Мотивация к труду старшеклассников - состояние и проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2014 в 07:36, курсовая работа

Описание работы

Труд — это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей.
Актуальность проблемы: Недооценка трудового воспитания в школе приводит к тому, что у современной молодежи не формируется уважение и интерес к труду в сфере материального производства, технического творчества, тогда как в стране уже сегодня ощущается нехватка квалифицированных работников.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3-5
Глава 1. Теоретические подходы к изучению мотивации к труду у старшеклассников
§1. Общие подходы к изучению мотивации учебно-трудовой познавательной деятельности…………………………………………………………………6-10
§2. Особенности старшего школьного возраста и выбор профессии ……11-17
§3. Факторы, влияющие на формирование мотивации к труду старшеклассников……………………………………………………….…..18-22
Глава 2. Практическое исследование мотивации к труду у старшеклассников на примере девятых классов Гимназии №30 города Кургана
§1. Программа исследования…………………………………………………23-26
§2. Интерпретация полученных данных……………………………………..27-29
§3. Результаты исследования и рекомендации………………………………30-32
Заключение……………………………………………………………………33
Список литературы……………………………………

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 148.50 Кб (Скачать файл)

Следовательно, для того, чтобы трудовая деятельность сохраняла высокое место в иерархии деятельностей старшеклассников, необходимо:

    1. постоянно совершенствовать ее содержание и характер организации;
    2. учитывать возрастные и индивидуальные проявления мотивации учащихся;
    3. учитывать характер взаимовлияния основных видов деятельности школьников;
    4. формировать гармоничную структуру трудовых мотивов, что сделает более успешным и овладение операционной стороной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Исходя из результатов эмпирического исследования были получены следующие результаты: 

    • В подростковом возрасте прослеживается возрастная динамика в осознанном выборе круга профессий; 
    • наиболее значимыми субъектами, влияющими на профессиональное самоопределение современного подростка являются сам ученик и родители; 
    • для большинства подростков мотивом выбора профессии выступает мотив реализации своего "Я"; 
    • трудности выбора будущей профессии, подросток связывает с низким уровнем информированности, а также низким уровень ресурсного обеспечения в освоении выбираемых профессий; 

           обнаруженные  различия оказывают влияние на                профессиональное самоопределение в подростковом возрасте. 
В результате проведенных   исследований, на основе анализа различных теорий по изучению данной темы, были подтверждены гипотезы: труд действительно не оценивается старшеклассниками как основа осуществления своих целей. Общественное мнение играет существенную роль при мотивации к труду-многие старшеклассники в качестве ориентира  мотивации склоняются к мнению друзей, ориентируются по моде и многим другим вещам. существует множество других факторов, оказывающих влияние на мотивацию такие как успех, престиж и т.д.

Можно предположить, что стремление обучаться в высших учебных заведениях связано со стремлением получить профессию, в основе которой лежит ценность материально обеспеченной жизни.

 

 

 

Используемая литература:

 

  1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов.3-е изд., испр. [Текст] /Г.С. Абрамова. - М.: Издательский центр "Академия", 1998. - 672с.
  2. Божович, Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков [Текст] / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1972. - 336с.
  3. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы  /Е.П. Ильин. - СПб., 2003. - 186с.
  4. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - М., 1990
  5. Маслоу, А.Г. Мотивация и личность / А.Г. Маслоу. СПб.: Евразия, 1999. - 478с.
  6. Пряжников Н. С. Мотивация трудовой деятельности : учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений/ Н. С. Пряжников.- М.: Издательский центр «Академия», 2008.- 368 с.
  7. Ярошенко, В.В. Мотивация выбора профессии и особенности ее развития у учащихся общеобразовательной школы / В.В. Ярошенко. - М.: Просвещение, 2004. - С.235.
  8. http://www.moluch.ru/archive/65/10768/
  9. http://bibliofond.ru/view.aspx?id=698918
  10. http://bibliofond.ru/view.aspx?id=465934

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АНКЕТА

 

          Здравствуйте!     Мы   проводим   исследование,   посвященное    изучению мотивации  к труду старшеклассников Гимназии  №30. Мы просим Вас высказать  свое мнение по ряду вопросов. Анкета анонимная, Вам не нужно указывать фамилию. Все данные будут использованы только в обобщенном виде для  исследовательских целей.

          После  каждого вопроса написано,  сколько  ответов нужно дать. Обведите  в кружок цифру около варианта  ответа, который выражает Ваше  мнение, или напишите свой вариант.

           Заранее благодарим вас за искренние ответы!

  1. Для чего Вам необходимо обучение в школе и знания?  (пожалуйста, выберете не более трех ответов)
    1. дальнейшей жизни;
    1. поступления в вуз, дальнейшего образования;
    2. моего общего развития, совершенствования;
    3. будущей профессии;
    4. ориентировки в обществе (вообще в жизни); е) создания карьеры;
    5. получения стартовой квалификации и устройства на работу;
    6. затрудняюсь ответить

2. Я бы не учился, если  бы...                                                                (пожалуйста, выберете один ответ)

    1. не было школы;
    2. не было необходимости в этом;
    3. не поступление в вуз и будущая жизнь;
    4. не чувствовал, что это надо;
    5. не думал о том, что будет дальше;
    6. затрудняюсь ответить.

 

3. Самое приятное из всего, за что Вас могут похвалить?           (пожалуйста, выберете один ответ)

    1. знания;
    2. успехи в учёбе;
    3. хорошую успеваемость и хорошо сделанную работу;
    4. способности и ум;
    5. трудолюбие и работоспособность; е) хорошие отметки.

4. В чем состоит основная цель Вашей жизни?                      (пожалуйста, выберете один ответ)

    1. получить образование;
    2. создать семью;
    3. сделать карьеру;
    4. в развитии и совершенствовании;
    5. быть счастливым;
    6. быть полезным;
    7. принять достойное участие в эволюционном процессе человечества;
    8. пока не определена;
    9. затрудняюсь ответить.

5. С какой целью Вы посещаете уроки?                                       (пожалуйста, выберете не более двух ответов)

    1. получение информации;
    2. получение знаний;
    3. попытаться понять и усвоить как можно больше;
    4. выбрать для себя необходимое;
    5. внимательно слушать учителя;
    6. получить хорошую отметку;
    7. пообщаться с друзьями;
    8. затрудняюсь ответить.

6. При планировании своей  работы, Вы…                                   (пожалуйста, выберете один ответ)

    1. обдумываю её, вникаю в условия;
    2. сначала отдыхаю;
    3. стараюсь сделать всё прилежно;
    4. выполняю самое сложное сначала;
    5. стараюсь сделать её побыстрей;
    6. затрудняюсь ответить.

7. Что для Вас самое интересное на занятиях?                                (пожалуйста, выберете один ответ)

    1. обсуждение интересного мне вопроса;
    2. малоизвестные факты;
    3. практика, выполнение заданий;
    4. интересное сообщение учителя;
    5. диалог, обсуждение, дискуссия;
    6. получить отметку «5»;
    7. общение с друзьями;
    8. затрудняюсь ответить.

8. В каком случае Вы изучаете материал добросовестно? (пожалуйста, выберете один ответ)

    1. если он мне очень интересен;
    2. если он мне нужен;
    3. если мне нужна хорошая отметка;
    4. стараюсь всегда;
    5. меня заставляют;
    6. если у меня хорошее настроение;
    7. затрудняюсь ответить.

9. В каком случае Вам нравится делать уроки?                            (пожалуйста, выберете не более двух ответов)

    1. их мало и они не трудные;
    2. когда я знаю, как их делать и у меня всё получается;
    3. они мне потребуются;
    4. они требуют усердия;
    5. отдохну после уроков в школе и дополнительных занятий;
    6. у меня есть настроение;
    7. материал или задание интересны;
    8. всегда, так как это необходимо для глубоких знаний;
    9. затрудняюсь ответить.

10. Что мотивирует Вас хорошо учиться?                                               (пожалуйста, выберете не более двух ответов)

    1. мысль о будущем;
    2. конкуренция и мысли об аттестате;
    3. совесть, чувство долга;
    4. стремление получить высшее образование в престижном вузе;
    5. ответственность;
    6. родители ,друзья или учителя;
    7. затрудняюсь ответить.

 

 

11.В каких случаях Вы проявляете большую активность? (пожалуйста, выберете один ответ)

    1. ожидаю одобрения окружающих;
    2. мне интересна выполняемая работа;
    3. мне нужна отметка;
    4. хочу больше узнать;
    5. хочу, чтоб меня заметили;
    6. изучаемый материал мне нужен;
    7. затрудняюсь ответить.

12. Что является результатом хорошей отметки?                               (пожалуйста, выберете не более трех ответов)

    1. моего напряжённого труда;
    2. труда учителя;
    3. подготовленности и понимания темы;
    4. везения;
    5. добросовестного отношения к учёбе;
    6. таланта или способностей;
    7. затрудняюсь ответить.

13. От чего зависит успешность выполняемых Вами работ на занятии? (пожалуйста, выберете один ответ)

    1. настроения и самочувствия;
    2. понимания материала;
    3. везения;
    4. подготовки, прилагаемых усилий;
    5. заинтересованности в хороших отметках;
    6. внимания к объяснению учителя;
    7. затрудняюсь ответить.

14. В каком случае Вы проявляете активность на уроке? (пожалуйста, выберете один ответ)

    1. а) хорошо знаю тему и понимаю материал;
    2. б) смогу справиться;
    3. в) почти всегда;
    4. г) не будут ругать за ошибку;
    5. д) твёрдо уверен в своих успехах;
    6. е) хочется попробовать;
    7. затрудняюсь ответить.

15. Если какой-либо учебный  материал Вам не понятен (труден для Вас), что Вы предпринимаете?                                                                           (пожалуйста, выберете не более двух ответов)

    1. ничего не предпринимаю;
    2. прибегаю к помощи других;
    3. мирюсь с ситуацией;
    4. стараюсь разобраться во что бы то ни стало;
    5. надеюсь, что пойму потом;
    6. вспоминаю объяснение учителя и просматриваю записи на уроке;
    7. затрудняюсь ответить.

16. Что Вы делаете, если при выполнении задания допускаете ошибку? (пожалуйста, выберете один ответ)

    1. делаю его снова, исправляя ошибки;
    2. теряюсь;
    3. прошу помощи;
    4. продолжаю думать над заданием;
    5. бросаю это задание;
    6. затрудняюсь ответить.

17. В каких случаях Вам не нравится выполнять задания? (пожалуйста, выберете один ответ)

    1. они требуют большого умственного напряжения;
    2. они слишком лёгкие, не требуют усилий;
    3. они требуют зубрёжки и выполнения по «шаблону»;
    4. они не требуют сообразительности (смекалки);
    5. они сложные и большие;
    6. они не интересные, не требуют логического мышления;
    7. затрудняюсь ответить.

18. Укажите, пожалуйста, Ваш  пол:

  1. Мужской
  2. Женский

 

                Благодарим Вас за участие  в опросе!

 

 

1 Маслоу, А.Г. Мотивация и личность / А.Г. Маслоу. СПб.: Евразия, 1999. - 478с.

 

2 Там же.

3 http://bibliofond.ru/view.aspx?id=698918

 

4 Ярошенко, В.В. Мотивация выбора профессии и особенности ее развития у учащихся общеобразовательной школы / В.В. Ярошенко. - М.: Просвещение, 2004. - С.235.

 

5 Ярошенко, В.В. Мотивация выбора профессии и особенности ее развития у учащихся общеобразовательной школы / В.В. Ярошенко. - М.: Просвещение, 2004. - С.235.

Информация о работе Мотивация к труду старшеклассников - состояние и проблемы