Молодежные субкультуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:48, курсовая работа

Описание работы

Учёные пытаются объяснить причину появления субкультур экономическими, социальными, культурологическими причинами, выводят данную проблему из конфликта отцов и детей и т.д. Всё существующее множество объяснений ещё раз говорит о том, что данная проблема является достаточно сложной, а продолжающиеся исследования приводят к тому, что однозначного ответа нет, и в ближайшее время не предвидится.
Юные «неформалы» своей активностью постоянно испытывают взрослых на умение мыслить нешаблонно.
Объектом курсового исследования является молоде

Файлы: 1 файл

Содержание Курсовая.doc

— 162.00 Кб (Скачать файл)

     В 30-ые годы самоуправление приобретает статус нежелательной, так как оно стало противоречить навязываемой политике. Начинается давление со стороны “диктатуры пролетариата”. Выходят указы, прикрепляющие пионерские отряды к школам, тогда как раньше они существовали не только при школах, но также при предприятиях, дворах, а иногда и просто сами по себе. Ребятам говорится, что стране нужны квалифицированные специалисты, и потому основная задача для них - хорошо учиться.

     Таким образом, пионерам в качестве ведущей  навязывается учебная деятельность, которая по своей сути индивидуалистична, и с этого момента пионерия начинает деградировать. Как неосознанный протест против формализации, от пионерии отделяются самостоятельные направления: тимуровцы, коммуны Макаренко.

     Виртуозный  педагог Макаренко выступил популяризатором идеи воспитания ребят на книгах. Главная заслуга Макаренко - это создание ребячьих коммун из социально дезадаптированных детей, которых в то время было большое количество. В коммунах также впервые было опробовано детское производство.

     Тимуровское движение расцвело в 30-ых годах после  выхода в свет соответствующей книги  Аркадия Гайдара. Это были отряды, собиравшиеся в основном из дворовых ребят и предводительствуемые также школьниками. Они оказывали помощь старикам, боролись с хулиганами, как и их литературный прообраз.

     С середины 50-ых годов третья волна неформального молодежного движения.

     На  этой волне возникло одновременно несколько новых направлений неформального молодежного движения. Первое из них - это поисковики, которые появились сразу после войны.  В 50-ые годы их движение достигло расцвета. Второе направление – пионеры 20-ых с тимуровцами, ориентированные на полезное дело и в этом сохранившие преемственность от предыдущей волны.

     После войны в период оттепели, возникает направление КСП (Клубов Самодеятельной Песни). Стоит отметить, представители сами были также и поисковиками. Еще в довоенный и военный периоды культуру, названную потом Авторской Песней, активно внедряли в песенный мир и поддерживали Михаил Светлов, Булат Окуджава, Михаил Анчаров.

     Третьим мощнейшим направлением неформального молодежного движения стало коммунарство. Основателем этого направления был ленинградский педагог Иванов, создавший в Ленинграде Фрунзенскую Коммуну1.

     Первым  отличительным признаком коммунарства был и остается культ самоуправления. И в этом смысле опять-таки можно  говорить о преемственности от довоенной  волны. В основу коммунарской методики был положен принцип 3-х “сами”: сами планируем дело, сами его проводим и сами его обсуждаем. Последнее было весьма важно, так как рефлексия в коммунарской методике всегда занимала очень важное место. Был создан пионерский лагерь “Орленок”, что находится около поселка Ново-Михайловка в Краснодарском крае на берегу Черного моря.

     Фрунзенская Коммуна была приглашена в “Орленок”  и  провела там смену по собственной программе. Педагоги-коммунары, работавшие в “Орленке” собирали туда активистов школьных пионерских организаций и проводили с ними серии дел по коммунарской методике. Загоревшиеся ребята возвращались в школы и пытались организовывать там нечто подобное. Так коммунарская система работы начала распространяться на школьную внеклассную жизнь.

     Данная  система была преимущественно ориентирована на Коллективную творческую Деятельность (КТД).

     Еще одной заслугой коммунарства стали  первые шаги в области теоретизации развития группы, коллектива. До этого отечественные педагоги и психологи выпускали лишь литературу, которая касается личностного развития ребенка.

     Тогда же, вначале 60-ых начинает зарождаться движение интербригад. Этот факт был приурочен к началу революционной волны в Латинской Америке, Азии и Африке. Советское руководство отнеслось к этому положительно. Поэтому интердвижение поначалу пользовалось поддержкой правительства.

     Интербригады  были ориентированы на двух основных направлениях деятельности. Первое - это крутой туризм под флагом подготовки партизанских отрядов для заброски в помощь повстанцам Латинской Америки. Другое направление - это сбор гуманитарной помощи для революционных стран.

     Легко заметить, что все вышеперечисленные направления неформального молодежного движения, возникшие в этот период. При этом у некоторых лидеров и участников стало складываться ощущение самоценности туризма. Это дало толчок развитию детского и молодежного туризма.

     Основными центрами неформального молодежного  движения были Москва и нынешний Санкт  – Петербург. Начало 70-ых годов констатирует направления неформального молодежного движения, имеющие в некоторой степени отрицательный знак.

     Первое  из них - хиппи. Неприятие окружающей действительности, а, особенно, факт ущемления  свободы, тем не менее, не выливался  у них в какую-либо конструктивную программу. Они находили себя в странствиях по стране и просто теплых тусовках, не имеющих деловых выходов, однако, безусловной заслугой хипповской коммуны стало создание системы, где и прозвучало впервые это понятие. Однако, стоит заметить, что и в этой структуре возникали конфликты на почве иждивенчества.

     Конец 70-х отмечается также возникновением движения панков. Нужно отметить, что  первые панки по своему культурному  имиджу и направленности существенно  отличаются от нынешних молодежных тусовок, называющих себя панковскими. Основной их идеей было изучение и пропаганда западного образа жизни. Поскольку единственной категорией молодежи, которая могла достаточно беспрепятственно знакомиться с западным укладом, были дети дипломатов и иже с ними, они и составили поначалу основу панковского направления. Первые панки были в основном людьми достаточно высокого интеллектуального уровня, а поскольку у них были деньги, они переодически снимали на целый день какой-нибудь бар или кафе, где устраивали прозападные “чтения”. Из панковской среды вышло большинство фарцовщиков, и также в недрах панк-культуры зародился своеобразный музыкальный стиль «underground», через который часть молодежи тоже пыталась выражать свой протест.

     В Санкт – Петербурге на эту тему был даже снят специальный фильм “Игра с неизвестным”.

     Вначале 80-ых возникают также молодежные организации с яркой политической окрашенностью, например, нацисты, общество “Память”. Создавались они умными людьми, отлично понимающими, чего хотят. Но остальной же контингент подбирался из наиболее легковнушаемой и пассионарной, по терминологии Гумилева, молодежи, и потому склонной к необдуманному экстремизму. Стараясь сохранить состав своих организаций именно такими, лидеры старались не делать их слишком открытыми в отличие от хиппов и панков.

     Стоит также отметить, как исторический факт, прекращение существование, как государственных организаций пионерии и комсомола. Но при этом нельзя говорить об их смерти. Возможно даже, наоборот, так как этот шаг отсек от них основную массу, относившуюся к упомянутым организациям с формальной и карьеристской точки зрения. Убежденные же пионеры и комсомольцы до сих пор ещё создают подобные организации на неформальной основе.  
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     § 3. Причины появления  молодежных субкультур в современности.  

     Появление и оформление как социального феномена было подготовлено развитием индустриальных обществ и произошло в начале перехода индустриальных обществ к постиндустриальному. Развитие науки и техники не только созидательно влияло на человека, но и разрушало окружающую среду и самого человека. Принципами сущестования человека стали захват и присвоение. По мере интенсивного развития и разворачивания НТР обозначилась тенденция к фабрикованию. По мере формирования массового общества появлялся феномен молодежной субкультуры. Конституирование массового общества пришлось на 50-е годы XX столетия. Тогда же берут начало молодежная субкультура и эпоха  постиндустриализма и развивается соответствующая в связи с этим культура. Но ближе к концу XX века стала постепенно развинчиваться преувеличенная проблема конфликта поколений. Возникает определенное несоответствие во взглядах, вкусах, предпочтениях, ценностях поколений2.

     Современное общество, перегруженное информацией, обезличивает человека и остро ставит перед индивидом проблему социокультурной идентификации. Высокий уровень механизации производства дает возможность людям время на отдых, развлечения, сделав его досуговым, что в свою очередь привело к появлению "индустриальных развлечений" - коммерческой культуры, ориентированной на средний уровень ее потребителей. Технический прогресс, усовершенствуя средства воздействия на общественное мнение, приводит к невиданной до наших дней унификации не только внешнего вида, но и взглядов. Уничтожается индивидуальность, появляются стандарты модного поведения, массами людей искусно манипулируют. Это не может не вызвать протеста среди молодежи как наиболее авангардной части общества. Отказ от массовости становится одной из причин появления молодежных субкультур, которые пытаются противостоять стандартам, созданным массовой культурой, подчеркнуть свою индивидуальность. Для этого чаще всего они используют музыку и одежду.

     В ХХ в. мода как часть общей культуры приобрела массовый характер. Более  того, она стала механизмом формирования нового образа жизни и регулирования поведения человека. Модная одежда позволяет человеку не чувствовать себя изолированным от общества. Двойственность природы моды заключается в желании удовлетворить противоречивые человеческие устремления — отличаться от всех, и в то же время быть на них похожим. Это же качество присуще молодежи, стремящейся быть похожей, но не на всех, а на группу «лучших», которую каждый молодой человек выбирает для себя сам. Мода является неотъемлемой и важной частью молодежной культуры. Благодатной почвой для зарождения новых стилей стала стихийная мода улицы. С ее помощью молодежь перехватила роль законодателей мод у элитарных слоев общества. Под влиянием новаторских идей молодежи развиваются новые тенденции. Этот процесс начался в 60-е гг., когда молодое поколение активно искало новые способы самовыражения. Результатом стало появление движения хиппи, призывающего вернуться к природе. Оно принесло в моду фольклорные элементы, свободу в комплектовании одежды и, самое главное, джинсы, ставшие символом мятежной юности. Джинсы, в прошлом рабочие брюки ковбоев дикого Запада, уничтожили все границы: географические и политические, национальные и классовые, возрастные и половые. С появлением мини-юбки, геометрических стрижек, а затем и брючного ансамбля окончательно закрепился стиль целого поколения молодых. Эстетика молодежной культуры распространилась и на другие возрастные категории, появился культ молодости. С тех пор общество становится все более «молодежным». Из пугающего поначалу явления молодежная культура за последнюю четверть XX в. стала средством обновления всей культурной системы общества, его эволюционного развития.

     Уличные стили, внедрившись в официальную  моду, способствовали распространению  молодежных тенденций и формированию облика человека, соответствующего новому времени. Особенно большое влияние на нее оказала теория известного американского ученого Томаса Манро, появившаяся в 50-60-е гг. ХХ в. Согласно ей, понятие прекрасного, ассоциирующееся с классическим, реалистическим искусством, перестало удовлетворять современных художников, а эстетические оценки стали субъективны. Манро предложил изгнать из эстетических теорий концепцию прекрасного. Отказ от такого критерия сделал возможным возвести безобразное в ранг искусства. Теория стала основой для переосмысления понятия «кич» и появления понятия «неокич». В рамках этого взгляда отвергается категория прекрасного и провозглашается главными ценностями эстетики необычность и престижность. Преобладание этих ценностей допустило безобразное в сферу массовой культуры. Возникшая мода на безобразное подготовила почву для появления такого контркультурного движения, как панки. Кроме того, «одним из самых существенных факторов панк-стиля было то, что он дал возможность утвердиться женской одежде в отличие от доминирующей мужской одежды в стилях Тедов и Рокеров».

     В начале 1990-х гг. появление последних  молодежных субкультур — рейверов, клабберов, «поколения Х» — показало, что новое поколение не желает вступать в острый конфликт с существующим обществом. Они просто создают свой мир. В конце ХХ в. увлечение компьютерными играми, виртуальным пространством и интернет-технологиями привело к возникновению такой молодежной субкультуры, как кибер-панк. Стиль кибер-панк вдохновлен научной фантастикой, виртуальными играми, а также новым жанром комиксов. Компьютерные технологии открыли молодежи новый мир, который был обыгран очередной молодежной субкультурой. Кибер-панки настроены использовать технологический прогресс во всех сферах общества.

     То, что широкое применение компьютерных технологий и массовое использование Интернета привело к появлению подобных движений, говорит о том, что техника все больше и больше завладевает человеком. Но в то же время виртуальная реальность компьютерных сетевых киберпространств дает возможность человеку творить, компенсируя то, что невозможно для него в реальном мире. Возможно, традиционный мир культуры в очередной раз чем-то подменяется, но вероятно и то, что открывается своеобразное, невиданное ранее, окно в мир духовный. Насколько это верно, может ответить только время.

     Молодежь  как наиболее прогрессивная и  творческая часть человечества на протяжении всего ХХ в. сопротивлялась массовой культуре через свои маргинальные субкультуры  с их иррациональным, дионисийским началом. Она показала необходимость сопротивления личности стереотипам массового сознания, давая тем самым человеческому сообществу шанс на выживание.

Информация о работе Молодежные субкультуры