Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2014 в 07:36, курсовая работа
Труд — это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей.
Актуальность проблемы: Недооценка трудового воспитания в школе приводит к тому, что у современной молодежи не формируется уважение и интерес к труду в сфере материального производства, технического творчества, тогда как в стране уже сегодня ощущается нехватка квалифицированных работников.
Введение………………………………………………………………………..3-5
Глава 1. Теоретические подходы к изучению мотивации к труду у старшеклассников
§1. Общие подходы к изучению мотивации учебно-трудовой познавательной деятельности…………………………………………………………………6-10
§2. Особенности старшего школьного возраста и выбор профессии ……11-17
§3. Факторы, влияющие на формирование мотивации к труду старшеклассников……………………………………………………….…..18-22
Глава 2. Практическое исследование мотивации к труду у старшеклассников на примере девятых классов Гимназии №30 города Кургана
§1. Программа исследования…………………………………………………23-26
§2. Интерпретация полученных данных……………………………………..27-29
§3. Результаты исследования и рекомендации………………………………30-32
Заключение……………………………………………………………………33
Список литературы……………………………………
В старшем школьном возрасте устанавливается довольно прочная связь между профессиональными и учебными интересами. У подростка учебные интересы определяют выбор профессии, у старших же школьников наблюдается обратное: выбор профессии способствует формированию учебных интересов, изменению отношения к учебной деятельности. В связи с необходимостью самоопределения у школьников возникает потребность разобраться в окружающем и в самом себе, найти смысл происходящего. В старших классах учащиеся переходят к усвоению теоретических, методологических основ, различных учебных дисциплин.
Самым важным,
неотложным и трудным делом становится
для старшеклассника выбор профессии.
Психологически устремленный в будущее
и склонный даже мысленно «перепрыгивать»
через незавершенные этапы, юноша внутренне
уже тяготится школой; школьная жизнь кажется ему временной, ненастоящей,
преддверием другой, более богатой и подлинной
жизни, которая одновременно манит и пугает
его.
Он хорошо понимает, что содержание этой
будущей жизни, преде всего, зависит от
того – сумеет ли он правильно выбрать
профессию. Каким бы легкомысленным и
беспечным не выглядел юноша, выбор профессии – его главная
и постоянная забота.
В пору юности все определенней и отчетливей оказывается индивидуальный облик каждого молодого человека, все ясней выступают те его индивидуальные особенности, которые в своей совокупности определяют склад его личности.
Определяющее значение в учебной деятельности приобретают мотивы самоопределения и узкопрактические, в выборе профессии – мотивация выбора профессии у юношей не подвержена изменению с возрастом. У девушек происходит переход от мотивации на общественные нужды к общей мотивации на профессию.
Выделяют внутреннюю и внешнюю мотивацию. Если деятельность для личности значима сама по себе, то говорят о внутренней мотивации, если же значимы внешние атрибуты профессии (признание общества, престижность и т.п.) - преобладает внешняя мотивация. В научных исследованиях практической деятельности используются не только методология выявления индивидуальных мотивов, но и усредненных, используя которые изучают мотивацию профессиональной деятельности, социальной группы.
Выбор профессии и овладение ею начинается
с профессионального самоопределения.
На этом этапе ученики должны уже вполне
реально сформировать для себя задачу
выбора будущей сферы деятельности с учетом
имеющегося психологического и психофизиологического ресурсов
Многое может стимулировать появление интереса к определенной профессии: учение, люди, книги, телевидение. Подростки интересуются многим, часто ориентируются в нескольких направлениях сразу, посещают различные секции и кружки. Очень часто они переоценивают свои возможности в привлекающей их профессии. Занятия в кружках помогают подростку осознать свои склонности, возможности, недостатки. Проверка себя в деятельности - лучший способ и для осуществления мечты, и для предотвращения разочарований. Подрезать "крылья мечты" подростка нельзя, но необходимо "приземлить" ее, доводить до его сознания мысль, что путь к успеху в любом деле устлан трудностями, а не розами [23, с.379].
Для многих подростков время обучения в 9 классе - период интенсивных размышлений о будущем. Одни стараются перевести мечтания в действия, другие примеривают себя к разным вариантам будущего. Третьи думают о соответствии своих возможностей требованиям профессии, четвертые - собирают информацию о привлекающей профессии и учебном заведении, где ее получают. Подростки интересуются планами одноклассников, обсуждают сомнения, колебания, они отказываются от прежних мечтаний как от "детских".
Многие склонны поддаваться влиянию авторитетных или более взрослых друзей.
Периодически возникают споры и разногласия относительно разных профессий и того, где именно продолжать учение.
Приближающееся окончание 9 класса стимулирует размышления подростков о своем будущем.
Есть два способа выбирать профессию. Один - метод "проб и ошибок", когда ищешь в слепую, пробуя себя в различных сферах деятельности, пока не найдешь ту единственную профессию, которая будет приносить тебе не только средства к достойному существованию, но и радость от самого процесса работы. На это может уйти большая часть жизни. Да и то, если повезет. Ведь профессий - десятки тысяч. Возможен другой путь: изучить, прежде всего, самого себя - свои интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания, свойства нервной системы - словом все то, что делает каждого человека индивидуальным. Затем ознакомиться с миром профессий, узнать требования профессии к человеку - и соотнести их со своими особенностями. Только тогда выбор профессии будет точным и осмысленным.4
Правильный выбор профессии - сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры.
Итак, выбор профессии - один из моментов, определяющих жизненный путь человека. Во-первых, это длительный процесс, растягивающийся на несколько лет, а во-вторых, событие, включенное в цепь событий профессиональной биографии человека.
По мнению Д. Сьюпера, человек должен выбирать профессию с учетом своего образа "Я" как собственно образа человека, способа мыслей о самом себе и оценки себя; интеллекта, как структуры общих способностей и способностей к обучению и научению; специальных способностей, интересов, ценностей личности, как внутренних (содержательных), так и внешних (сопутствующих процессу труда), отношения к труду, работе и профессии; потребностей, определяющих мотивы выбора профессии и успешность в этой профессии, черт личности, как наиболее общих моделей поведения человека, профессиональной зрелости, понимаемой достаточно широко.
Успешность выбора профессии в значительной степени определяется психологической готовностью учащегося к выбору профессии, связанной:
Профессиональное самоопределение - длительный и многоступенчатый процесс выбора профессии личностью, отражающийся в ее профессиональных планах. Это один из главных компонентов социализации личности.5
Анализ исследований, посвященных проблеме мотивации выбора профессии, обнаруживает большое разнообразие мотивов, влияющих на эффективность процесса профессионального самоопределения. Наряду с экономическими мотивами (достойная заработная плата, наличие льгот) большое значение имеют психологические мотивы: самоуважение, признание со стороны окружающих членов коллектива, моральное удовлетворение работой. Эти виды мотивов базируются на изучении потребностей человека, что приводит к появлению двух глобальных теорий мотивации: содержательной и процессуальной.
Согласно первому подходу потребности человека и являются основным мотивом поведения, а, следовательно, и деятельности личности. К сторонникам такого подхода можно отнести американских психологов Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга и Дэвида Мак Клеланда.
Основа второго подхода - процессуальные теории. К ним относятся теория ожиданий, или модель мотивации по В. Вруму, теория справедливости и модель Портера Лаулера.
Среди отечественных ученых наибольших успехов в разработке теории мотивации достигли Л.С. Выготский и его ученики А.Н. Леонтьев и Б.Ф. Ломов.
Выбор профессии,
осуществляемый человеком в результате анализа внутренних ресурсов
и путем соотнесения их с требованиями
профессии, является основой самоутверждения
человека в обществе, одним из главных
решений в жизни. Выбор профессии в психологическом
плане представляет собой двух аспектное
явление:
1) субъект выбора, то есть тот, кто выбирает;
2) объект выбора – то, что выбирают. 6
Субъект и объект выбора определяют неоднозначность
выбора профессии. Это объясняется тем множеством характеристик, которыми они обладают.
Профессиональное самоопределение – процесс, который охватывает весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности. Возникновение профессионального самоопределения охватывает старший школьный возраст, но ему предшествуют этапы :
§3. Факторы, влияющие на формирование мотивации к труду старшеклассников
Выбор профессии и овладение ею начинается с формирования мотивационных факторов. На этом этапе ученики должны уже вполне реально сформировать для себя задачу выбора будущей сферы деятельности с учетом имеющегося психологического и психофизиологического ресурсов. В это время у учащихся формируется отношение к определенным профессиям, осуществляется выбор учебных предметов в соответствии с выбранной профессией.7
В процессе обучения у каждого старшеклассника формируется система индивидуального отношения к культурным ценностям.
Самоидентификация определяется не только социальной принадлежностью, но и осмыслением этих ценностей. Направленность сознания и поведения старшеклассников на определенные моральные и гуманистические цели и установки определяются в ценностных ориентациях их мировоззрения, что отображает морально-этическое отношение к миру. Однако это не просто приобретение знаний, а и переживания, в которых концентрируется уверенность человека в истинности взглядов, которые он разделяет. Поэтому общее направление его ценностных ориентиров, основа жизненных позиций составляют убеждения. Они являются базой духовного мира старшеклассника, формируют социальную позицию, критерии и оценки человеческих желаний и поведения.
Развитие личности происходит в учебно-познавательной, эстетической, трудовой, моральной деятельности; а также деятельности усвоения социально-моральных норм взаимоотношений между людьми. Здесь успех играет роль адаптивно-компессаторного механизма, сглаживая состояние дезадаптации у старшеклассников и увеличивает степень вероятности их позитивной самореализации и самоутверждения в коллективе сверстников и в жизни в целом.
Стремление к успеху определяет всю жизнь человека, все виды его деятельности, все его ожидания. Феномен успеха человека лежит в основе стремлений, идеалов, ценностей как конкретной личности, так и человечества в целом.
Успех — центральное понятие в структуре мотивации. Среди движущих факторов, которые определяют мотивацию личности старшеклассника, успех может выступать в качестве потребности, а в дальнейшем и мотива учебно-познавательной, трудовой, эстетической и коммуникативной деятельности. Успех как социальная потребность у старшеклассников означает их потребность в их успешном позитивном самоутверждении в коллективе окружающих людей, стремление занять там свою «социальную нишу». Это направляет и опосредствует их дальнейшее поведение.
Успех как мотив отличается от категории «потребность в успехе» своей направленностью на определенный объект или сферу деятельности. Осознание старшеклассником необходимости успешно самореализоваться, самоутвердиться (достичь успеха) в определенной отрасли деятельности является мотивом, который побуждает и направляет активность старшеклассника на данный предмет или сферу деятельности в окружающем социальном пространстве. Успех как мотив формируется в процессе самой деятельности. Исходя из этих позиций успех — мотив выступает как внутренний регулятор социальной активности старшеклассников.
Среди мотивов особая роль отводится интересу и установкам. Интерес как осознанный мотив — это последствие успешного позитивного самоопределения и самореализации личности старшеклассника в учебно-познавательной деятельности и общении. Успех — это фактор который содействует формированию интереса (в том числе и познавательного интереса).8 Одновременно успех очень влияет на стойкость интересов, что достигается позитивным эмоциональным напряжением которое возникает в духовной сфере личности старшеклассника. Успех также необходимо понимать и как движущую силу развития интересов личности, фактор, который стимулирует наиболее оптимальный и быстрый переход от простой заинтересованности к любознательности и далее к познавательному и теоретическому интересам.
Надежда на успех, ожидание успеха, вера в успех — все это важнейшие возбудители активности личности старшеклассника, потому что они владеют огромным зарядом позитивной энергии, которая заряжает и поддерживает человека в процессе исполнения работы. Величина этой энергии служит показателем стойкого характера позитивной направленности самореализации, результатом которой является удовлетворение потребности в успеху.
Успех в структуре ценностей личности старшеклассника проявляется и как ценность конкретного индивида, что подвигает его к деятельности, и как общечеловеческая ценность — социальное достижение общества, что служит ориентиром поведения старшеклассника.
Информация о работе Мотивация к труду старшеклассников - состояние и проблемы