Молодежные субкультуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:48, курсовая работа

Описание работы

Учёные пытаются объяснить причину появления субкультур экономическими, социальными, культурологическими причинами, выводят данную проблему из конфликта отцов и детей и т.д. Всё существующее множество объяснений ещё раз говорит о том, что данная проблема является достаточно сложной, а продолжающиеся исследования приводят к тому, что однозначного ответа нет, и в ближайшее время не предвидится.
Юные «неформалы» своей активностью постоянно испытывают взрослых на умение мыслить нешаблонно.
Объектом курсового исследования является молоде

Файлы: 1 файл

Содержание Курсовая.doc

— 162.00 Кб (Скачать файл)

     В итоге эстетика не умирает, она лишь переходит в иную плоскость, через  крайне радикальную, предельно эпатажную  форму выходит на новый виток культуры. 
 
 
 
 

     ΙΙ  Глава. Молодежь и  субкультуры в  контексте современности.

     § 1. Исследования молодежных субкультур.  

     Изучение  молодежных субкультур издавна составляет важное направление социологии молодежи. С 60-х годов ХХ века к этой проблематике обратились ведущие социологи разных стран мира, в отечественной же социологии анализ молодежных субкультурных феноменов до конца 1980-х годов велся в очень узких рамках и не был сколько-нибудь значимой областью молодежных исследований. Частью это происходило из-за того, что такие феномены в силу утвердившихся научных парадигм воспринимались как социальная патология, а подобного рода тематика в основном носила закрытый характер и ее разработка не могла вестись по свободному выбору того или иного исследователя или исследовательского коллектива. Частью важно и то, что субкультуры, свойственные Западу, были мало представлены (по крайней мере на поверхности) в формах социальной и культурной активности молодого поколения.

     С конца 1980-х годов внимание исследователей к молодежным субкультурам России стало более заметным — как у нас, так и за рубежом. В 2000-е годы исследовательская активность в этом направлении усилилась. Некоторые авторы стремятся прояснить субкультурные характеристики молодежи в рамках отдельных территорий. Другие идут по пути описания большого и разнородного материала, который сгруппирован на основе определенной теоретической ориентации 3.

     Разделы по молодежной субкультуре выделяются в изданиях учебного характера. Специально этому вопросу посвящено объемное учебное пособие С. И. Левиковой, опубликовавшей в последние годы немало работ по данной проблематике. В учебнике под редакцией В. Т. Лисовского параграф «Молодежная субкультура в современной России» написан З. В. Сикевич. Обращает на себя внимание то, что здесь под молодежной субкультурой понимается «культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов»4. Молодежная субкультура — характеристика именно целого поколения, что «существует некое субкультурное «ядро», которое присуще в той или иной мере всему молодому поколению».

     В действительности более плодотворна  и реалистична позиция М. Фуко, который настаивал: во имя методологической строгости мы должны уяснить, что можем иметь дело только с общностью рассеянных событий. В применении к конкретным обстоятельствам современной России это тем вернее, что привычный для общества западного типа образ молодежной субкультуры здесь довольно слабо представлен — по большей части именно как рассеянные события, общность которых устанавливается исследовательским конструированием реальности. Если исходить из ожидания, что в России молодежные группы формируются как стремление к смене установок (своих и общества) и в поведении отражают эту тягу к общественному обновлению на основе философского осмысления социальных ценностей и особого образа жизни, то материалы исследований последних лет покажутся обескураживающими: субкультурные феномены в западном смысле едва заметны. Их известность в обществе во многом результат представления как особо значимых событий и явлений в средствах массовой информации.

     Что же предопределяет российскую специфику  субкультурных образований в молодежной среде, а точнее — их слабую развитость в традиционном для Запада понимании? Три фактора, как нам представляется, здесь играют основную роль.

     Первый  — социальная и экономическая  неустойчивость российского общества на протяжении последних полутора десятилетий и обнищание основной части населения. В 2000 г., согласно данным Госкомстата России молодежь (16–30 лет) составляла в численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума 21,2%, а в своей возрастной группе доля бедных была 27,9%. Среди безработных молодежь в возрасте до 29 лет тогда же составила 37,7%5. Хотя в последующие два года отмечался некоторый экономический подъем, принципиально картина не изменилась. Для значительной части молодежи проблема физического выживания отодвигает на задний план потребности, реализуемые в формах молодежных субкультур.

     Второй  фактор — особенности социальной мобильности в российском обществе. Каналы восходящей социальной мобильности  в 1990-е годы претерпели коренные изменения, и молодежь получила возможность достигать престижное социальное положение в очень короткие сроки. Первоначально (в начале десятилетия) это привело к оттоку молодежи из системы образования, особенно высшего и послевузовского: для быстрого успеха (понимаемого как обогащение и достигаемого в основном в сфере торговли и услуг) высокий уровень образования был скорее помехой, чем помощью. Но позже вновь усилилась тяга к получению образования как гаранта личного жизненного успеха. Кроме того, действует фактор укрывания юношей от службы в армии.

     Возможность быстро достичь успеха, стать богатым, в действительности слишком часто  основанная на криминале, является, тем  не менее, основой для социальных установок и ожиданий значительной части российской молодежи. Этим во многом вытесняется идентификация с субкультурными ценностями в западном смысле, поскольку такая идентификация в российских социокультурных условиях противоречит реализации установок на материальное благополучие.

     Третий  фактор — аномия в российском обществе в Дюркгеймовом смысле, т. е. утеря тех нормативно-ценностных оснований, которые необходимы для поддержания социальной солидарности и обеспечения приемлемой социальной идентичности. В молодежной среде аномия ведет к парадоксальному сочетанию актуальных оценок и глубинных ценностных предпочтений.

     В плане актуальных оценок особенно значимо  отношение молодежи к органам  государственной власти, к высшим должностным лицам. В середине 1990-х  годов негативные оценки повсеместно  преобладали, но и исследования последнего времени фиксируют относительно низкие показатели доверия молодежи к государственным структурам. Позитивный сдвиг наметился с начала 2000-х годов в отношении к Президенту России (по мониторингу ВЦИОМ, в ноябре 2001 г. В. В. Путин вызывал доверие у 39,1% респондентов в возрасте до 29 лет 6). Но та или иная оценка Президента не ведет автоматически к повышению доверия к власти в целом или ее отдельным институтам. Важным итогом недоверия к власти является распространение уверенности молодых россиян в том, что можно полагаться только на собственные силы. Но та или иная оценка Президента не ведет автоматически к повышению доверия к власти в целом или ее отдельным институтам. Важным итогом недоверия к власти является распространение уверенности молодых россиян в том, что можно полагаться только на собственные силы.

     На  фоне социальной аномии широчайшее распространение  приобретает преступность среди  российской молодежи. С 1990 по 2000 г. состав лиц, совершивших преступления, численно увеличился почти в два раза (с 897,3 тыс. до 1741,4 тыс. человек), а в возрастной группе 18–24-летних в 2,5 раз (с 189,5 тыс. до 465,4 тыс. человек). В 2000 г. к лицам, совершившим преступления, были отнесены 932,8 тыс. молодых россиян (14–29 лет), т. е. более половины (53,6%) всех преступников7. Что это означает для современного состояния молодежной среды в России? Расчет на базе официальной государственной статистики показывает, что число молодых россиян, хотя бы раз совершивших преступление (по установленным фактам), в данное время составляет примерно 6 млн. человек, или одну пятую часть молодежи в возрасте 14–30 лет.

     Эти драматические обстоятельства имеют  непосредственное отношение к специфике  молодежных субкультур в России. Если попытаться выявить черты, свойственные различным субкультурным образованиям в молодежной среде, то  связь с субкультурами криминала окажется одной из наиболее часто представленных — наряду с влиянием западной молодежной моды, затем, феноменом романтической компенсации повседневной рутины, а также воспроизводством некоторых черт советского прошлого. Эти четыре характеристики могут выступать как основа типологизации молодежных субкультур в России.  
 
 
 

§ 2. Виды молодежных субкультур. 

       1. Хиппи.

     Совместное  проживание (коммуны) – отличительная  черта хиппи; в других субкультурах такая форма поведения не встречается.

     Идея  хиппи о «свободной любви» стала  толчком к сексуальной революции  в 60-70х, как утверждают многие исследователи

     В отличие от остальных неформальных движений, хиппи удалось создать  свой мир и утвердить альтернативный образ жизни: его опорой выступала сеть флэтов (от англ. flat – квартира), разбросанных по всей стране.

     Флэт  – это место, куда можно «вписаться», то есть получить место для ночлега, для временного проживания.

     Основные характеристики хиппизма 8:

     • Неприятие ценностей, господствующих в окружающем обществе; позиция наблюдателя, а не участника социальной жизни.

     • Бесструктурность движения, отсутствие фиксированных целей.

     • Аскетизм.

     • Экспрессивность и сексуальная  свобода; осуждение сексуальной эксплуатации.

     • Пацифизм, отвращение ко всем формам агрессии (знаменитый лозунг "Make Love Not War").

     Признаки  хиппи, мало встречающиеся, либо не встречающиеся  в других молодежных субкультурах :

     1. Ношение «пацифика» - схематически-стилизованного  изображения лапки голубя в круге, символизирующее идеологию

     4. Ношение хайратника – полоски  из любого материала (кожи, тесьмы, бисера), которой перехватываются  волосы по окружности головы. Встречается также в ролевом  сообществе.

     5. Ношение ксивника – маленькой  нашейной сумочки прямоугольной формы на шнурке, предназначенной для ношения документов, денег, сигарет т.п.

     6. Ношение браслетов – «фенек».  Создаются из различных материалов: кожи, ткани, ниток, наиболее часто  – плетутся из бисера с использованием  лески. 

     7. Демонстративное хождение босиком,  в местах для этого не предназначенных.  Например, в городе.

     8. Демонстративная неухоженность  внешнего вида, разной степени  санитарно-гигиенические проблемы.

     2. Скинхеды.

     Название  скинхэды образовалось по внешнему виду - бритым или шарообразным головам.

     Российские скинхеды, возникшие как оформленное движение в начале 90-х годов ХХ века (всплеск численности скинхедов относят к периоду после событий сентября-октября 1993 г.), хоть и по форме близки к западным аналогам, но порождены, прежде всего, внутренними проблемами страны.

     Это самые агрессивные из неформалов. Идеальным политическим деятелем для  них является А. Гитлер. Враги скинхедов  – все, кто не скинхеды. Они часто  нападают на людей с другим цветом кожи, на бомжей, представителей нетрадиционной сексуальной ориентации. Особая ненависть – к рэперам и всем длинноволосым.

     3. Сатанисты.

     Еще в конце 80-х годов от субкультуры  металлистов отделилась группа «черных  металлистов», сблизившаяся с приверженцами  Церкви сатаны. В середине 90-х годов в России формируется сатанинская субкультура.

     Вот примерная их классификация9 :

     Антихристиане. Они же Дьяволопоклонники. Одна из наиболее старых сект. Главное отличие –  глубочайший антихристианизм. Основа вероучения Библия, толкуемая со знаком минус: "убий", "укради", "прелюбодействуй", чти только себя и т.д. Практикуют вандализм и издевательства над животными.

     4. Гопники.

     Расцвет субкультуры гопников пришелся на 80-е  годы XX века. Особый характер это движение (так называемый «казанский феномен») обрело в городах Среднего Поволжья. В середине 90-х годов появляется новое поколение гопников, не контролируемое организованной преступностью или контролируемое в меньшей степени. Они быстро проявили себя как «культурные враги» большинства молодежных субкультур: байкеров, рэперов, рейверов, хиппи, готов. Любой подросток, принадлежащий к иной субкультуре, может быть избит, подвергнут сексуальному насилию, ограблен.

     5. Футбольные фанаты (субкультуры, близкие к опасным).

     Сообщества  футбольных фанатов — одна из наиболее распространенных форм субкультурной молодежной активности в современной России, имеющая давнее происхождение. Специфика этой субкультурной формы состоит в ситуативности идентификации, что требует от участников минимума усилий и не затрагивает глубоко образ жизни.

     В рамках фановского движения сочетаются разные установки и стили жизни. Например, группа спартаковских болельщиков  «Гладиаторы» руководствуются философией «чистого образа жизни». Физически  хорошо развитые (ценности и практика бодибилдинга), ее участники избегают драк, но защищают «маленьких» — самую юную часть фанатов, новичков. В то же время среди фанатов выделяется группа, которую «свои» презрительно называют «Колдырь бой-фронт», — 17–18-летние и старше болельщики-алкоголики («колдырь» на сленге — пьяница, пьет что попало).

Информация о работе Молодежные субкультуры