Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 19:17, реферат
После распада СССР в 1991 г. в России произошли радикальные перемены в социально-экономической, политической и культурной сферах. Для высшей школы они имели как позитивную, так и негативную сторону. С одной стороны, произошла деидеологизация науки, ликвидация партийного контроля над образованием, появились новые перспективные специальности, открылись альтернативные государственным образовательные учреждения, усилилась интеграция образования и науки в мировое образовательное сообщество.
Введение -------------------------------------------------------------------------- 3
Понятия «интеллигенция», «научно-педагогическая
интеллигенция», «студенчество»--------------------------------------------- 4
3. Формирование научно-педагогической интеллигенции в современной России----------------------------------------------------------------------------------- 9
4.Теоретико-методологические подходы к изучению понятия
Интеллигенция------------------------------------------------------------------------- 14
5. Заключение-------------------------------------------------------------------------- 19
6. Список используемой литературы---------------------------------------------- 20
Содержание
3. Формирование научно-педагогической
интеллигенции в современной России------------------------
4.Теоретико-методологические подходы к изучению понятия
Интеллигенция-----------------
5. Заключение--------------------
6. Список используемой литературы--------------------
Введение
После распада СССР в 1991 г. в России
произошли радикальные перемены
в социально-экономической, политической
и культурной сферах. Для высшей
школы они имели как
Разрушение, казалось бы, «вечных» идеалов
и ценностей советского общества привело
к временной утрате российской интеллигенцией
собственных национальных ориентиров,
что привело к падению ее авторитета в
глазах населения. Вместе с тем история
нашего государства свидетельствует,
что ключевую роль в его развитии всегда
играли люди, выделявшиеся не только своими
профессиональными знаниями, но и высокой
духовностью, патриотизмом и подвижничеством.
В настоящее время главная задача, которая
стоит перед интеллигенцией, – с учетом
традиций прошлого выработать духовные
ориентиры, способные объединить и сплотить
многонациональное российское государство.
В связи с этим многократно возрастает
значение научно-педагогической интеллигенции,
т.к. от качества образования, а также от
того, какие интеллектуально-духовные
качества будут сформированы у студентов,
во многом зависит развитие общества.
Данная проблема актуализируется в связи
с реформированием в настоящее время высшего
образования.
Понятия «интеллигенция»,
«научно-педагогическая
интеллигенция», «студенчество»:
новые подходы и дискуссии
Понятие интеллигенции – одно из
наиболее трудноуловимых. Известный ученый
В.Л. Соскин, много лет занимающийся проблемами
изучения истории российский интеллигенции,
в начале XXI в. писал: «Понятие «интеллигенция»
является главным предметом дискуссий
среди интеллигентоведов. И это понятно:
от того, как характеризуется эта группа
(отряд и т.п.), зависит в значительной мере
отношение к ней»7.
Уже на этапе выработки понятийного аппарата
перед исследователем встают сложные теоретико-
В соответствии с различными методологическими
установками, исследователи предлагают
свои определения интеллигенции. Не останавливаясь
на содержательной стороне споров рубежа
XIX – XX вв.9, ограничусь выводами,
которые предлагают современные ученые.
К настоящему времени научные подходы
к определению понятия «интеллигенция»
могут быть объединены в две группы: первая
– социально-функциональный
подход, выделяющий интеллигенцию по характеру
труда – профессиональному, умственному,
требующему выполнения определенных социальных
функций; вторая – нравственно-этический подход, при котором упор делается на глубокое
осмысление и внутреннее переживание
представителями интеллигенции гуманитарных
ценностей. Сторонники первого подхода,
в соответствии с формулировкой В.И. Ленина,
включают в интеллигенцию всех образованных
людей, представителей свободных профессий
вообще, представителей умственного труда
в отличие от представителей физического
труда. Так, В.Л. Соскин считает, что «не
обоснованно отделение рядовых специалистов
от «настоящих» интеллигентов. Интеллигентами
являются все, кто занимается в основном
умственным трудом, благодаря наличию
образования, специальности, способностей,
навыков, опыта. Остальные признаки и качества
являются вторичными, они различны для
разных обществ и разных эпох»11.
Ярко и образно позицию сторонников второго
подхода выразил известный ученый-философ
Л.Н. Коган в докладе на конференции в Екатеринбурге
«Интеллигенция: слой специалистов или
духовная элита общества?». Он не был согласен
с тем, что «все люди, получившие высшее
и среднее специальное образование, а
также «практики», не имевшие специального
образования, но занятые умственным трудом,
механически зачислялись в разряд интеллигенции».
По мнению Л.Н. Когана, не всех специалистов
можно отнести к интеллигенции. «Специалисты,
– считал ученый, – социальная группа
общества; это люди, занятые профессиональным
умственным трудом, то есть группа, сложившаяся
на основе объективных, формальных признаков.
Иное дело интеллигенция – это оценочная
категория, характеризующаяся качественными
особенностями личности, определенным
типом мышления и поведения. Это люди,
высокая интеллектуальная культура которых
сочетается с высокой нравственной культурой,
подлинной духовностью, бескорыстным
служением народу, Родине». В качестве
вывода он заключил: «Интеллигенция –
это не социальная группа, а духовная элита
общества».
В настоящее время многими
При определении понятия научно-
Итак, понятие «научно-педагогическая
интеллигенция» включает в себя как объективные
социологические, так и субъективные оценочные
характеристики. Поэтому первым этапом в исследовании вузовской интеллигенции
должно стать всестороннее конкретно-историческое
изучение научно-педагогической интеллигенции
как социально-профессиональной группы.
Это позволит выявить общероссийские
и региональные особенности в подготовке
и деятельности научно-педагогической
интеллигенции. Вторым этапом исследования может быть сопоставление
целей и результатов профессиональной
и просветительской деятельности преподавателей,
их мировоззренческих установок, образа
жизни. Третьим шагом к воссозданию интеллектуально-духовного
облика научно-педагогической интеллигенции
в 1945 – 1991 гг. должно стать сопоставление
присущих ей специфических черт, выявленных
в результате конкретно-исторического
исследования, с сущностными характеристиками
всей отечественной интеллигенции.
Естественно, временных рамок
для становления интеллигентной
личности нет. Человек может быть
интеллигентом с ранней юности или
не стать им никогда, так что возрастной
фактор не играет в данном случае решающего
значения. Если же взять студенчество,
то период обучения в вузе целесообразно
выделить в качестве важного этапа в процессе
становления интеллигенции. И вот почему.
Студенты – это молодые люди, которые
при поступлении в вузы хотя и имеют определенный
объем знаний, политические, нравственные
убеждения, интересы, но все же представляют
из себя массу, которая нуждается в целенаправленном
воздействии на их сознание всеми формами
воспитательной работы. В образовательном
учреждении государственными, образовательными
и общественными структурами при непосредственном
воздействии научно-педагогических работников
создается определенная среда, которая
может и должна стать условием для
формирования нравственно развитой и
профессионально подготовленной личности.
Сказанное не означает, что интеллектуальное
и духовное развитие прекращается с окончанием
высшего учебного заведения. Процесс самосовершенствования
продолжается и, очевидно, может быть прерван
лишь с уходом человека из жизни. Нужно
также иметь в виду, что результаты обучения
и воспитания в высшей школе в каждом конкретном
случае могут быть различными, так как
формирование интеллигенции зависит от
множества объективных и субъективных
факторов, которые будут подробно рассмотрены
в следующих главах монографии.
Итак, образ жизни студентов сближает
их с интеллигенцией. Это, прежде всего, основной
вид деятельности – поиск научной истины,
осмысление сложных теоретических вопросов
и их практическое воплощение. Кроме того,
и те, и другие находятся в особой интеллектуальной
среде. Их повседневная жизнь требует
кропотливого умственного труда, порой
поднимающегося до творчества, наполненного
радостью побед и горечью неудач. Необходимо
также отметить, что часть студентов имеет
близкие к интеллигенции жизненные цели.
Это, с одной стороны, удовлетворение личных
потребностей в саморазвитии, а с другой
– участие в полезной для государства
и общества профессиональной и общественной
деятельности. Совместная научно-исследовательская
и общественная деятельность создавали возможность для
передачи студентам ценностных ориентиров
наставников.
Для нас важно и выделение российскими
и зарубежными исследователями биопсихических
особенностей молодежи. Студенты – это
молодые люди, полные оптимизма, стремящиеся
как можно скорее проявить свои таланты
и способности. От среднего и старшего
поколений их отличают романтизм, самоотверженность,
стремление к поиску истины, открытие
своего «я». Студенты активно реагируют
на изменение политической ситуации в
стране или регионе. Они более интеллектуальны
и динамичны, энергичны, подвижны, готовы
на риск, иногда связанный с жизнью.
Однако из-за отсутствия у студенческой
молодежи жизненного опыта она легко поддается
внушению, не имеет устоявшихся вкусов
и привычек, ранима, психологически неустойчива,
возбудима, болезненно воспринимает неудачи
и порой совершает неверные, по мнению
старшего поколения, поступки. С точки
зрения социологии «…студенчество …
представляет собой специфическую социальную
группу, характеризующуюся особыми условиями
жизни, труда и быта, социальным поведением
и психологией, системой ценностных ориентаций.
Для их представителей подготовка к будущей
деятельности… является главным, хотя
и не единственным занятием».
На основе обобщения работ социологов,
психологов, педагогов можно выделить
следующие статусные черты студентов:
Теоретическое обоснование понятийного
аппарата, определение методологических
подходов к изучению формирования интеллигенции
в высшей школе России необходимы
для выработки концепции данной
монографической работы, ориентиров
исследовательского поиска.
ФОРМИРОВАНИЯ
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ
«Научно-техническая
Очевидно, что ее исследование как особой социальной группы, осуществляющей свою деятельность в тесной связи и взаимодействии с другими элементами социальной структуры и культурной сферы общества, следует начать с осмысления сложившихся подходов к анализу интеллигенции в целом.
Как показал проведенный
анализ монографических и