Молодёжный сленг как современное языковое явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 10:40, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования:
Исследование музыкальных молодёжных журналов на наличие сленгизмов.
Выделение наиболее употребительных сленгизмов.
Обозначить пути проникновения сленга в печатные издания.

Файлы: 1 файл

курсач2.docx

— 68.75 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Современный мир динамично  развивается и вместе с ним  в постоянном развитии находится  язык. Язык – как важнейший аспект культуры, находится под постоянным воздействием внешних факторов. Все  события, которые охватывают общество, влияют на живое развитие разговорной  речи, получают отклик в языках мира и добавляют в лексикон человечества новые фразы и выражения. Язык используется в быту, в производственной деятельности человека, в различных  областях науки, культуры, общественной и политической жизни общества.

Сленг проникает во все  сферы общества, начиная от лексикона, который , к примеру, используют врачи в поликлиниках, до компьютерных игроков. Каждый слой общества использует хотя бы пару выражений, являющиеся атрибутами именно этого контингента людей. Сленг прочно укрепляется в языке и кажется абсолютно естественным для каждой группы использующих его.

Интересным является то, что если некоторые выражения  могут быть понятны и людям, не принадлежащим к определенному  обществу (группе людей), то есть и сленг, лексическое значение которого не будет  ясным постороннему человеку.

Иногда сленговые выражения  могут быть непонятны и самим  носителям языка, поэтому не удивительно, что иностранные сленговые выражения  становятся еще сложнее для понимания, ведь они вбирают в себя культуру, обычаи и шутки.

Изучение сленга мне кажется  очень интересным, сленг бросает  вызов "правильной" жизни и  становится лексическим отражением маргинальных культур и молодежных организаций.

Понимание живого языка, окружающего  человека каждый день, - это вечно  изменяющаяся субстанция, которая отражает все события современного мира и  общества вокруг.

Актуальность данного исследования заключается в том, что в наши дни сленг получил широкое распространение и проникает не только в литературный разговорный язык, но и в печатные издания.

Научная новизна исследования состоит в том, что молодёжный сленг является малоизученной стороной языка.

Объект исследования – единицы молодежного сленга, встречающиеся в англоязычных музыкальных журналах.

Предмет исследования – состав, происхождение и парадигматика сленговых лексических единиц и причины их употребления.

Цель исследования – выявление наиболее употребляемых единиц молодёжного сленга в музыкальных молодёжных журналах.

Задачи исследования:

  1. Исследование музыкальных молодёжных журналов на наличие сленгизмов.
  2. Выделение наиболее употребительных сленгизмов.
  3. Обозначить пути проникновения сленга в печатные издания.

Материалом исследования являются англоязычные молодёжные музыкальные  журналы Spin, Vibe, Under the Radar, Young People Talk.

Практическая  значимость: материалы исследования могут быть использованы в курсе преподавания социолингвистики.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. СОЦИОЛИНГВИСТИКА КАК НАУКА

1.1 Определение понятия социолингвистики как науки

Для начала обратимся к  истокам социолингвистики. То, что  язык далеко не единообразен в социальном отношении, известно достаточно давно. Одно из первых письменно зафиксированных  наблюдений, свидетельствующих об этом, относится еще к началу 17 в. Гонсало де Корреас, преподаватель Саламанкского университета в Испании, четко разграничивал социальные разновидности языка: "Нужно отметить, что язык имеет, кроме диалектов, бытующих в провинциях, некоторые разновидности, связанные с возрастом, положением и имуществом жителей этих провинций: существует язык сельских жителей, простолюдинов, горожан, знатных господ и придворных, ученого-историка, старца, проповедника, женщин, мужчин и даже малых детей".

За время существования  в языкознании социолингвистического  направления оно имело и имеет  теперь несколько разных наименований: «социология языка», «социологическая лингвистика», «социологическое языкознание», «лингвистическая социология», «лингвосоциология», «социолингвистика», «Социальная лингвистика» и другие.

Термин «социолингвистика», наиболее употребительный в современной  науке, впервые использовал в 1952 году американский исследователь Х.Карри. Этим термином было обозначено направление, которое фактически уже существовало в языкознании и свою главную цель видело в исследовании языка как явления общественного. "Так как язык возможен только в человеческом обществе, - писал И.А.Бодуэн де Куртенэ, - то, кроме психической стороны, мы должны отмечать в нем всегда сторону социальную. Основанием языковедения должна служить не только индивидуальная психология, но и социология".

Важнейшие для современной  социолингвистики идеи принадлежат  таким выдающимся ученым первой половины 20 в., как И.А.Бодуэн де Куртенэ, Е.Д.Поливанов, Л.П.Якубинский, В.М.Жирмунский, Б.А.Ларин, А.М.Селищев, В.В.Виноградов, Г.О.Винокур в России, Ф.Брюно, А.Мейе, П.Лафарг, М.Коэн во Франции, Ш.Балли и А.Сеше в Швейцарии, Ж.Вандриес в Бельгии, Б.Гавранек, А.Матезиус в Чехословакии и др. Это, например, идея о том, что все средства языка распределены по сферам общения, а деление общения на сферы имеет в значительной мере социальную обусловленность (Ш.Балли); идея социальной дифференциации единого национального языка в зависимости от социального статуса его носителей (работы русских и чешских языковедов); положение, согласно которому темпы языковой эволюции зависят от темпов развития общества, а в целом язык всегда отстает в совершающихся в нем изменениях от изменений социальных (Е.Д.Поливанов); распространение идей и методов, использовавшихся при изучении сельских диалектов, на исследование языка города (Б.А.Ларин); обоснование необходимости социальной диалектологии наряду с диалектологией территориальной (Е.Д.Поливанов); важность изучения жаргонов, арго и других некодифицированных сфер языка для понимания внутреннего устройства системы национального языка (Б.А.Ларин, В.М.Жирмунский, Д.С.Лихачев) и др. [2]

Характерная черта социолингвистики второй половины 20 столетия - переход  от работ общего плана к экспериментальной  проверке выдвигаемых гипотез, математически  выверенному описанию конкретных фактов. По мнению одного из представителей американской социолингвистики Дж.Фишмана, изучение языка под социальным углом зрения на современном этапе характеризуется такими чертами, как системность, строгая направленность сбора данных, количественно-статистический анализ фактов, тесное переплетение лингвистического и социологического аспектов исследования.

Общепринятого определения  социолингвистики не существует. Одной  из причин этого является относительная  молодость этой науки. Обычно её определяют как область взаимопроникновения  социологии и лингвистики, охватывающую всё многообразие влияния социальных факторов на язык и языковых факторов на общество.

Однако разные лингвисты  трактуют это понятие по-своему. Например, по мнению У. Лабова «Социолингвистика – это область знаний, изучающая структуру языка и языковые изменения на основании данных, получаемых при исследовании повседневного употребления языка».

Более «социологическое»  определение предлагает Р. Хадсон: Социолингвистика – это изучение языка в его отношении к обществу. Социология языка, по словам Хадсона, это изучение общества в его отношении к языку. Если задача первой – пролить свет на некоторые языковые факты, универсальные или специфические, то задача второй – наоборот: узнать нечто новое об обществе, воспользовавшись языковыми данными. Разница здесь скорее в акцентах, в интересе, чем в предмете изучения.

В предисловии к книге  «Социолингвистика» (1966) У.Брайт указывает, что эта область призвана «продемонстрировать систематический характер взаимозависимости между языковыми и общественными структурами и, по возможности, установить причинно-следственные отношения».

Дж. Фишман определяет социолингвистику как «изучение признаков языковых вариантов, их функций и самих  говорящих, с учётом того, что все  эти три характеристики (признаки, функции и говорящие) взаимодействуют, меняются и влияют друг на друга  в пределах языковой общности… исследование законов или социальных норм, определяющих различные формы поведения в  языковых коллективах, которые сами определены через язык».

Этот же автор в другой работе говорит о социолингвистике как об описательной науке, которая  изучает нормы пользования языком в данной группе, а социологию языка  относит к динамическим наукам; цель социолингвистики, по Фишману, - поиски ответа на вопрос «Что является причиной существенных изменений социальной организации функционирования языка и поведения людей по отношению к языку?» [Fishman, 1971].

В «Словаре лингвистических  терминов», составленном известным  советским филологом О.С.Ахмановой, термин «социолингвистика», или «социологическая лингвистика», приводится с двумя значениями:

  1. Раздел языкознания, изучающий причинные связи между языком и фактами общественной жизни.
  2. Раздел языкознания, изучающий социальную дифференциацию языков, т.е. различные его социальные диалекты.[1]

Узкое определение социальной лингвистики предлагал в конце 60-х годов известный социолингвист академик В.М.Жирмунский: «Социальная лингвистика в узком смысле рассматривает два взаимосвязанных круга проблем:

  1. Социальную дифференциацию языка классового общества на определённой ступени его исторического развития (у данного общества в данную историческую эпоху);
  2. Процесс социального развития языка, его историю как явления социального (социально-дифференцированного)».

 

 

 

 

1.2 Объект и предмет социолингвистики

Один из основоположников современной социолингвистики американский исследователь У.Лабов определяет социолингвистику как науку, которая изучает "язык в его социальном контексте". Если расшифровать это определение, то надо сказать, что внимание социолингвистов обращено не на собственно язык, не на его внутреннее устройство, а на то, как пользуются языком люди, составляющие то или иное общество. При этом учитываются все факторы, могущие влиять на использование языка, - от различных характеристик самих говорящих (их возраста, пола, уровня образования и культуры, вида профессии и т.п.) до особенностей конкретного речевого акта.

"Тщательное и точное  научное описание определенного  языка, - отмечал Р.Якобсон, - не может обойтись без грамматических и лексических правил, касающихся наличия или отсутствия различий между собеседниками с точки зрения их социального положения, пола или возраста; определение места таких правил в общем описании языка представляет собой сложную лингвистическую проблему".

В отличие от генеративной лингвистики, представленной, например, в работах Н.Хомского, социолингвистика имеет дело не с идеальным носителем языка, порождающим только правильные высказывания на данном языке, а с реальными людьми, которые в своей речи могут нарушать нормы, ошибаться, смешивать разные языковые стили и т.п.

В отличие от генеративной лингвистики, представленной, например, в работах Н.Хомского, социолингвистика имеет дело не с идеальным носителем языка, порождающим только правильные высказывания на данном языке, а с реальными людьми, которые в своей речи могут нарушать нормы, ошибаться, смешивать разные языковые стили и т.п. Важно понять, чем объясняются все подобные особенности реального использования языка. Тем самым при социолингвистическом подходе к языку объектом изучения является функционирование языка; его внутренняя структура принимается как некая данность и специальному исследованию не подвергается.

В пределах социолингвистики и социологии языка обычно выделяют два больших уровня: микросоциолингвистику и макросоциолингвистику. [6]

Микросоциолингвистика занимается исследованием таких проблем, как:

- пути достижения требуемого  результата в речевом взаимодействии: какими средствами привлекается и удерживается внимание слушающего; как в данном социуме принято начинать и заканчивать разговор; речевые (и иные) средства, которые для этого используются;

- приобретение и изменение  коммуникативных навыков: подразумевается  умение эффективно порождать  и воспринимать сигналы в процессе коммуникации, и знание правил «подобающей» коммуникации;

- изучение отношения к  языку: люди «любят» свой язык  или «стесняются» его, считают  его выше или ниже по статусу,  чем какой-либо иной; оценивают  собеседников по тому, как они  говорят, причём это интуитивно; задача состоит в том, чтобы  выявить, объяснить и доказать  эту интуитивно; задача состоит  в том, чтобы выявить, объяснить  и доказать эту интуицию;

- правила выбора языков  и языковых вариантов  вразных ситуациях и в динамике.

В области макросоциолингвистики обычно располагаются:

- языковые обследования, в том числе изучения языковых ситуаций в группах, в регионах, в странах, изучение соотношения языков в двуязычных коллективах;

- языковые контакты: изучение  последствий, которые имеют столкновение  с другим языком – и отчасти  с другой культурой – для  языков, а также говорящих на  них индивидов и групп;

- языковые конфликты и  их разрешение: язык и государство,  языковое планирование, языковое  строительство;

- языковые изменения в  связи с общественными изменениями.

Таким образом, микросоциолингвистика занимается скорее индивидуальной речью в социальном контексте, а макросоциолингвистика – группой и её языком в социальном контексте.[6]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Основные направления социолингвистики

Выделяют синхроническую социолингвистику, которая занимается изучением преимущественно отношений  между языком и социальными институтами, и социолингвистику диахроническую, которая изучает преимущественно  процессы, характеризующие развитие языка в связи с развитием  общества. В зависимости от масштабности объектов, которыми интересуется социолингвистика, различают макросоциолингвистику и микросоциолингвистику. Первая изучает языковые отношения и процессы, происходящие в крупных социальных объединениях – государствах, регионах, больших социальных группах, нередко выделяемых условно, по тому или иному социальному признаку (например, по возрасту, уровню образования и т.п.). Микросоциолингвистика занимается анализом языковых процессов и отношений, имеющих место в реальных и при этом небольших по численности группах носителей языка – в семье, производственной бригаде, игровых группах подростков и т.п.

Информация о работе Молодёжный сленг как современное языковое явление