Мотивация к труду старшеклассников - состояние и проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2014 в 07:36, курсовая работа

Описание работы

Труд — это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей.
Актуальность проблемы: Недооценка трудового воспитания в школе приводит к тому, что у современной молодежи не формируется уважение и интерес к труду в сфере материального производства, технического творчества, тогда как в стране уже сегодня ощущается нехватка квалифицированных работников.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3-5
Глава 1. Теоретические подходы к изучению мотивации к труду у старшеклассников
§1. Общие подходы к изучению мотивации учебно-трудовой познавательной деятельности…………………………………………………………………6-10
§2. Особенности старшего школьного возраста и выбор профессии ……11-17
§3. Факторы, влияющие на формирование мотивации к труду старшеклассников……………………………………………………….…..18-22
Глава 2. Практическое исследование мотивации к труду у старшеклассников на примере девятых классов Гимназии №30 города Кургана
§1. Программа исследования…………………………………………………23-26
§2. Интерпретация полученных данных……………………………………..27-29
§3. Результаты исследования и рекомендации………………………………30-32
Заключение……………………………………………………………………33
Список литературы……………………………………

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 148.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования науки Российской Федерации 
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение 
высшего профессионального образования

«Курганский государственный университет» (КГУ) 
Юридический факультет 
Кафедра социологии и социальной работы

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по социологии труда

на тему: мотивация к труду старшеклассников - состояние и проблемы

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка группы 30512 
            Евдокимова А.В.  
                         Проверил преподаватель:

Маслова Л.М.

 

 

 

 

 

Курган, 2014

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3-5

Глава 1. Теоретические подходы к изучению мотивации к труду у старшеклассников

§1. Общие подходы к изучению мотивации учебно-трудовой познавательной деятельности…………………………………………………………………6-10

§2. Особенности старшего школьного возраста и выбор профессии ……11-17

§3. Факторы, влияющие на формирование мотивации к труду старшеклассников……………………………………………………….…..18-22

Глава 2. Практическое исследование мотивации к труду у старшеклассников на примере девятых классов Гимназии №30 города Кургана

§1. Программа исследования…………………………………………………23-26

§2. Интерпретация полученных данных……………………………………..27-29

§3. Результаты исследования и рекомендации………………………………30-32

Заключение……………………………………………………………………33

Список литературы……………………………………………………………34

Приложение……………………………………………………………………35-42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Труд — это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей.

Актуальность проблемы:  Недооценка трудового воспитания в школе приводит к тому, что у современной молодежи не формируется уважение и интерес к труду в сфере материального производства, технического творчества, тогда как в стране уже сегодня ощущается нехватка квалифицированных работников.

В настоящее время профессиональное самоопределение старшеклассников является наиболее актуальным, так как выбор профессии не всегда происходит гладко. Здесь могут быть и промахи и ошибки. Ошибки могут возникнуть из-за недостатка информации. Взрослые всегда спрашивают ребёнка: «Кем ты хочешь стать, когда вырастишь?» — « Военным!». Но ребёнок мало информирован об этой профессии, так же мало информированы и подростки о содержании своих будущих специальностей. – «Знал бы, что военных ждёт, лучше бы в рабочие пошёл!».

Проблемная ситуация: Старшеклассники стремятся закончить школу, но часто не задумываются о дальнейшей судьбе своей жизни. Возникает противоречие между причинами мотивации к труду у старшеклассников. Невозможно определить профессию, если не определено мотивационное поведение.

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции. Этой проблемой занимались Леонтьев А.Н., БожовичЛ.И., Эльконин Д.Б.

В комплексе мероприятий, направленных на повышение качества и эффективности учебной деятельности старшеклассников, для формирования высоких знаний, умений и навыков важную роль играют вопросы изучения мотивационной сферы учащихся и способы их эмоционального реагирования на значимую для них социальную ситуацию обучения в школе. Закон Российской Федерации «Об образовании» ориентирует педагогический труд на личность учащегося как на субъект учебной деятельности. В связи с этим, необходимо более тщательно подходить к анализу индивидуальных особенностей школьников для построения эффективной учебной деятельности.

Важно, чтобы профессия, в рамках которой обучающийся будет заниматься, будет выбрана правильно.

Цель курсовой работы: выявление состояния и факторов мотивации старшеклассников к труду.

Задачи работы:

  1. проанализировать теоретический материал по данной теме
  2. провести социологическое исследование
  3. сделать выводы по итогам исследования

Объект работы: старшеклассники.

Предмет: мотивация к труду.

Гипотезы:

    • труд не занимает доминирующую позицию в ценностной шкале;
    • одним из мотивирующих факторов к труду старшеклассников является оценка общественного мнения;
    • старшеклассники не могут определить свои цели и задачи для будущего, что отражается на слабом уровне мотивации или ее полного отсутствия.

Методы, использовавшиеся в работе: анализ литературы, опрос.

В первой главе работы содержится обзор литературы по проблеме мотивации  деятельности старшеклассников, прослеживается динамика трудовых и учебных мотивов, выделяются основания для построения типологии трудовых и учебных мотивов, предлагается типология трудовых и учебных мотивов старшеклассников.

Во второй главе содержится эмпирическая часть.

Также в приложении работы представлена анкета, по которой осуществлялось социологическое исследование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические подходы к изучению мотивации к труду у старшеклассников

§1. Общие подходы к изучению мотивации учебно-трудовой познавательной деятельности

 

Мотивация выполняет важные функции в обучении: побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость; Цель контрольной работы: раскрыть педагогическое понятие «мотив», «мотивация»; рассмотреть особенности и этапы формирования мотивации учения. 

По Подласому И.П.:

Мотивация (от лат. moveo - двигаю) - общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.

По Бордовской Н.В., Реан А.А.:

Мотив - это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанное с удовлетворением определенной потребности.

Мотивационной сферой личности называют совокупность стойких мотивов, имеющих определенную иерархию и выражающих направленность личности

Мотивация как процесс изменения состояний и отношений личности основывается на мотивах, под которыми понимаются конкретные побуждения, причины, заставляющие личность действовать, совершать поступки. Мотивы можно определить и как отношение школьника к предмету его деятельности, направленность на эту деятельность. В роли мотивов выступают во взаимосвязи потребности и интересы, стремления и эмоции, установки и идеалы. Поэтому мотивы - очень сложные образования, представляющие собой динамические системы, в которых осуществляются анализ и оценка альтернатив, выбор и принятие решений. Понимание мотивов-побуждений осложняется тем, что, во-первых, они всегда представляют собой комплексы и в педагогическом процессе мы почти никогда не имеем дело с одним действующим мотивом, а во-вторых, мотивы не всегда осознаются учителями и учащимися.1

Классифицировать мотивы, действующие в системе обучения, можно по различным критериям.

По видам выделяются социальные и познавательные мотивы.

По уровням эти мотивы подразделяются на:

  • широкие социальные мотивы (долг, ответственность, понимание социальной значимости учения). Прежде всего, это стремление личности через учение утвердиться в обществе, утвердить свой социальный статус;
  • узкие социальные (или позиционные) мотивы (стремление занять определенную должность в будущем, получить признание окружающих, получать достойное вознаграждение за свой труд);
  • мотивы социального сотрудничества (ориентация на различные способы взаимодействия с окружающими, утверждение своей роли и позиции в классе);
  • широкие познавательные мотивы. Проявляются как ориентация на эрудицию, реализуются как удовлетворение от самого процесса учения и его результатов. Познавательная деятельность человека является ведущей сферой его жизнедеятельности;
  • учебно-познавательные мотивы (ориентация на способы добывания знаний, усвоение конкретных учебных предметов);
  • мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний).2

В  различные периоды развития общества превалируют те или иные группы мотивов учения школьников,

Группы мотивов находятся в динамической связи между собой, сочетаясь самым причудливым образом в зависимости от возникающих условий.

Мотивы школьников можно разделить на побудительные, они лежат в основе различных целенаправленных действий, и смыслообразующие, которые «переводят» общественно значимые ценности на личностный уровень - «для меня».

Мотивы учения иногда подразделяют на внешние и внутренние. Первые, естественно, исходят от педагогов, родителей, класса, общества в целом и приобретают форму подсказок, намеков, требований, указаний, понуканий или даже принуждений. Они, как правило, действуют, но их действие нередко встречает внутреннее сопротивление личности, а поэтому не может быть названо гуманным. Необходимо, чтобы сам обучаемый захотел что-то сделать и сделал это. Истинный источник мотивации человека находится в нем самом. Вот почему решающее значение придается не мотивам обучения - внешнему нажиму, а мотивам учения - внутренним побудительным силам.

Существуют осознанные и неосознанные мотивы. Осознанные выражаются в умении старшеклассника рассказать о том, какие причины побуждают его к действию, выстроить побуждения по степени значимости. Неосознанные мотивы лишь ощущаются, существуют в смутных, не контролируемых сознанием влечениях, которые, тем не менее, могут быть очень сильными.

Согласно закону Йеркса-Додсона, сформулированному несколько десятилетий назад, эффективность деятельности зависит от силы мотивации. Иными словами, чем сильнее побуждение к действию, тем выше результативность деятельности. Но прямая связь сохраняется лишь до определенного предела. Если какие-то результаты достигнуты, а сила мотивации продолжает увеличиваться, то эффективность деятельности начинает падать. Итак, мотив может обладать:

    • Количественными характеристиками (по принципу «сильный-слабый»).
    • Качественными характеристиками (внутренние и внешние мотивы). Здесь имеется в виду отношение мотива к содержанию деятельности. Если для личности деятельность значима сама по себе (например, удовлетворяется познавательная потребность в процессе учения), то перед нами внутренняя мотивация. Если же основной толчок к деятельности дают соображения социального престижа, зарплаты и т. д., то речь идет о внешних мотивах.

Обычно продуктивную творческую активность личности в учебном процессе исследователи связывают именно с познавательной мотивацией, а не с мотивацией успеха (А.М. Матюшкин).

Однако недостаточно просто разделить мотивы на внутренние и внешние. Сами внешние мотивы могут быть положительными (мотивы успеха, достижения) и отрицательными (мотивы избегания, защиты).

На протяжении многих лет исследователи, говоря об учебной деятельности и ее успешности, прежде всего, подразумевали ведущую роль интеллектуального уровня личности. Безусловно, значения этого фактора нельзя недооценивать. 

Данные исследований позволяют с уверенностью утверждать, что высокая позитивная мотивация может восполнять недостаток специальных способностей или недостаточный запас знаний, умений и навыков, играя роль компенсаторного фактора. Однако в обратном направлении компенсаторный механизм не срабатывает. Иными словами, каким бы способным и эрудированным не был старшеклассник, без желания и толчка к учебе успехов он не добьется - в соответствии с известной поговоркой «Под лежачий камень вода не течет». 3

В современной школе необходимо осуществить радикальные реформы по совершенствованию внутренней мотивации учащихся. К сожалению, приходится констатировать, что в настоящее время типичный учитель и типичная школа ориентированы преимущественно на поддерживание внешней мотивации в виде контроля. Тем самым личность вместо того, чтобы развивать свое «Я», постоянно оказывается в ситуациях, где это «Я» подавляется. Вполне естественно, что подобная практика весьма пагубно сказывается на внутренней мотивации, ведет к постепенному снижению интереса к учебе. Подлинные реформы невозможны без всемерной поддержки любых проявлений внутренних стремлений обучаемых, полной реализации идей и принципов гуманистической педагогики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§2. Особенности старшего школьного возраста и выбор профессии

 

Старший школьный возраст — это период завершения полового созревания и вместе с тем начальная стадия физической зрелости. Для старшеклассника типична готовность к физическим и умственным нагрузкам. Физическое развитие благоприятствует формированию навыков и умений в труде и спорте, открывает широкие возможности для выбора профессии. Наряду с этим физическое развитие оказывает влияние на развитие некоторых качеств личности. Например, осознание своей физической силы, здоровья и привлекательности влияет на формирование у юношей и девушек высокой самооценки, уверенности в себе, жизнерадостности и т. д., наоборот, осознание своей физической слабости вызывает порой у них замкнутость, неверие в свои силы, пессимизм. 

Старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Это создает новую социальную ситуацию развития. Задача самоопределения, выбора своего жизненного пути встает перед старшим школьником как задача первостепенной важности. Школьники старших классов обращены в будущее. Это новая социальная позиция изменяет для них и значимость учения, его задач и содержания. Старшие школьники оценивают учебный процесс с точки зрения того, что он дает для их будущего. Они начинают иначе, чем подростки, смотреть на школу. Если подростки смотрят в будущее с позиции настоящего, то старшие школьники на настоящее смотрят с позиции будущего. 

Информация о работе Мотивация к труду старшеклассников - состояние и проблемы