Наука как социальный институт в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 13:06, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования данной курсовой работы является наука как социальный институт.
Предметом исследования – особенности развития вузовской науки.
Цель курсовой работы – охарактеризовать особенности развития вузовской науки в современном российском обществе.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
Выявить основные подходы к определению понятия «социальный институт».
Описать основные виды социальных институтов.
Охарактеризовать понятие «социальный институт науки».
Выявить особенности вузовского сектора науки.
Проанализировать особенности институционализации вузовской науки (на примере ХГУ им. Н.Ф.Катанова).

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Методологические основания изучения социальных институтов…5
§ 1.1. Понятие «социальный институт»………………………………………..5
§ 1.2. Виды социальных институтов…………………………………………...9
Глава 2. Наука как социальный институт в современном обществе……….13
§ 2.1 К определению понятия «социальный институт науки»……………...13
§ 2.2 Вузовская наук…………………………………………………………...19
§ 2.3 Институционализация науки в Хакасском государственном университете им. Н.Ф.Катанова……………………………………………………………23
Заключение……………………………………………………………………...32
Список литературы……………………………………………………………..34

Файлы: 1 файл

Курсовая по о.doc

— 176.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Методологические основания изучения социальных институтов…5

§ 1.1. Понятие  «социальный институт»………………………………………..5

§ 1.2. Виды социальных институтов…………………………………………...9

Глава 2. Наука как социальный институт в современном обществе……….13

§ 2.1 К определению понятия  «социальный институт науки»……………...13

§ 2.2 Вузовская наук…………………………………………………………...19

§ 2.3 Институционализация  науки в Хакасском государственном  университете им. Н.Ф.Катанова……………………………………………………………23

Заключение……………………………………………………………………...32

Список литературы……………………………………………………………..34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Наука по своей сути явление социальное. Она создается сообществом ученых на протяжении уже более двух тысячелетий и представляет собой, конечно, не только отношение ученого к познаваемой им действительности, но и определенную систему взаимосвязей между членами научного сообщества. В науке существует своя система ценностей, свой специфический образ жизни, регулируемый системой, как правило, формальных и неформальных правил и норм. Естественно, что способы социальной организации и взаимоотношений ученых на протяжении истории науки менялись в соответствии и с особенностями ее развития, с изменением ее статуса в жизни общества и с развитием самого общества в целом. От деятельности десятков древнегреческих ученых, собиравшихся в философских школах, занимающихся исследованиями по своему собственному желанию, вплоть до современного пятимиллионного международного научного сообщества, которое организует свою деятельность, как на национальном, так и на международном уровне, в исследовательских группах, лабораториях, институтах. Сегодня наука по существу представляет собой мощную отрасль по производству знаний с огромной материальной базой и с развитой системой коммуникаций.

Изучение социальных институтов науки необходимо, потому что их цель - производство и распространение научного знания, а это оказывает сильнейшее влияние почти на все сферы человеческой деятельности. Овладение научными знаниями становится необходимым условием формирования человеческой личности. Наибольшее внимание нужно обратить на вузовскую науку, так как в высшем учебном заведении создается 20% научной продукции страны. В вузах научная деятельность взаимосвязана с образовательным процессом, что положительно влияет на проведение вузовской научной работы. При этом исполнителями научной работы могут быть не только профессорско-преподавательский состав, но и студенты в ходе выполнения курсовых и дипломных работ, докторанты, аспиранты, стажеры.

Объектом исследования данной курсовой работы является наука как социальный институт.

Предметом исследования – особенности развития вузовской науки.

Цель курсовой работы – охарактеризовать особенности развития вузовской науки в современном российском обществе.

В соответствии с целью были определены следующие задачи:

  1. Выявить основные подходы к определению понятия «социальный институт».
  2. Описать основные виды социальных институтов.
  3. Охарактеризовать  понятие «социальный институт науки».
  4. Выявить особенности вузовского сектора науки.
  5. Проанализировать особенности институционализации вузовской науки (на примере ХГУ им. Н.Ф.Катанова).

В своей курсовой работе я использовала метод анализа  документов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Методологические основания изучения

социальных  институтов

 

§ 1.1. Понятие «социальный институт»

 

Понятие институт (от лат. institutum — установление, учреждение), как указано в словарях употребляется в трех смыслах:

1. Название  научно-исследовательских учреждений, а также многих специализированных учебных заведений (средних, высших, системы повышения квалификации и т.п.).

2. В дореволюционной  России — название привилегированных  женских средних учебно - воспитательных заведений закрытого типа для дочерей дворян. Институты благородных девиц начали открываться со второй половины XVIII в. Из истории наиболее известен Смольный институт благородных девиц — первое в России подобное заведение для дочерей дворян с 6 до 18 лет. Он был основан в 1764 г. при Воскресенском Смольном женском монастыре в Петербурге под названием Воспитательное общество благородных девиц, а после Октябрьской революции сразу закрыт.

3. Определенная  совокупность учреждений, соответствующих  социальной структуре общества; совокупность социальных норм и культурных образцов, определяющих устойчивые формы социального поведения в соответствии с этими правилами, — это социальный институт.

В осмыслении этого  понятия выделяют две тенденции. Первая тенденция состоит в размывании дисциплинарных границ институциональных исследований. Если до середины XIX века институты изучались только правоведами, то уже на рубеже XIX-XX веков к ним проявили интерес социологи. Позже, к изучению институтов подключились экономисты. На современном этапе, социальные институты активно изучаются в антропологии, социальной психологии, политических науках, культурологи, экологии и т.д.

Вторая тенденция  связанна с рассмотрением институтов как характеристик внутреннего устройства, определяющих закономерности развития общества и обеспечивающих его целостность. Одним из первых на это обратил внимание Т. Парсонс. Он классифицировал социальные институты на регулятивные, релятивные и культурные.

Обе тенденции  тесно связаны друг с другом, они  взаимообогащают содержание, вкладываемое в понятие «институт».

В целом, понятие «социальный институт» употребляется в самых разнообразных значениях (Приложение 1):

  • особые формы социальной организации
  • формы мышления
  • вербальные символы
  • идеи
  • организационные модели установок поведения
  • образцы стандартизированных ожиданий
  • формы организованных человеческих отношений
  • набор правил и норм
  • групповые цели.

В социологии этим термином обозначают «различные спектры  социально регулируемого и организованного поведения людей».1

Рождение социальных институтов - результат потребностей социальной практики.

Каждый социальный институт как организованная социальная система характеризуется устойчивой структурой и обладает набором определенных составных элементов, более или  менее оформленных в зависимости  от типа института.

 

 

1. Каждый институт  имеет свою цель деятельности.

2. Он четко  определяет функции, права и  обязанности участников институализированного взаимодействия для достижения поставленной цели. Каждый выполняет свою устоявшуюся, традиционную для данного института социальную роль, функцию в рамках данного института, благодаря чему все остальные имеют достаточно надежные и обоснованные ожидания.

3. Социальный  институт обладает определенными  средствами и учреждениями для достижения цели. Они могут быть как материальными, так и идеальными, символическими.

4. Институт располагает  определенной системой санкций,  обеспечивающих поощрение желаемого и подавление нежелаемого, отклоняющегося поведения. Таким образом, социальные институты контролируют и упорядочивают поведение индивидов, они поощряют действия входящих в них лиц, согласующиеся с соответствующими стандартами поведения, и подавляют поведение, отклоняющееся от требований этих стандартов.2

Социальный  институт – полифункционален. Его  специфику определяет, с одной стороны, совокупность предписанных ему социальных функций, а с другой – главная (основная) социальная функция.

Функционирование  социального института предполагает достижение определенной цели и решение  конкретных задач, которые находят  свое завершение в результатах деятельности его персонала. Результатами функционирования социального института могут быть созданные материальные и духовные ценности, удовлетворение личных и общественных потребностей и интересов.

Институт складывается для выполнения одной или нескольких специфических функций, которые и отличают его от других институтов. Наряду с этим каждый институт выполняет и ряд общих для всех институтов функций.

Выделяют следующие общие для всех институтов функции: 1) функция организации социальных практик; 2) функция сохранения и воспроизводства общественных отношений; 3) интегративная функция; 4) регулятивная функция, 5) функция социального контроля; 6) функция социализации; 7) коммуникативная функция.

Таким образом, существуют различные трактовки понятия «социальный институт», которые можно свести к следующим четырем основаниям:

1. Группа лиц,  выполняющих определенные, важные  для всех социальные функции.

2. Конкретные  организованные формы комплексов  функций, которые выполняют некоторые  члены группы от имени всей  группы.

3. Система материальных  учреждения и формы действий, позволяющие индивидам выполнять общественные безличные функции, направленные на удовлетворение потребностей или регулирование поведения членов общности (группы).

4. Социальные  роли, особо важные для группы  или общности.

В целом, можно вывести следующее более краткое определение: социальный институт — это объединение людей, выполняющих специфические функции в рамках социальной целостности и связанных общностью функций, а также традиций, норм, ценностей; объединение, обладающее внутренней структурой и иерархией и отличающееся особым устойчивым характером связей и отношений как внутренних, так и внешних.3

 

 

§ 1.2. Виды социальных институтов

 

Социальные  институты так же, как и социальные связи и взаимодействия, могут быть формальными и неформальными.

Формальный  институт — это институт, в котором объем функций, средства и методы действия регулируются предписаниями законов или иных правовых актов, формально утвержденных распоряжений, установлений, правил, регламентов, уставов и т.д. Формальными социальными институтами являются государство, армия, суд, семья, школа и т.п.

Неформальный  институт — это институт, в котором функции, средства и методы деятельности не установлены формальными правилами (т.е. четко не определены и не закреплены в специальных законодательных актах и нормативных документах), поэтому отсутствует гарантия, что данная организация будет устойчивой.

Все социальные институты любого общества в различной  степени объединены и взаимосвязаны между собой, представляют собой сложную интегрированную систему. Данная интеграция главным образом базируется на том, что человек, чтобы удовлетворить все свои потребности, должен участвовать в различных типах институтов. Кроме этого, институты оказывают определенное влияние друг на друга. Например, государство оказывает влияние на семью своими попытками регулирования рождаемости, числа браков и разводов, а также установлением минимальных стандартов заботы о детях и матерях.

Взаимосвязанная система институтов образует целостную  систему, которая обеспечивает членам групп удовлетворение их разнообразных потребностей, регулирует их поведение и гарантирует дальнейшее развитие группы как целого. Внутренняя согласованность в деятельности всех социальных институтов — необходимое условие нормального функционирования всего общества. Система социальных институтов в социальной совокупности очень сложна, а постоянное развитие потребностей ведет к образованию новых институтов, в результате чего рядом друг с другом существует много разных институтов.

Развитие общества возможно только в том случае, если в нем сформированы четко налаженные, регламентированные, контролируемые и устойчивые взаимодействия. Наличие и содержание институтов, а также система социальных регуляторов определяют существующий общественный строй. Поэтому социальные институты выступают для социологов в качестве одного из наиболее важных объектов анализа, являются объектом специализированных социологических исследований.

Г.Спенсер был  одним из первых, кто обратил внимание на проблему институционализации общества и стимулировал интерес к институтам в социологической мысли. Он различает три основных типа институтов:

1) продолжающие род (брак и семья);

2) распределительные (или экономические);

3) регулирующие (религия, политические системы).4

Данная классификация основана на выделении главных функций, присущих всем институтам.

В зависимости  от сферы действия и выполняемых  функций социальные институты, как отмечает Л.А.Седов, западные социологи подразделяют на три вида: реляционные, регулятивные и интегративные.5 

Информация о работе Наука как социальный институт в современном обществе