Научные предпосылки социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2015 в 12:24, контрольная работа

Описание работы

Таким образом, социология возникла в ответ на двоякую потребность социальных субъектов Нового времени: в синтезирующем знании о новом обществе как целостном объекте, который возникает в результате действий множества субъектов; в таком специализированном знании, которое соединяет теорию с эмпирическим обоснованием и позволяет субъектам достигать практических успехов. Эта потребность имела интернациональный характер. Ее основателями и ранними теоретическими классиками стали крупнейшие западноевропейские мыслители. Затем география социологии стала быстро расширяться.
B данной контрольной работе мы рассмотрим именно научные предпосылки возникновения социологии.

Файлы: 1 файл

Научные предпосылки социологии.docx

— 41.81 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

 

Введение

   Социологии - наука о социологии как дисциплине и отрасли гуманитарного знания, процессе её становления и развития.

   Социологии как относительно самостоятельная область знания вместе с другими историко-научными дисциплинами входит в состав общей истории науки. Социологии в ее расширительном понимании есть дисциплина, изучающая процесс развития социальной мысли с точки зрения формирования в недрах разных наук социологического подхода к предмету каждой из них. В другом более строгом смысле слова социология есть знание о развитии социологии с того момента, когда она сформировалась как самостоятельная научная дисциплина со своим предметом, своим методом, своей структурой и особыми функциями. Узкий смысл понятия социологии предполагает, таким образом, более строгую трактовку ее предмета как области знания, обладающей статусом особой научной дисциплины. В этом значении социология есть наука о становлении и развитии одной определенной науки об обществе, которая ставит и решает задачи, не входящие в компетенцию ни одной другой науки.

Социология возникла в середине XIX в. в культурно и экономически наиболее развитых странах Западной Европы: Франции, Германии, Англии. Именно в этих странах в то время шло интенсивное становление и развитие основ раннего буржуазного, или ранне - либерального общества. Формировалась по-новому дифференцированная структура этого общества и новые механизмы его становления, воспроизводства и изменения. На арену активной общественной жизни вышли новые социальные силы или субъекты, в том числе массовые (профессиональные союзы трудящихся, политические партии и движения), которые нуждались в ясном понимании сложных, подчас революционных процессов.

   Понимание структуры и динамики нового общества требовало новых знаний, способных удовлетворить такую потребность. До появления социологии имелись два вида знаний об обществе, которые существовали независимо друг от друга: философское (социальная философия) и эмпирическое. Так, Томас Гоббс и Джон Локк в Англии, Шарль Монтескье и Жан-Жак Руссо во Франции создали социально-философские и политические концепции, в которых верно схвачена социальная тенденция новой эпохи. Центром этих концепций стал рядовой человек Нового времени как субъект становления нового общества. Это уже не подданный короля или царя, а гражданин, обладающий неотъемлемыми правами и свободами. Его отношения с другими гражданами, равными ему по этим правам и свободам, образуют гражданское общество. Как члены этого сообщества они заключают «общественный договор» с государством: делегируют ему часть своих прав в обмен на защиту своих гражданских прав и свобод. Но эти и подобные им концепции выражали лишь начальные, недостаточно дифференцированные состояния ранне -либерального общества. К тому же они были обоснованы лишь теоретически, а не эмпирически.

Таким образом, социология возникла в ответ на двоякую потребность социальных субъектов Нового времени: в синтезирующем знании о новом обществе как целостном объекте, который возникает в результате действий множества субъектов; в таком специализированном знании, которое соединяет теорию с эмпирическим обоснованием и позволяет субъектам достигать практических успехов. Эта потребность имела интернациональный характер. Ее основателями и ранними теоретическими классиками стали крупнейшие западноевропейские мыслители. Затем география социологии стала быстро расширяться.

  B данной контрольной работе мы рассмотрим именно научные предпосылки возникновения социологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 вопрос .  Научные предпосылки возникновения социологии.

   Существенное значение в  появлении новой отрасли научного  знания приобретает достижения естествознания, которые с одной стороны можно рассматривать автономно, как  самодостаточные , с другой же -как необходимые естественно - научные предпосылки возникновения социологии. Речь идет в первую очередь об открытиях в области  математики, астрономии, физики, механики.

   Для того чтобы возникла социология, был необходим радикальный переворот в научном видении мира. Такой переворот, происходивший на протяжении всего Нового времени, выражался в постепенном формировании представления о позитивной науке, т.е. о знании, которое получено непосредственно эмпирическим или рационально-эмпирическим путем и противоположно спекулятивно-теоретическому типу знания, присущему философским системам и богословским построениям. Первоначально это касалось только естественных и математических наук, которые, стремительно развиваясь, способствовали формированию мировоззрения, альтернативного религиозному и характеризовавшегося стремлением исходить только из достоверной, полученной из опыта информации, и все выводы доказывать математически или проверять на опыте.

   Однако представления о человеке и обществе еще долго оставались прерогативой религии и спекулятивной философии. Человек рассматривался как исторически неизменяющееся творение Бога, а общество — как неизменный заданный свыше социальный порядок. Социальное положение конкретного индивида понималось как предопределенное Богом и потому справедливое и неизменяемое. Христианское понимание общества содержало и представление о направленности истории: она должна была завершиться последней схваткой добра и зла и справедливым воздаянием всем людям по их делам. Идею эволюционного развития общества впервые в зачаточной форме высказал итальянец Дж. Вико (1668- 1744), считавший, что общество проходит эволюционный цикл, состоящий из трех стадий — «века богов», «века героев» и «века людей»; в конце цикла общество впадает в кризис и погибает. Спекулятивные схемы социального развития были предложены немецкой классической философией, прежде всего Г.В.Ф. Гегелем, рассматривавшим историю как последовательное раскрытие в мире абсолютной логической идеи, как движение к самому разумному и адекватному социальному устройству. Таким образом, в рамках спекулятивной философии кристаллизовалось понятие историзма.

Еще одним важным элементом развития философии, подготовившим возникновение социологии, стала разработка немецкой классической философией понятия деятельности. В отличие от более ранних представлений о человеке как неизменяющемся и пассивном творении Бога или столь же пассивном «чистом интеллекте», содержащем жизненные впечатления, человек классической философии — это носитель великих творческих и преобразующих мир способностей, перед которым стоит проблема определить границы своих возможностей и найти им применение. К такому пониманию генетически восходит понятие «социального действия».

Следует отметить также интеллектуальное влияние философии И. Канта, впервые заговорившего о границах спекулятивного познания и подошедшего к выводу о невозможности философии как науки. Тем самым было показано, что сфера человеческой духовности и социальности не может быть достоверно изучена философскими средствами и философия должна только определять границы знания.

Великим событием интеллектуальной жизни стало появление эволюционной теории происхождения видов Ч. Дарвина. Под ее влиянием у социальных мыслителей того времени сложилось стремление к объяснению общества и человека на основе естественно - научных знаний, с точки зрения биологических факторов — расовой принадлежности, наследственности, борьбы за существование. Современный историк науки Л. Мукьелли отмечает, что биологический подход составляет главную характеристику первых социологических учений. Такой подход сводил все многообразие индивидуального и социального в человеке к биологическому началу, страдал биологическим детерминизмом. Характерным примером может служить теория врожденной преступности Ч. Ломброзо: изучая физические характеристики индивидов, в частности черты лица, он делал вывод о наличии (отсутствии) у этого человека врожденной склонности к совершению преступлений.

Однако все это показало возможность изучения природы человека и общества на основе методов естественных наук, т.е. позитивной науки о человеке и обществе, которая была бы такой же эмпирически доказательной, как биология или химия. Именно такой «позитивной наукой» хотел видеть социологию ее основатель французский философ-позитивист О. Конт.

Таким образом, можно выделить такие научные предпосылки возникновения философии:

  1. Открытия в области биологии, оказавшие влияние на появление новых идей об обществе:
  • Открытие клетки. В 18 веке в период господства ньютоновско -декартовского механического мировоззрения общество представлялось как механический агрегат, состоящий из относительно независимых частей. Была выработана модель общества "часового механизма", устаревшие части которого можно свободно заменять, тем самым модернизируя механизм. Благодаря открытию клетки была выработана новая модель общества "живого организма", в котором все части функционально связаны друг с другом, поэтому  не ничего невозможно изменить без изменения всей целостности организма;
  • Открытие закона эволюции природного мира Дарвина. В 18 веке в господствующем в вопросах развития общества был провиденциализм, т.е, теологическое истолкование исторического процесса как осуществления замысла Бога.

В результате распространения эволюционизма изменились представления о развитии общества, в задачу ученых вменялось познание законов, по которым развивается общество.

  • Предшественниками социологии были статистика, демография, которые использовали математические методы исследования. Этими науками был создан прецедент: изучать социальное количественными методами.

2. Развитие позитивизма. Основателем нового философского направления был французский мыслитель Огюст Конт. Программно -сциенистской установкой этого направления был отказ от философии в качестве познавательной деятельности. В его рамках была выработана модель научного знания , которое должно было отвечать следующим требованиям: объективности, доказательности и быть проверяемым.

2 вопрос. Основоположники социологии.

   Особенно близок к социологическому анализу окружающей действительности был Анри Сен-Симон (1760-1825), известный как один из наиболее очевидных представителей французского утопического социализма. В своем трактате «Очерк науки о человеке» (1813) он писал, что наука о человеке до сих пор была гадательной , а нужно возвести ее в ранг наук, основанных на наблюдении( Сен-Симон К.А. Избр. Соч. М., 1948.Т. 1. С.167). Сен-Симон предлагал сообщить этой науке позитивный характер, основывая ее на наблюдении и других методах  научного исследования, используемых в естествознании. В противовес спекулятивным философским построениям он предлагал заняться «установлением последовательных рядов фактов, будучи убежден, что это единственно прочная часть наших знаний» (Там же. С.153).

   Идеи о позитивном характере  науки об обществе активно развивал Огюст Конт (1798-1857), французский философ и социолог, который в свое время семь лет служил секретарем у Сен-Симона. Конта иногда называют основоположником социологии, поскольку ему принадлежит авторство термина «социология». В первой половине девятнадцатого века вышла в свет его фундаментальная работа «Основы позитивной философии»(1842), где он впервые использовал слово «sociologie». Будучи позитивистом, Конт обосновывал социологию по аналогии с точными науками, науками о природе. Он считал, что необходимо отказаться от тех теоретических положений, которые нельзя ни проверить, ни опровергнуть. Поэтому социология, как и все науки о природе, должна изучать объективные законы, управляющие поведением людей. Основными методами социологии должны были стать наблюдение и эксперимент. Социология, по его мнению, должна стать инструментом общественных преобразований, прежде всего эмпирической наукой.

Научное направление – позитивизм, созданное О. Контом, существенно отличается от теории К. Маркса. Социология К. Маркса (1818-1883) базируется на диалектико-материалистическом понимании истории, выработанном на основе исследования реального содержания исторического процесса, его объективных закономерностей. Одной из фундаментальных сторон материалистического понимания является обоснование диалектического взаимодействия общественного бытия и общественного сознания. К. Маркс описал перспективы развития капиталистического общества, отстаивая принципы материалистического объяснения истории, предсказав революционный исход событий, в будущем – уничтожение частной собственности, классов и установление социального равенства. Позитивистский же подход О. Конта предполагал идеалистический вариант общественного развития (развитие духовных элементов культуры), соответственно необходимость сохранения частной собственности и плавного реформирования общественных структур. Именно это направление и стало основой новой науки – социологии.

   Идеи О. Конта были продолжены Г. Спенсером (1820-1903), который также придерживался методологии позитивизма. Г. Спенсер, как и О. Конт, был сторонником эволюционистской концепции развития общества. Он первым применил в социологии такие понятия, как структура, функция, система, институт. В последствии Спенсер заинтересовался и поддержал идею «естественного отбора» (Ч.Дарвин) применительно к общественной жизни: выживают те, кто больше всего приспособлен к  превратностям жизни. Этот подход был определен как «социальный дарвинизм». Социальный дарвинизм Спенсера свидетельствует о том, что наши представления о самих себе и Вселенной формируются под влиянием той социальной эпохи, в которую мы живем.

   Вместе с тем концепция  «однолинейной» эволюции, социал-дарвинистские  установки Г.Спенсера были подвергнуты  критике, преимущественно со стороны психологической школы, которая в истории социологии представлена Л. Гумпловичем(1838-1909), Г. Тардом (1843-1904), Г. Лебоном (1841-1931) и особенно Ф. Теннисом (1855-1936), а также Дж.С.Миллем.

   Отказавшись от биологизации общества, эти ученые пытались преодолеть ограниченности эволюционизма, что в конечном счете привело к появлению социально-психологической концепции социологии, к анализу социально-психологических явлений и попыткам объяснить роль субъективного фактора в историческом процессе.

   Позднее основные методологические подходы новой науки были разработаны М. Вебером и Э. Дюркгеймом.

   В социологии М. Вебера (1864-1920) основным является учение об идеальных типах. Так М. Вебер назвал теоретическую конструкцию, которая отражает не объективную реальность, а лишь результат мыслительной деятельности самого исследователя. Конструкции этого типа являются ключевыми понятиями, в которых отражаются важнейшие явления и процессы, которые должны применяться для типологической систематизации исторически значимых фактов. Учение М. Вебера об «идеальном типе» получило название «понимающей социологии», так как основано на интерпретации понятий. Принято считать, что научная концепция М. Вебера в некотором смысле противоположна взглядам О. Конта. По мнению М. Вебера, социология как наука способна «понимать», объяснять действия (точнее, социальные действия) индивидов, групп с точки зрения их причинности. О. Конт же отводил социологии несколько иную роль – по его мнению, наука социология способна позитивно влиять на жизнедеятельность общества, соответственно выполнять преобразовательную функцию.

Информация о работе Научные предпосылки социологии