессиональные качества, раскрыть и реализовать свой творческий потенциал.
Таким образом, можно сформулировать несколько основных стратегических задач социализации личности молодого человека:
- усиление самодеятельных начал в деятельности подростков и молодежи;
- повышение политической культуры молодежи;
- развитие творческого потенциала и активности личности;
- осуществление индивидуального воздействия на отдельную личность с учетом специфики его интересов, потребностей и психологических данных.
Решение
вышеперечисленных задач
§ 2.
История развития
молодежных движений.
Все молодежные движения связаны в основном с крупными политическими событиями. Все молодежные движения возникали в качестве духовной оппозиции к существующему правительству. Сначала в борьбе с командно – административной системе за самоуправление, потом за нормальные человеческие отношения.
Первая волна молодежного движения относится к дореволюционному периоду и характеризуется как скаутская. Дореволюционная скаутская организация России была наиболее широкомасштабным направлением неформального молодежного движения. Безусловная заслуга скаутинга состоит в том, что она сильно способствовала личностному росту детей и подростков. Скаутская система также разработала ряд деятельностных форм, которые в дальнейшем составили джентельменский набор клубов и отрядов: игры типа КВН и “Зарница”, палаточные лагеря.
Вторая волна включает в себя период между гражданской и второй мировой войнами. Первым этапом второй волны является, безусловно, создание на основе самоуправления пионерии.
Изначально пионерия появилась, как противопоставление дореволюционным скаутам. С первых же лет пионеры взяли курс на Общественно-Полезные Дела (ОПД). Стоит отметить, что сам термин “ОПД” появился гораздо позже в результате последующего осмысления психологами. Первыми делами пионеров были сбор продуктов в помощь голодающим Поволжья, сбор металлолома и макулатуры и т.п. Целиком из металла, собранного пионерами, был построен паровоз на Казанской железной дороге.
Пиком общественно – полезной деятельности пионеров стала программа ликвидации безграмотности в деревнях. Пионерские отряды распределяли своих членов по разным деревням и направляли их туда для обучения неграмотного населения грамоте и чтению. Настоящая, взрослая деятельность обуславливала быстрое психологическое взросление ребят.