Социологи, научное общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 19:17, реферат

Описание работы

После распада СССР в 1991 г. в России произошли радикальные перемены в социально-экономической, политической и культурной сферах. Для высшей школы они имели как позитивную, так и негативную сторону. С одной стороны, произошла деидеологизация науки, ликвидация партийного контроля над образованием, появились новые перспективные специальности, открылись альтернативные государственным образовательные учреждения, усилилась интеграция образования и науки в мировое образовательное сообщество.

Содержание работы

Введение -------------------------------------------------------------------------- 3

Понятия «интеллигенция», «научно-педагогическая
интеллигенция», «студенчество»--------------------------------------------- 4

3. Формирование научно-педагогической интеллигенции в современной России----------------------------------------------------------------------------------- 9

4.Теоретико-методологические подходы к изучению понятия
Интеллигенция------------------------------------------------------------------------- 14

5. Заключение-------------------------------------------------------------------------- 19

6. Список используемой литературы---------------------------------------------- 20

Файлы: 1 файл

Социология 1.docx

— 47.04 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение -------------------------------------------------------------------------- 3

 

  1. Понятия «интеллигенция», «научно-педагогическая  
    интеллигенция», «студенчество»--------------------------------------------- 4

 

3. Формирование научно-педагогической интеллигенции в современной России----------------------------------------------------------------------------------- 9

 

4.Теоретико-методологические подходы к изучению понятия

Интеллигенция------------------------------------------------------------------------- 14

 

5. Заключение-------------------------------------------------------------------------- 19

 

6. Список используемой литературы---------------------------------------------- 20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

После распада СССР в 1991 г. в России произошли радикальные перемены в социально-экономической, политической и культурной сферах. Для высшей школы они имели как позитивную, так и негативную сторону. С одной  стороны, произошла деидеологизация  науки, ликвидация партийного контроля над образованием, появились новые  перспективные специальности, открылись  альтернативные государственным образовательные  учреждения, усилилась интеграция образования  и науки в мировое образовательное  сообщество. С другой стороны, с распадом СССР исчезла единая стратегия образования, были нарушены сложившиеся в нем  традиции, в первую очередь в сфере  воспитания, произошло снижение интеллектуально-духовных качеств выпускников высшей школы. Снизился социальный статус и уровень  жизни научно-педагогических работников. 
 
Разрушение, казалось бы, «вечных» идеалов и ценностей советского общества привело к временной утрате российской интеллигенцией собственных национальных ориентиров, что привело к падению ее авторитета в глазах населения. Вместе с тем история нашего государства свидетельствует, что ключевую роль в его развитии всегда играли люди, выделявшиеся не только своими профессиональными знаниями, но и высокой духовностью, патриотизмом и подвижничеством. 
 
В настоящее время главная задача, которая стоит перед интеллигенцией, – с учетом традиций прошлого выработать духовные ориентиры, способные объединить и сплотить многонациональное российское государство. В связи с этим многократно возрастает значение научно-педагогической интеллигенции, т.к. от качества образования, а также от того, какие интеллектуально-духовные качества будут сформированы у студентов, во многом зависит развитие общества. Данная проблема актуализируется в связи с реформированием в настоящее время высшего образования.  
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятия «интеллигенция», «научно-педагогическая  
интеллигенция», «студенчество»: новые подходы и дискуссии 

 

Понятие интеллигенции – одно из наиболее трудноуловимых. Известный ученый В.Л. Соскин, много лет занимающийся проблемами изучения истории российский интеллигенции, в начале XXI в. писал: «Понятие «интеллигенция» является главным предметом дискуссий среди интеллигентоведов. И это понятно: от того, как характеризуется эта группа (отряд и т.п.), зависит в значительной мере отношение к ней»7.  
 
Уже на этапе выработки понятийного аппарата перед исследователем встают сложные теоретико-методологические проблемы. Прежде чем перейти к их рассмотрению, определимся с предметом и основными понятиями в методологии истории. И.Я. Биск, много лет занимающийся вопросами методологии истории, так образно обозначил ключевые теоретические дефиниции: «методология = теория +метод». Методология, по его словам, это теория исторического знания и познания. Методика – техника, или способы исторического исследования. Метод можно рассматривать на двух уровнях и в зависимости от уровня приближаться то к методологии, то к методике8.  
 
В соответствии с различными методологическими установками, исследователи предлагают свои определения интеллигенции. Не останавливаясь на содержательной стороне споров рубежа XIX – XX вв.9, ограничусь выводами, которые предлагают современные ученые.  
 
К настоящему времени научные подходы к определению понятия «интеллигенция» могут быть объединены в две группы: первая – социально-функциональный подход, выделяющий интеллигенцию по характеру труда – профессиональному, умственному, требующему выполнения определенных социальных функций; вторая – нравственно-этический подход, при котором упор делается на глубокое осмысление и внутреннее переживание представителями интеллигенции гуманитарных ценностей. Сторонники первого подхода, в соответствии с формулировкой В.И. Ленина, включают в интеллигенцию всех образованных людей, представителей свободных профессий вообще, представителей умственного труда в отличие от представителей физического труда. Так, В.Л. Соскин считает, что «не обоснованно отделение рядовых специалистов от «настоящих» интеллигентов. Интеллигентами являются все, кто занимается в основном умственным трудом, благодаря наличию образования, специальности, способностей, навыков, опыта. Остальные признаки и качества являются вторичными, они различны для разных обществ и разных эпох»11. Ярко и образно позицию сторонников второго подхода выразил известный ученый-философ Л.Н. Коган в докладе на конференции в Екатеринбурге «Интеллигенция: слой специалистов или духовная элита общества?». Он не был согласен с тем, что «все люди, получившие высшее и среднее специальное образование, а также «практики», не имевшие специального образования, но занятые умственным трудом, механически зачислялись в разряд интеллигенции». По мнению Л.Н. Когана, не всех специалистов можно отнести к интеллигенции. «Специалисты, – считал ученый, – социальная группа общества; это люди, занятые профессиональным умственным трудом, то есть группа, сложившаяся на основе объективных, формальных признаков. Иное дело интеллигенция – это оценочная категория, характеризующаяся качественными особенностями личности, определенным типом мышления и поведения. Это люди, высокая интеллектуальная культура которых сочетается с высокой нравственной культурой, подлинной духовностью, бескорыстным служением народу, Родине». В качестве вывода он заключил: «Интеллигенция – это не социальная группа, а духовная элита общества».

В настоящее время многими учеными  признается тот факт, что нельзя отождествлять «интеллигента» и  «специалиста». Так, например, А.В. Соколов считает, что «специалист умственного труда – это человек, удовлетворяющий духовные потребности в обществе путем создания, хранения и распространения духовных продуктов, пользующихся общественным спросом. В общем случае специалист работает по найму, он выполняет в пределах своей компетенции любые заказы, за которые ему платят. Интеллигент же осуществляет не любую хорошо оплачиваемую работу, а только ту, которая не противоречит его совести и убеждениям. Интеллигент, будучи образованным и творчески активным человеком, как правило, является специалистом; специалист же, в зависимости от этического самоопределения, может быть интеллигентом, а может быть интеллектуалом. Таким образом, объем понятия «специалист» включает объем понятия «интеллигент». Выходом из методологического тупика для А.В. Соколова стало введение нового понятия – интеллектный слой как совокупность интеллигентов и интеллектуалов. В основе понятия – термин «интеллект», т.е., по мнению А.В. Соколова, свойство создавать и понимать смыслы. «Интеллектуальный слой – это совокупность интеллектуалов, а интеллигентов нужно причислять к “интеллигентскому слою”», но и у тех, и у других присутствует интеллект, который их объединяет, но используется он по-разному, что их разъединяет. На основе предложенного методологического инструментария А.В. Соколов предлагает своеобразные формулы интеллигентности, интеллектуальности и интеллектности, а также структуру интеллектно-этического континуума, которая включает в себя «интеллигентов-гуманистов», «интеллектуалов-деспотов», «интеллигентов-скептиков», «интеллектуалов-квазигуманистов», «интеллигентов-конформистов» и т.д. Предложенные автором новации позволяют более глубоко взглянуть на феномен интеллигенции, уточнить собственное видение объекта исследования, однако вынесенные на суд читателей умозаключения А.В. Соколова слишком схематичны и умозрительны; они трудно применимы к анализу такого сложного социокультурного явления, каким является интеллигенция. 

При определении понятия научно-педагогической интеллигенции необходимо учитывать  как ее место в системе общественного  разделения труда, так и критерий наличия у нее общепризнанных духовно-нравственных качеств. В таком  случае научно-педагогическая интеллигенция – это преподаватели и сотрудники высших учебных заведений, исследовательская, учебная и воспитательная деятельность которых направлена на создание, сохранение и развитие теоретических знаний и методов их практического применения, передачу студентам научных и духовных ценностей, а также участие в формировании культурной среды в вузе и регионе.  
 
Итак, понятие «научно-педагогическая интеллигенция» включает в себя как объективные социологические, так и субъективные оценочные характеристики. Поэтому первым этапом в исследовании вузовской интеллигенции должно стать всестороннее конкретно-историческое изучение научно-педагогической интеллигенции как социально-профессиональной группы. Это позволит выявить общероссийские и региональные особенности в подготовке и деятельности научно-педагогической интеллигенции. Вторым этапом исследования может быть сопоставление целей и результатов профессиональной и просветительской деятельности преподавателей, их мировоззренческих установок, образа жизни. Третьим шагом к воссозданию интеллектуально-духовного облика научно-педагогической интеллигенции в 1945 – 1991 гг. должно стать сопоставление присущих ей специфических черт, выявленных в результате конкретно-исторического исследования, с сущностными характеристиками всей отечественной интеллигенции.

Естественно, временных рамок  для становления интеллигентной личности нет. Человек может быть интеллигентом с ранней юности или  не стать им никогда, так что возрастной фактор не играет в данном случае решающего  значения. Если же взять студенчество, то период обучения в вузе целесообразно выделить в качестве важного этапа в процессе становления интеллигенции. И вот почему. Студенты – это молодые люди, которые при поступлении в вузы хотя и имеют определенный объем знаний, политические, нравственные убеждения, интересы, но все же представляют из себя массу, которая нуждается в целенаправленном воздействии на их сознание всеми формами воспитательной работы. В образовательном учреждении государственными, образовательными и общественными структурами при непосредственном воздействии научно-педагогических работников создается определенная среда, которая может и должна стать условием для формирования нравственно развитой и профессионально подготовленной личности. Сказанное не означает, что интеллектуальное и духовное развитие прекращается с окончанием высшего учебного заведения. Процесс самосовершенствования продолжается и, очевидно, может быть прерван лишь с уходом человека из жизни. Нужно также иметь в виду, что результаты обучения и воспитания в высшей школе в каждом конкретном случае могут быть различными, так как формирование интеллигенции зависит от множества объективных и субъективных факторов, которые будут подробно рассмотрены в следующих главах монографии.  
 
Итак, образ жизни студентов сближает их с интеллигенцией. Это, прежде всего, основной вид деятельности – поиск научной истины, осмысление сложных теоретических вопросов и их практическое воплощение. Кроме того, и те, и другие находятся в особой интеллектуальной среде. Их повседневная жизнь требует кропотливого умственного труда, порой поднимающегося до творчества, наполненного радостью побед и горечью неудач. Необходимо также отметить, что часть студентов имеет близкие к интеллигенции жизненные цели. Это, с одной стороны, удовлетворение личных потребностей в саморазвитии, а с другой – участие в полезной для государства и общества профессиональной и общественной деятельности. Совместная научно-исследовательская и общественная деятельность создавали возможность для передачи студентам ценностных ориентиров наставников.  
 
Для нас важно и выделение российскими и зарубежными исследователями биопсихических особенностей молодежи. Студенты – это молодые люди, полные оптимизма, стремящиеся как можно скорее проявить свои таланты и способности. От среднего и старшего поколений их отличают романтизм, самоотверженность, стремление к поиску истины, открытие своего «я». Студенты активно реагируют на изменение политической ситуации в стране или регионе. Они более интеллектуальны и динамичны, энергичны, подвижны, готовы на риск, иногда связанный с жизнью.  
Однако из-за отсутствия у студенческой молодежи жизненного опыта она легко поддается внушению, не имеет устоявшихся вкусов и привычек, ранима, психологически неустойчива, возбудима, болезненно воспринимает неудачи и порой совершает неверные, по мнению старшего поколения, поступки. С точки зрения социологии «…студенчество … представляет собой специфическую социальную группу, характеризующуюся особыми условиями жизни, труда и быта, социальным поведением и психологией, системой ценностных ориентаций. Для их представителей подготовка к будущей деятельности… является главным, хотя и не единственным занятием».  
 
На основе обобщения работ социологов, психологов, педагогов можно выделить следующие статусные черты студентов: 

  1.  
    Студенчество – мобильная, временная социальная группа.
  2.  
    Учебная деятельность является подготовительным этапом к выполнению выпускниками высших учебных заведений интеллектуально-духовных функций интеллигенции.
  3.  
    Внеучебная общественная деятельность, присущие студентам поиски смысла жизни и путей прогрессивного преобразования действительности способствуют формированию у них сущностных черт интеллигенции.
  4.  
    Студенчество – наиболее массовый и важный резерв пополнения интеллигенции, т.к. приобщение в вузе к инновационным технологиям, демократическому стилю жизни и мышлению, выработка навыков взаимодействия с властными и общественными структурами формируют у студентов навыки, необходимые для развития прогрессивного и стабильного общества.

 
Теоретическое обоснование понятийного  аппарата, определение методологических подходов к изучению формирования интеллигенции  в высшей школе России необходимы для выработки концепции данной монографической работы, ориентиров исследовательского поиска.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФОРМИРОВАНИЯ  НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ  В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

«Научно-техническая интеллигенция» — сложное, многоаспектное, междисциплинарное  понятие, сформировавшееся в период Советской власти для обозначения  лиц, «которые в результате обучения в специальных учебных заведениях и накопления знаний в ходе практической работы в состоянии выдвигать  и разрабатывать научно-технические  идеи, воплощать их в технике и  технологии, а также генерировать новое научное и техническое  знание и способствовать его внедрению  в различных областях общественной жизни». Однако, такое определение соответствует скорее социально-профессиональному подходу к пониманию интеллигенции, который до сих пор господствует при рассмотрении современной научно-технической интеллигенции, тем самым фактически отрицая ее духовно-нравственный, культурный аспект.

Очевидно, что ее исследование как особой социальной группы, осуществляющей свою деятельность в тесной связи  и взаимодействии с другими элементами социальной структуры и культурной сферы общества, следует начать с  осмысления сложившихся подходов к  анализу интеллигенции в целом.

Как показал проведенный  анализ монографических и диссертационных  исследований, материалов конференций  и журнальных публикаций, большая  часть отечественных и зарубежных современных авторов, ссылаясь на авторитетное мнение мыслителей ХIХ–ХХ вв. полагают, что возникновение и существование интеллигенции возможно только в русском типе культуры. Так, по мысли современного исследователя И. В. Никитиной, русская интеллигенция — это уникальное явление, возникшее как результат стремлений найти «мирской» эквивалент православной духовности. Если у западных народов интеллект и умение решать конкретные проблемы представляли независимую от морали ценность, то для русской культуры характерен духовный идеал, в котором знание и нравственность нерасторжимы, причем знание есть функция добродетели, а не наоборот.

Информация о работе Социологи, научное общество