Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2014 в 07:36, курсовая работа
Труд — это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей.
Актуальность проблемы: Недооценка трудового воспитания в школе приводит к тому, что у современной молодежи не формируется уважение и интерес к труду в сфере материального производства, технического творчества, тогда как в стране уже сегодня ощущается нехватка квалифицированных работников.
Введение………………………………………………………………………..3-5
Глава 1. Теоретические подходы к изучению мотивации к труду у старшеклассников
§1. Общие подходы к изучению мотивации учебно-трудовой познавательной деятельности…………………………………………………………………6-10
§2. Особенности старшего школьного возраста и выбор профессии ……11-17
§3. Факторы, влияющие на формирование мотивации к труду старшеклассников……………………………………………………….…..18-22
Глава 2. Практическое исследование мотивации к труду у старшеклассников на примере девятых классов Гимназии №30 города Кургана
§1. Программа исследования…………………………………………………23-26
§2. Интерпретация полученных данных……………………………………..27-29
§3. Результаты исследования и рекомендации………………………………30-32
Заключение……………………………………………………………………33
Список литературы……………………………………
Позитивное объединение и позитивное соответствие самооценки личности и оценки её достижений референтной группой, коллективом окружающих людей и является тем формирующим фактором, который определяет появление состояний успеха, радости, удовлетворения в потребностно-мотивационной и эмоционально-волевой сферах личности старшеклассника. В следствии чего, оценка в смысле позитивного соответствия самооценке и оценке референтной группой и коллективом — важный побуждающий фактор в структуре мотивации поведения старшеклассника.
По А.И. Зелинченко и А.Г. Шмелёву, мотивационные факторы делятся на внутренние и внешние.
I. Внешние мотивационные факторы:
1. Факторы давления - рекомендации, советы, указания со стороны других людей, примеры героев кино, требования объективного характера (служба в армии, материальное положение внутри семьи), индивидуальные объективные обстоятельства (состояние здоровья).
2. Факторы притяжения-
3. Факторы с относительной
− этой профессии легко научиться;
− так поступили мои друзья;
− учебное заведение находится близко от дома;
− работа не очень трудная.
4. Факторы социально-
− люди с этой профессией везде нужны;
− материальные блага.
II. Внутренние мотивационные
1. Привлекает содержание этой профессии.
2. Наличие практических качеств.
3. Желание принести пользу
4. Притязание на общественное признание.
5. Присутствие интересов, склонностей, способностей.
Чем менее учащиеся информированы о мире профессий, о своих личностных качествах, тем более доминирующими факторами в выборе профессии являются внешние факторы (влияние родителей, материальный доход, престижность профессии и др.)
Среди различных психологических феноменов, принимаемых за мотив или побуждение к деятельности, большое внимание уделяется интересу, который рассматривается как волевой импульс, направляющий действия человека, выступает как мотив, намерение, сознательно поставленная цель.9
Таким образом, мотивационные факторы - это движущая сила процесса, определяющая его характер или отдельные его черты. В нашем исследовании - это движущая сила выбора профессии школьниками. Профессию можно выбирать в зависимости от многих обстоятельств, но полезно учитывать тот факт, что, придавая большое значение мотиву выбора как стартовой характеристике, необходимо видеть как ретроспективу (историю) данного выбора, так и его перспективу, т.е. прогнозировать возможное развитие.
Глава 2. Практическое исследование мотивации к труду у старшеклассников на примере девятых классов Гимназии №30 города Кургана
§1. Программа исследования
Актуальность проблемы: Недооценка трудового воспитания в школе приводит к тому, что у современной молодежи не формируется уважение и интерес к труду в сфере материального производства, технического творчества, тогда как в стране уже сегодня ощущается нехватка квалифицированных работников.
В настоящее время профессиональное самоопределение старшеклассников является наиболее актуальным, так как выбор профессии не всегда происходит гладко. Здесь могут быть и промахи и ошибки. Ошибки могут возникнуть из-за недостатка информации.
Проблемная ситуация: Старшеклассники стремятся закончить школу, но часто не задумываются о дальнейшей судьбе своей жизни. Возникает противоречие между причинами мотивации к труду у старшеклассников. Невозможно определить профессию, если не определено мотивационное поведение.
Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции.
Важно, чтобы профессия, в рамках которой обучающийся будет заниматься, будет выбрана правильно.
Цель исследования: выявление состояния и факторов мотивации старшеклассников к труду.
Задачи исследования:
Объект исследования: старшеклассники.
Предмет исследования: мотивация к труду.
Гипотезы:
Методы, использовавшиеся в работе: анализ литературы, опрос.
Интерпретация понятий:
Труд — это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей.
Мотив - это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанное с удовлетворением определенной потребности.
Старший школьный возраст — это период завершения полового созревания и вместе с тем начальная стадия физической зрелости. В старшем школьном возрасте устанавливается довольно прочная связь между профессиональными и учебными интересами.
Успех — центральное понятие в структуре мотивации. Успех как социальная потребность у старшеклассников означает их потребность в их успешном позитивном самоутверждении в коллективе окружающих людей, стремление занять там свою «социальную нишу». Это направляет и опосредствует их дальнейшее поведение.
Выборка:
Исследуемая
совокупность: Старшеклассники Гимназии
№30.
Генеральную
совокупность составляют старшеклассники
девятых классов Гимназии №30.
Генеральная
совокупность – 77 человека.
Выборочная совокупность – 36 человека.
Доверительная вероятность – 95%
Доверительный интервал – 7,99
Расчет производился по формуле:
n = , где Z= 1,96 s2= 0,25 ⌂= 0,07
Таким образом, для нашего исследования выборочная совокупность будет составлять 36 человека. Выборочную совокупность нужно разделить на 3 класса. В итоге, мы должны опросить следующее число респондентов в каждом классе: 12 человек из класса «А», 12 человек из класса «Б» и 12 человек из класса «В» (из них 7 юношей и 5 девушек из каждого класса).
Операционализация
§2. Интерпретация полученных данных
Вопросы 1, 2, 3, входящие в 1-й содержательный блок диагностической методики, отражают такой показатель мотивации, как личностный смысл учения.
Вопросы 4, 5, 6 входят во 2-й содержательный блок методики и характеризуют способность к целеполаганию.
Ключ для I, II, III показателей мотивации к анкете для старшеклассников.
Варианты ответов |
Номера предложений и баллы, им соответствующие. | ||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 | |
4 |
0 |
5 |
5 |
3 |
5 |
3 |
3 |
0 | |
5 |
4 |
2 |
4 |
5 |
1 |
3 |
3 |
3 | |
5 |
4 |
3 |
3 |
5 |
0 |
5 |
2 |
3 | |
4 |
5 |
3 |
5 |
3 |
3 |
0 |
5 |
5 | |
3 |
4 |
5 |
3 |
0 |
3 |
5 |
0 |
3 | |
3 |
- |
2 |
4 |
2 |
- |
2 |
1 |
1 | |
3 |
- |
3 |
4 |
1 |
- |
1 |
- |
3 | |
- |
- |
- |
- |
0 |
- |
- |
- |
5 | |
1 |
2 |
3 | |||||||
Показатели мотивации |
Чтобы исключить случайность выборов и получить более объективные результаты, учащимся предлагается выбирать два варианта ответов. Баллы выбранных вариантов ответов суммируются,
I, II, III — показатели мотивации
по сумме баллов выявляют
Сумма баллов итогового уровня мотивации.
Выделяются следующие итоговые уровни мотивации школьников;
I — очень высокий уровень мотивации учения(72-85);
II — высокий уровень мотивации учения(55-71);
III — нормальный (средний) уровень мотивации учения(42-54);
IV — сниженный уровень мотивации учения(30-41);
V — низкий уровень мотивации учения(до 29).
Уровни мотивации по I блоку показывают, насколько сильным для школьника является личностный смысл учения. Уровни мотивации по II блоку свидетельствуют о способности к целеполаганию. Анализ данных по каждому из этих показателей позволит руководителям образовательного учреждения, учителям, школьному психологу сделать вывод об эффективности педагогической деятельности в аспекте формирования личностного смысла учения, способности к целеполаганию, поможет предпринять коррекционные действия.
Поскольку III блок анкеты выявляет направленность мотивации на познавательную или социальную сферу, то в поэлементном анализе, оценив характер выбранных мотивов, мы получим возможность увидеть, какие мотивы характерны для ребят. Для этого необходимо подсчитать частоту выборов всех видов мотивов по всей выборке школьников. После этого определите процентное соотношение между видами мотивов и сделайте вывод о преобладающих.
IV содержательный блок анкеты (вопросы
10, 11,12) позволяет выявить
Вопросы 13, 14, 15 входят в V блок методики и характеризуют такой показатель мотивации, как стремление подростка к достижению успеха в учёбе или избегание неудачи. Реализуются ли все эти мотивы в поведении школьников, позволят определить вопросы VI содержательного блока анкеты (№16, 17).
Варианты ответов, выбранные учащимися по трём названным показателям (IV, V, VI), оцениваются с помощью полярной шкалы измерения в баллах +5; -5. Ответам, в которых отражается внутренняя мотивация, стремление к достижению успеха в учёбе, реализация в поведении, начисляется +5 баллов. Если ответы свидетельствуют о внешней мотивации, о стремлении к избеганию неудачи и о пассивности поведения, то они оцениваются в -5 баллов.10
Таким образом, руководители школы и учителя могут с большой долей достоверности определить с помощью этой диагностики, сколько в классе или школе учащихся с высоким уровнем развития учебной мотивации, сколько со средним и низким.
§3. Результаты исследования и рекомендации
По результатам исследования
мотивации учения старших школьников
у 6% обучающихся присутствует очень высокий
уровень мотивации учения.
У
88% обучающихся высокий уровень мотивации
учения.
У
6 % обучающихся средний уровень мотивации
учения
Уровень мотивации старших
школьников
У
обучающихся старших классов преобладают
следующие мотивы учения 59% оценочный
мотив, у 59% - учебный мотив,52% позиционный
мотив.
В результате проведенной работы было установлено, что 30% всех испытуемых имеют низкий уровень сформированности мотивационных факторов выбора профессии школьников, 57% испытуемых показали средний уровень и лишь 13% старшеклассников имеют высокий уровень сформированности мотивационных факторов выбора профессии школьников.50% учащихся выбор профессионального будущего не связывают со своими реальными возможностями и с потребностями рынка труда; 46% учащихся ориентированы в выборе профессии на поддержку со стороны взрослых; 67% не имеют представления о научных основах выбора профессии, в том числе не владеют информацией о требованиях профессии к ее "соискателю" и не владеют умениями анализа своих возможностей в профессиональном выборе; 44% не обеспечены сведениями о возможностях обучения интересующей сфере деятельности.
Анализ полученных результатов позволил сделать вывод о том, что большая часть старшеклассников имеет средний и низкий уровень сформированности мотивационных факторов выбора профессии школьников и нуждается в коррекции.
Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы.
1. В условиях монотонного производительного труда у большинства старшеклассников в структуре трудовых мотивов доминируют результативные мотивы, снижается интерес к процессу труда. При интеллектуальном насыщении содержания трудового процесса формируется более высоко организованная структура мотивов – с доминированием мотивов совершенствования. Старшеклассники включаются в рационализацию процесса труда, что значительно повышает их интерес к нему.
2. Характер взаимоотношений в группе сверстников влияет на трудовые мотивы старшеклассников. Поэтому важно формировать у школьников стремление к сотрудничеству со сверстниками, а также поддерживать желание повысить свой статус в коллективе.
3. При изменении содержания и характера организации трудового процесса старшеклассников необходимо учитывать не только их возрастные потребности, но и индивидуальные проявления мотивации. Это позволит осуществить коррекцию мотивации в направлении формирования более высоко организованной и гармоничной ее структуры.
Информация о работе Мотивация к труду старшеклассников - состояние и проблемы